Interested Article - Леммле, Карл

Карл Леммле ( англ. Carl Laemmle ; 17 января 1867 , Лаупхайм 24 сентября 1939 , Беверли-Хиллз ) — кинопродюсер, основатель старейшей (из существующих) американской киностудии Universal , который курировал создание более чем 400 немых фильмов .

Дорога в Голливуд

Уроженец еврейского квартала городка Лаупхайм в Вюртемберге , Леммле эмигрировал в Америку в 17-летнем возрасте. На протяжении последующих 20 лет работал в провинциальном Ошкоше курьером в аптеке, бухгалтером , управляющим магазином одежды. Женившись на дочери босса и скопив достаточное состояние, в 1906 г. он взялся за скупку дешёвых кинотеатров, но довольно скоро столкнулся с неэффективностью существующей системы дистрибуции фильмов под эгидой монополиста Motion Picture Patents Company (MPPC) .

В 1907 году Леммле основал собственную фирму Laemmle Film Service и вступил в жёсткую конкуренцию с MPPC за главенство в американской киноиндустрии. В этой борьбе его козырем стало именование исполнителей главных ролей в начальных титрах фильма, что во времена анонимных киноактёров представлялось смелым маркетинговым ходом.

В 1910 году ему удалось переманить к себе первую в истории кинозвезду , Флоренс Лоуренс . На другой день американские газеты вышли с заголовками о её трагической гибели . Вскоре, правда, выяснилось, что слухи о смерти звезды были преувеличены; эффектные рекламные трюки такого рода станут «коньком» Леммле.

Леммле считается основоположником «конвейера звёзд» ( ), на котором строился классический Голливуд . Он придумывал своим актёрам и актрисам новые имена и гламурные биографии, щедро приплачивая газетчикам за упоминание о каждом шаге «звезды». Одним из первых «продуктов» этого конвейера была Мэри Пикфорд .

Золотые годы студии

Памятник К. Леммле в Лаупхайме

В 1912 году Леммле зарегистрировал компанию Universal . Через три года в долине в присутствии 20 000 фанатов состоялось открытие «Вселенского города» ( Universal City ) — площадки в 235 акров, где проходили конвейерные съёмки немых фильмов. Леммле сразу открыл доступ в свою студию для всех желающих поглазеть на то, как снимаются фильмы.

Несмотря на успех этой площадки (в то время крупнейшей в мире кино) и постоянный рост оборотов, Леммле продолжал рассматривать Universal как семейный бизнес . Под его руководством в студии работало не менее 70 родственников, многие из которых занимали ключевые посты . Среди них был и племянник Леммле — молодой кинорежиссёр Уильям Уайлер . Кино не стало для «дядюшки Карла» ( Uncle Carl ) единственным делом жизни: он не забывал о своих истоках и не раз навещал оставшихся в Европе родственников. Он открыл в Центральной Европе филиал своей компании, а после прихода к власти в Германии нацистов финансировал эмиграцию лаупхаймских евреев в Америку, которых к моменту его смерти в 1939 году было вывезено 300 семей . Во время пребывания Леммле в Европе делами студии занимался молодой Ирвинг Тальберг .

Кризис кинопроизводства

В качестве подарка к дню совершеннолетия в 1928 году Леммле передал управление студией своему 21-летнему сыну Карлу-младшему . В условиях Великой депрессии младший Леммле оказался неважным руководителем. Вдохновлённый успехом « Призрака Оперы » (1925), он запустил в производство серию классических «ужастиков» , но основную ставку сделал на дорогостоящие постановки вроде экранизации романа « На западном фронте без перемен » (1930) и мюзикла « » (1929) .

Хотя отец и сын Леммле долгое время гордились полным отсутствием долгов, провал мюзикла в прокате в сложных условиях перехода Голливуда к звуку вынудил их компенсировать убыток крупным займом. Была развёрнута программа тотальной оптимизации расходов, бюджеты новых постановок сокращены во много раз (от чего пострадали «Дракула» и «Франкенштейн»); наиболее высокооплачиваемые звёзды ушли к конкурентам. К середине 1930-х Universal перешёл в разряд производителей малобюджетных фильмов . Леммле заложили свои права на студию и вынуждены были с ней расстаться в 1936 году всего лишь за $5 млн.

В литературе

  • Вскоре после смерти киномагната Гарольд Роббинс опубликовал роман « », основанный на собственных впечатлениях от работы у Леммле.

Примечания

  1. Гэблер, Нил. // Искусство кино 1999 №10. — 1999. — № 10 . — С. 159—174 . 29 декабря 2019 года.
  2. ↑ от 23 сентября 2015 на Wayback Machine в сетевой энциклопедии allmovie
  3. (рус.) . delo.ua. Дата обращения: 5 января 2020. 25 января 2021 года.
  4. В нескольких фильмах была занята его племянница Карла Леммле — одна из последних остающихся в живых актрис немого кино, в 2009 г. отметившая свой 100-летний юбилей.
  5. Gabler N. . — Crown Publishers, 1988. — P. . — ISBN 9780517568088 .
  6. (неопр.) . Лехаим (11 февраля 2019). Дата обращения: 5 января 2020. 28 сентября 2020 года.
  7. Комм Д. Е. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. — СПб. : БХВ-Петербург, 2012. — С. 39—40. — 224 с. — ISBN 978-5-9775-0656-4 .

Same as Леммле, Карл