Interested Article - Гладиатор (фильм, 2000)

« Гладиатор » ( англ. Gladiator) — исторический художественный фильм режиссёра Ридли Скотта , вышедший на экраны 1 мая 2000 года и награждённый пятью премиями «Оскар» . Съёмочный период картины – с 18 января по 29 мая 1999 года. Фильм стал последней работой в кино актёра Оливера Рида .

Сюжет

В 180 году н. э. войска императора Рима Марка Аврелия ведут затяжную войну против германских варваров . Лучший полководец империи, испано-римлянин Максимус Децим Меридий, ведёт имперские войска в атаку близ Виндобоны и во главе кавалерии наносит решающий удар в тыл противника. Сражение заканчивается победой Рима , что лично для Максимуса означает окончание войны и возвращение в свои владения в Испании , где его ждут жена и сын.

В лагерь римлян прибывает сын Марка Аврелия Коммод , чтобы передать поздравления императору от Сената , и его сестра Луцилла, ищущая встречи как со старым отцом, так и с Максимусом, который был её любовником во времена, когда молодой испанец воспитывался при дворе Марка Аврелия. Во время приватной встречи с полководцем старый император передаёт ему свою волю: Максимус вернётся в Рим как преемник Марка Аврелия, и начнёт процесс передачи власти Сенату, чтобы преобразовать разросшуюся деспотичную империю обратно в демократическую республику . Однако когда император позвал своего сына и сообщил ему о намерении сделать преемником вовсе не его, Коммод тайком убивает отца, задушив его в объятьях, а войску объявляет, что смерть императора наступила ночью от старости, и о том, что трон передан Коммоду. Максимус отказывается присягнуть убийце, и готов отправиться в Рим, чтобы рассказать сенаторам об истинной воле покойного императора. Однако Коммод приказывает казнить непокорного полководца и его семью, поручив грязное дело командиру преторианской гвардии соратнику Максимуса, генералу Квинту. Максимуса арестовывают и увозят на казнь. Тем не менее, Максимус хитростью освобождается и убивает преторианцев, но получает ранение. Тогда преданный полководец решается отправиться домой, чтобы спасти семью, но опаздывает буквально на несколько часов.

Добравшись до дома, он находит его в разорении, а жену и сына распятыми и сожжёнными на крестах. Обессилевшего от горя Максимуса подбирает работорговец, посчитавший его римским дезертиром, и продаёт в город (англ.) (провинции Мавретания Цезарейская в гладиаторы ланисте (учителю и хозяину гладиаторов) Проксимо — в качестве компенсации за «бракованную» партию жирафов (животные отказываются спариваться). Максимус (которого другие гладиаторы называют Испанцем) долгое время отказывается участвовать в тренировках и не испытывает желания сражаться, но со временем перестаёт противиться судьбе, и выходит сражаться на арену. Со временем Максимус становится любимцем публики, а также находит среди гладиаторов друзей, особенно сближаясь с нумидийцем Джубой и германцем Хагеном.

Тем временем Коммод с триумфом вступает в Рим, где получает достаточно агрессивную реакцию населения и холодный приём в Сенате. Авторитетом в народе и Сенате он не пользуется, а сам считает, что ему достаточно просто «быть императором». Чтобы заручиться поддержкой римских граждан, он начинает платить за гладиаторские бои хлебом. Со всей империи в Колизей собирают гладиаторов, а щедрость императора в организации боёв не знает границ. Это вызывает большие денежные расходы, что беспокоит оппозицию сенаторов во главе с сенаторами Гракхом и Гаем, старыми соратниками и друзьями Марка Аврелия. Они встречаются с Луциллой и говорят ей, что в Сенате полно шпионов Коммода, в том числе их старый недруг сенатор Фалко, и пытаются заручиться её поддержкой, но та говорит, что пока генерал Квинт и преторианцы находятся при императоре, а легионы возглавляют верные Коммоду полководцы, предпринимать что-то против нового императора опасно.

Максимус продолжает выступать на арене, но отказывается «делать шоу» и хладнокровно и быстро убивает всякого гладиатора, против кого он вышел. В последнем бою он даже бросил свой меч на трибуны, спрашивая толпу, не насытилась ли она смертью, на что она отвечает бурей оваций. Позже Проксимо разговаривает с Максимусом, говоря, что Коммод позвал его гладиаторов в Рим. Ланиста рассказывает, как величественно было чувство сражаться в Колизее, и как Марк Аврелий лично вручил ему рудис, деревянный меч, означающий свободу гладиатора. Максимус, внезапно осознав, что Проксимо сам лично когда-то участвовал в битвах, спрашивает его, был ли он сам когда-то гладиатором, на что Проксимо отвечает утвердительно. Проксимо говорит Максимусу, что истинную власть над римским народом можно получить именно на арене. Максимус, однако, в принципе отрицательно относится к гладиаторским боям, и скептически — к попыткам Проксимо воодушевить его. Не ищет Максимус и власти. Однако в рассказах Проксимо внимание Максимуса привлекает интересный факт: Проксимо когда-то видел самого императора. У Максимуса появляется надежда и план — отомстить Коммоду, если он, так же как когда-то Марк Аврелий перед Проксимо, предстанет перед самим Максимусом. Поэтому Максимус заявляет Проксимо, что он хочет видеть перед собой императора, так же как он когда-то, и соглашается ехать в Рим.

Гладиаторы прибывают в Рим, и живут в специальном людусе близ Колизея. Там, перед их первым боем, Максимуса замечает мальчик, который слышал о нём и желает увидеть его подвиги. Напоследок, Максимус слышит имя мальчика — Луций Вер , названный в честь отца, погибшего мужа Луциллы. В первом же сражении Максимус, не потерявший боевых навыков, организовывает своих гладиаторов и выигрывает бой, разрушив все колесницы и убив всех врагов. Максимус лично участвует в бою, сражаясь и копьём и мечом, который ему дал Джуба. Это привлекает внимание императора. Тем временем на арену выбегают преторианские гвардейцы с одним из командиров, и приказывают бросить оружие. Коммод выходит на арену вместе с Квинтом, преторианцами и Луцием, что не позволяет Максимусу отомстить. Император просит сказать своё имя, но Максимус называет себя просто «гладиатором» и поворачивается к нему спиной (что является неприемлемым для императора). Тогда Коммод требует снять шлем и сказать свое имя. Максимус снимает шлем, открывая своё лицо, и обещает отомстить, «в этой жизни или в следующей». Коммод готовится убить бывшего полководца, но гневные выкрики зрителей вынуждают его пощадить Максимуса.

Коммод в ярости от самого факта, что любимец отца остался жив, а верные ему люди солгали о его смерти. Луцилла подговорила брата казнить лжецов, тем самым планируя ослабить влияние Коммода на армию. Коммод арестовывает двух лжецов Юлиана Красуса и Марка и приказывает Квинту выбрать одно из двух либо убить, либо пощадить. Командир преторианцев выбирает убийство, и преторианцы убивают лжецов из луков. Сама Луцилла пробирается в людус Проксимо, где находит встречи с Максимусом под видом знатной матроны , ищущей ласки чемпиона. Максимус подозревает, что она подослана императором в качестве убийцы, и обвиняет её в предательстве, так как она знала истину о смерти отца. Луцилла оправдывается тем, что боялась за жизнь сына, следующего наследника престола, и что до сих пор дрожит в страхе перед своим братом. Она говорит, что будучи гладиатором, у Максимуса больше власти, чем у императора, и что есть возможность свергнуть цареубийцу через оппозицию в Сенате. Максимус отказывается участвовать в интригах, так как считает себя обычным рабом, выступающим на потеху толпе.

Коммод в страхе перед народом не решается казнить Максимуса, а пытается подстроить его смерть в сражении с лучшим гладиатором Рима Тигром из Галлии. Максимус выигрывает бой, но не убивает своего противника, при этом игнорируя жест императора, который означал: «Смерть». Преторианцы снова выбегают на поле битвы и окружают Максимуса, выставив копья и мечи. Происходит короткий разговор между императором и гладиатором. Вскоре преторианцы отступают. Народ начинает боготворить полководца-гладиатора, называя его Максимусом Милосердным, «спасителем Рима». Тем временем сенатор Фалко подталкивает императора на убийство Максимуса, но тот говорит, что не хочет делать из него мученика. Тогда Фалко рассказывает о змее, которая лежит, притворяясь раненой, и враги начинают её покусывать, но она не шевелится и ждёт. Коммод устанавливает слежку за каждым сенатором. Сенаторы Гракх, Гай и Луцилла, осознав угрозу для Луция, который должен стать наследником престола, плетут заговор. Луцилла снова посещает Максимуса, и на этот раз находит его понимание; они даже целуются в знак примирения и заключения союза — на время заговора и после него (подразумевается, что в прошлом Максимус и Луцилла были любовниками — об этом косвенно упоминается в начале фильма). Сенатор Гракх тоже разговаривает с Максимусом. Убедившись в том, что Максимус не стремится к власти, а лишь хочет избавить Рим от тирана, сенатор выражает опальному полководцу свою поддержку. Максимусу нужно попасть к своим легионам, стоящим в Остии, неподалёку от Рима.

Однако Коммод, просыпаясь от звуков ударов — это его племянник Луций играл с деревянным мечом — слышит, как тот называет себя «Максимусом, спасителем Рима». Понимая, что ребенок это не сам придумал, Коммод спрашивает у Луция, кто ему сказал так про Максимуса. Этот момент не показан, но в связи с последующими событиями, предполагается, что мальчик ответил, что так говорила его мама, сестра Коммода. Таким образом Коммод понимает, что сестра его предала, поэтому он с мальчиком уходит читать тому книгу, а по сути просто держит того около себя. Но когда их видит Луцилла, Коммод, глядя в глаза ей, но как будто рассказывая это мальчику, говорит тому о их предке, которого предали «пчёлки», то есть его подданные и самые близкие ему люди, намекая на то, что он знает про предательство Луциллы. «Но предку одна из „пчёлок“ всё рассказала, иначе он бы убил её детей», говорит Коммод и Луцилла понимает, что если она сейчас не расскажет брату о своей связи и о заговоре с Максимусом — Коммод убьет Луция. И Луцилле приходится для защиты сына выдать планы Максимуса и Гракха. Коммод, питаемый ненавистью к сенатору Гракху, отдает приказ преторианцам арестовать его. Преторианцы находят и арестовывают Гракха. Ночью в городе начинается восстание преторианцев. Сенатор Гай погибает, задушенный змеёй. Тем временем у людуса Проксимо начинается бой рабов с преторианцами. В бою погибает друг Максимуса, германец Хаген. Максимус находит свои доспехи и меч, и бежит из города, но там его арестовывают посланные Коммодом преторианцы, которые убивают Проксимо. Также, на глазах Максимуса убивают преданного ему Цицерона, его давнего друга, который должен был ждать его у стен города с лошадью. Все сбежавшие из тюрьмы, в том числе нумидиец Джуба и сенатор Гракх, снова арестованы и посажены в тюрьмы.

Позже между Коммодом и его сестрой Луциллой состоится разговор. Император не может устранить свою сестру в силу своей давней привязанности к ней, причём эта любовь более, чем просто братская. Коммод заявляет Луцилле, что она «станет его женой и родит ему наследника чистых кровей». После этого он кричит в лицо Луцилле: «Разве я не милосерден?».

Коммод решает убить Максимуса в сражении на арене Колизея, и перед боем наносит ему рану отравленным ножом. Получив такую «фору» (Максимус фактически умирает из-за раны), Коммод ведёт сражение на равных. Примерно через минуту после начала боя силы начинают оставлять Максимуса. Он останавливается и видит внутренним взором поля загробного мира. Коммод в этот момент вполне мог убить Максимуса — последнего спасает лишь то, что перед этим он лишил Коммода его меча. Коммод просит кого-нибудь из солдат дать ему новый. Однако командир преторианской гвардии Квинт отказывает императору, приказав солдатам вложить мечи в ножны. Максимус также теряет свой меч, и между противниками начинается рукопашная схватка. Впрочем, рукопашная довольно относительна — Коммод всю жизнь (и момент данного поединка не исключение) носит в каждом рукаве по ножу. Однако теперь сказывается опыт в рукопашном бою и чисто физическое превосходство Максимуса. Император не может нанести ему точный удар своим ножом, и Максимус, перехватив руку Коммода, убивает императора его же ножом. Раненый Максимус ненадолго переживает его. Перед смертью он снова видит поля загробного мира и свою семью, и уходит к ним. Но он успевает передать Квинту свою просьбу — освободить всех арестованных, восстановить права сенатора Гракха, и передать власть сенату, как того хотел Марк Аврелий, что и было исполнено. Луцилла восклицает: «Стоит ли Рим его жизни? Он верил, стоит. Когда-то мы верили в это, попробуем поверить ещё раз! Он был воином Рима. Чтите его!».

Фильм заканчивается тем, как Джуба на арене Колизея закапывает в земле фигурки жены и сына Максимуса и произносит слова: «Теперь мы свободны. Мы ещё встретимся, но не сейчас».

В ролях

Актёр Роль
Рассел Кроу Максимус Максимус
Хоакин Феникс Коммод Коммод
Конни Нильсен Луцилла Луцилла
Джимон Хонсу Джуба Джуба
Оливер Рид Антониус Проксимо Антониус Проксимо
Дерек Джейкоби Гракх сенатор Гракх
Ричард Харрис Марк Аврелий Римский император Марк Аврелий
Спенсер Трит Кларк Луций Луций
Томми Флэнаган Цицерон Цицерон
Томас Арана Квинт генерал преторианцев Квинт
Гай сенатор Гай
Фалко сенатор Фалко
Ральф Мёллер Хаген Хаген
Свен-Оле Торсен Тигр Галльский Тигр Галльский
Дэвид Хеммингс Кассий Кассий
Омид Джалили работорговец

Награды и номинации

  • 2001 — 5 премий « Оскар »: лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Скотт Миллан, Боб Бимер, Кен Уэстон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Нил Корбоулд, Тим Бёрк, Роберт Харви), а также 7 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс, Криспиан Саллис)
  • 2001 — 2 премии « Золотой глобус »: лучший фильм — драма, лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), а также 3 номинации: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс)
  • 2001 — 4 премии BAFTA : лучший фильм (Дуглас Уик, Дэвид Францони, Бранко Лустиг), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), а также 10 номинаций: лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс и Оливер Рид), лучший оригинальный сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон, Тим Бёрк, Роберт Харви, Нил Корбоулд), лучший грим и причёски (Пол Энгелен, Грэм Джонстон), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс), лучший звук (Кен Уэстон, Скотт Миллан, Боб Бимер, Пер Холлберг)
  • 2001 — 6 премий « Выбор критиков »: лучший фильм, лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшая работа художника—постановщика (Артур Макс), а также номинация за лучшую режиссуру (Ридли Скотт, 2-е место)
  • 2001 — 3 премии « Спутник »: лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучшая операторская работа (Джон Мэтисон), лучшие визуальные эффекты (Джон Нельсон), а также 7 номинаций: лучший фильм — драма, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль — драма (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана — драма (Хоакин Феникс), лучший монтаж (Пьетро Скалия), лучшая работа художника—постановщика (Кит Пэйн), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс)
  • 2001 — три номинации на премию Гильдии киноактёров США : лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучший актёрский состав
  • 2001 — номинация на премию Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Ридли Скотт)
  • 2001 — номинация на премию « Грэмми » за лучшую музыку к фильму (Лиза Джеррард, Ханс Циммер)
  • 2001 — 6 номинаций на премию « Сатурн »: лучший приключенческий фильм, боевик или триллер, лучший режиссёр (Ридли Скотт), лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший сценарий (Дэвид Францони, Джон Логан, Уильям Николсон), лучшая музыка к фильму (Ханс Циммер, Лиза Джеррард), лучший дизайн костюмов (Дженти Йетс),
  • 2001 — премия канала MTV за лучший фильм, а также 5 номинаций: лучшая мужская роль (Рассел Кроу), лучший злодей (Хоакин Феникс), лучшая драка, лучшая экшн-сцена, лучшая реплика (Хоакин Феникс)
  • 2000 — 2 премии Национального совета кинокритиков США : лучшая мужская роль второго плана (Хоакин Феникс), лучшая работа художника-постановщика (Артур Макс), а также попадание в десятку лучших фильмов года

Фильм входит в список « 250 лучших фильмов по версии IMDb ».

Прототип главного героя

В 2008 году в пригороде Рима была обнаружена могила римского сенатора , который послужил прототипом Максимуса. Макрин был консулом и близким другом императора Марка Аврелия .

См. также

Сиквел

Начиная с 2001 года разрабатываются разные варианты продолжения фильма . Проект был официально одобрен Paramount Pictures в 2018 году, в конце 2022 года появилась информация о скором начале съёмок.

Примечания

  1. (неопр.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 7 августа 2018. 8 августа 2018 года.
  2. Совр. (англ.) Алжире .
  3. (неопр.) . Дата обращения: 1 сентября 2018. 1 сентября 2018 года.
  4. (неопр.) . Лента (16 октября 2008). Дата обращения: 25 марта 2021. 18 апреля 2021 года.

Ссылки

Same as Гладиатор (фильм, 2000)