Interested Article - Дворец в Ореанде

Дворец в Ореанде (также Дача государыни императрицы , Дворец великого князя Константина Николаевича ) — не сохранившееся здание на южном берегу Крыма в Ореанде , построенное в императорском имении , ныне территория современного санатория «Нижняя Ореанда», по указанию Николая I для его супруги Александры Федоровны по проекту архитектора А. Н. Штакеншнейдера . Работами последовательно руководили архитекторы Вильям Гунт, Камбиоджио, К. И. Эшлиман . Строительство дворца началось весной 1843 года и было закончено осенью 1852 года. После смерти императрицы имение унаследовал великий князь Константин Николаевич . 7 августа 1881 года во дворце произошёл пожар, уничтоживший крышу и убранство. Здание более не восстанавливалось, развалины были снесены в 1948 году.

Предыстория

Древнее христианское селение Ореанда ( лат. casalle Oriande) , или, в турецком произношении, Урьянда , и ранее немноголюдное (по османской переписи 1520 года в Мисхоре и Урьянде вместе числились 68 семей ), ко времени присоединения Крыма к России опустело и малодоступная местность была приобретена командиром греческого Балаклавского батальона Феодосием Ревелиоти , который вскоре продал её графу Кушелеву-Безбородко .

Н. Чернецов . Дом, где останавливался Александр I в 1825 году
Н. Чернецов. Домик с башней для гостей

Александр I впервые побывал в Ореанде в сентябре 1825 года, в сопровождении новороссийского и бессарабского генерал-губернатора М.С. Воронцова , во время своего второго приезда в Крым. Под впечатлением от красоты и безлюдности места, император решает построить здесь дворец для отдыха своей супруги Елизаветы Алексеевны , и приобретает имение у Кушелев-Безбородко . Осуществлению этих планов помешала смерть Александра I в мае 1826 года, после чего имение переходит по наследству Николаю I . Шарль Монтандон так описывал Ореанду в 1834 году:

Около дороги двухэтажный дом с возвышающейся над ним башней в первую очередь привлекает внимание путешественников, которые смогут насладиться видом абсолютной красоты. На востоке вдали взгляд охватывает большую верхнюю цепь гор; горы, окаймляющие море, среди прочих — Аюдаг, Ялту, её порт, часть её долины, прекрасные массивы зелени и скал, окружающих это место. В нижнюю часть имения спускаются, пересекая виноградник. Сады с дорожками, проложенными на английский манер, предлагают среди внушительных скал места самые дикие и всегда самые прекрасные .

Николай I с супругой Александрой Федоровной впервые побывали на южном берегу Крыма, по приглашению князя М. С. Воронцова на открытие Алупкинского дворца осенью 1837 года. В тот приезд чета посетила и Ореанду, к этому времени представлявшую собой великолепный пейзажный парк, который именовался «Ореандским Собственно Его Императорского Величества садом». Надзирал за имением М. С. Воронцов, непосредственно состоянием и работами руководили управляющий Александр Васильевич Ашер и английский садовник В. Росс. Из строений известны дом, где останавливался Александр I, домик садовника и «домик с башней для гостей», в котором и остановилась императорская чета, построенные по проекту архитектора Ф. Эльсона . Там же Николай I объявил, что дарит супруге имение к двадцатой годовщине бракосочетания , 17 сентября 1837 года в Ореанде же он подписал особый указ:

Принадлежащие мне на Южном береге Крымского полуострова имение Ореанду, со всеми строениями и угодьями даруя любезнейшей супруге нашей Императрице Александре Федоровне, повелеваю считать собственностью Ея Императорского Величества

С тех пор Ореанда стала именоваться «имением Её Императорского Величества» , либо «Дачей Государыни Императрицы» . Также результатом событий стало увеличение финансирования имения: до 1837 года на содержание Ореанды в год отпускалось 10000 рублей, то после визита сумма была увеличена до 40000 рублей .

Строительство дворца

Вскоре после получения подарка, императрица заказывает известному берлинскому архитектору К. Ф. Шинкелю проект дворца в стиле римских вилл . Предложенное Шинкелем в 1839 году архитектурное решение восхитило царскую семью, но от проекта решено было отказаться ввиду огромной цены: постройка должна была обойтись в миллион рублей

Проект фасада дворца архитектора Шинкеля
План дворца, предложенный Шинкелем

В 1840 году создание нового проекта поручили профессору А. Н. Штакеншнейдеру с условием, что постройка дворца должна обойтись не более 400 000 рублей серебром. Сохранив общую идею, стиль и планировку строения, архитектор полностью изменил его масштаб, значительно уменьшив размеры и переместив его с вершины горы на одну из горных террас, спускающихся к морю. Основой ансамбля Штакеншнейдера послужил план римского дома с атриумом , окруженным дорическими портиками в ярко выраженном ренессансном духе. В сентябре 1842 года «высочайшим соизволением» на М. С. Воронцова, была возложена обязанность взять под свой строгий контроль строительство дворца и в том же месяце Воронцов создал комиссию для руководства строительством дворца. Председателем был назначен чиновник для особых поручений при генерал-губернаторе С. Т. Ягницкий, собственно работы возглавлял английский архитектор Вильям Гунт (Вильям Гунт, ( англ. William John Hunt) ), ранее руководивший строительством Воронцовского дворца в Алупке . Штакеншнейдер, занятый в Петербурге, не мог взять на себя производство работ, оставив за собой лишь общее руководство, для чего несколько раз приезжал в Крым . Договор на руководство строительством с Гунтом был заключён на 4 года. Вначале для архитектора в Ливадийском имении Потоцкого снимали дом. К 1846 году некоторые помещения нижнего этажа дворца были уже готовы и для соблюдения некоторой экономии Гунта переселили в них. В декабре 1843 года, с предписанием из Петербурга «при производстве всех архитектурных работ комитет должен обращать особенное внимание на мнение и указания Камбиоджио в том уважении, что подробно узнал желание её величества и получил от главного архитектора наставления» строительство возглавил одесский архитектор Камбиоджио. В процессе стройки Камбиоджио допускал многочисленные отступления от проекта Штакеншнейдера, о чём неоднократно в рапортах строительному комитету сообщал Гунт. В результате Камбиоджио пришлось подать рапорт об отставке по болезни. Архитектору-строителю Гунту было назначено жалование в 2 357 рублей 15 копеек в год серебром (позднее увеличенное до 2 571 рублей 43 копеек серебром (или 9000 рублей ассигнациями ) .

Ротонда

Строительство дворца началось весной 1843 года. Согласно распоряжению Воронцова первой построили полуротонду на одной из скал Ореанды, законченную в том же 1843 году. Со временем она стала одним из символов Ореанды , она обошлась в 1130 рублей серебром .

Ныне это Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН ) .

Для строительства основного здания использовались, в основном, местные материалы — инкерманский и керченский известняк, мисхорский и ореандский мраморовидный известняк. Камины для отопления помещений, а их было во дворце около 20, вырубили из красного балаклавского «мрамора» (в XIX — начале XX века мраморовидные, или мраморизованные, известняки Крыма называли мрамором, что впоследствии признано неверным ). Только главные парадные лестницы и камины в помещениях для императрицы изготавливались из белого каррарского мрамора . Со второй половины 1840-х годов управление имением переходит к собственной её величества канцелярии . 29 сентября 1849 года членом комиссии по сооружений дворцовых построек был назначен Карл Иванович Эшлиман . К этому времени Гунт, трениями со Штакеншнейдером, высокими расходами на содержание и требованиями о выплате процентов за задержанную зарплату, уже вызывал недовольство в Петербурге. Поскольку основные работы на стройке уже заканчивались, было решено сэкономить, заменив Гунта более дешёвым работником с примечательной формулировкой:

…назначенный строителем архитектор Гунт, желая производить работы произвольно, оспаривает распоряжения строительной комиссии и не обращает на них ни малейшего внимания. А как Гунт, действуя подобным образом, весьма легко может изменить высочайше утвержденные планы и кроме того замедлить окончание зданий к сроку, то по докладу её величество изволила 19-го августа освободить Гунта… и назначить Эшлимана с жалованьем в 800 рублей в год, плюс 200 руб. его помощнику

Таким образом Эшлиман с августа 1850 года стал архитектором-строителем дворца, а, впоследствии, управляющим имения . Вскоре выяснилось, что Эшлиман оказался, по сравнению с Гунтом, малоквалифицированным строителем, и Штакеншнейдер уже жалел о замене. Как бы то ни было, осенью 1852 года, к приезду в Крым императорской четы, строительство было завершено .

Архитектура и декор дворца

Въезд в имение с дороги Ялта — Симеиз украшал белый фонтан. Само здание дворца, построенное в итальянском стиле , имело размеры 15 на 19 саженей (32 на 40,5 м). В 2-х этажах, не считая подвального, имелось 37 жилых помещений, было много балконов и галерей, несколько портиков , пергол с колоннами и пилястрами . Центром всей композиции был внутренний дворик. Судя по сохранившимся в архивных документах описаниям, он был великолепно решен в цвете: стены и потолок «„были расписаны во вкусе помпеевском“», которые гармонировали с 12 колоннами из красноватого «крымского мрамора». В центре дворика был расположен фонтан с бассейном и вазой темно-серого «ореандского мрамора» на пьедестале такого же, но жёлтого «мрамора». Пол был выложен белыми и серыми плитами итальянского мрамора, 4 мраморные дорожки тёмных оттенков вели к фонтану .

  • Дворец в 1880 году
    Дворец в 1880 году
  • Комната в «Помпейском вкусе»
    Комната в «Помпейском вкусе»
  • Фонтан
    Фонтан
  • Кариатиды террасы
    Кариатиды террасы

У южного фасада была устроена терраса с лестницей; с восточной стороны к дворцу примыкал виноградный садик с павильоном и фонтаном, весь оформленный мрамором: фонтан с бассейном и чашами из белого каррарского мрамора в стиле Бахчисарайского (одна из самых ранних реплик этого фонтана на Южном берегу). Колонны, вокруг сада были сделаны из ореандского светлого «мрамора», пять полированных ваз, два круглых столика и двойная скамейка изготовлены из очень белого камня . Парадные помещения первого этажа включали: большой зал (в старых документах называемый Зало ) был оформлен в стиле классицизма Людовика XVI . Описывается строгое решение стен, кессонированный потолок с позолотой, два камина из красного «крымского мрамора». Позже для зала было заказано 50 предметов мебели в стиле Людовика XVI петербургского фабриканта мебели А. Васмута, изготавливавшего мебель для всего дворца. Будуар , по контрасту со строгим залом, отделали в лёгком стиле Помпадур ( рококо ). Резной камин был из белого каррарского мрамора, стены, затянуты белой шёлковой , обрамлённой позолоченным багетом . Ещё из больших комнат на первом этаже размещались передняя, кабинет, гостиная, столовая, спальня, которые также отличались изысканным оформлением: камины белого итальянского и красного крымского «мрамора», панели из орехового дерева, шведские печи из мрамора, позолота в отделке, полы наборного дерева из дуба, ореха, клёна, дверные ручки — «бронзовые золочёные с хрустальными цветными шарами» и другие элементы декора . Кроме парадных помещений, на первом этаже ещё находились две камерюнгферские , 3 комнаты для свиты, дежурная, лакейская, комната для прислуги. На втором этаже находились два кабинета, гостиная, 15 небольших комнат, две камердинерские , ванные; на антресоли располагался гардероб императрицы и место жительства комнатных девушек . В подвальном этаже кроме комнат и кладовых был устроен грот с фонтаном; из подвала на кухню вёл подземный коридор длиной 30 саженей (около 64 м) .

Журнал «Архитектурный вестник» описывал царскую резиденцию:

Дворец на Южном берегу Крымского полуострова известен всем по великолепию, описанному многими в разных газетах и изданиях. Он построен в греческом, шинкелевском стиле. Постройка в натуре представляет величественный вид, напоминающий древнюю Тавриду с её богатыми сооружениями греческих колоний

Подробно, в восторженных выражениях, описывалась усадьба в «Путеводителе по Крыму для путешественников» Марии Сосногоровой , особо отмечая свободный вход на территорию и, при удаче, услуги управляющего Эшлимана, как гида .

Для часто и подолгу болеющей императрицы, ранее ездившей для поправки здоровья за границу, в основном в Палермо , климат и природа Южнобережья оказались не уступающим прославленным европейским курортам и царская чета предпочла отдыхать в новом дворце .

18 февраля 1855 года скончался Николай I, здоровье Александры Федоровны после смерти мужа резко ухудшилось и в Ореанду она больше не приезжала. В 1860 году умирает и Александра Фёдоровна и дворец и имение переходят их второму сыну — великому князю генерал-адмиралу Российского Императорского флота Константину Николаевичу .

Адмиральский домик

Одновременно с дворцом был окончен заложенный лично Константином Николаевичем на месте домика, в котором в 1825 году останавливался Александр I, небольшой (примерно 13,2 на 15,3 м) одноэтажный дом в мавританском стиле , проходящий по документам, как «императорский». Судя по хранящемуся в Российском Государственном историческом архиве Санкт-Петербурга чертежу, вначале хотели сохранить старый татарский дом, закрыв его своеобразным колпаком, но, видимо, передумали и был построен «императорский домик», возможно, на фундаменте старого. После пожара нём жил Константин Николаевич и тогда домик стал именоваться «адмиральским». Здание сохранилось до настоящего времени, в нём располагалась библиотека санатория .

Пожар

В ночь с 7 на 8 августа 1881 года в Ореанде загорелась крыша дворца. Причиной пожара считается курение на чердаке детей дворцовых служащих, оставивших непогашенные окурки, от которых начал тлеть сухой мусор. Приехавший в это время из Ялты Константин Николаевич обратил внимание на сильный запах гари. В поисках причины открыли дверь на чердак и от ворвавшегося воздуха пламя резко усилилось, вскоре загорелся весь дворец. Здание горело медленно (пожар продолжался сутки) и это дало возможность вынести из покоев всю движимость, вынуть окна, рамы и двери, даже успели выломать и вынести камины. Пожарная команда, прибывшая из Ливадии, имела один небольшой шланг и не могла справиться с пламенем. Подаваемая им слабая струя воды вызывала только хохот у зрителях, которые приехали из Ялты (на пожар собралась большая толпа зевак) заплатив извозчикам по 20 и даже по 30 рублей в оба конца — бешеные деньги за такой проезд. Константин Николаевич, видя бесполезность тушения дворца, распорядился направить все усилия на защиту соседних флигелей.

После пожара великий князь поселился в «императорском домике», который с тех пор стали называть «Адмиральским». На предложение построить новый дворец великий князь, якобы, отвечал: «Я самый бедный из братьев, и у меня нет денег на это». Следы пожара вскоре убрали, остатки стен побелили, спустя некоторое время развалины живописно заросли плющом и плетистыми розами . Вход в имение был свободным и руины сгоревшего дворца ещё долго привлекали путешественников и гуляющих .

Мария Сосногорова в путеводителе 1889 года описывает остатки дворца:

…остались только стены нижнего этажа и два портика. В настоящее время мусор убран, во внутреннем Помпеевском дворике разведён небольшой цветник, а в восточной половине устроена временная столовая для Великого князя… Незатейливый цветник, простенький прудик с лебедями, два небольших фонтана около дворца и портик на скале составляют все искусственные украшения парка

Также в путеводителе рассказывается о «небольшом домике о пяти комнатах» — жилище Константина Николаевича, построенном на месте татарской хижины, в которой жил Александр I в 1825 году . В 1885 году, из камня сгоревшего дворца, по пожеланию Константина Николаевича была возведена Покровская церковь в грузинско-византийском стиле, по проекту академика Алексея Авдеева и украшена мозаиками Антонио Сальвиати . В строительстве принимали участие художник князь Григорий Гагарин , академики Давид Гримм и Михаил Васильев . Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. ( ЕГРОКН )

Санаторий Нижняя Ореанда

В 1948 году на месте руин дворца, простоявших 66 лет, по указанию И. В. Сталина, был возведен комплекс зданий санатория Нижняя Ореанда, по проекту 1940 года архитектора М. Я. Гинзбурга . Проект осуществлён после смерти автора. Корпус-люкс на 40 мест, теперь первый корпус санатория, находится на месте бывшего дворца.

Примечания

  1. Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
  2. (неопр.) ЭтоМесто.ru (1865). Дата обращения: 2022-9-18. 20 сентября 2022 года.
  3. Бертье-Делагард А. Л. = Изслѣдованiе нѣкоторыхъ недоумѣнныхъ вопросовъ средневѣковья въ Тавридѣ // Известия Таврической учёной комиссии. — Симферополь : Тип. Таврического губ. земства, 1920. — № 57. — С. 23.
  4. Yücel Öztürk. . — Ankara: Kültür ve Turizm Bakanlığı Yayınları, 2000. — Т. 1. — С. 240—254. — 570 с. — ISBN 975-17-2363-9 . 29 июня 2018 года.
  5. Сосногорова М.А. , Караулов Г.Э. // / Сосногорова М.А.. — 1. — Одесса: Типография Л. Нитче, 1871. — С. 124. — 371 с. — (Путеводитель). 3 февраля 2021 года.
  6. Попов, А. В. Постройка дворца в Ореанде // . — Симферополь: Крымгосиздат, 1930. — С. 12—28. — 67 с. — 3000 экз. 22 сентября 2022 года.
  7. Монтандон, Шарль Генри . Маршрут А. Из Симферополя в Алушту и вдоль Южного берега в Мшатку, а оттуда в Байдары и Бахчи-Сарай // = Guide du voyageur en Crimée Odessa. — Киев: Стилос, 2011. — С. 205, 206. — 413 с. — ISBN 978-966-193-057-4 . 8 января 2021 года.
  8. Калинин, Николай Николаевич, Земляниченко Марина. Первое южнобережное имение Романовых // Романовы и Крым. — Симферополь: Бизнес-Информ, 1993. — 318 с. — ISBN 966-648-008-5 .
  9. Манцыгина, Инна Васильевна. Гл. II. Усадьбы первого раннего этапа. II.-§ 5. Имение «Орианда» имп. Александра I (1825 г.). Имение имп. Александры Федоровны (1837-1860 гг.). Имение В. К. Константина Николаевича (1860-1892 гг.) // . — Санкт-Петербург, 1999. — Т. I. — С. 58—61. — 203 с. — (диссертация).
  10. (неопр.) . ЭтоМесто.ru (1865). Дата обращения: октябрь 2022. 11 октября 2022 года.
  11. Лозбень Н., Пальчикова А. Ореанда. Первое царское имение на Южном берегу Крыма // Ливадия. Ореанда. — Симферополь: Сонат, 2007. — 192 с. — (Очерк-путеводитель). — ISBN 966-8111-75-3 .
  12. Ю. Письмак. // Вiсник одеського історико-краєзнавчого музею : журнал. — Вып. 6 . 16 июня 2019 года.
  13. Супрычев, Владимир Андреевич. // Крымские самоцветы. — Симферополь: Таврия, 1973. — С. 52—55. — 71 с. — 30 000 экз.
  14. Сосногорова М.А. , Караулов Г.Э. // / Сосногорова М.А.. — 1. — Одесса: Типография Л. Нитче, 1871. — С. 132—133. — 371 с. — (Путеводитель). 3 февраля 2021 года.
  15. Штоф (декоративная ткань) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  16. А. Н. Штакеншнейдер. // Архитектурный вестник : журнал. — 1860. — Вып. 10 . — С. 344 . 13 октября 2022 года.
  17. молчаливо подразумевалось для чистой публики
  18. Сосногорова М.А. , Караулов Г.Э. Ливадия и Орианда // / Сосногорова М.А.. — 5. — Москва: Типография бр. Вернер, 1889. — С. 243—244. — 512 с. — (Путеводитель). 29 сентября 2022 года.

Ссылки

Same as Дворец в Ореанде