Interested Article - Падарм

Падарм ( фр. Pas d'armes) — разновидность рыцарского турнира , существовавшая в XV — XVI веках.

Особенности

От традиционных турнирных забав — группового боя и конного единоборства на копьях поверх перегородки ( фр. joute équestre , итал. giostra) — падарм отличался наличием театрализованного постановочного элемента. Следуя куртуазной моде на романы артуровского и каролингского циклов, а также подражанию подвигам Ричарда Львиное Сердце , устроители турниров стали проводить состязания с помощью литературного сценария и пышных декораций. Основой сюжета постановок был бой за право проехать к некоему важному или сакральному месту, или оборона замка Прекрасной дамы. Рыцарь, бросавший вызов ( tenant ), был защитником прохода, скрещения путей или ворот замка, которыми по очереди должны были пытаться овладеть ответчики ( venants ). Отсюда произошло само название турнира — Pas d’armes — «вооруженное прохождение». Во время падарма «Древо Карла Великого» имитировалась оборона Ронсеваля Роландом , а в ходе падарма «Крыльцо Феи» рыцарь Филипп де Лален оборонял ворота замка таинственной Дамы .

Самые знаменитые падармы проводились в Бургундском герцогстве , являвшемся законодателем куртуазных правил (падармы «Прекрасная Паломница» (1449), «Источник Слез» (1449—1450), «Крыльцо Феи» (1463)), а также в Испании (пассо «Фуэрте Вентура» (1428)) и владениях короля Рене Доброго — Лотарингии и Провансе (падармы «Путы Дракона» (1445), «Пастушка» (1449)). После гибели Бургундского государства и упадка куртуазной культуры вследствие снижения роли рыцарства в эпоху господства профессиональной пехоты, к середине XVI века падармы, как и турниры вообще, перестали проводиться.

Йохан Хейзинга в рамках своей культурологической концепции «блестящего упадка Средневековья» отмечает, что устройство падармов «перегружено роскошью и украшательством, исполнено красочности и фантазии», но «в большинстве случаев на этих поединках лежит налет меланхолии» .

Знаменитые падармы

  • Passo de la Fuerte Ventura (1428)
  • Passo Honroso (1434)
  • Pas d'armes de l'Arbre Charlemagne ( Марсанне-ла-Кот , 1443)
  • Pas d'armes de l'Emprise du Dragon ( Нанси , 1445)
  • Pas d'armes de la Rocher Périlleux (1445)
  • Pas d'armes de la Joyeuse Garde (1446)
  • Pas d'armes de la Belle Pélerine ( Сент-Омер , 1449)
  • Pas d'armes de la Fontaine des Pleurs ( Шалон-сюр-Сон , 1449—1450)
  • Pas d'armes de la Bergère (или de la Pastourelle, Тараскон , 1449)
  • Pas d'armes du Chevalier au Cygne (1454)
  • Pas d'armes du Pin aux Pommes d'Or (1455)
  • Pas d'armes de la Dame Inconnue (1463)
  • Pas d'armes du Perron Feé ( Брюгге , 1463)
  • Pas d'armes de l'Arbre d'Or (Брюгге, 1468)
  • Pas d'armes de la Dame Sauvage (1470)

Примечания

  1. Jusserand, p. 132
  2. Хейзинга, с. 141—142

Литература

  • Lindner A. L'influence du roman chevaleresque français sur le pas d'armes // Publications du Centre Européen d'Études Bourguignonnes, № 31, 1991.
  • van den Neste E. Tournois, joutes, pas d'armes dans les villes de Flandre à la fin du Moyen Âge (1300-1486). — P.: École des Chartes, 1996. — ISBN 978-2900791158
  • Jusserand J.-J. Les sports et jeux d'exercice dans l'ancienne France. — P.: Plon-Nourrit. 1901 (réed. Paris-Genève: Champion — Slatkine, 1986)
  • Nadot S. Rompez Les lances! Chevaliers et tournois au Moyen Age. — P.: Autrement, 2010. — ISBN 978-2746714441
  • Nadot S. Le spectacle des joutes. Sport et courtoisie à la fin du Moyen Âge. — Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2012. — ISBN 978-2-7535-2148-3
  • Хейзинга Й. Осень Средневековья . — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с. — ISBN 978-5-89059-166-1 .

Ссылки

Same as Падарм