Interested Article - Новая реальность (студия)

Сту́дия «Но́вая реа́льность» — творческое объединение художников-абстракционистов, ставшее во второй половине 1950‑1970‑х годов оплотом неформального искусства в СССР и просуществовавшее с 1950‑х до 2000‑х годов . Руководителем студии был художник Элий Белютин .

Студия зародилась как курсы повышения квалификации при Горкоме художников-графиков, но постепенно, после серии полуофициальных выставок в Доме учёных , Литературном институте , Таганской выставки , перерастает в художественное объединение. Студия привлекала интерес молодых художников, находившихся в поиске новых средств выражения и уставших от официального искусства соцреализма .

Термин «Новая реальность» был изобретён художниками Аристархом Лентуловым и Павлом Кузнецовым , учителями Элия Белютина . Под ним предполагался уход от механического воспроизведения окружающей действительности и обращение к реальности внутреннего мира человека .

Абстрактное искусство , начавшееся с работ Кандинского , не получило ожидаемого развития в России, и на протяжении почти 30 лет вообще было исключено из профессионального лексикона, но, несмотря на это, дало мощнейший толчок для этого направления на Западе. Работы Кандинского , Малевича , Ларионова , Лисицкого , Родченко являются иллюстрацией уникальных экспериментов художников с цветом, формой, пространством, но, что важнее всего, они стали живым откликом на изменившееся общественное самосознание, то есть реализовали главную цель искусства вообще. В свою очередь, Элий Белютин ещё с 1940-х годов задумывался о некоем творческом объединении, которое продолжило бы традицию активного творческого поиска, свойственного русским художникам начала века, но утраченного в последующие годы и искусственно замененного на консервативные принципы соцреализма.

Целью « Новой реальности » стояло создания именно актуального искусства, а как итог своей деятельности — организация Новой Академии. Это делает художников студии преемниками мастеров начала века не только с формально-стилистической точки зрения, но и с идейной .

История студии

От создания до Манежа

С 1954 года Элий Михайлович Белютин начал вести занятия по повышению квалификации среди художников при Горкоме художников книги и графики, в арендуемом ими помещении в Доме учителя на Б. Коммунистической улице. Здесь же 26 ноября 1962 года прошла так называемая «Таганская» выставка, вызвавшая большой интерес как внутри страны, так и за границей. На ней присутствовали американские тележурналисты и руководитель Союза художников Польши. Репортаж о выставке транслировался по европейским каналам, что само по себе стало беспрецедентным событием и означало, что в СССР разрешены не утверждённые сверху выставки неофициального, абстрактного искусства. Такое казалось невозможным до XX съезда КПСС , на котором подверглись критике репрессии и культ личности Сталина . Вслед за этим последовало приглашение художникам Студии принять участие в выставке в Манеже , приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников (МОСХ) и посвящённой русскому авангарду . На ней должны были выставляться работы таких старых мастеров как Роберт Фальк , Павел Кузнецов , а на втором этаже предлагали расположить картины молодых художников белютинской школы и примкнувших к ним независимых художников: скульптора Эрнста Неизвестного , художников Владимира Янкилевского , Юло Соостера . За день до открытия стало известно о том, что осмотреть выставку приедет Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв . Творчество абстракционистов встретило полное непонимание у первого лица государства. Хрущёв в резких выражениях раскритиковал работы художников, произнеся, в частности, знаменательную фразу: «Что касается искусства — я сталинист!», которая стала сигналом к ужесточению культурной политики партии. Вскоре после этого в прессе разворачивается кампания «по борьбе с формализмом и абстракционизмом» и имена художников «Новой реальности» были вычеркнуты из всех списков официальных выставок.

Абрамцево

Однако художники студии не прекратили работу и творческие поиски. С 1964 года занятия и выставки, уже неофициально, регулярно проводили в подмосковном доме в Абрамцеве . «Абрамцевское братство» (как сами художники себя называли) стало плавильным котлом для формирования нового, актуального искусства. Художники, не имевшие собственных мастерских в Москве, могли приезжать туда работать и жить. После каждого сезона, продолжавшегося с мая по ноябрь, проводились отчётные выставки. Графика выставлялась внутри, а масштабные коллективные и персональные живописные полотна размещались на территории, прилегающей к дому .

Развитию потенциала молодых художников способствовали и круизы на «творческих пароходах». Всего такое путешествие совершалось три раза: в 1961, 1962 и 1964 годах.

В 1962 году на пароходе «Мечников» присутствовали 250 художников. С 2 по 21 июня пароход проделал маршрут от Мышкина , Плеса и Волгограда и через Казань и Кострому вернулся обратно в Москву . Участница путешествия, художница Тамара Тер-Гевондян так описывает свои ощущения по возвращении домой после путешествия: «Мы поняли, наконец, что мы свободные люди и что наше достоинство — творить ту правду, которая возникает внутри нас и которая — мы не сомневались — так нужна нашим современникам» .

В 1969 году выставку, организованную в мастерской Люциана Грибкова, участника студии «Новая реальность», совместно с Владиславом Зубаревым, разогнала милиция, а позже помещение мастерской вообще отняли у художника .

С 1978 года из «Новой реальности» выделяется дружественная художественная группа « Темпоральная реальность », базирующаяся на учении Владислава Зубарева о Времени в живописи.

Зарубежные выставки

С конца 1980-х годов, с некоторым смягчением культурной политики, «Новая реальность» начала выставляться более активно, в России и за рубежом. Студия в полном составе отправилась в Лондон , Париж , Варшаву , на АРТ-Международную ярмарку во . Серия выставок прошла в городах США .

Коллекции работ художников «Новой реальности» хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее в Москве, Зиммерли-арт музея в Нью-Йорке, в Калининградском музее и в Орловском музее изобразительных искусств.

Художники студии

  • Элий Белютин
  • Вера Преображенская (в студии 1958—2010, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Владислав Зубарев (в студии 1960—1979)
  • Люциан Грибков (в студии 1956—1970, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Александр Крюков (в студии 1964—1995)
  • Анатолий Сафохин (в студии 1960—1967, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Валентин Окороков (в студии 1958—1972, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Тамара Тер-Гевондян (в студии 1958—2000, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Юлия Мустерман (в студии 1987—2010)
  • Марина Зайцева (в студии 1975—1995)
  • Анатолий Строчилин (в студии 1967—2010)
  • Елена Радкевич (в студии 1958—2000)
  • Светлана Некрасова (в студии 1957—1995)
  • Алексей Колли (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Виктор Булдаков (в студии 1965—2010)
  • Мая Филиппова (в студии 1958—2006)
  • Гаяна Каждан (в студии 1958—1962, участник Таганской выставки, 1962)
  • Виктор Гершман (в студии 1966—1981)
  • Александр Панкин (в студии 1964—1985)
  • Евгений Гор (в студии 1976—1987)
  • Надежда Александрова (в студии 1977—2010)
  • Марина Зенчева (в студии 1975—2010)
  • Николай Левченко (в студии 1983—2000)
  • Юрий Скопов (в студии 1974—1995)
  • Владимир Кузьмин (в студии 1974—1987)
  • Татьяна Столярова (в студии 1975—2010)
  • Лидия Кириллова (в студии 1961—2010)
  • Татьяна Нефёдова (в студии 1978—2010)
  • (в студии 1958—2010, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Инесса Рябинина (в студии 1961—2010)
  • Борис Миронов (в студии 1968—1985)
  • Анна Лаврова (в студии 1959—2000)
  • Наталья Левянт (в студии 1958—2006, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Ольга Немчинова (в студии 1960—1999, участник Таганской выставки, 1962)
  • Алексей Кулиев (в студии 1962—1991)
  • Людмила Кулиева (в студии 1962—1991)
  • Рая Голышко (в студии 1966—1980)
  • Владимир Грищенко (в студии 1960—1976, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Владимир Сомов (в студии 1964—1975)
  • Николай Ельшевский (в студии 1968—1974)
  • Людмила Дицкая (в студии 1958—1970, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Леонид Рабичев (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Николай Воробьёв (в студии 1958—1964, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Леонид Мечников (в студии 1958—1965, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Николай Крылов (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Дмитрий Громан (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Борис Жутовский (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Владимир Галацкий (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Владимир Шорц (в студии 1958—1963, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Алексей Россаль (в студии 1958—2000, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Геда Яновская (в студии 1958—1963, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Андрей Голицын (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Игорь Снегур (в студии 1958—1962, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)
  • Татьяна Мязина (в студии 1960—1978, участник Таганской и Манежной выставок, 1962)

Абрамцевские выставки 1964, 1966, 1967, 1968, 1669, 1970 годов:

  • 1958: выставка в ЦПКиО им. Горького ;
  • 1961: выставка в кафе «Молодёжное»;
  • 1962: выставка в Литературном музее ;
  • 1962, март: вернисаж в центральном доме литераторов ;
  • 1962, апрель: выставка в центральном доме кино ;
  • 1962: выставка одной из групп студии Белютина после поездки на пароходе «Мечников»;
  • 1962, ноябрь: выставка в Доме учёных;
  • 1962, ноябрь: Таганская выставка;
  • 1962, декабрь: выставка в Манеже;
  • 1989, февраль-март: выставка в «Беркли-свер-галери» ( Лондон , Англия );
  • 1989, апрель-май: выставка в «господин профессор Берецки» ( Венгрия );
  • 1989, июнь: выставка в «Палэ де Конгресс» ( Париж , Франция );
  • 1989, июль-август: выставка в государственной художественной галерее Калининграда (СССР). Полный состав. Начиная с этого времени, постоянная экспозиция «Новой реальности»;
  • 1990, февраль: выставка в галерее современного искусства Центрального бюро художественных выставок ( Варшава , Польша );
  • 1990, осень: выставка в галерее современного искусства города Лодзь ( Польша ). Полный состав;
  • 1990, декабрь: выставка в ЦВЗ « Манеж » Москвы (СССР). Ретроспективная выставка «От Манежа до Манежа». Полный состав;
  • 1991, май-сентябрь: выставка в институте искусств Э. Блюм ( Нью-Йорк , США). Полный состав;
  • 1991, май: персональная выставка Белютина в городке Вудсток (штат Нью-Йорк , США). Национальная ассоциация американских художников «Вудсток»;
  • 1991, декабрь: выставка на международной художественной ярмарке «Арт» в городе Франкфурт-на-Майне ( Германия );
  • 1992, январь-март: выставка в музее искусств « Роза » брандейского университета ( Бостон , США). Полный состав;
  • 1992, август: персональная выставка Э. Белютина в галерее «Левинсон-Кан» ( Бостон , США);
  • 1992, декабрь: персональная выставка Э. Белютина в городе Беллуно (Италия). Палаццо Крепадона. Администрация округа Венеция и городской художественный музей;
  • 1993, февраль: персональная выставка Э. Белютина в городе Бергамо (Италия); Палаццо деи Арти;
  • 1993, март: персональная выставка Э. Белютина в городе Верона (Италия). Кортиле Меркатто Векиио. Ассоциация изящных искусств и Ассоциация культуры Вероны;
  • 1993, весна: выставка в государственном музее Литвы , город Вильнюс . «Новая реальность». Полный состав;
  • 1993, август: выставка в галерее города Таллин ( Эстония ). Полный состав;
  • 1994: вставка в здании «Польского культурного центра» Москвы (Россия). Полный состав «Новой реальности»;
  • 1994: выставка «Новой реальности» в «Галерее на Солянке». «Экспрессия цвета, динамика формы». Без Э. Белютина . Булдаков, Левченко, Зайцева, Левянт, Скопов, Филиппова, Тер-Гевондян , Преображенская, Строчилин, Столярова, Рябинина, Некрасова, Немчинова, Лаврова, Мустерман, Александрова, Кириллова;
  • 1994, август — выставка в галерее национального искусства Люксембурга . Полный состав;
  • 1994, декабрь — выставка на международной художественной ярмарке «Арт» в городе Франкфурт-на-Майне ( Германия ). Полный состав;
  • 1994, весна: выставка в национальном художественном музее Кипра . Полный состав;
  • 1996, июль-сентябрь: выставка в музее «Зимердли» ( штат Вашингтон , США). Полный состав;
  • 1997: выставка в музее «Зиммерли» ( штат Вашингтон , США). «Новая реальность» в постоянной экспозиции. Полный состав;
  • 1997, лето: выставка в честь открытия музея «Новая реальность» ( Абрамцево , Россия). Полный состав;
  • 1998, июль-сентябрь: выставка в государственном музее « Новый Иерусалим » ( Москва , Россия). Полный состав;
  • 1998, ноябрь-декабрь: выставка в музее изобразительных искусств города Орёл (Россия). Полный состав.

Примечания

  1. Лариса Кашук. « 9 апреля 2014 года. ».
  2. Элий Белютин. Абрамцево — остров свободы. М., 2012.
  3. Агнешка Доброчиньска. Новые галактики Элия Белютина. М., 2005
  4. Элий Белютин. Искусство в тебе. М., 2011.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2014. 18 апреля 2014 года.
  7. Элий Белютин. Правда памяти: картины и люди. Из записных книжек художника. М., 2008.
  8. Элий Белютин. Правда памяти. С. 162
  9. (неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано из 19 февраля 2015 года.
  10. Элий Белютин. Абрамцево — остров свободы. С. 108
  11. (неопр.) . Дата обращения: 17 апреля 2014. Архивировано из 8 апреля 2014 года.

Литература

  1. Белютин Элий. Правда памяти: картины и люди. Из записных книжек художника (1937—2007). Москва, 2008;
  2. Абрамцево — Остров Свободы! Москва, 2012;
  3. Теория всеобщей контактности. Москва, 2013.
  4. Доброчиньска Агнешка. Новая реальность: 50 лет Студии Элия Белютина. Москва, 2004; Новые галактики Элия Белютина. Москва, 2005.
  5. Зубарев Владислав. Темпоральное искусство. Москва, 2004.
  6. От «оттепели» до миллениума. Москва, 2013.
  7. Дьяконов Валентин Дьяконов. « ».
  8. . М., 2013.
  9. (недоступная ссылка)

Same as Новая реальность (студия)