Interested Article - Труды и дни

«Труды и дни» ( др.-греч. Ἔργα καὶ Ἡμέραι ; также известна как «Работы и дни» ) — поэма древнегреческого поэта Гесиода , одно из классических произведений античной литературы. Считается первым произведением дидактического жанра в древнегреческой литературе .

Содержание

«Труды и дни» написаны в форме обращения Гесиода к своему брату Персу с привлечением мифологических, этических и практических хозяйственных знаний.

В «Трудах и днях» выделяют следующие части :

  • Воззвание к Музам (1-9);
  • Обращение к брату (10-41);
  • Рассказ о Прометее и Пандоре (42-105);
  • Рассказ о смене веков (золотой → серебряный → медный → век героев → железный) (106—201);
  • Басня о слабом и сильном, соловье и ястребе (203—212);
  • Второе обращение к брату (213—224);
  • Рассказ о двух городах (225—273);
  • Третье обращение к брату. Призыв предусматривать результат своих действий (274—341);
  • Третье обращение к брату. Личные отношения (342—380);
  • Практические советы по достижению достатка (381—694);
  • Советы по выбору жены (695—705);
  • Прочие советы (706—764);
  • Народный календарь (765—828).

Последние две части наиболее часто подвергаются сомнению в аутентичности .

Значение

«Труды и дни» — один из важнейших источников по изучению дофилософской мысли Древней Греции. В произведении содержится ряд идей, которые использовались позднейшими авторами.

Поэма имела большое значение для формирования антропоцентрического мировоззрения в Древней Греции . Благодаря присущему автору практицизму и акценту на описании жизни людей поэму называют « совершенно светским видом эпоса » . Это "замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора", - отмечается в справочнике "Кто есть кто в античном мире" Бетти Редис .

В поэме впервые зафиксировано название звезды Сириус ( др.-греч. Σείριος — Séirios ) .

Золотой век и регрессивная интерпретация истории

В «Трудах и днях» даётся первое в европейской мысли осмысление истории в развитии. Кроме того, это также первая её интерпретация как регрессивного процесса, в то время как в целом в Греции большее распространение получила идея истории как прогрессивного процесса . В то же время аналогичная классификация о смене эпох существует в индийской и иранской мифологии, хотя Гесиод и добавил к ней «век героев» (в оригинале — «род героев» или «поколение героев») . Часто высказывается мнение, что Гесиод заимствовал четырёхчастную схему с Востока, но дополнил её веком героев, поскольку « в его времена ещё слишком живы были эпические воспоминания о микенской цивилизации » . Альтернативой заимствованию с Востока называется фольклорное происхождение концепции . Отдельные исследователи называют «век героев» более поздней вставкой , хотя на фоне всего описания он выглядит уместно .

Гесиоду приписывают введение в употребление понятия « золотой век », хотя в оригинале употребляется др.-греч. χρύσεον γένος ἀνθρώπων ( chrúseon génos anthrópon — золотой род или золотое поколение человечества). Это связывается с тем, что в Греции была распространена генеалогическая, а не хронологическая интерпретация истории .

Позже историческая концепция золотого, серебряного и бронзового веков встречается, например, у Овидия в «Метаморфозах» .

Мифы о Прометее и Пандоре

Мифы о похищении огня Прометеем и о Пандоре содержится также в « Теогонии » , причём в «Трудах и днях» рассказ о Пандоре представлен в более полном виде . В «Трудах и днях» Гесиод представляет Прометея не как героя, а как отрицательного персонажа, который своими действиями навлёк гнев Зевса на людей .

Две Эриды

У Гесиода появляются две богини с одним именем — богиня раздора и богиня трудового соревнования. Ф. Ницше упоминал соответствующий фрагмент, обращая особое внимание на отличие нравственных понятий греков и современных европейцев . На этот факт указывают и комментаторы полного собрания текстов . О второй Эриде кратко упоминает Г. В. Драч: «Путь к характеристике космической справедливости начинается у Гесиода с личного выбора между злой Эридой (этот путь ведёт к „словопрениям и тяжбам“) и доброй…» . Более конкретное определение художественно-смысловой функции образа второй Эриды рассмотрено А. А. Аксеновой в статье «Вторая Эрида Гесиода» .

Переводы

  • в: Исиода Аскрейскаго творения, с греческаго на российской язык преложенныя Александром Фрязиновским. — Санктпетербург, 1779.
  • в: Творения Гезиода, переведенныя Павлом Голенищевым-Кутузовым. — Москва, 1807
  • Гесиод. Подстрочный перевод поэм с греческого и прим. Г. К. Властова . — СПб., 1885. — 280 с. (Работы и Дни. Теогония. Щит Геракла).
  • Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма. / Пер. В. В. Вересаева . — М.: Недра, 1927. — 88 с. — 2000 экз.
  • Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы (Теогония. Труды и дни. Щит Геракла). Фрагменты (Перечень женщин или Эои. Великие Эои. Свадьба Кеика. Меламподия. Сошествие Пирифоя. Идейские дактили. Наставления Хирона. Великие труды. Астрономия. Эгимий. Горнило или Гончары). / Перевод фрагментов О. П. Цыбенко, вступ. ст. В. Н. Ярхо, комм. О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. (Серия «Античное наследие»). — М.: Лабиринт, 2001. — 256 с.

Примечания

  1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 62
  2. Ярхо В. Н. Гесиод и его поэмы. // Гесиод. Полное собрание текстов. / Пер. В. В. Вересаева , О. П. Цыбенко. Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. — М.: Лабиринт, 2001.
  3. Строгецкий В. М. от 30 ноября 2011 на Wayback Machine // Мнемон. Вып. 3. — СПб., 2004. — С. 99
  4. Holberg, J. B. Sirius: Brightest Diamond in the Night Sky. — Chichester, UK: Praxis Publishing, 2007. — P. 15-16
  5. Фролов Э. Д. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine — 2-е издание. — Л.: ЛГУ, 1991. — С. 357
  6. Кон И. С. Прогресс // Большая советская энциклопедия
  7. Никулина Н. Н. от 25 октября 2012 на Wayback Machine // Вестник МГТУ. — 2011, том 14, № 2. — С. 411
  8. Чернышов Ю. Г. от 7 октября 2011 на Wayback Machine // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. — Караганда, 1991. — С. 18
  9. Trencsényi-Waldapfel I. Untersuchungen zur religionsgeschichte. — Budapest, 1966. — S. 137.
  10. Eliade M. A history of religious ideas. — Vol. 1. — Chicago, 1978. — P. 254—255, 449.
  11. Günther R. , Müller R. Socialutopien der Antike. — Leipzig, 1987. — S. 20.
  12. Фролов Э. Д. от 19 декабря 2014 на Wayback Machine — 2-е издание. — Л.: ЛГУ, 1991. — С. 358
  13. Kühn J. Eris und Dike. Untersuchungen zu Hesiods EH // Würzburger Jahrbücher. — Bd.2. — 1947. — S. 284.
  14. Vernant J.-P. Mythe et pensée ches les Grecs — P., 1965 — P.19 — 47.
  15. Kirk G. S. Myth. Its meaning and functions in ancient and other cultures. — Berkeley, Los Angeles,1970. — P.233-235.
  16. Варианты перевода γένος в словаре И. Х. Дворецкого : рождение, происхождение; род, семья; отпрыск, потомок, потомство; род, племя; знатное происхождение; знать; элемент, стихия.
  17. Чернышов Ю. Г. от 7 октября 2011 на Wayback Machine // Источниковедческие проблемы всеобщей истории. — Караганда, 1991. — С. 16
  18. Publius Ovidius Naso. Metamorphoses. — С. Liber I, 89-150 и далее.
  19. Имя Пандоры в «Теогонии» не называется, но сам миф в общих чертах присутствует
  20. Ф. Ницше. Философия в трагическую эпоху. — Москва, 1994. — С. 95—96.
  21. О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. Гесиод. Полное собрание текстов. — М. : Лабиринт, 2001.
  22. Г. В. Драч. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. — Москва: Гардарики, 2003. — С. 85.
  23. Аксенова А. А. (рус.) // НГТИ, КемГУ : сборник научных статей. — 2013. — С. 4—7 . 23 декабря 2018 года.

Same as Труды и дни