Interested Article - Иди тихо, незнакомец

«Иди тихо, незнакомец» ( англ. Walk Softly, Stranger) — фильм нуар режиссёра Роберта Стивенсона , который вышел на экраны в 1950 году .

Фильм рассказывает о профессиональном мошеннике и воре ( Джозеф Коттен ), который приезжает в небольшой городок в штате Огайо, где обольщает богатую наследницу владельца местной обувной фабрики ( Алида Валли ), которая стала инвалидом в результате несчастного случая. Под влиянием возникшей любви к этой девушке он меняется к лучшему, однако его прошлые преступления заставляют его вести отчаянную борьбу за выживание.

Это был последний фильм, который сделал для кинокомпании RKO её тогдашний генеральный продюсер , который вскоре после завершения работы над картиной покинул студию. Работа над фильмом была закончена в июне 1948 года, однако глава кинокомпании Говард Хьюз поставил его на полку. Премьера фильма состоялась лишь в октябре 1950 года, более чем через два года после завершения его производства. Хьюз предположительно намеревался заработать на этом фильме на гребне успеха только что вышедшей картины « Третий человек » (1949), в которой главные роли также сыграли Коттен и Валли.

Сюжет

Незнакомец ( Джозеф Коттен ) приезжает в небольшой городок Эштон в штате Огайо . Остановившись у одного из домов, который, по его информации, был продан 10 лет назад, он звонит дверь, заявляя хозяйке миссис Брентман ( Спринг Байинтон ), что в детстве жил в этом доме и хотел бы его осмотреть. Одинокая вдова миссис Брентман принимает его за сына бывших владельцев Криса Хейла и приглашает в дом, угощая чаем. Миссис Брентман, которая потеряла на войне сына примерно того же возраста, что и «Крис», сразу же начинает по-матерински заботиться о своём госте. Она предлагает ему занять комнату сына, а также через своего соседа мистера Моргана ( Джон Макинтайр ) устраивает его на работу на единственное крупное предприятие в городе — обувную фабрику «Корелли». Вскоре вечером Крис направляется на прогулку к загородному клубу, во дворе которого знакомится с красивой, но прикованной к креслу-каталке Элейн Корелли ( Алида Валли ), дочерью своего нового босса. Крис рассказывает Элейн о своём детстве в этом городке, когда он работал разносчиком газет, и каждый раз, подходя к дому Корелли, издали восхищался Элейн. Рассказ Криса завораживает и глубоко трогает Элейн. На следующий день Криса вызывают к мистеру Корелли (), владельцу фабрики и отцу Элейн, который говорит, что вчера Элейн впервые выглядела счастливой с того момента, как стала инвалидом после несчастного случая на лыжах. Она весь вечер говорила о Крисе и попросила дать ему более престижную работу. Мистер Корелли, который любит свою дочь больше всего на свете, не может отказать дочери в её просьбе, и предлагает Крису сразу заметное повышение, однако Крис отказывается от его предложения, обещая объяснить своё решение лично Элейн. Придя к ней вечером домой, Крис рассказывает, что он одинокий авантюрист и азартный игрок, который не может найти своего места в жизни, и его самокритичный рассказ и юмор трогают Элейн.

На выходные дни Крис улетает на самолёте в другой город на встречу со своим сообщником Уайти Лейком ( Пол Стюарт ), который называет Криса именем «Стив». Крис и Уайти грабят владельца игорного дома Боуэна (), отбирая у него прямо в кабинете 200 тысяч долларов наличными. Поскольку это деньги получены в результате незаконных операций, преступники уверены, что Боуэн не сообщит об ограблении в полицию. Угрожая оружием, они выводят Боуэна из казино, отвозят его в лес и бросают в пустынном месте. Добравшись до арендованной квартиры, они делят деньги пополам, после чего Крис советует Уайти сменить имя и залечь в каком-нибудь небольшом городке, говоря, что в противном случае Боуэн непременно найдёт его. Крис прощается с Уайти навсегда. Вернувшись в тот же день в Эштон, Крис принимает приглашение своего коллеги Рэя Хили () пойти вместе с ним на свидание с двумя девушками. Однако встретившись с Элейн, он забывает об этой договорённости. Чтобы развеять её грусть, Крис приглашает её в клуб, где они встречают Рэя с двумя девушками. Одна из девушек, Гвен, упрекает Криса в том, что он её обманул. Крис обещает Элейн, что исправит ситуацию, после чего без особых сложностей уговаривает Гвен потанцевать с ним. При виде здоровой танцующей пары у Элейн резко портиться настроение. Она быстро уходит из клуба и на следующий день неожиданно уезжает на несколько месяцев во Флориду . Однако на Рождественские праздники Элейн неожиданно возвращается, и на Новый год они с Крисом объясняются друг другу в любви.

В этот момент в Эштоне появляется Уайти, который разыскал Криса по адресу на спичечном коробке, который тот ему оставил во время последней встречи. Крис вынужден проводить Уайти в дом и познакомить его с миссис Брентман, которая предлагает ему остаться погостить. Оставшись наедине, Уайти рассказывает, что спустил все украденные деньги, и, кроме того, в Лас-Вегасе его заметили люди Боуэна. Хотя Уайти уверяет, что никто не видел, как он добрался до Эштона, Крис приказывает ему сидеть в доме, и не появляться на улице до тех пор, пока он не выработает план побега. Проведя несколько дней в доме, Уайти начинает нервничать, и, в конце концов, обыскивает комнату Криса в поисках его доли. Вернувшись однажды с работы, Крис узнаёт от миссис Брентман, что в его отсутствие Уайти совершает ежедневные прогулки по городу. В возмущении он поднимается в свою комнату, где видит, как Уайти роется в его вещах. Уайти заявляет, что деньги Крису теперь не понадобятся, так как у него появилась богатая подруга, которая обеспечит все его потребности. Опасаясь за свою жизнь, Уайти доходит до истерики, заявляя, что пока миссис Брентман будет в отъезде, Крис воспользуется её отсутствием, чтобы его убить. Несколько раз зло ударив Уайти за эти слова, Крис приводит его в чувства, после чего показывает ему, где лежат деньги, предлагая их забрать, однако, мучимый совестью, тот отказывается. Крис настаивает, чтобы Уайти уехал в десятидневный период, пока миссис Брентман уедет, чтобы проведать могилу сына на Арлингтонском кладбище .

Когда Крис отвозит миссис Брентман в аэропорт, то замечает, что за ним следят два человека, однако ему удаётся оторваться от них и приехать незамеченным к Элейн. Крис объясняет ей, почему не появлялся у неё так долго, сознаваясь во всём, что с ним произошло за последнее время. Элейн уверяет Криса, что всё равно любит его, и советует ему вернуть украденные деньги. Она также рассказывает, что переехала в Эштон, лишь когда ей было 18 лет, и потому с самого начала знала, что он всё придумал о своём прошлом. Когда Крис возвращается в дом миссис Брентман, он видит, что Уайти убит, а деньги похищены. Понимая, что окружён людьми Боуэна со всех сторон, Крис выходит из дома и садится в поджидающую его машину, которая отвозит его на виллу, где остановился Боуэн. Боуэн садится в их машину, и по дороге предлагает совместно раскрутить Элейн на миллион долларов. Когда Крис отказывается, Боуэн направляет на него револьвер. Крис хватает с сиденья плед и успевает обмотать им голову водителя, в результате чего машина на полном ходу вылетает с дороги. В этот момент Боуэн стреляет, однако машина врезается в рекламный щит, несколько раз переворачивается и затихает. Крис с ранением в руку оказывается в полицейском госпитале, и после курса лечения его переводят в обычную тюрьму. Элейн встречает его в этот момент, обещая ждать его возвращения, когда она «станет нужна ему в той же степени, в какой и она всегда нуждалась в нём».

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Английский режиссёр Роберт Стивенсон в 1940 году переехал в Голливуд , где обратил на себя такими мелодрамами, как « » (1941) и « Джейн Эйр » (1943) . Военная мелодрама « Жанна Парижская » (1942) стала его дебютом на студии РКО , для которой он на протяжении последующего десятилетия поставил несколько мрачных мелодрам и фильмов нуар, среди них « До края земли » (1948), « Я вышла замуж за коммуниста » (1949), « » (1951) и « История в Лас-Вегасе » (1952), так что, по словам кинокритика Сьюзен Долл, он «прекрасно владел стилем студии 1940-х годов» . В дальнейшем Стивенсон был известен постановкой фильмов для студии Уолта Диснея , таких как « Мэри Поппинс » (1964), которая принесла ему единственную номинацию на Оскар как лучшему режиссёру .

Как отмечает Долл, наиболее успешный этап в кинокарьере Джозефа Коттена пришёлся на 1940-е и начало 1950-х годов, сразу после исполнения им главных ролей в таких признанных фильмах, как « Гражданин Кейн » (1941), « Великолепные Эмберсоны » (1942), « Тень сомнения » (1943) и « Газовый свет » (1944). Данный фильм был сделан в 1948 году на самом пике его карьеры, вскоре после « » (1946) и приблизительно в то же время, что « » (1948) и « Третий человек » (1949), хотя и был выпущен только в 1950 году. «Иди тихо, незнакомец» выполнен в жанре, который обеспечил Коттену наибольший успех — это романтическая мелодрама с небольшой тайной или преступлением. Персонаж Коттена в этом фильме перекликается с его ролью в триллере Хичкока «Тень сомнения» (1943), «где он сыграл убийцу, несущего зло в Америку малых городков» .

Историк кино Гленн Эриксон пишет, что «экзотическое „открытие“ продюсера Дэвида Селзника , итальянская актриса Алида Валли дебютировала в Америке в фильме Хичкока „ Дело Парадайна “ (1947), который стал грандиозным провалом и ничего ей не дал. „Иди тихо, незнакомец“ в случае неудачи, мог стать её последним фильмом в Голливуде, однако успех вышедшего перед ним фильма нуар „Третий человек“ задержал Валли в Голливуде ещё на пару фильмов, среди которых была странная мелодрама „ “ (1948)» . По иронии судьбы, Коттен и Валли сыграли вместе в нуаровом шедевре Кэрола Рида «Третий человек» (1949), который снимался после «Иди тихо, незнакомец», однако вышел на экране раньше него, мгновенно сделав Валли звездой. Вернувшись в Европу, «поразительно красивая, с пронзительными глазами, актриса сделала там успешную карьеру», сыграв, в частности, роли в фильмах Лукино Висконти « Чувство » (1954), Микеланджело Антониони « Крик » (1957), а также в нескольких картинах Бернардо Бертолуччи .

Как пишет Долл, «несмотря на утверждения некоторых критиков, что неудача этого фильма повредила карьерам исполнителей главных ролей, на самом деле это не так». Хотя карьера Коттена и пошла по нисходящей в середине 1950-х годов, тем не менее, он продолжал сниматься в престижных фильмах, таких как « Ниагара » (1953) с Мерилин Монро и « Тише, тише, милая Шарлотта » (1964). Стивенсон перебрался на студию Диснея, где поставил такие классические фильмы, как « » (1957) и «Мери Поппинс» (1964), а Валли вернулась в Европу, где продолжала сниматься ещё на протяжении нескольких десятилетий .

История создания фильма

Как пишет Долл, в 1947 году вице-президентом RKO по производству был назначен , который был одним из немногих значимых продюсеров послевоенных лет, который хотел делать фильмы на серьёзные социальные проблемы, такие как « Перекрёстный огонь » (1947), который посвящён теме национальной нетерпимости . Последним фильмом, который сделал Шари в качестве главы производства RKO , стала нуаровая мелодрама «Больше не рыдай» , которая, по словам Долл, содержала «небольшую долю социальной критики о последствиях войны на внутреннем фронте» .

Согласно информации журнала Variety от марта 1947 года, первоначально в качестве режиссёра этой картины рассматривался Хичкок , а в качестве исполнителя главной роли — Кэри Грант . Однако в итоге RKO взяло напрокат у продюсерской компании Дэвида Селзника как режиссёра Роберта Стивенсона, так и звёзд картины — Джозефа Коттена и Алиду Валли . Позднее рабочее название фильма «Больше не рыдай» было заменено на нынешнее «Иди тихо, незнакомец» .

В начале 1948 года, когда производство фильма было практически завершено, кинокомпанию RKO приобрёл известный промышленник Говард Хьюз , который, по словам Эриксона, «быстро привёл её к хаосу и упадку. Он пообещал студии сделать большой рывок, но на деле отстранил от работы практически всех творческих руководителей и уволил 75 % сотрудников, а своими „капризами“ по поводу тех или иных лент, практически вогнал RKO в финансовый штопор» . Как пишет Долл, «к сожалению, Шари со своим либеральным планом действий столкнулся с личностью Хьюза, и после нескольких недель борьбы с ним Шари ушёл со студии, а миллиардер поставил фильм на полку» .

В феврале 1949 года, рассчитывая воспользоваться успехом «Третьего человека», где главные роли также сыграли Коттен и Валли, Хьюз решил выпустить фильм, при этом полностью изменив его финал . В марте 1949 года Variety сообщил, что через Селзника Хьюз нанял сценариста Х. П. Гарретта, чтобы тот написал новое окончание . Как отмечает Долл, «зная о нелюбви Хьюза к фильмам со смыслом, Гарретт, вероятно, изменил изначальный пессимистичный финал, в котором Крис теряет Элейн, на оптимистическое окончание с надеждой на будущее» .

Премьера фильма состоялась 12 октября 1950 года в Нью-Йорке . Как предположил обозреватель « Нью-Йорк Таймс » Босли Краузер , задержка с выходом в прокат картины, «вероятно, была связана с ожиданием роста „цены звёзд“ после фильма „Третий человек“. Если дело действительно в этом, люди в RKO поступили правильно, так как, по мнению Краузера, „звёздная ценность“ — это практически единственная вещь какой-либо значимости, которой обладает этот фильм» .

Однако, как замечает Долл, «несмотря на умное использование звёздного имиджа Коттена, фильм стал кассовым провалом, принеся убыток в 775 тысяч долларов» , что, по информации Американского института киноискусства , «стало крупнейшим провалом года для RKO » . По мнению Долл, неудача фильма была связана не столько с фильмом как таковым, сколько «с неверием Хьюза в его успех и с его несерьёзным отношением к графику проката фильма» . Этот фильм стал последним совместным проектом Селзника и RKO .

Оценка фильма критикой

Общая оценка фильма

Критика неоднозначно оценила эту картину, в частности, после её выхода на экраны, Краузер отметил, что несмотря на интересное начало, «фильм сдувается в середине» и в итоге «не показывает силы», подчеркнув, что единственным достоинством фильма является игра его звёзд . В рецензии журнала TimeOut указывается, что фильм содержит «увлекательный набор переменных, где криминальная история о грехах прошлого пересекается с обречённым романом в срединной Америке», однако «тусклый третий акт глушит эту скромную сагу личного искупления». Тем не менее, по мнению рецензента, «несмотря на недостатки, фильм остаётся в памяти» . Эриксон оценил картину как «интересную, пропитанную нуаром, мыльную оперу, которая свела вместе двух „горячих“ контрактных актёров Селзника — Коттена и Валли», «добиваясь успеха благодаря очарованию своих звёзд». Критик считает, что «фильм не блестящий в своей окончательной версии», которая несёт очевидную печать редактирования Хьюзом. «Финальный оптимизм фильма вышибает его из нуарового мейнстрима, хотя сценарий и нагнетает напряжённость между циничным криминальным аспектом истории и здоровой атмосферой маленького городка» . По мнению Долл, «этот фильм не назовёшь классикой, которая оказала влияние на развитие киноискусства или стала примером новаторского кино, тем не менее это типичный продукт Золотой эпохи Голливуда , где шаблонная история получает крепкое усиление благодаря сильной актёрской игре и блестящей операторской работе» .

Майкл Кини заметил, что «за исключением ужасающей автокатастрофы в финале, это сонная романтическая мелодрама» , а, по мнению Шварца, «этот унылый фильм заслуживает просмотра только по причине отличной игры Алиды Валли в роли богатой девушки-инвалида», однако «неинтересная, клишированная развязка выхолащивает его нуаровые аспекты, превращая в неубедительную любовную мыльную оперу» . По мнению Батлера, «это разочаровывающий фильм, тот тип фильма, когда смотришь который, то надеешься, что он станет немного лучше, но этого так и не происходит. Интерес сохраняется на протяжении первых двух третей фильма, но третья часть просто разваливается на части», и в итоге «финал неубедителен и просто неправилен». Кроме того, по мнению критика, «фильм страдает от того, что оказывается между двумя жанрами, пытаясь быть и нуаровым триллером, и романтической мелодрамой. Можно быть и тем, и другим одновременно, но данный фильм не справляется с этим ловким трюком и потому не вызывает удовлетворения ни в том, ни в другом качестве». Батлер считает достоинствами фильма его «привлекательно странную меланхолическую атмосферу», и образ Криса, который заставляет зрителя гадать, «является ли он честным в каждый конкретный момент». Это «удерживает интерес зрителя на определённое время, но этого не хватает на весь фильм» .

Оценка работы режиссёра и творческой группы

Босли Краузер отметил, что «жалостливо написанная романтическая история обладает интересным новшеством», и, кроме того, фильм «хорошо поставлен Робертом Стивенсоном и красиво сыгран актёрами», а «острые словесные дуэли между двумя сложными персонажами, каждый из которых хранит в себе какую-то странную злобу, смотрятся более, чем хорошо». Но затем, по мнению Краузера, «Фентон сдаётся, сбиваясь на клише, столь же старые как само кино» .

Эриксон отмечает, что «сценарий Фентона успешно использует элементы нуарового триллера» , а Долл обращает внимание на визуальные решения этого фильма, основанные на «опыте RKO по созданию фильмов нуар, а также фильмов ужасов Вэла Льютона . Студия славилась своим контрастным освещением и тенями для усиления эмоционального и смыслового воздействия истории». Долл отмечает также, что, «как и многие другие нуары RKO , этот фильм говорит о том, что никто не может уйти от своего прошлого», при этом «затемнённое, атмосферическое освещение помогает раскрыть эту мрачную тему. Свет в фильме не только красив, но и полон смысла, придавая атмосферу и глубину истории» .

Оценка актёрской игры

Игра большинства актёров удостоилась высокой оценки критики. Краузер отметил, что «язвительный Коттен играет странного и таинственного человека, а Валли — полную сил и энергии, но страдающую девушку, которая стала инвалидом после несчастного случая». Как Коттен, так и Валли «исполняют свои роли с трогающей остротой». Критик также выделяет «милую игру Спринг Байинтон в роли домовладелицы», а также Пола Стюарта , который «интересен в роли недалёкого бандита» . Рецензент TimeOut отмечает, что «если игра Коттена, возможно, слишком сдержанна, что в данном случае хорошо, то Валли усиливает скрытой энергией и сложностью свою эскизно написанную роль» . По мнению Батлера, Коттен «хорош и конечно знает, как играть индивидуальные сцены, но он кажется немного скованным, и его игра не вполне складывается так, как хотелось бы». Кроме того, эта его работа проигрывает в сравнении со «значительно лучшей игрой в „Тени сомнения“». С другой стороны, «Валли справляется лучше, но и она в полной мере не преодолевает банальность части своего материала. Лишь Байинтон удаётся дать по-настоящему впечатляющую игру» . Долл также обращает внимание на сходство роли Коттена с его ролью в «Тени сомнения», однако в этом фильме его персонаж «оказывается меньшим злом, чем дядя Чарли в фильме Хичкока, потому что он изменяется к лучшему, влюбляясь в почти невозможном романе». По мнению Долл, «неяркая личность Коттена и его глубокий голос были идеальными для исполнения ролей как учтивых элегантных джентльменов, так и таинственных персонажей, которым есть, что скрывать, а часто — и того, и другого вместе» . По мнению Эриксона, Коттен «отличен в роли жулика, который влюбляется в свою жертву. Немногие актёры могут быть столь убедительны в роли истинного джентльмена. И в соответствии с понятиями нуара, его герой ставит на карту всё, чтобы получить ту благополучную жизнь, которую не дала ему его предыдущая преступная карьера». При этом он «не маньяк типа дяди Чарли, а человек, которого мы можем поддержать». Эриксон также обращает внимание на «интересный состав актёров второго плана, который включает Макинтайра и в роли отца Элейн, который поможет любому, кто осчастливит его дочь». По мнению критика, «Пол Стюарт довольно хорош в роли почти безумного партнёра Коттена, который постепенно звереет, а Спринг Байинтон прекрасна в роли милой домохозяйки» . Майкл Кини также обращает внимание на игру Макинтайра в роли босса Коттена на фабрике и , который играет его коллегу и партнёра по покеру, а также Байингтон в роли милой старой домохозяйки .

Примечания

  1. Susan Doll. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 21 октября 2017. 16 мая 2018 года.
  2. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (20 сентября 2008). Дата обращения: 23 ноября 2019. 23 ноября 2019 года.
  3. Glenn Erickson. (англ.) . DVD Talk. Дата обращения: 21 октября 2017. 24 сентября 2015 года.
  4. ↑ (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 21 октября 2017. 17 октября 2016 года.
  5. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 21 октября 2017. 17 августа 2016 года.
  6. Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (16 октября 1950). Дата обращения: 21 октября 2017. 27 августа 2016 года.
  7. TJ. (англ.) . TimeOut. Дата обращения: 21 октября 2017. 15 марта 2020 года.
  8. ↑ , p. 459.
  9. Craig Butler. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 21 октября 2017. 5 июня 2019 года.

Литература

Ссылки

Same as Иди тихо, незнакомец