Interested Article - Делла Порта, Джакомо

Джа́комо Де́лла По́рта ( итал. Giacomo della Porta ; 1532 , Порлецца 1602 , Рим ) — итальянский архитектор и скульптор, один из наиболее значительных представителей маньеризма . Жил и работал преимущественно в Риме .

Ключевые постройки: возведение спроектированного Микеланджело купола собора святого Петра в Риме , фасад церкви Иль Джезу , церковь Санта-Мария-дей-Монти , во Фраскати и др.

Биография и творчество

О жизни Джакомо Делла Порта известно немногое. Разногласия существуют даже относительно даты и места его рождения. Отчасти это связано с путаницей, возникшей ещё среди современников автора, из-за существования другого архитектора Джован Джакомо Делла Порта, происходившего из Милана и упомянутого в жизнеописаниях Вазари .

Известно, что Джакомо Делла Порта родился на севере Италии в городке Порлецца , учился у Микеланджело и Виньолы , строил преимущественно в Риме.

После смерти Микеланжело (1564), работая совместно с Виньолой на строительстве собора св. Петра в Риме завершил возведение главного купола, внеся некоторые изменения в проект Микеланджело . Джакомо Делла Порта изменил конструкцию и форму купола, сделав её не полусферической, согласно замыслу Микеланджело, а параболической, придав ей более барочные черты.

В 1575 году Джакомо Делла Порта завершил по проекту Виньолы церковь Иль-Джезу и создал её фасад, послуживший образцом для многих барочных церквей по всему миру. До 1590-х гг. участвовал в начатом Микеланджело строительстве ансамбля площади Капитолия, включая возведение нового Дворца консерваторов .

Самостоятельно мастер построил многие светские и церковные постройки, несколько римских фонтанов, здание университета Сапиенца в Риме, а также виллу Альдобрандини во Фраскати и капеллу в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва , работу над которыми прервала его смерть в 1602 году.

Стиль

Продолжая развитие принципов итальянского зодчества эпохи Возрождения, Джакомо Делла Порта стремился к напряженным пространственным решениям и динамичности архитектурных форм в духе раннего барокко . Вдохновение и образцы для энергичных и выразительных архитектурных решений мастер черпал в творчестве своих учителей, направивших ренессансную архитектуру в новое русло, а также в формах античных построек эпохи эллинизма и поздней Римской империи.

Художественный язык Джакомо Делла Порта разнообразен. Мастер комбинирует приемы характерные для Позднего Ренессанса , добавляя к ним новые композиционные решения и авторские находки. В церкви Иль Джезу он удваивает пилястры, стремится подчеркнуть вертикальные членения здания, сокращает скульптурные детали, задуманные Виньолой. Характерно многообразие декоративных элементов — волют , пилястр , полуколонн. Палаццо Палуцци он наделяет более ренессансными пропорциями. Вилла Альдобрандини, несмотря на сдержанный и несколько графичный фасад, в решении многих своих частей являет черты развитого стиля барокко.

  • Церковь Сант-Анастазио-дей-Гречи на Виа-дель-Бабуино в Риме. Деталь. 1577
    Церковь Сант-Анастазио-дей-Гречи на Виа-дель-Бабуино в Риме. Деталь. 1577
  • Церковь Иль Джезу в Риме. Фасад. 1573—1580
    Церковь Иль Джезу в Риме. Фасад. 1573—1580
  • Вилла Альдобрандини во Фраскати. 1598-1603
    Вилла Альдобрандини во Фраскати. 1598-1603
  • Церковь Иль Джезу. Капелла Святого Сердца. 1599
    Церковь Иль Джезу. Капелла Святого Сердца. 1599
  • Церковь Санта-Мария-дей-Монти в Риме. 1580
    Церковь Санта-Мария-дей-Монти в Риме. 1580

Ссылки

  • Вёрман К.
  • Гомбрих Э. История искусства. Католическая Европа. Первая половина XVII века
  • (недоступная ссылка)

Same as Делла Порта, Джакомо