Interested Article - Головня, Анатолий Дмитриевич

Внешние изображения

Анато́лий Дми́триевич Головня́ ( 2 февраля 1900 26 июня 1982 ) — советский кинооператор, теоретик кино, педагог. Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), лауреат двух Сталинских премий (1947, 1951).

Биография

Родился в Симферополе , в раннем детстве потерял отца. Учился в немецкой колонии, в которой его дядя работал учителем. После Октябрьской революции работал в Союзе молодёжи, откуда его направили на прохождение службы в ВЧК в Херсоне , в период 1919—1922 годов работал там следователем .

С 1925 года работал на Московской фабрике « Совкино » (впоследствии — кинофабрика « Мосфильм ») . Был ассистентом оператора у Александра Левицкого на фильме « Луч смерти » (1925), в дальнейшем сотрудничал с режиссёром Всеволодом Пудовкиным .
В 1926 году окончил операторский факультет Государственного техникума кинематографии . С 1934 года — преподаватель ВГИКа , в 1936 году возглавил кафедру операторского мастерства и заведовал ею на протяжении многих лет . С 1939 года — профессор , доктор искусствоведения (1966) . Автор обновлённого курса «Операторское мастерство» (1946) .

В 1960-х годах преподавал операторское мастерства на режиссёрском отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров .

Член ВКП(б) с 1944 года , член Союза кинематографистов СССР .

Скончался 26 июня 1982 года в Москве . Похоронен на Донском кладбище .

Семья

Первая жена с 1923 года — актриса Любовь Иванова, впоследствии жена директора « Мосфильма » Б. Я. Бабицкого ; дочь Оксана [ источник не указан 155 дней ] .

Вторая жена — Тамара Григорьевна Лобова (1911—2007), кинооператор, педагог, соавтор многих фильмов. Внучка — Евгения Викторовна Головня (1944—2016), правнучка — Екатерина Головня (директор студии документальных фильмов «Золотая Лента» .

Особенности творчества

С первых своих работ мастер пытался освободиться от штампов старой операторской школы, осваивал новый монтажный метод съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность.

Съёмка фильма «Мать» выдвинула его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Эта тенденция отчётливо проявилась в своеобразии ракурсных построений, определивших новизну зрительского восприятия. Несмотря на скупость красок (изображение построено на короткой тональной гамме и контрасте крупных световых пятен), оператор добивается большой выразительности, органично вплетая изобразительную линию фильма в драматическую ткань. Значительную роль в эмоциональной окраске картины играет пейзаж. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера в то же время придают фильму в целом русский национальный колорит.

В дальнейшем А. Д. Головня широко использовал смелые экспрессивные повороты кинокамеры, приёмы оптической деформации, стремился к максимальной динамичности композиции кадра. Жизненная правда — основа творчества оператора.

Фильмография

Оператор

Режиссёр
  • 1929 — Рыбный промысел (документальный)
  • 1929 — Участок фронта (документальный)
  • 1930 — Звуковая сборная программа № 3 (совместно с Д. Морским )
  • 1931 — Великие будни (совместно с А. Ледащевым )
Сценарист
Актёр
  • 1929 — Стеклянный глаз / Фильм о фильме — оператор

Библиография

  • Композиция фотокадра // Лекция для заочного обучения (рус.) . — М. : Госкиноиздат, 1938. — 64 с.
  • Светлината в изкуството на оператора (болг.) / Преведе от рус. Георги Ст. Георгиев. — София: Българско дело, 1947. — 154 с. — (Библиотека «Кино и фото-култура»; № 1).
  • в соавт. с Иофис Е. А. Современная техника фотографического процесса // По стенограммам публичных лекций, прочитанных в Центральном лектории Общества в Москве (рус.) . — М. : Правда, 1949. — 46 с.
  • в соавт. с Дыко Л. П. Фотокомпозиция (рус.) . — М. : Искусство, 1955. — 160 с.
  • Учебные киносъёмочные работы // Методические материалы (рус.) . — М. : б. и., 1963. — 36 с.
  • Мастерство кинооператора (рус.) . — М. : Искусство, 1965. — 239 с.
  • Съёмка цветного кинофильма / из операторской практики (рус.) . — М. : Госкиноиздат, 1952. — 227 с.
  • Композиция кинокадра // Лекции для студентов кинооператорского факультета (рус.) . — М. : б. и., 1965. — 47 с.
  • Экспонометрия киносъёмки (рус.) . — М. : Искусство, 1966. — 85 с. — (Библиотека кинолюбителя).
  • О кинооператорском мастерстве // Учебное пособие (рус.) . — М. : б. и., 1970. — 152 с.
  • Экран — моя палитра // Рассказ о творческом пути (рус.) . — М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1971. — 39 с.
  • Киноосвещение // Учебные киносъёмочные этюды (рус.) . — М. : б. и., 1973. — 28 с.
  • Операторское мастерство // Монтажная киносъёмка / Учебное пособие (рус.) . — М. : б. и., 1976. — 40 с.
  • Творчество оператора фильма // Учебное пособие (рус.) . — М. : ВГИК, 1978. — 58 с.
  • Оптическая композиция кинокадра / Учебное пособие (рус.) . — М. : ВГИК, 1983 (вып. дан. 1984). — 46 с.
  • Мастерство кинооператора (рус.) . — М. : Искусство, 1995. — 254 с. — ISBN 5-210-00206-3 .

Награды и звания

Мемориальная доска на фасаде здания на площади Красных Ворот

Память

Примечания

  1. ↑ , с. 88.
  2. , с. 21—22.
  3. , с. 88—89.
  4. ↑ . О факультете (рус.) . ВГИК . Дата обращения: 9 июня 2023. 7 февраля 2023 года.
  5. ↑ , с. 89.
  6. ↑ , с. 98.
  7. от 11 июня 2020 на Wayback Machine Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  8. от 11 июня 2020 на Wayback Machine Высшие курсы сценаристов и режиссёров
  9. (рус.) . Где дремлют мёртвые. В дебрях кладбищ . Дата обращения: 8 сентября 2011. 20 апреля 2013 года.
  10. (рус.) . Гильдия неигрового кино и телевидения . Дата обращения: 9 июня 2023. 10 августа 2017 года.
  11. // Комсомольская правда : газета. — 1940. — 24 мая (№ 118 (4600)). — С. 1 . 20 сентября 2021 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 23 марта 2022. 18 ноября 2021 года.
  13. (рус.) . Герои страны . Дата обращения: 9 июня 2023. 9 июня 2023 года.
  14. (рус.) . Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации . Дата обращения: 10 марта 2017. Архивировано из 12 марта 2017 года.
  15. (неопр.) . Телеканал «Культура». Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано из 21 марта 2015 года.

Литература

  • Голдовская М. // Десять операторских биографий // Сборник статей (рус.) / Сост. М. Голдовская ; Предисл. В. Монахова. — Вып. 1. — М. : Искусство, 1978. — 207 с. — (Мастера современного театра и кино). 21 июня 2011 года.
  • Громов Е. Кинооператор А. Головня. — М. : Искусство, 1980. — 174 с.
  • Караганов А. В. Всеволод Пудовкин. — М. : Искусство, 1983. — 272 с. — (Жизнь в искусстве).
  • Кино. Энциклопедический словарь (рус.) / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России (рус.) / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — 418 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-905352-03-4 .

Ссылки

  • (рус.) . Киноискусство. История кино . Дата обращения: 9 июня 2023. 15 декабря 2012 года.
  • (рус.) . Онлайн-кинотеатр «Мосфильма» . Дата обращения: 9 июня 2023.

Same as Головня, Анатолий Дмитриевич