Interested Article - Русский шансон

Ру́сский шансо́н — собирательный термин, которым обозначают различные жанры популярной музыки: городской романс , военные, эмигрантские , блатные и некоторые эстрадные песни .

История

Предтечей данного направления музыкальные историки считают «арестантские», «каторжные» и «кандальные» песни середины XIX — начала XX веков, уходящие своим началом в средние века, в творчество «разбойных» песен. Они дали начало музыкальному явлению, названному позже « блатной песней », «блатняком». По текстовой тематике эти баллады перекликаются с ранним «афроамериканским блюзом» — в обоих случаях песни посвящены тяжкой доле подневольного народа и несбыточным свободолюбивым мечтам .

В российской музыкальной индустрии термин «русский шансон» был введён как эвфемизм в 1990-х годах , когда блатная песня стала звучать на эстраде , по радио и телевидению , и популяризован одноимённой радиостанцией в Москве, радиостанцией "Ночное такси" в Санкт-Петербурге, а также продюсерскими компаниями "Мастер саунд рекордс" (существовала в 1997-2017 годах) и "Русский шансон" (существовала в 2002-2016 годах), с их дочерними структурами, основателем и руководителем которых до своей смерти в 2006 году являлся бизнесмен, продюсер Севостьянов Юрий Николаевич (1961-2006).

Именно при участии указанных продюсерских организаций, в Государственном Кремлёвском дворце с 2002 года проводится церемония вручения премии « Шансон года », формальным учредителем которой выступило руководство « Радио Шансон ». Участниками стали исполнители самых различных жанров и направлений, иногда - только отдалённо имеющих отношение к шансону.

Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Петра Лещенко , Михаила Шуфутинского и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко и Марка Бернеса , — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается . Так или иначе, в Государственном кремлёвском дворце с 2002 года проводится церемония вручения премии «Шансон года» .

Один из известных представителей русского шансона, Стас Михайлов , в апреле 2013 года во время музыкальной церемонии « Шансон года-2013 » так отвечал на вопрос корреспондента газеты « Аргументы и факты » о причинах популярности шансона как жанра: «…Люди нашей страны выбирают сегодня тех артистов, которые затрагивают своим творчеством струны человеческой души. Шансон аккумулирует вокруг себя самое лучшее, что есть сегодня на нашей эстраде. Тем „Шансон года“ и ценен: он всегда представляет тех, кто живёт, чтобы петь. И поёт, чтобы жить…» .

Ключевые исполнители

На формирование стиля «русский шансон» оказали влияние следующие исполнители:

Городской романс

Одесский бит

Танцевальный, или дискотечный шансон

Тюремный рэп, или турбо-шансон

В Государственном кремлёвском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии « Шансон года ».

Исполнители разных жанров шансона

Критика

Обозреватель РАПСИ Аркадий Смолин так охарактеризовал влияние русского шансона и, в частности, «Радио „Шансон“» на российское общество:

Даже музыкальные критики вынуждены идти на уступки (из страха ли, конформизма) и называть «блатную музыку» политкорректным (и лживым) термином «русский шансон». Триумфальный захват блатной культурой информационного пространства за последние 35 лет привел к «вымиранию» русского языка. Недавнее социологическое исследование СПбГУ показало, что «язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений». Социальные низы потеряли доверие к грамотной речи, а образованные классы играют только «на понижение» (в целях эксплуатации маргиналов, говорят на «их языке» и понижают планку культурных запросов — самое наглядное подтверждение чему: хиты кинопроката и фильмы, получившие господдержку) .

Признавая объективность существования «шансона», Александр Градский считал, что тот занимает не своё место:

У нас сегодня есть то, что называется «шансон». Это жуткое дерьмо всё. Но это же есть. Более того, оно занимает не своё место. Не стадионы надо X, Y и Z снимать, а работать в кабаке, где, собственно говоря, шансону и место. И тогда это правильно. (Ну, назовём это шансон, потому что в принципе это блатняк.) Вот оно должно быть там. У нас сегодня всё наоборот: у нас сегодня в ресторанчиках, кафешках работают великолепные джазовые музыканты, блестяще играющие. <…> Это всё зависит от нас, от публики. У нас публика всё ж таки не очень какая-то требовательная. Может, это всё-таки недостатки воспитания музыкального .

См. также

Примечания

  1. Стефано Гардзонио . Новое литературное обозрение , № 10, 2010 г., с. 149—165 от 6 августа 2020 на Wayback Machine
  2. (неопр.) . Дата обращения: 27 мая 2022. 25 сентября 2020 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2017. 24 августа 2017 года.
  4. Тверская, Софья. Жить, чтобы петь. И петь, чтобы жить // Аргументы и факты . — 2013. — № 15 (1692) за 10 апреля . — С. 51 .
  5. (рус.) . РИА Новости (20110617T1900+0400Z). Дата обращения: 31 мая 2019. 31 мая 2019 года.
  6. Гордон Дмитрий . (неопр.) . (2010). Дата обращения: 24 января 2020. 13 декабря 2019 года.

Ссылки

  • Олесь Николенко. (неопр.) . bit.ua (28 Января 2016 13:06).

Same as Русский шансон