Interested Article - Васильева, Надежда Александровна

Наде́жда Алекса́ндровна Васильева (род. 29 января 1962 , Ленинград ) — российский художник по костюмам , художник , куратор . Лауреат кинопремии « Ника » за лучшую работу художника по костюмам на фильмах « Замок » (1994) и « Матильда » (2017) . Вдова кинорежиссёра Алексея Балабанова , в качестве художника по костюмам работала на большинстве его фильмов. Среди других режиссёров, с которыми работала Васильева — Семён Аранович , Александр Белинский , Владимир Бортко , Игорь Волошин , Олег Ковалов , Рената Литвинова , Василий Сигарев , Рустам Хамдамов и Алексей Учитель .

Биография

Родилась 29 января 1962 года в Ленинграде в семье профессора ЛЭТИ . В 1984 году окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной . В том же году устроилась на киностудию « Ленфильм », где первое время работала ассистентом декоратора.

Я все время заглядывала в коридор, где были большие зеркала, и понимала, что вот этот человек не так одет и вот этот человек не так одет. Мечтала расквитаться с деревяшками. А потом пришла к Нелли Лев на «Шерлока Холмса». Она была чудесная художница [по костюмам], единственная у нас на студии, которая ласково относилась к людям, ничего не умевшим. Она меня многому научила .

В 1987 и 1988 годах участвовала в коллективной выставке в выставочном зале «Манеж» (Ленинград). Работала ассистентом художника по костюмам на сериале Семена Арановича «Большая игра» (1988). В качестве главного художника по костюмам дебютировала на сериале Виктора Титова «Васька» (1989).

У меня старая школа. ‹…› Режиссеры Виктор Титов, Семен Аранович, Владимир Бортко многое мне дали в профессиональном плане, каждый по-своему. Титов научил меня раскрепощаться, не бояться зрителя и делать все так, как чувствую я. Семену Давидовичу благодарна за то, что привил мне любовь к деталям, которыми можно подчеркивать характер человека, а Бортко показал мне, как надо работать с серьезными, требовательными артистами, добиваться взаимного уважения .

В 1992 году была приглашена в российско-польскую съёмочную группу режиссёра Ежи Гофмана для работы над фильмом «Прекрасная незнакомка» по рассказу «Возмездие» Льва Толстого . В 1991 году на премьере фильма « Счастливые дни » Надежда Васильева познакомилась с кинорежиссёром Алексеем Балабановым .

Помню, они выходили на сцену [перед показом], но как выглядел режиссер, я не запомнила, а потом, когда смотрела кино, поняла, что хочу за него замуж. ‹…› После сеанса я пошла на него посмотреть. ‹…› Он мне понравился. А он сказал, что я ему понравилась только одним — что я пришла в юбке, а не в брюках, как все девушки. ‹…› По-моему, на второй день он сказал или в первый же, что «я женюсь», и в общем, у каждого режиссера должно быть две жены: «Одна у меня уже была, сейчас будет вторая». Подарил мне зубную щетку. Вообще, он мне за всю жизнь подарил два подарка: зубную щетку и кисточки .

Впоследствии в качестве художника по костюмам Васильева работала на всех фильмах Балабанова, кроме картин « Война » (2002), « Жмурки » (2005) и « Мне не больно » (2006). Их первой совместной работой стал фильм « Замок » (1994) по одноимённому роману Франца Кафки . За работу на этом фильме была удостоена кинопремии « Ника » .

В 1995 году участвовала в коллективной выставке «Современное искусство-95» (Хельсинки).

1 октября 1995 года в семье Балабанова и Васильевой родился сын Петр.

В 1997 году вышел фильм Алексея Балабанова « Брат ». Свитер крупной вязки, ставший неотъемлемой частью образа главного героя Данилы Багрова , Надежда Васильева нашла случайно:

Я пошла в секонд-хенд, потому что денег на костюмы не было. Искала-искала и вдруг нашла этот свитер. Стоил он тридцать пять рублей. Я сразу поняла — вещь. Напялила его на Бодрова, Леша посмотрел и сказал: «Что это он такой крутой? Он не может быть крутым». А я говорю: «Да этот свитер мама ему связала!» И мы еще долго спорили. Но Сережа [Бодров] так хотел быть крутым, что уломал Балабанова на свитер. Леша только поставил условие, что его хоть чем-нибудь надо задрипать. Так появилась полиэтиленовая ветровка поверх свитера. Потом мальчики так одевались — бушлат и свитер. Я считаю, что это моя самая главная победа в жизни. Все остальное — ну, костюмы и костюмы .

В 1999 году в арт-кафе «Идиот» (Санкт-Петербург) прошла первая персональная выставка Надежды Васильевой. На ней были представлены акварельные рисунки, сделанные по мотивам фильма « Про уродов и людей » (1998), а также костюмы из этого фильма.

20 ноября 2000 года на съёмках фильма Алексея Балабанова « Река » Надежда Васильева и другие члены съёмочной группы попали в автомобильную аварию. Исполнительница главной роли Туяра Свинобоева скончалась. Съёмки фильма были прекращены .

В апреле 2015 года в рамках I Балабановских чтений в Центре искусства и музыки библиотеки Маяковского (Санкт-Петербург) прошла выставка «Балабанов. Перекрестки» . Среди работ художников из ближнего круга Алексея Балабанова на ней были представлены эскизы Надежды Васильевой к неосуществленым проектам режиссёра.

В декабре 2016 года в Екатерининском дворце (Царское село) прошла выставка костюмов к фильму Алексея Учителя « Матильда » (2017) . В ноябре следующего года выставка «Матильда. Воссоздавая эпоху» прошла в московском ГУМе . Для фильма «Матильда» было изготовлено более 7000 оригинальных костюмов, а также предметы гардероба — обувь, головные уборы, украшения и аксессуары. Гардероб картины создавался более полутора лет, на изготовление костюмов было использовано более 12 тонн материала . За работу на фильме «Матильда» Надежда Васильева и Ольга Михайлова были награждены премией «Ника» .

В 2017 году совместно с Гошей Рубчинским работала над оформлением спектакля Ренаты Литвиновой «Северный ветер» в Московском художественном театре имени Чехова .

В 2018 и 2019 годах Надежда Васильева выступила куратором ретроспектив «Костюм в кино», проходивших в рамках кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» (Иваново) .

Помимо работы в кино сотрудничала с Санкт-Петербургским Эрмитажным театром и Театром комедии имени Акимова . Преподавала курс «Русский костюм» в Санкт-Петербургском институте технологии и дизайна .

Член Союза кинематографистов Санкт-Петербурга .

Член Профессионального союза художников России .

Фильмография

Награды и премии

Премии «Ника» за лучшую работу художника по костюмам

Номинации на премию «Ника» за лучшую работу художника по костюмам

Номинации на премию «Золотой орел» за лучшие костюмы

Примечания

  1. (неопр.) . Кинопремия «Ника». Дата обращения: 29 апреля 2020. 19 марта 2018 года.
  2. (неопр.) . Кинопремия «Ника». Дата обращения: 29 апреля 2020. 3 апреля 2019 года.
  3. Кувшинова М. Балабанов. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2015. — С. 72—73. — 220 с. — ISBN 978-5-905669-17-0 .
  4. (неопр.) . Собака.ru. Дата обращения: 29 апреля 2020.
  5. Бодров / Сост. Л. Аркус. — Санкт-Петербург: Сеанс, 2020. — С. 60. — 384 с. — ISBN 978-5-6042795-9-5 .
  6. (рус.) . Портал «Чапаев». Дата обращения: 30 апреля 2020.
  7. (рус.) . Кинокомпания СТВ. Дата обращения: 30 апреля 2020.
  8. (неопр.) . Пушкин.ру. Дата обращения: 29 апреля 2020.
  9. (неопр.) . ТАСС. Дата обращения: 29 апреля 2020.
  10. (рус.) . Time Out. Дата обращения: 29 апреля 2020.
  11. (неопр.) . МХТ им. А. Чехова. Дата обращения: 29 апреля 2020.
  12. (неопр.) . ТАСС. Дата обращения: 30 апреля 2020.
  13. (неопр.) . КФ им. А. Тарковского «Зеркало». Дата обращения: 30 апреля 2020.
  14. (рус.) . Союз кинематографистов Санкт-Петербурга. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано из 15 июня 2020 года.
  15. (неопр.) . Профессиональный союз художников России. Дата обращения: 29 апреля 2020. 25 февраля 2014 года.

Ссылки

  • Надежда Васильева. // Сеанс. 1999. № 17/18
  • Вера Зелинская. // Сеанс. 1999. № 17/18
  • Наталия Иванова. // Сеанс. 1999. № 17/18
  • [Интервью] // Киноведческие записки. 2003. № 63
  • [Интервью] // Профиль. 2006. 3 июля
  • [Интервью] // Собака.ru. 2009. Январь
  • [Интервью] // Собака.ru. 2015. Март
  • [Интервью] // The Blue Print. 2017. 13 октября
  • [Интервью] // TVKinoRadio.ru. 2017. 20 ноября
  • // Culttrigger. 2017. 9 ноября
  • // Чапаев. 2017

Same as Васильева, Надежда Александровна