Interested Article - Чапски, Стефан

Стефан Чапски ( англ. Stefan Czapsky ; род. 15 декабря 1950 , Ольденбург , ФРГ ) — американский оператор-постановщик , известный сотрудничеством с режиссёром Тимом Бёртоном в таких фильмах, как « Эдвард руки-ножницы », «Бэтмен возвращается » и « Эд Вуд » , за которые он получил несколько наград от кинокритиков .

Ранняя жизнь и образование

Стефан Чапски родился в Ольденбурге в Западной Германии в семье украинцев , его семья эмигрировала в Соединенные Штаты, когда он был ещё младенцем, а затем поселилась в Кливленде . После учёбы в Case Western Reserve Стефан поступил в аспирантуру по кинематографии в Колумбийском университете и перебрался в Нью-Йорк .

Карьера

Ранняя карьера

Чапски, известный своим «широким диапазоном стилей», работал вместе с такими режиссёрами, как Тим Бёртон и Боаз Якин . Чапский зарекомендовал себя как «хамелеон операторской профессии». Окончив Case Western Reserve со степенью бакалавра гуманитарных наук и акцентом на историю кино и критику, Чапский переехал в Нью-Йорк , где поступил в аспирантуру Колумбийского университета . Там он перешёл на рабочие должности в кинопроизводстве, такие как « », « светооператор » и «бригадир техников» для таких постановок, как «После работы », «Мэтуон » и «Q ». Сотрудничество с режиссёрами Скорсезе и Коэном открыло ему возможность снять свой первый полнометражный фильм «На грани» . Снимая таких культовых звезд, как Пэм Гриер и Брюс Дерн , Чапски смог показать не «голливудские локации, а комнаты, где слышны человеческие голоса» .

Художественные фильмы

Независимый успех «На грани» помог Чапски получить роль оператора вместе с Робертом Чаппеллом в фильме Эрролла Морриса « Тонкая голубая линия » . Фильм, который считается «одним из самых важных документальных фильмов, когда-либо созданных» , получил различные награды за лучший документальный фильм (1988) от Нью-Йоркского кружка кинокритиков , Национального совета по обзору и ряда других. В том же году Чапски быстро изменил свой стиль для «Поцелуя вампира » Роберта Бирмана. Несмотря на провал в прокате, тёмная нью-йоркская атмосфера, запечатленная Чапски, послужила идеальным фоном для «невероятно необузданного выступления» Николаса Кейджа и помогла фильму стать культовым.

Некоторые из наиболее заметных работ Чапски основаны на его проектах вместе с режиссёром-экспрессионистом Тимом Бёртоном. Их первая совместная работа, фильм « Эдвард руки-ножницы » , стала одной из самых заметных в фильмографии Бёртона. Текучесть Чапского за объективом помогла отличить сюрреалистические пригороды от тьмы изоляции Эдвардса, придав фильму «неземную» атмосферу. В 1992 году дуэт вернулся, чтобы снимать « Бэтмен возвращается » с такими громкими именами, как Майкл Китон , Мишель Пфайффер и Дэнни Де Вито . Их третий и последний проект, « Эд Вуд » , стал для них самым успешным с точки зрения критиков. «Изысканно снятый в черно-белом» фильм получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана , « Золотой глобус» за лучший грим и причёску, а также награду за лучшую операторскую работу от Национального общества кинокритиков .

Уход Чапски от Бёртона побудил его исследовать другие стилевые направления в кино. В его следующем кинематографическом проекте 1996 года, « Матильда » , он воссоединился со злодеем из «Бэтмен возвращается» Дэнни Де Вито, который взял на себя роль режиссёра. В этой классической детской картине Де Вито и Чапски работали вместе, чтобы «создать мир, который немного больше и значительно смешнее, чем жизнь» .

Чапски работал с командой сценаристов и режиссёров Уилла Спека и Джоша Гордона над комедией 2007 года « Лезвия славы » . Фильм с Уиллом Ферреллом и Джоном Хедером в главных ролях имел коммерческий успех, собрав 145 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 53 миллиона долларов .

Затем Чапски ещё больше разнообразил свою жанровую палитру, работая с режиссёрами Боазом Якиным и Дито Монтиэлем над боевиками «Защитник » и «Бой без правил ». В первом с Джейсоном Стэтхэмом в главной роли, а во втором с Ченнингом Татумом использование «изящных одиночных кадров» помогло передать острые ощущения, характерные для таких фильмов.

Начиная с 2016 года Чапски переключился на телевидение, сняв эпизоды « Оттенков синего » , «Куантико » и «Бог меня зафрендил ».

Фильмография

Год Заголовок Директор Примечания
1985 г. На краю Роб Нильссон
1988 г. Тонкая синяя линия Эррол Моррис документальный;
с Робертом Чаппеллом
Поцелуй вампира Роберт Бирман
1989 г. Последний поворот на Бруклин Ули Эдель
Страх, тревога и депрессия Тодд Солондз
Сыновья Александр Роквелл
1990 г. Взгляд в прошлое Франко Амурри
Детские игры 2 Джон Лафия
Эдвард Руки-ножницы Тим Бёртон
1991 г. Краткая история времени Эррол Моррис документальный;
с Джоном Бейли
Тёмный ветер
1992 г. Бэтмен возвращается Тим Бёртон
Прелюдия к поцелую Норман Рене
1994 г. Эд Вуд Тим Бёртон
1996 г. Матильда Дэнни Де Вито
2003 г. Пуленепробиваемый монах Пол Хантер
2007 г. Лезвия славы Уилл Спек, Джош Гордон
2009 г. Бой без правил Дито Монтьель
2012 Защитник Боаз Якин
2015 Макс

Телевидение

Примечания

  1. (неопр.) . www.cinematographers.nl . Дата обращения: 8 декабря 2017.
  2. (неопр.) . Stefan Czapsky . Дата обращения: 8 декабря 2017.
  3. Davis . (англ.) , AwardsCircuit.com - By Clayton Davis . Дата обращения: 8 декабря 2017.
  4. (неопр.) . Stefan Czapsky . Дата обращения: 8 декабря 2017. . Stefan Czapsky . Retrieved 2017-12-08 .
  5. Ebert. (англ.) . www.rogerebert.com . Дата обращения: 1 мая 2020.
  6. (англ.) . The Criterion Collection . Дата обращения: 1 мая 2020.
  7. Rosenbaum. (англ.) . Chicago Reader (26 октября 1985). Дата обращения: 1 мая 2020.
  8. Arabian. (амер. англ.) . Film Inquiry (27 декабря 2017). Дата обращения: 1 мая 2020.
  9. , < >
  10. (амер. англ.) . Cinephilia & Beyond (7 июня 2017). Дата обращения: 1 мая 2020.
  11. Leydon. (англ.) . Variety (5 августа 1996). Дата обращения: 1 мая 2020.
  12. , < > . Проверено 1 мая 2020.
  13. Taylor. (англ.) . IndieWire (27 апреля 2012). Дата обращения: 1 мая 2020.

Ссылки

Same as Чапски, Стефан