Interested Article - 3D Realms

3D Realms (официальное название Apogee Software, Ltd. ) — американский издатель и разработчик компьютерных игр . Основан в 1987 году , в городе Гарленд , штат Техас , США ; ныне располагается в Ольборге , Дания . Более всего известен популяризацией модели распространения программного обеспечения shareware в 1980-х и 1990-х годах, а также за разработку игровых франшиз, например, серии Duke Nukem . Компания основана в 1987 году Скоттом Миллером во время подготовки к изданию Kingdom of Kroz и называлась тогда Apogee Software Productions. Apogee Software зарегистрировала торговый знак 3D Realms в 1996 году. Права на прежнее название и логотип были проданы Терри Нейджи ( англ. Terry Nagy) в 2008 году, который использовал их при создании новой компании Apogee Software, LLC.

После длительной задержки выпуска двух игр 3D Realms была вынуждена уволить значительную часть персонала и пройти полную реструктуризацию. После этого компания принимает участие только в небольших проектах, исполняя обязанности продюсера или издателя. В марте 2014 года компания была приобретена SDN Invest — партнёром 3D Realms и холдинговой компанией из Дании, владеющей долей в Interceptor Entertainment (ныне Slipgate Ironworks).

Историческая справка

Предпосылки

В начале 1980-х годов Скотт Миллер часто проводил время в компьютерном классе средней школы, занимаясь программированием текстовых приключенческих игр на установленных в школе компьютерах Apple II , где и познакомился с Джорджем Бруссардом . Окончив школу, они оба устроились на работу в местный зал игровых автоматов The Twilight Zone, что позволило Миллеру поступить в колледж, одновременно всё увеличивая свою заинтересованность компьютерными играми . Миллер бросил учёбу в Университете Далласа после второго курса, чтобы полностью сосредоточиться на компьютерных играх, не только участвуя в разных соревнованиях, но и занимаясь программированием своих собственных игр . В то время он сильно заинтересовался языком программирования Turbo Pascal и простотой его реализации на IBM PC . Постепенно Миллер пришёл к пониманию, что его познания в области компьютерных игр могут приносить ему больше денег, чем он зарабатывал в The Twilight Zone. Для этого он, взяв в соавторы Бруссарда, написал книгу в стиле инструкции на тему «как побеждать в компьютерных играх» . Книга осталась невостребованной из-за перенасыщенности рынка, однако позволила Миллеру стать критиком компьютерных игр в The Dallas Morning News и менее влиятельных изданиях, ориентированных на игры . После четырёх лет работы в газете он решил, что в состоянии создать игру, которая будет лучше всех тех, на которые от писал рецензии, и уволился. Миллер приобрёл модем со скоростью соединения 16,5к, который он установил в доме родителей в Гарленде , штат Техас , и начал свою деятельность независимого разработчика компьютерных игр с полной занятостью .

Модель Apogee (1987—1996)

Большинство игр, созданных в ту пору Скоттом Миллером, отображали грубую ASCII-графику с расширенным набором символов ( ) . Игры такого формата казались ему популярными, однако они не снискали никакого успеха у издателей, поскольку у Миллера не было высшего образования или какого-то опыта в разработке игр . Столкнувшись с этим, он думал о том, нужно ли самостоятельно изготовлять копии своих игр или же распространять их бесплатно через BBS , чтобы пользователи этих систем могли совершать в его пользу добровольные пожертвования, то есть распространять игры по модели, известной как shareware . Первый вариант показался Миллеру слишком дорогостоящим, поэтому он предпочёл второй, несмотря на настоятельные просьбы друзей и коллег этого не делать . Миллер в 1986 и 1987 годах выпустил по модели shareware игры Beyond the Titanic и Supernova соответственно, однако объём поступивших пожертвований оказался небольшим и составил за год примерно $ 10 000 с обеих игр .

В следующей игре Миллера, Kingdom of Kroz , было 60 уровней — больше, чем он хотел бы распространять бесплатно . В итоге он пришёл к модели распространения, называемой «моделью Apogee». Её суть состоит в том, что бесплатно через BBS распространяется первоначальный установочный комплект игры, содержащий только часть игры. После его прохождения игроку демонстрируется почтовый адрес Миллера и предлагается связаться с ним для обсуждения условий покупки оставшейся части игры . В игре Kingdom of Kroz эта модель была реализована посредством деления игры на три части, названные эпизодами: на BBS распространялся только первый из них, а два оставшихся предоставлялись исключительно платно . Вышедшая 26 ноября 1987 года игра Kingdom of Kroz стала первой, разработчиком которой была указана Apogee Software Productions — компания Миллера, состоящая из одного человека . Игра стала успешной, и Миллер получил чеков в общей сложности примерно на $80 тыс. — $100 тыс., причём каждый день ему поступало от $100 до $500 .

Первоначально каждый эпизод игры продавался отдельно, а при приобретении всех сразу покупатель мог рассчитывать на скидку. Позже возможность приобретать эпизоды «в розницу» была убрана. Потребитель мог попробовать первый эпизод бесплатно и приобрести все остальные, если игра понравилась. Концепция продажи игр по эпизодам имеет некоторое сходство с «моделью эпизодов», используемой некоторыми современными разработчиками (по такой модели издавались Grand Theft Auto: Episodes from Liberty City , Alan Wake и другие известные игры). [ источник не указан 1780 дней ]

Коммерческий успех Apogee и несомненные преимущества модели дистрибуции Apogee сподвигнули и других ведущих разработчиков таких как Capstone Software , Parallax Software, id Software , Activision и Epic Megagames воспользоваться аналогичной формой shareware-модели, а также способствовали развитию и росту Software Creations BBS, которая стала крупнейшей BBS в Северной Америке. Позже Apogee стала применять и традиционную модель продаж как, например, GT Interactive ; но тем не менее продолжала дистрибуцию своих ранних продуктов по концепции shareware. [ источник не указан 1780 дней ]

3D Realms (1996—2009)

По замыслу основателей для каждого нового жанра игр, издаваемых Apogee, следовало создавать отдельный торговый знак. Согласно этому принципу были созданы торговые марки 3D Realms (в июле 1994 года) и ныне неиспользуемая Pinball Wizards. Целью этого подхода, в отличие от традиционной издательской деятельности под единой маркой, было создание для каждого игрового жанра своей торговой марки, что позволило бы добиваться новым играм лучших результатов благодаря репутации соответствующей торговой марки. Также это позволило Apogee нацеливаться на разные рынки.

Однако к концу 1990-х годов некоторые игровые жанры, например платформеры и скролл-шутеры (к которым относилась значительная часть ранних игр Apogee), постепенно стали уходить с рынка, что делало эту концепцию бесполезной. Также, ввиду усложнения процесса разработки игр и увеличения времени на разработку новой игры, издатели игр более не стремились выпускать игры с максимальной частотой.

Торговая марка 3D Realms была создана в 1994 году для издания трёхмерной игры Terminal Velocity . Также эта марка использовалась для вывода на рынок последующих частей серии игр Duke Nukem и продюсирования игры Max Payne . Торговая марка Pinball Wizards была создана для симуляторов пинболла и использовалась лишь однажды в 1997 году для игры . Стоит отметить, что ранние трёхмерные игры наподобие Rise of the Triad издавались под маркой Apogee.

Последней игрой, изданной под маркой Apogee, стала игра 1996 года . Начиная с 1998 года все игры компании так или иначе использовали трёхмерные технологии, даже если сам по себе игровой процесс был двухмерным (например, Duke Nukem: Manhattan Project ). В результате этого бренд 3D Realms вытеснил бренд Apogee, и последующие игры стали издаваться под брендом 3D Realms. К концу 1990-х годов в компании заключили, что бренд Apogee в первую очередь ассоциируется у потребителей со старыми и устаревшими играми, поэтому и было принято решение в дальнейшем издавать игры под брендом 3D Realms.

С 2008 года бренд Apogee используется компанией Apogee Software LLC — отдельной компанией, которая ответственна за дистрибуцию, римейки и иные разработки, связанные со старыми играми Apogee .

Реструктуризация и правовые споры (2009—2014)

Игра Prey , выпущенная 11 июля 2006 года, стала последней изданной 3D Realms игрой, производственный ад которой длился 11 лет. Изначально разработка шла внутри 3D Realms, однако после нескольких лет задержек разработка была передана стороннему разработчику Human Head Studios .

Другим основным проектом, над которой работала 3D Realms, была игра Duke Nukem Forever — сиквел Duke Nukem 3D . Игра была анонсирована в 1997 году, однако разработка была остановлена 6 мая 2009 года, когда компания распустила коллектив разработчиков . Дата релиза была изменена на «когда будет готово» . За время разработки игры сторонними разработчиками был выпущен ряд спин-оффов по серии Duke Nukem .

6 мая 2009 ввиду недостатка финансирования руководство компании пошло на значительное сокращение персонала, а незатронутые сокращением работники получили уведомление о том, что компания прекращает деятельность . Сайт компании в тот день прекратил работу, однако работа была впоследствии восстановлена. На тот момент не было официального заявления 3D Realm на счёт закрытия, равно как не было информации на форуме компании. Сообщение было помещено на официальный сайт. Оно содержало групповую фотографию ещё оставшихся сотрудников компании, а также подпись «Прощайте. Спасибо, что были нашими фанатами и поддерживали нас».

14 мая 2009 года стало известно, что издатель Take-Two Interactive , обладатель прав на издание Duke Nukem Forever , подал иск в суд на Apogee Software Ltd (3D Realms) из-за нарушения договора в части срыва оговорённых сроков разработки игры . Take-Two в своём заявлении просила об обеспечительных мерах в виде ареста на активы, относящихся к Duke Nukem Forever , чтобы обезопасить их на время судебного процесса от возможных действий 3D Realms .

18 мая 2009 ключевые управляющие 3D Realms распространили первый полный официальный «пресс-релиз», в котором описали своё видение ситуации с разработкой.

3D Realms не закрывается и не закрыта. […] Ввиду недостатка финансирования с сожалением вынуждены подтвердить информацию о том, что 6 мая мы распустили группу разработчиков Duke Nukem Forever […] Поскольку [3D Realms] теперь очень небольшая компания, мы будем продолжать существовать как компания-соавтор и будем продолжать лицензировать игры на основе франшизе Duke Nukem. […] Предложение Take-Two оказалось неприемлемым [для 3D Realms] по многим причинам, включая отсутствие предоплаты, отсутствие гарантии минимального платежа, а также отсутствие гарантии на завершение разработки [ Duke Nukem Forever ]. […] Мы поняли, что Take-Two пытается завладеть франшизой Duke Nukem по существенно заниженной стоимости. […] Мы считаем, что процесс, инициированный Take-Two, нацелен только на силовой захват прав собственности на франшизу Duke Nukem . Мы будем упорно защищаться против этого издателя .

3 сентября 2010 года Take-Two объявила о передаче прав на разработку Duke Nukem Foreve r компании Gearbox Software . Это прекратило вялотекущую работу 3D Realms, продолжавшуюся до того 12 лет. 3D Realms осталась соразработчиком игры, так как бо́льшая часть Duke Nukem Forever была создана ими. Тем не менее, права и интеллектуальная собственность были проданы Gearbox, которая теперь является полноправным собственником франшизы Duke Nukem . 3D Realms всё же сохранила определённые права на часть библиотеки серии Duke Nukem , однако передала все права Gearbox в 2015 году.

Сторонний разработчик, Interceptor Entertainment, в 2010 году начал работу над фанатским проектом по созданию ремейка игры Duke Nukem 3D . Они получили некоторые официальные полномочия от Gearbox на продолжение разработки игры, получившей название Duke Nukem 3D: Reloaded . Однако, поскольку игра Duke Nukem Forever получила негативные оценки после выхода в 2011 году, проект Duke Nukem 3D: Reloaded был бессрочно приостановлен.

В интервью, данном Скоттом Миллером в апреле 2011 года, было заявлено, что 3D Realms вовлечена в ряд проектов.

Да, у нас сейчас есть несколько проектов, все достаточно маленькие, никаких масштабных консольных игр. Когда [ Duke Nukem Forever ] выйдет, мы обязательно будем подыскивать новый проект, в который можно инвестировать, возможно, это будут какие-то малоизвестные группы, желающие оставить свой след в истории таких малых платформ как, например, мобильные телефоны и XBLA . У нас длинная история инвестирования в молодые, не обкатанные студии, начиная с id Software , в том числе такие заметные компании как Parallax Software (мы стали первой компанией, инвестировавшей в Descent ) и Remedy Entertainment ( Death Rally и Max Payne ). Нам нравится эта модель бизнеса, и мы продолжим её применять в будущем. Кажется, у нас хороший глаз для поиска неопытных талантов, жаждущих помощи профессионалов и столь недоступного финансирования .

В июне 2013 года 3D Realms начала судебный процесс против Gearbox, в связи с невыплатой отчислений и отсутствием оплаты за покупку интеллектуальной собственности, связанной с франшизой Duke Nukem . Судебный процесс был прекращён в сентябре 2013 года, после чего последовало заявление с извинениями от 3D Realms, в котором говорилось о достижении согласия с Gearbox по всем вопросам.

Чтобы поправить свои дела, 3D Realms продала права на некоторые свои старые игры, что привело к появлению ряда ремейков, вышедших в 2013 году: , разработанная Interceptor Entertainment , и Shadow Warrior от Flying Wild Hog . Для Shadow Warrior впоследствии вышли продолжения Shadow Warrior 2 (2016) и Shadow Warrior 3 (2022).

В феврале 2014 году Gearbox начала судебный процесс против 3D Realms, Interceptor Entertainment и Apogee Software из-за разработки игры с названием Duke Nukem: Mass Destruction . В Gearbox указывали на то, что ей принадлежат все права на франшизу Duke Nukem , и она не давала своего разрешения этим компаниям на разработку игр. Вскоре 3D Realms выпустила заявление, в котором допускалась возможность признания этого проступка . Судебный спор был урегулирован в августе 2015 года, по итогам которого Gearbox подчёркивала, что она по-прежнему является законным владельцем прав на интеллектуальную собственность, связанную с франшизой Duke Nukem .

Новый владелец (2014—2021)

2 марта 2014 года 3D Realms была приобретена за неназванную сумму финансовой группой SDN Invest, обладающая долей в Interceptor Entertainment . Майк Нилсен ( англ. Mike Nielsen), основатель и председатель SDN Invest после этого стал CEO 3D Realms .

В 2016 году 3D Realms выступила издателем компьютерной игры , разработанной Interceptor Entertainment. В 2018 году компания выпустила Ion Fury (разработчик — Voidpoint), являющуюся сюжетным приквелом к Bombshell .

Приобретение Embracer Group (2021 — настоящее время)

В августе 2021 Embracer Group объявила о приобретении 3D Realms и Slipgate Ironworks (бывшая Interceptor Entertainment) через Saber Interactive , ставшей для нескольких студий материнской компанией .

Список игр

Многие из компьютерных игр, изданных Apogee, выходили как набор отдельных эпизодов, которые можно было покупать и играть в них отдельно или совместно. В списке приводятся названия эпизодов только для игр, где в качестве названий не использовались порядковые номера эпизодов.

Название Система Дата выхода Разработчик(и) Ссылки
Puzzle Fun-Pak
( Asteroids Rescue , Block Five , Maze Machine , Phrase Master )
MS-DOS 1986 Apogee
Adventure Fun-Pak
( Night Bomber , Raiders of the Forbidden Mine , Rogue Runner , The Thing )
MS-DOS 1986 Apogee
Beyond the Titanic MS-DOS 1986 Apogee (Скотт Миллер)
Supernova MS-DOS 1987 Apogee (Скотт Миллер, Терри Нейджи)
Kroz 1 ! Трилогия Kroz
( Kingdom of Kroz , Caverns of Kroz , Dungeons of Kroz )
MS-DOS 26 ноября 1987 Apogee (Скотт Миллер)
Word Whiz MS-DOS 1988 Apogee (Скотт Миллер)
Trivia Whiz MS-DOS 1988 Micro F/X Software ( Джордж Бруссард )
Trek Trivia MS-DOS 1988 Apogee (Скотт Миллер)
Next Generation Trivia MS-DOS 1988 Micro F/X Software ( Джордж Бруссард )
Трилогия Thor
( Caves of Thor , Realm of Thor , Thor's Revenge )
MS-DOS 1989 Scenario Software (Тодд Риплогл, англ. Todd Replogle)
Kroz 7 ! The Lost Adventures of Kroz MS-DOS 1990 Apogee (Скотт Миллер)
Monuments of Mars
( First Contact , The Pyramid , The Fortress , The Face )
MS-DOS 1 января 1990 Scenario Software (Тодд Риплогл)
Kroz 4 ! The Super Kroz Trilogy
( Return to Kroz , Temple of Kroz , The Final Crusade of Kroz )
MS-DOS июнь 1990 Apogee (Скотт Миллер)
Pharaoh’s Tomb
( Raiders of the Lost Tomb , Pharaoh's Curse , Temple of Terror , Nevada's Revenge )
MS-DOS 14 декабря 1990 Micro F/X Software (Джордж Бруссард)
Commander Keen 1 ! Commander Keen in Invasion of the Vorticons
( Marooned on Mars , The Earth Explodes , Keen Must Die! )
MS-DOS 14 декабря 1990 id Software
Dark Ages
( Prince of Destiny , The Undead Kingdom , Dungeons of Doom )
MS-DOS 1 февраля 1991 Scenario Software
Jumpman Lives! MS-DOS 10 июня 1991 Shamusoft Designs (Дейв Шарплесс, англ. Dave Sharpless)
Duke Nukem 1 ! Duke Nukem
( Shrapnel City , Mission: Moonbase , Trapped in the Future )
MS-DOS 1 июля 1991 Apogee
Paganitzu
( Romancing the Rose , The Silver Dagger , Jewel of the Yucatan )
MS-DOS 1 октября 1991 Trilobyte (Кейт Шулер, англ. Keith Schuler)
Arctic Adventure MS-DOS 9 октября 1991 Apogee
Crystal Caves
( Troubles with Twibbles , Slugging it Out , Mylo Versus the Supernova )
MS-DOS 23 октября 1991 Apogee
Commander Keen 4 ! Commander Keen in Goodbye, Galaxy!
( Secret of the Oracle , The Armageddon Machine )
MS-DOS 15 декабря 1991 id Software
Secret Agent
( The Hunt for Red Rock Rover , Kill Again Island , Dr. No Body )
MS-DOS 1 февраля 1992 Apogee
Cosmo’s Cosmic Adventure MS-DOS март 1992 Apogee
Word Rescue
( Visit Gruzzleville and the Castle , Explore GruzzleBad Caverns , See the Spooky Haunted House )
MS-DOS март 1992 Redwood Games
Wolfenstein 3D
( Escape from Castle Wolfenstein , Operation: Eisenfaust , Die, Führer, Die! )
MS-DOS 5 мая 1992 id Software
Math Rescue
( Visit Volcanoes and Ice Caves , Follow the Gruzzles into Space , See Candy Land )
MS-DOS октябрь 1992 Redwood Games
ScubaVenture: The Search for Pirate’s Treasure MS-DOS 1993 Apogee
Major Stryker
( Lava Planet , Arctic Planet , Desert Planet )
MS-DOS 15 января 1993 Apogee
Monster Bash MS-DOS 9 апреля 1993 Apogee
Bio Menace
( Dr. Mangle's Lab , The Hidden Lab , Master Cain )
MS-DOS 3 августа 1993 Apogee
Alien Carnage
( Sewers , Factory , Office Block , Alien Ship )
MS-DOS 10 октября 1993 Interactive Binary Illusions / SubZero Software
Duke Nukem II MS-DOS 3 ноября 1993 Apogee
Blake Stone: Aliens of Gold
( Star Institute , Floating Fortress , Underground Network , Star Port , Habitat 11 , Satellite Defense )
MS-DOS 3 декабря 1993 JAM Productions
Raptor: Call of the Shadows
( Bravo Sector , Tango Sector , Outer Regions )
MS-DOS 1 апреля 1994 Cygnus Studios
Hocus Pocus
( Time Tripping , Shattered Worlds , Warped and Weary , Destination Home )
MS-DOS 1 июня 1994 Moonlite Software
Mystic Towers
( Rimm , Tor Korad , Nortscar , Wolf's Den , Ebonscarp , Marchwall )
MS-DOS 15 июля 1994 Animation F/X
Wacky Wheels MS-DOS 17 октября 1994 Beavis Soft
Blake Stone: Planet Strike MS-DOS 28 октября 1994 JAM Productions
Boppin
( Bothersome Hunnybunz , Significant Other of Hunnybunz , Love Child of Hunnybunz , Hunnyvunz Defrocked )
MS-DOS 15 ноября 1994 Accursed Toys
Rise of the Triad
( Approach , Monastery , Caves Below , The Slow and the Dead )
MS-DOS 21 декабря 1994 Apogee
Terminal Velocity MS-DOS , Windows 1 мая 1995 Terminal Reality
Realms of Chaos
( Revolt of the Myraal , The Goblin Plague , Foray into Fire )
MS-DOS 11 ноября 1995 Apogee
Xenophage: Alien Bloodsport MS-DOS 29 декабря 1995 Argo Games
Duke Nukem 3D
( L.A. Meltdown , Lunar Apocalypse , Shrapnel City )
MS-DOS 29 января 1996 3D Realms
Death Rally MS-DOS 6 сентября 1996 Remedy Entertainment

( Scout Mission , Stellar Attack , Terran Assault , Aquatic Combat )
MS-DOS 19 ноября 1996 Apogee
Shadow Warrior
( Enter the Wang , Code of Honor )
MS-DOS 13 мая 1997 3D Realms
Balls of Steel Windows 12 декабря 1997 Wildfire Studios
Max Payne
( The American Dream , A Cold Day in Hell , A Bit Closer to Heaven )
Windows 25 июля 2001 Remedy Entertainment
Max Payne 2: The Fall of Max Payne
( The Darkness Inside , A Binary Choice , Waking Up from the American Dream )
Windows , PlayStation 2 , Xbox 15 октября 2003 Remedy Entertainment
Duke Nukem Mobile 1 ! Duke Nukem Mobile Сотовый телефон 15 января 2004 Machineworks Northwest
Duke Nukem Mobile 2 ! Duke Nukem Mobile Tapwave Zodiac май 2004 Machineworks Northwest
Duke Nukem Mobile 3 ! Duke Nukem Mobile Сотовый телефон сентябрь 2005 Machineworks Northwest
Prey Windows , Xbox 360 11 июля 2006 3D Realms / Human Head Studios
Duke Nukem Forever Windows , macOS ), PlayStation 3 , Xbox 360 10 июня 2011 3D Realms / Triptych Games / Gearbox Software / Piranha Games
Windows 29 января 2016 Slipgate Ironworks
Windows 1 декабря 2016 Slipgate Ironworks
Windows 31 июня 2018 Goin' Yumbo Games
Windows , macOS , Nintendo Switch 1 августа 2018 Midnight Sea Studios
Ion Fury Windows , macOS , Linux , PlayStation 4 , Xbox One , Nintendo Switch 15 августа 2019 Voidpoint
Ghostrunner Windows , PlayStation 4 , Xbox One 27 октября 2020 One More Level, Slipgate Ironworks
Kingpin: Reloaded Windows , PlayStation 4 , Xbox One , Nintendo Switch TBA 2020 Slipgate Ironworks
Windows , macOS , Linux , PlayStation 4 , Xbox One , Nintendo Switch 25 февраля 2021 KillPixel
Rise of the Triad: Remastered Windows , PlayStation 4 , Xbox One , Nintendo Switch TBA 2021 Slipgate Ironworks, Apogee Software, Destructive Creations
Windows , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Xbox One , Xbox Series X , Nintendo Switch TBA 2021 Slipgate Ironworks
SiN: Reloaded Windows TBA 2021 Slipgate Ironworks, Nightdive Studios

Игры, лицензированные 3D Realms

Отдельные игры и ремейки, особенно часто в серии Duke Nukem , были разработаны по лицензии 3D Realms сторонними компаниями.

Название Система Дата выхода Разработчик Издатель Ссылки
Duke Nukem: Time to Kill PlayStation октября 12, 1998 n-Space GT Interactive Software
Duke Nukem: Zero Hour Nintendo 64 сентября 1, 1999 Eurocom GT Interactive Software
Duke Nukem: Land of the Babes PlayStation сентября 27, 2000 n-Space Infogrames
Duke Nukem: Manhattan Project PC ( Windows ) мая 21, 2002 Sunstorm Interactive Arush Entertainment
Duke Nukem Advance Game Boy Advance августа 12, 2002 Torus Games Take-Two Interactive
iOS июня 7, 2009 Machineworks Northwest Hands-On Mobile
Shadow Warrior PC ( Windows ) сентября 26, 2013 Flying Wild Hog Devolver Digital
Wacky Wheels HD PC ( Windows , macOS ) октября 26, 2016 Ferocity 2D Ferocity 2D

Отменённые игры

Множество игр, изданием или разработкой которых должна была заниматься Apogee или 3D Realms, были отменены до завершения работы над ними. Какие-то из них впоследствии были закончены другими компаниями, другие — нет. Помимо этого существует ряд проектов, разработка которых была запланирована, но не началась. Также существуют проекты, издателем которых должна была быть 3D Realms, однако окончательное соглашение подписано не было из-за отмены проекта, либо из-за выбора в качестве издателя другой компании .

Название Система Дата отмены Разработчик Ссылки
Underground Empire of Kroz PC ( MS-DOS ) 1991 Apogee
Gateworld PC ( MS-DOS ) 1992 Apogee
Fantasy 3D PC ( MS-DOS ) 1993 Peter Jungck
Cybertank 3D PC ( MS-DOS ) 1993 Frank Maddin
Tubes PC ( MS-DOS ) 1993 Absolute Magic
BoulderDash 5000 PC ( MS-DOS ) 1993
Nuclear Nightmare PC ( Windows ) 1993
Angels Five PC ( MS-DOS ) 1993
Second Sword ! The Second Sword PC ( MS-DOS ) 1993 Cygnus Studios
Wards of Wandaal PC ( MS-DOS ) 1993
Megaloman PC ( MS-DOS ) 1994 Apogee
Monster Bash PC ( MS-DOS ) 1995 Apogee
Crazy Baby PC ( MS-DOS ) 1995 Apogee
Fumes PC ( MS-DOS ) 1995
Crystal Carnage PC ( MS-DOS ) 1995
Ruins: Return of the Gods PC ( MS-DOS ) 1995 3D Realms
Ravager PC ( MS-DOS ) 1996 Apogee
Cyberboard Kid PC ( MS-DOS ) 1996 Apogee
Duke Nukem Forever PC ( MS-DOS ) 1997 3D Realms
Blood PC ( MS-DOS ) 1997 Q Studios
Descent: FreeSpace PC ( Windows ) 1998 Volition
Duke Nukem: Endangered Species Hunter PC ( Windows ) 2001 Action Forms
Duke Nukem: D-Day PlayStation 2 2003 n-Space
Earth No More PC ( Windows ), PlayStation 3 , Xbox 360 2008 Recoil Games
Prey 2 PC ( Windows ), PlayStation 3 , Xbox 360 2008 Human Head Studios

Примечания

Комментарии
  1. Эпизод Asteroids Rescue издавался также под названием Meteors .
  2. Эпизод Raiders of the Forbidden Mine издавался также под названиями Raiders of the Lost Mine , Diamond Digger и Gold Miner ; эпизод Rogue Runner издавался также под названием Maze Runner .
  3. Caverns of Kroz и Dungeons of Kroz были разработаны Миллером до того как Apogee смогла получить финансирование через издание I.B.Magazette, он назвал их Kroz и Kroz II ; когда вышла игра Kingdom of Kroz (как посредством Apogee, так и других компаний, например, Softdisk ), они были переименованы и переизданы Apogee. Все три игры были обновлены и переизданы в 1990 и 1991 годах в другом порядке под названиями Caverns of Kroz II , Dungeons of Kroz II и Kingdom of Kroz II .
  4. ↑ В 2014 году 3D Realms переиздали старые DOS-игры для ОС Microsoft Windows и macOS посредством цифровой дистрибуции .
  5. Как и в случае с эпизодами оригинальной трилогит Kroz , эпизоды Super Kroz Trilogy были изданы под разными названиями: Return To Kroz также издавалась как Shrine of Kroz и Castle of Kroz в разных изданиях до как Миллер остановился на одном названии, а Temple of Kroz также издавалась как Valley of Kroz .
  6. Commander Keen in Invasion of the Vorticons и Commander Keen in Goodbye Galaxy также были выпущены id Software для Microsoft Windows в 2007 году.
  7. Портирование Duke Nukem осуществлялось на ОС Microsoft Windows и macOS в 2013 году.
  8. Wolfenstein 3D также была издана id Software посредством иных издателей, нежели Apogee/3D Realms, на Super Nintendo Entertainment System (1994), Atari Jaguar (1994), Mac OS (1994), Acorn Archimedes (1994), 3DO (1995), (1998), Game Boy Advance (2002), Xbox Live Arcade (2009), PlayStation Network (2009) и iOS (2009).
  9. Игра ScubaVenture была разработана Apogee по контракту с Softdisk в 1991 году, и продавалась как игра от Softdisk; Apogee разработала эту игру по поручению id Software для того, чтобы они могли сконцентрироваться на разработке Wolfenstein 3D (1992 год).
  10. Alien Carnage первоначально был издан под названием Halloween Harry ; в ноябре 1994 года была переименована, при этом эпизоды Sewers и Office Block были поменяны местами, так что эпизод Sewers стал в игре первым.
  11. Портирование Duke Nukem II было выполнено Torus Games, издавала эту версию на Game Boy Color в 1999 году компания GT Interactive под названием Duke Nukem , также портированием для iOS , Microsoft Windows и macOS занималась компания Interceptor Entertainment в 2013 году.
  12. Версию для Windows выпустила компания Cygnus Studios (позднее - Mountain King Studios) в 1999 году. Поритированием для iOS занималась компания BlitWise Productions, она же издала эту версию в 2010 году, тогда как версию для macOS разработала и издала в 2011 году компания DotEmu.
  13. Игра Boppin первоначально была издана Karmasoft для компьютеров Amiga в 1991 году; версия для MS-DOS издана Apogee с дополнением. Accursed Toys выпустила бесплатную версию для Microsoft Windows в 2005 году.
  14. Игра Rise of the Triad была переиздана под названием Rise of the Triad: Dark War (для отличия от предстоящего римейка 2013 года) компанием 3D Realms для Microsoft Windows , macOS и Linux в 2009 году, а для iOS в 2010 году.
  15. Terminal Velocity была издана для macOS компанией в 1995 году, а для Android и iOS — компанией Trebuchet Entertainment в 2015 году.
  16. Игра Duke Nukem 3D была портирована на множество устройств и издана разными издателями: Game.com (1997), Mac OS (1997), Sega Saturn (1997), PlayStation (под названием Duke Nukem: Total Meltdown в 1997), Nintendo 64 (под названием Duke Nukem 64 в 1997), Sega Genesis (1998), Xbox 360 (2008), iOS (2009) и Android (2011). Обновлённая версия игры получила название Duke Nukem 3D: Atomic Edition , была разработана и издана 3D Realms в 1996; в ней появился четвёртый эпизод — The Birth , также вышло обновление "Plutonium Pack", предназначенное для обновления копий игры для ОС MS-DOS. После выходя игры для неё различными авторами разработано множество дополнений и отдельных уровней; они были собраны и изданы вместе с версией игры Atomic под названием Duke Nukem 3D: Megaton Edition для Microsoft Windows (2013), Linux (2013), PlayStation 3 (2015) и PlayStation Vita (2015). Одина из последних версий, Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour для PlayStation 4 (2016) и Xbox One (2016) состоит из уровней из версии Atomic Edition , а также содержит пятый эпизод Alien World Order .
  17. Duke Nukem 3D и Shadow Warrior были изданы GT Interactive Software, а не 3D Realms.
  18. Портирование Death Rally было осуществлено Jari Komppa, эта версия издана Remedy Entertainment в 2009 году. Ремейк игры разработан Mountain Sheep и издан Remedy Entertainment для iOS и Android в 2011 году.
  19. 3D Realms выпустила версию Shadow Warrior для Mac OS в 1997 году. Два пакета дополнений, Wanton Destruction и Twin Dragon , были разработаны сторонними компаниями в 1998 году, однако если Twin Dragon был издан в том же году, то Wanton Destruction не издавался до 2005 года. В 201 году компания Devolver Digital выпустила версию для Microsoft Windows , а компания General Arcade портировала игру для iOS .
  20. Игра Max Payne была портирована на PlayStation 2 (2001), Xbox (2001), macOS (2002), Game Boy Advance (2003), iOS (2012) и Android (2012) без привлечения 3D Realms.
  21. Игра Max Payne была издана 3D Realms, входившей в состав группы издателей Gathering of Developers .
  22. Игра Max Payne 2 разработана Remedy Entertainment и издана Rockstar Games ; 3D Realms описывает как продюсирование свою роль в создании игры.
  23. ↑ Название Duke Nukem Mobile было использовано как для игр 2004 года для мобильных телефонов, так и для другой игры 2005 года для Tapwave Zodiac , обе версии разработала компания Machineworks Northwest. Игра для Zodiac была портирована на мобильные телефоны в середине 2005 года под названием Duke Nukem Mobile 3D , а её модифицированная версия была издана для мобильных телефонов в 2007 году под названием Duke Nukem Arena .
  24. Игра Prey издана 2K Games и находилась в разработке у 3D Realms в течение 6 лет, после чего к разработке присоединилась компания Human Head Studios на следующие 5 лет. Игра была портирована на macOS (2007) и Linux (2008) .
  25. Игра Duke Nukem Forever издана 2K Games и находилась в разработке у 3D Realms в течение 13 лет до момента прекращения работ в 2009 году. После этого разработка была продолжена силами компании Triptych Games, в результате чего игра была закончена через 2 года совместными усилиями компаний Triptych Games, Gearbox Software и Piranha Games . Triptych Games выпустила пакет дополнений в 2011 под названием The Doctor Who Cloned Me , в котором была добавлена ещё одна однопользовательская кампания .
  26. Разработка Bombshell была начата под названием Duke Nukem: Mass Destruction , однако работы были остановлены в 2014 из-за претензии со стороны Gearbox Software , которая обладала правами на серию Duke Nukem . После остановки проекта, компания Interceptor модифицировала игру так, чтобы она не была связана с Duke Nukem .
  27. Запланировано на 2018 год на Nintendo Switch.
  28. Игра Ion Fury была издана в рамках службы Early Access 28-го февраля 2018 .
  29. The game will be published by All in! Games; 3D Realms describes itself as the producer and distributor of the game .
  30. Игра Duke Nukem: Manhattan Project была портирована на Mac OS (2009), Xbox 360 (2010) и iOS (2014) .
  31. После отмены Gateworld проект был закончен компанией Homebrew Software, которая издала его в 1993 году .
  32. После отмены Tubes проект был закончен Absolute Magic и издан Software Creations в 1993 году .
  33. После отмены Crazy Baby проект был закончен New Generation Software и издан CDV Software под названием Clif Danger в 1996 году .
  34. После отмены Ruins: Return of the Gods проект был закончен Lobotomy Software и издан Playmates Interactive и BMG Interactive под названием PowerSlave ( Exhumed в Европе и A.D. 1999 в Японии) в 1996 году на ПК, PlayStation и Sega Saturn .
  35. После отмены Ravager проект был завершён Inner Circle Creations и издан Softdisk под названием Alien Rampage в 1996 году .
  36. После отмены Cyberboard Kid проект был закончен и издан Reality Studios под названием Cyril Cyberpunk в 1996 году .
  37. Название использовано для игры Duke Nukem Forever , тем не менее игра не имеет более ничего общего с компанией .
  38. Разработку игры Blood первоначально курировала 3D Realms, но в 1997 году Monolith Productions выкупила все права на игру . Blood издан GT Interactive Software в том же году на ПК и MacOS .
  39. 3D Realms должна была быть дистрибьютером игры Descent (1995), но продала права компании Interplay Productions до завершения разработки игры. Часть сделки было то, что 3D Realms оставляет за собой права на издание следующей игры Parallax Software, которая досталась от Volition во время разделения компании, этой игрой была Descent: FreeSpace . Однако до завершения игры Interplay стала основным издателем, тогда как 3D Realms первое время выполняла роль держателя списка заказов на shareware-версию; Interplay выкупила все права на игру вскоре после издания.
  40. Игру Duke Nukem: D-Day должна была издавать компания Rockstar Games .
  41. ↑ Игры Earth No More и Prey 2 были анонсированы в 2006 году как проекты, изданием которых будет заниматься 3D Realms, но права были проданы Radar Group в 2008 году. Prey 2 была отменена в 2011 году, а информации о Earth No More более не поступало.
Источники
  1. (неопр.) . Дата обращения: 7 марта 2020. 11 мая 2020 года.
  2. Chris Plante. (англ.) . Polygon (26 октября 2017). Дата обращения: 1 февраля 2019. 26 октября 2017 года.
  3. Benj Edwards. (англ.) . Gamasutra (21 августа 2009). Дата обращения: 1 февраля 2019. 9 мая 2012 года.
  4. Benj Edwards. (англ.) . Gamasutra (21 августа 2009). Дата обращения: 1 февраля 2019. 9 мая 2012 года.
  5. (неопр.) . Kotaku. 3 февраля 2013 года.
  6. (неопр.) . Kotaku (18 мая 2009). 3 февраля 2013 года.
  7. (англ.) . 3D Realms . Дата обращения: 2 февраля 2019. Архивировано из 10 ноября 2014 года.
  8. Breckon, Nick; Faylor, Chris.: (неопр.) . Shacknews (6 мая 2009). 3 февраля 2013 года.
  9. Breckon, Nick (неопр.) . Shacknews (14 мая 2009). Дата обращения: 16 мая 2009. 16 мая 2009 года.
  10. Breckon, Nick (неопр.) . Shacknews (15 мая 2009). Дата обращения: 16 мая 2009. 18 мая 2009 года.
  11. Faylor, Chris (неопр.) . Shacknews (16 мая 2009). Дата обращения: 16 мая 2009. 18 мая 2009 года.
  12. Hartman, Garrett (неопр.) . 28 августа 2016 года.
  13. . Duke 4 . 2011-04-15. из оригинала 30 марта 2016 . Дата обращения: 5 июля 2016 .
  14. Narcisse, Evan (неопр.) . Kotaku (13 июня 2013). Дата обращения: 10 августа 2013. 29 июля 2013 года.
  15. Matulef, Jeffrey (неопр.) . Eurogamer (24 февраля 2014). Дата обращения: 6 октября 2016. 9 октября 2016 года.
  16. Yin-Poole, Wesley (неопр.) . Eurogamer (19 августа 2015). Дата обращения: 6 октября 2016. 9 октября 2016 года.
  17. Yin-Poole, Wesley (неопр.) . Eurogamer (3 марта 2014). Дата обращения: 3 марта 2014. 6 марта 2014 года.
  18. Matthew Handrahan. (англ.) . gamesindustry.biz (4 марта 2014). Дата обращения: 3 февраля 2019. 20 декабря 2018 года.
  19. (неопр.) . Gematsu (4 августа 2021). Дата обращения: 5 сентября 2022. 5 августа 2021 года.
  20. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 4 июня 2017. 17 октября 2016 года.
  21. Stoddard, Samuel (неопр.) . The Apogee FAQ . Samuel Stoddard. Дата обращения: 5 июня 2017. 13 марта 2016 года.
  22. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 11 июля 2017. 17 октября 2016 года.
  23. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 21 июля 2018. 13 июня 2018 года.
  24. Plante, Chris (неопр.) . Polygon . Vox Media (27 сентября 2013). Дата обращения: 11 июля 2017. 18 октября 2016 года.
  25. (неопр.) . Steam . Valve Corporation . Дата обращения: 6 июня 2017. 7 октября 2016 года.
  26. (неопр.) . Steam . Valve Corporation . Дата обращения: 6 июня 2017. 14 июля 2017 года.
  27. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 21 июля 2018. 13 июня 2018 года.
  28. Kuchera, Ben (неопр.) . Ars Technica . Condé Nast (5 августа 2007). Дата обращения: 13 июня 2016. 19 октября 2014 года.
  29. Kushner, David. (англ.) ( (англ.) . — Random House , 2004. — P. 63—66. — ISBN 978-0-8129-7215-3 .
  30. (неопр.) . Steam . Valve Corporation . Дата обращения: 13 июня 2017. 22 июня 2017 года.
  31. (неопр.) . Classic Gaming . GameSpy (30 сентября 2004). Дата обращения: 13 июня 2017. 10 октября 2008 года.
  32. Nunneley, Stephany (неопр.) . VG247 (2 июля 2013). Дата обращения: 13 июня 2017. 14 июля 2017 года.
  33. (неопр.) . IGN . News Corporation . Дата обращения: 13 июня 2017. 19 июня 2015 года.
  34. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 13 июня 2017. 23 мая 2017 года.
  35. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 21 июля 2018. 13 июня 2018 года.
  36. Kushner, David. (англ.) ( (англ.) . — Random House , 2004. — P. 87—93. — ISBN 978-0-8129-7215-3 .
  37. (неопр.) . 3D Realms (23 января 2006). Дата обращения: 13 июня 2017. 11 ноября 2016 года.
  38. Gibson, Rob (неопр.) . PC Magazine . Ziff Davis (25 марта 2009). Дата обращения: 27 февраля 2012. 6 марта 2016 года.
  39. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 23 февраля 2016. 6 марта 2016 года.
  40. Fountain, Tim (неопр.) . (6 ноября 2000). Дата обращения: 17 января 2012. 26 июня 2016 года.
  41. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 23 февраля 2016. 1 августа 2016 года.
  42. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 24 февраля 2016. 28 апреля 2016 года.
  43. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 25 февраля 2016. 1 августа 2016 года.
  44. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 25 февраля 2016. 4 августа 2016 года.
  45. Kushner, David. (англ.) ( (англ.) . — Random House , 2004. — P. 113—117. — ISBN 978-0-8129-7215-3 .
  46. Kushner, David. (англ.) ( (англ.) . — New York City , New York : Random House , 2004. — P. 106. — ISBN 978-0-8129-7215-3 .
  47. (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive . Дата обращения: 17 июля 2017. 21 мая 2019 года.
  48. (Press release). Public Technologies. Public Now. 2018-01-15. из оригинала 9 февраля 2018 . Дата обращения: 8 февраля 2018 . {{ cite press release }} : Неизвестный параметр |dead-url= игнорируется ( |url-status= предлагается) ( справка )
  49. Stoddard, Samuel (неопр.) . The Apogee FAQ . Samuel Stoddard. Дата обращения: 26 июля 2017. 9 мая 2017 года.
  50. (неопр.) . Steam Spy . Дата обращения: 16 июня 2017. 28 июня 2017 года.
  51. (неопр.) . IGN . News Corporation . Дата обращения: 26 июля 2017. 8 ноября 2015 года.
  52. Corriea, Alexa Ray (неопр.) . Polygon . Vox Media (14 мая 2013). Дата обращения: 26 июля 2017. 1 октября 2015 года.
  53. (неизв.) // PC Gamer . — Future , 1997. — November (т. 5 , № 11). — С. 101 . — ISSN . 3 июля 2014 года.
  54. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  55. (нем.) . Eurogamer . Gamer Network (22 января 2013). Дата обращения: 26 июля 2017. 18 февраля 2013 года.
  56. (неопр.) . BlitWise Productions. Дата обращения: 26 июля 2017. 14 февраля 2017 года.
  57. (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive . Дата обращения: 26 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  58. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  59. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  60. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 15 ноября 2014 года.
  61. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  62. (неопр.) AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 15 ноября 2014 года.
  63. Tiraboschi, Federico (неопр.) . Hardcore Gaming 101 (19 октября 2014). Дата обращения: 26 июля 2017. 4 июня 2016 года.
  64. (неопр.) . jenniverse.com . Jennifer Diane Reitz. Дата обращения: 11 июля 2017. 29 июня 2017 года.
  65. (неопр.) . GOG.com . CD Projekt . Дата обращения: 26 июля 2017. 8 июля 2017 года.
  66. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 26 июля 2017. 13 июля 2014 года.
  67. (фр.) . Jeuxvideo.com . Дата обращения: 27 июля 2017. 26 ноября 2012 года.
  68. (неопр.) . prMac . GeekSuit (6 июня 2015). Дата обращения: 27 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  69. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 11 июля 2017. 8 июля 2017 года.
  70. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 15 ноября 2014 года.
  71. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  72. (неопр.) . 3D Realms (6 июня 1996). Дата обращения: 16 июня 2017. 17 октября 2016 года.
  73. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 27 июля 2017. 27 июля 2017 года.
  74. Matulef, Jeffrey (неопр.) . Eurogamer . Gamer Network (16 октября 2015). Дата обращения: 28 июля 2017. 17 октября 2015 года.
  75. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 3 декабря 2016 года.
  76. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 11 июля 2017. 7 декабря 2016 года.
  77. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  78. (неопр.) . SteamDB. Дата обращения: 27 июля 2017. 22 июня 2017 года.
  79. Kulasingham, Gajan (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive (6 января 2015). Дата обращения: 27 июля 2017. 13 января 2015 года.
  80. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 27 июля 2017. 20 декабря 2016 года.
  81. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 27 июля 2017. 21 октября 2016 года.
  82. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  83. Chalk, Andy (неопр.) . The Escapist . (23 октября 2009). Дата обращения: 27 июля 2017. 26 ноября 2009 года.
  84. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 27 июля 2017. 22 июля 2016 года.
  85. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 27 июля 2017. 22 июля 2016 года.
  86. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  87. (неопр.) 3D Realms (9 сентября 2005). Дата обращения: 27 июля 2017. 17 октября 2016 года.
  88. (неопр.) . 3D Realms (3 июля 1998). Дата обращения: 27 июля 2017. 17 октября 2016 года.
  89. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  90. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 16 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  91. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 17 июля 2017. 8 июля 2017 года.
  92. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 17 июля 2017. 13 декабря 2016 года.
  93. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 19 июня 2017. 17 октября 2016 года.
  94. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 19 июня 2017. 14 июля 2017 года.
  95. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 19 июня 2017. 2 апреля 2013 года.
  96. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 19 июня 2017. 16 ноября 2014 года.
  97. (неопр.) . AllGame . All Media Network . Дата обращения: 19 июня 2017. 14 ноября 2014 года.
  98. Rossignol, Jim (неопр.) . Rock, Paper, Shotgun . Gamer Network (10 декабря 2011). Дата обращения: 19 июня 2017. 7 января 2012 года.
  99. Good, Owen (неопр.) . Polygon . Vox Media (27 июня 2015). Дата обращения: 19 июня 2017. 28 декабря 2016 года.
  100. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 19 июня 2017. 17 октября 2016 года.
  101. (неопр.) . Steam . Valve Corporation . Дата обращения: 19 июня 2017. 4 февраля 2019 года.
  102. (неопр.) (22 мая 2018). Дата обращения: 22 мая 2018. 23 мая 2018 года.
  103. (неопр.) (12 июля 2018). Дата обращения: 12 июля 2018. 12 июля 2018 года.
  104. Purchese, Robert (неопр.) . Eurogamer . Gamer Network (28 февраля 2018). Дата обращения: 6 марта 2018. 28 февраля 2018 года.
  105. (неопр.) (18 ноября 2019). Дата обращения: 19 ноября 2019. 19 ноября 2019 года.
  106. (неопр.) (18 ноября 2019). Дата обращения: 19 ноября 2019. 16 ноября 2019 года.
  107. (неопр.) (7 марта 2019). Дата обращения: 7 марта 2019. 8 марта 2019 года.
  108. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 13 июля 2017. 25 октября 2016 года.
  109. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 6 ноября 2015 года.
  110. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 6 ноября 2015 года.
  111. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 13 июля 2017. 17 октября 2016 года.
  112. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 16 ноября 2016 года.
  113. (неопр.) . GOG.com . CD Projekt . Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  114. (неопр.) . GOG.com . CD Projekt . Дата обращения: 28 июля 2017. Архивировано из 15 сентября 2020 года.
  115. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 1 августа 2016 года.
  116. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 18 апреля 2016 года.
  117. (неопр.) . 3D Realms. Дата обращения: 13 июля 2017. 22 мая 2017 года.
  118. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 18 апреля 2016 года.
  119. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 3 декабря 2016 года.
  120. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 19 января 2014 года.
  121. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 13 июля 2017. 26 октября 2016 года.
  122. (неопр.) . Steam . Valve Corporation . Дата обращения: 13 июля 2017. 14 июля 2017 года.
  123. Stoddard, Samuel (неопр.) . The Apogee FAQ . Samuel Stoddard. Дата обращения: 5 июня 2017. 17 июня 2007 года.
  124. (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive . Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  125. Chris; Colin.: (неопр.) . Evasive Maneuvers . ErrorWear. Дата обращения: 28 июля 2017. 30 июня 2017 года.
  126. (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive . Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  127. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 2 января 2017 года.
  128. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  129. (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive . Дата обращения: 28 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  130. (неопр.) . 3D Realms (22 января 1997). Дата обращения: 20 июля 2017. 10 ноября 2014 года.
  131. (неопр.) . IGN . Ziff Davis . Дата обращения: 28 июля 2017. 7 мая 2016 года.
  132. Stoddard, Samuel (неопр.) The Apogee FAQ . Samuel Stoddard. Дата обращения: 28 июля 2017. 13 марта 2016 года.
  133. Walker, Trey (неопр.) . GameSpot . CBS Interactive (17 мая 2006). Дата обращения: 20 июля 2017. 14 июля 2017 года.
  134. (неопр.) . IGN . News Corporation . Дата обращения: 20 июля 2017. 17 февраля 2016 года.
  135. (неопр.) . 3D Realms (18 марта 2008). Дата обращения: 18 июля 2017. 17 октября 2016 года.
  136. Bratt, Chris (неопр.) . Eurogamer . Gamer Network (25 мая 2017). Дата обращения: 20 июля 2017. 13 июня 2017 года.
  137. (неопр.) . IGN . News Corporation . Дата обращения: 20 июля 2017. 14 мая 2016 года.

Ссылки

Same as 3D Realms