Interested Article - Передвижники

Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́жники ) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам . Утверждали, что вдохновляются народничеством . Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

История

В начале 60-х годов XIX века Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II . Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия — успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне.

Артель

Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств . В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств , допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле ») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как « Бунт четырнадцати ». Именно они организовали « Санкт-Петербургскую артель художников » позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок» .
Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.

Передвижники

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов , А. А. Киселёв , Н. В. Неврев , В. Е. Маковский , А. Д. Литовченко , И. М. Прянишников , К. В. Лемох , И. Н. Крамской , И. Е. Репин , П. А. Ивачёв (заведующий передвижной выставкой), Н. Е. Маковский . Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов , К. А. Савицкий , В. Д. Поленов , Е. Е. Волков , В. И. Суриков , И. И. Шишкин , Н. А. Ярошенко , П. А. Брюллов , А. К. Беггров .

Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха , идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек ) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление , где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались .

Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября ( 11 декабря ) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16 художников . После Петербурга выставка экспонировалась в Москве , Киеве и Харькове . Всего было показано 82 произведения 20 художников. Особый успех на выставке имели: « Грачи прилетели », картина Н. Н. Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе », скульптура М. М. Антокольского . В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов ; коллекционер и меценат П. М. Третьяков , приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12 городах России .

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришёлся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили

Same as Передвижники