Interested Article - Иоселиани, Отар Давидович

Отар Дави́дович Иоселиа́ни ( груз. ოთარ დავითის ძე იოსელიანი ; 2 февраля 1934 , Тифлис , ЗСФСР , СССР 17 декабря 2023 , Тбилиси , Грузия ) — советский , грузинский и французский кинорежиссёр , сценарист , актёр и педагог . Лауреат множества наград и премий. С 1984 года работал во Франции . Согласно интервью 2006 года, жил в Грузии, но снимать кино продолжал во Франции . Народный артист Грузинской ССР (1984).

Биография

Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе . Отец Отара был офицером царской армии , после прихода в Грузию большевиков служил инженером-железнодорожником . В конце 1920-х — в 1930-х годах был неоднократно арестован . В лагерях и ссылках отец Отара Иоселиани провёл около 30 лет и вернулся в 1957 году . Отара воспитывали женщины — мать, бабушка, тётя. Мать окончила Институт благородных девиц . По словам Иоселиани, ему «посчастливилось застать поколение прошлого века, впитать старинные традиции» .

Учился на механико-математическом факультете МГУ . В 1965 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа .

В 1962 году Иоселиани поставил короткометражную ленту « », а в 1964 — документальный фильм «Чугун», показав в нём один день работы металлургического завода. Уже для этих фильмов был характерен оригинальный режиссёрский стиль, который ярко проявился в его первой полнометражной картине « Листопад » (1966 год), удостоенной в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1972 году на экраны вышел фильм « Жил певчий дрозд », а в 1976 году режиссёр поставил « Пастораль », получившую приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале .

В 1970—1980-х годах читал курс лекций «Мастерство кинорежиссёра» на сценарном и режиссёрском отделениях Высших курсов сценаристов и режиссёров .

С начала 1980-х годов Отар Иоселиани работал во Франции , там он снял несколько документальных и полнометражных картин. В 1984 году появилась лента « Фавориты луны », удостоенная на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены ещё два фильма Иоселиани — « И стал свет » (1989 год) и « Разбойники. Глава VII » (1996 год). Поставленная в 1992 году « Охота на бабочек » получила несколько кинонаград, включая премию итальянской кинокритики имени Ф. Пазинетти на Венецианском кинофестивале и премию фонда Андрея Тарковского на XVIII Международном кинофестивале в Москве . В 1999 году на экраны вышел фильм Отара Иоселиани, в котором он сыграл и одну из главных ролей, — «Прощай, дом родной!» (в российском кинопрокате получивший название « Истина в вине »).

Николай Зурабишвили , французский композитор русско-грузинского происхождения, написал музыку к большинству фильмов Отара Иоселиани французского периода.

В 1990—1991 годах предоставила Отару Иоселиани стипендию .

Член Союза кинематографистов России .

В 2011 году Отар Иоселиани получил премию за жизненные достижения — награду CineMerit на Международном кинофестивале в Мюнхене . Награда была вручена его бывшим студентом, грузинским режиссёром Дито Цинцадзе .

Скончался 17 декабря 2023 года на 90-м году жизни в Тбилиси .

Рецензии

Кинокритик Елена Плахова разделяет творческую биографию режиссёра на три этапа: грузинский (киноклассика с элементами модернизма , свойственного 1960-м годам), ранний французский («постклассический и постмодернистский ») и тот, что сложился в 1990-х («название ему ещё предстоит подыскать»). В нём исторические сюжеты и политика смешаны «в лёгком сюрреалистическом коктейле» .

Характеризуя режиссёрскую манеру Иоселиани, киновед Михаил Брашинский отмечает определённую условность, с которой тот воспринимал «пространство и время». Поэтому его считают своим и в Париже , и в Тбилиси, тогда как Иоселиани «всю жизнь снимает одно кино, не грузинское и не французское ».

Режиссёр Юрий Норштейн обращая внимание на звуковой строй фильмов Иоселиани, называл их «целыми академиями». По словам Норштейна, Иоселиани никогда не просил композиторов писать отдельную музыку к своим картинам. В работе он использовал «всю звуковую палитру, все звуки мира ».

Пожалуй, он единственный из всех наших эмигрантов не потерял себя, что достигается просто его поразительной силой таланта .

Награды

Политические взгляды

Отар Иоселиани последовательно выступал с резкими заявлениями, направленными против некоторых действий российского государства, возлагая на него всю полноту ответственности за различные военные и силовые конфликты — в том числе афганский и чеченский , в которых, по его мнению, российские войска « не жалеют ни женщин, ни детей, они ни перед чем не останавливаются… » Кроме того, он также отмечал, что « российское государство надолго запятнало себя тем, что оно совершило в Беслане ». Называл Владимира Путина «вторым после Гитлера ».

В связи с войной России и Грузии в 2008 году Иоселиани заявил:

Но знаете, несмотря на все безобразия, которые произошли с приходом оголтелых русских войск, — а выяснилось, что это просто мародёры и насильники, армия не может быть такой, — ненависти у Грузии нет. Есть сочувствие, как к дураку.

Интервью О. Иоселиани журналистке В. Хлебниковой

По словам журналиста « АиФ » Алексея Попова, в одном из своих интервью Иоселиани сказал о «двух веках терпения и презрения» со стороны грузин по отношению к России .

Я отличаюсь от Кикабидзе тем, что никаких орденов ни с одной, ни с другой стороны не получал. А вы не можете мне вправить мозги, потому что вы ничего не понимаете!.. И оставьте меня в покое! Мира у нас с Россией никогда не будет!

«До и после Иоселиани»: интервью О. Иоселиани журналисту А. Рутковскому .

Вместе с тем в 2011 году в эфире радиостанции « Эхо Москвы » Отар Иоселиани утверждал, что журналисты намеренно исказили его слова о русских и приписали ему то, что он никогда не говорил .

Фильмография

Документальные фильмы

Художественные фильмы

Короткометражные

Полнометражные

Примечания

  1. ↑ Otar Iosseliani // — 2005.
  2. ↑ Otar Ioseliani // (хорв.) — 2009.
  3. ↑ — 2023.
  4. ↑ — Le Monde .
  5. ↑ (фр.) — Paris: 1953. — ISSN ;
  6. ↑ Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  7. (неопр.) . rian.ru . РИА Новости (24 октября 2006). Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  8. ↑ . Персональный профиль (неопр.) . KinoSpace . Дата обращения: 23 августа 2023. 23 августа 2023 года.
  9. Семён Черток. (неопр.) . «Обозрение»: Аналитический журнал «Русской мысли» (март 1986). Дата обращения: 23 августа 2023. 17 мая 2017 года.
  10. Анна Матюхина. (неопр.) . yeltsin.ru (11 мая 2017). Дата обращения: 23 августа 2023. 23 августа 2023 года.
  11. : Набор 1971—1972 годов] // Высшие курсы сценаристов и режиссёров. от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  12. // Высшие курсы сценаристов и режиссёров. от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  13. // Высшие курсы сценаристов и режиссёров. от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  14. // Высшие курсы сценаристов и режиссёров. от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  15. // Энциклопедия отечественного кино. от 3 ноября 2014 на Wayback Machine
  16. (нем.) . . Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  17. Справочник СК РФ, 2008 год, стр. 142
  18. (англ.) . Hollywood Reporter. Дата обращения: 18 сентября 2016. 12 октября 2016 года.
  19. (англ.) . Reuters. Дата обращения: 18 сентября 2016. 18 сентября 2016 года.
  20. (груз.) . tabula.ge . Tabula (17 декабря 2023). Дата обращения: 17 декабря 2023.
  21. (груз.) . rustavi2.ge . Rustavi2. Дата обращения: 17 декабря 2023.
  22. Елена Плахова. // Итоги . — 1999. — № 27 июля . 3 ноября 2014 года.
  23. Брашинский М. О. Иоселиани // . — Санкт-Петербург: Сеанс , 2001. — Т. 1. 3 ноября 2014 года.
  24. Норштейн Ю. «Туда, в заоблачную келью…»: Комментарий к фильму «Листопад» // Киноведческие записки. — 1998. — № 40 .
  25. Клейман Н., Эйзеншиц Б. // Киноведческие записки. — 2000. — № 47 . 3 ноября 2014 года.
  26. (неопр.) . Дата обращения: 3 февраля 2023. 26 декабря 2021 года.
  27. (неопр.) . ТАСС. — Рубрика «Энциклопедия» . Дата обращения: 4 мая 2021. 4 мая 2021 года.
  28. (неопр.) Литературная газета . Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  29. (неопр.) ИА REGNUM. Дата обращения: 19 апреля 2019. 19 апреля 2019 года.
  30. // Gordonua.com . — 2023. — 17 декабря. —Рубрика «Культура».
  31. Хлебникова В. (неопр.) . gzt.ru (20 мая 2010). — Доступна только архивная ссылка . Дата обращения: 23 мая 2010. Архивировано из 23 мая 2010 года.
  32. Попов А. . Особенности грузинской русофобии (неопр.) . aif.ru . Аргументы и факты (31 июля 2009) . — «Шокировали слова (Отара Иоселиани) о „двух веках терпения и презрения“. Однако на самом деле ничего принципиально нового в этих словах нет. Они отражают традицию двухвековой грузинской русофобии » . Дата обращения: 30 января 2013. 16 июля 2012 года.
  33. .
  34. // «Эхо Москвы» от 19 апреля 2011 г. от 4 декабря 2020 на Wayback Machine
  35. . от 21 февраля 2015 на Wayback Machine

Литература

  • Це­ре­те­ли К. Три­ло­гия О. Ио­се­лиа­ни // Ки­но­па­но­ра­ма. — М. , 1981. — Вып. № 3.
  • Лип­ков А. О. Ио­се­лиа­ни. Про­фес­сия или при­зва­ние // Про­фес­сия или при­зва­ние. — М. , 1991.
  • Аннинский Л. А. Позд­ние слёзы. — М. , 2006.

Ссылки

  • Лемхин М. . Интервью с Отаром Иоселиани (неопр.) . « Чайка », №12(12) (16 октября 2001) . Интервью . Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  • (неопр.) . « Сеанс ». Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  • Грацианский С. . В кадре — Иоселиани (неопр.) . The New Times . — Вып. № 12(58) (24 марта 2008) . Интервью . Дата обращения: 30 января 2013.
  • Гусятинский Е. (неопр.) . « Русский репортёр »: журнал. — Вып. № 12(42) (2 апреля 2008). — Интервью . Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  • Рутковский А. (неопр.) . « 2000 »: газета. — Вып. № 43(435) (24 октября 2008). — Провокационное интервью . Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  • Лемхин М. . Беседа с Отаром Иоселиани (неопр.) . « Чайка »: журнал. — Вып. № 20(199) (16 октября 2011) . О фильме «Шантрапа» . Дата обращения: 30 января 2013. 1 февраля 2013 года.
  • Тяжлов Я. // Современный дискурс-анализ. — 2013. — Вып. № 1.

Same as Иоселиани, Отар Давидович