Interested Article - Овда

Овда́ (мн.ч. О́вды ) — злые духи в марийской мифологии .

Этимология

Как и удм. Обда — «обезьяна», термин заимствован из иранских языков. Татарский и восточномарийский аналог — , чувашский — Албаста .

Описание

Легендарные существа женского пола, обладающие отличительными особенностями внешности: всклокоченные волосы, их груди настолько большие и вытянутые, что их можно закинуть на спину (чаще всего они так и изображаются), а ступни развёрнуты пальцами назад. Больше всего они любят по ночам ездить на лошадях, могут загнать до смерти, а также защекотать своими вывернутыми ступнями или забросить на дерево любую лошадь . Хотя сами лошадей не имеют, а берут их у марийцев. За это последние избивают и иногда даже сжигают их. Овды в ответ на это проклинают целые марийские селения, суля им бесплодие. По представлениям моркинских марийцев обитают в горах, малмыжских — в лесу, волжских — в реках и горах. Овды спят под стогами, общаются с марийцами, арендуют дом для свадьбы, просят приготовить блины, напитки для свадебного поезда. Свадьбу же они проводят по ночам. За аренду дома и угощения они платят серебром и золотом. На свадьбах овды поют песни. У них имеются дети. Помогают марийцам на охоте, обучают их детей добывать деньги .

В псевдонаучных исследованиях

В телевизионных передачах, посвящённых мистическим явлениям, высказывались предположения, что овды являются сохранившимися до нашего времени мамонтами .

Кинематограф

Примечания

  1. Акцорин В. А. Этногенез марийского народа по данным фольклора // Происхождение марийского народа. Материалы научной сессии, проведённой Марийским НИИ языка, литературы и истории (23—25 декабря 1965 года).— Йошкар-Ола, 1967.— С. 162.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 19 февраля 2016. 14 января 2022 года.
  3. (неопр.) . Imdb . Дата обращения: 18 сентября 2019. 12 ноября 2020 года.

Литература

  • Тойдыбекова Л. С. Овда // Марийская мифология. Этнографический справочник. — Йошкар-Ола, 2007. — С. 176—178. — 312 с. — ISBN 978-5-87898-365-5 .

Same as Овда