Interested Article - Введенский, Александр Иванович (поэт)

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский ( 23 ноября ( 6 декабря ) 1904 , Санкт-Петербург 19 декабря 1941 , предположительно Казань ) — русский поэт, драматург, детский писатель, член Объединения реального искусства (ОБЭРИУ) .

Подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно. В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха , разрабатываются « эсхатологические мотивы времени и смерти, богооставленности и Божественного вмешательства» . Для Введенского характерны радикальные семантические эксперименты (характеризуемые как « заумь », «абсурд», «бессмыслица»). С их помощью, как указывают исследователи, дискредитируется и ставится под сомнение адекватность разума и мышления вообще (и языка как их инструмента).

Биография

Родился 23 ноября ( 6 декабря ) 1904 в Санкт-Петербурге , где служил его отец Иван Викторович Введенский (1870—1939). В адресных книгах (« Весь Петербург », «Весь Петроград», «Весь Ленинград») Иван Викторович Введенский и Евгения Ивановна Введенская (в девичестве Поволоцкая) начинают появляться только с 1909 года.

Иван Викторович Введенский (1870—1939) был сыном священника, окончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище . Был чиновником для особых поручений Министерства внутренних дел , потом — экономистом Крестьянского поземельного банка . К 1917 году дослужился до чина статского советника . Евгения Ивановна Поволоцкая (1876—1935), дочь генерал-лейтенанта И. М. Поволоцкого , получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Работала в Императорском клиническом повивально-гинекологическом институте ( Менделеевская линия , 3; сейчас это НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта ). Детей было четверо: Александр, Владимир, Евгений и Евлалия. В 1909 году семья жила на Лахтинской улице, 30. Позднее переехала на Шамшеву улицу, 11. В 1914 году поселилась на Съезжинской , 37.

В 1914 году Александр Введенский и его младший брат были определены в Николаевский кадетский корпус . В начале 1918 года все кадетские корпуса были упразднены, поэтому Введенского перевели в гимназию имени Л. Д. Лентовской. Позднее гимназия была соединена с Петровской женской гимназией и стала Единой трудовой школой № 10 (сейчас — ГБОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачёва ). В этой же гимназии и впоследствии школе учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , с которыми Введенский общался и позднее, а также Тамара Александровна Мейер (1903—1982), в 1921—1930 годах — жена Введенского, потом вышедшая замуж за Леонида Липавского . Тогда же Введенский начал писать стихотворения.

В 1921 году Александр Введенский окончил трудовую школу, начал работать конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь» . В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. Возможно, недолгое время также пробовал учиться на китаиста (по одному «разряду» с Т. Мейер), однако это не подтверждёно документально. В 1923—1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 году вступил в , при вступлении причислил себя к футуристам .

В 1925 году познакомился с Даниилом Хармсом — момент, оказавшийся исключительно важным для обоих поэтов.

Вместе с Хармсом Введенский принимал участие в деятельности авангардной литературно-театральной группы, которая в конце 1927 года утвердилась под названием « ОБЭРИУ » — Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии , утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера; самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался « Три левых часа ». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами « ЁЖ » и « ЧИЖ ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них, а впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок по форме к Велимиру Хлебникову . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в « Элегии » очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым ). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. « На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный » (так заканчивается «Элегия», один из наиболее известных текстов Александра Ивановича). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» — передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

При этом Введенский отзывался о Хлебникове так: «Хлебников мне чужд, уж скорее мне ближе Кручёных », о чём пишет в монографии «Жизнь человека на ветру» В. И. Шубинский .

Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

С 1930 по 1936 год был женат на Анне Семёновне Ивантер (1906—1996).

«Последние левые» довоенного Ленинграда, обэриуты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 года был арестован вместе с другими обэриутами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок « бывшего гимна »), выслан в 1932 году в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске .

Фото из следственного дела

В 1934 году становится членом Союза писателей . С 1936 года из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться в 1932 году почти одновременно с Хармсом, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва — 1985, Харьков) в Харьков ; в 1937 году родился сын Пётр Александрович Введенский (1937—1993). Крёстными отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации . По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от экссудативного плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) . Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбище в Казани. 31 января 1942 года уголовное дело в отношении Введенского было прекращено за смертью обвиняемого . 30 марта 1964 года Александр Введенский был полностью реабилитирован; согласно справке о реабилитации № 6/021820 от 10 апреля 1964 года, выданной Управлением КГБ при Совете Министров УССР, его дело было прекращено по п. 2 ст. 6 УПК УССР, то есть за отсутствием состава преступления .

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х годах тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980—1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства « Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , 1993 ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П. А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир , 2000). Глоцер в течение четырёх лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В него вошли почти все «взрослые» произведения автора . В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

Память

  • 17 июля 2011 года в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога -2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 года, была установлена мемориальная арт-доска .
  • Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова « » из альбома « Прыг-скок » (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .
  • На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, на стихи поэта был записан целый альбом — « Весна ».
  • На строки из стиха Введенского «Мне жалко, что я не зверь…» украинская театрально-музыкальная группа Dakh Daughters записала песню «Зверь-сорока».
  • По мотивам одноимённых стихотворений были сняты мультфильмы « » (1986, Беларусьфильм ) и « Потец » (1992, ТО «Экран» ).

Детские книги

  • На реке, 1928 (2 изд.)
  • Много зверей, 1928
  • Мяу, 1928
  • Летняя книжка, 1928
  • Авдей-ротозей, 1929
  • Путешествие в Крым, 1929
  • Железная дорога, 1929
  • Октябрь, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Зима кругом, 1930 (2-е изд. 1931, 3-е изд.1935)
  • Рабочий праздник, 1930
  • В дорогу, 1930
  • Ветер, 1930
  • Коля Кочин, 1930
  • Бегать, прыгать, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Мёд, 1930
  • Рыбаки, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Кто? Стихи, 1930 (2-е изд. 1931; 3-е изд. 1934, 4-е изд. 1936)
  • Письмо Густава Мейера, 1931
  • Путешествие в Батум, 1931
  • Конная Будённого, 1931
  • Подвиг пионера Мочина, 1931
  • П.В.О. К обороне будь готов!, 1932
  • Володя Ермаков, 1935
  • Лето и зима, 1935 (2-е изд. 1936)
  • Катина кукла, 1936
  • Щенок и котёнок, 1937
  • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
  • Самый счастливый день, 1939
  • Люсина книжка, 1940
  • Наташа и пуговка. Первое мая и девочка Мая, 1940
  • Стихи, 1940
  • А ты? 1941
  • Лето, 1941
  • О рыбаке и судаке.

Примечания

  1. ↑ : [ 7 декабря 2022 ] / М. Б. Мейлах // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 679. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  2. В. И. Шубинский. (неопр.) . www.d-harms.ru. Дата обращения: 15 марта 2020. 17 февраля 2020 года.
  3. Бондарь-Терещенко И. (неопр.) . 21 июня 2019 года. .
  4. (неопр.) . Открытый список. Дата обращения: 7 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  5. , с. 520.
  6. Борис Викторов . Александр Введенский и мир, или «Плечо надо связывать с четыре». — В кн.: А. Введенский. Всё., с. 470, 562.
  7. // Коммерсантъ, № 72 (4127), 22.04.2009.
  8. (неопр.) . 28 февраля 2011 года. // РИА Новости, 25.11.2010.
  9. (неопр.) 1-я Петроградская велоночь (Velonotte Pietrogrado) (17 июля 2011). Дата обращения: 11 августа 2011. 5 марта 2016 года.
  10. (неопр.) . МосКультПрог (17 июля 2011). Дата обращения: 11 августа 2011. 24 ноября 2011 года.
  11. (неопр.) . Фонтанка.ру (18 июля 2011). Дата обращения: 11 августа 2011. 1 ноября 2011 года.
  12. Е. Летов. . Посвящается Александру Введенскому (неопр.) . Официальный сайт группы «Гражданская оборона» . Дата обращения: 10 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.

Литература

  • Булатовский И. // Журнал «Народ Книги в мире книг». Еврейское книжное обозрение, 2014, № 110.
  • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2 т. / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М. Мейлаха. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
  • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. / Вступ. ст., примеч. М. Мейлаха; сост., подг. текста М. Мейлаха и В. Эрля . М.: Гилея, 1993, 10 000 экз.
  • Кедров К. Поэт, обманувший время / Известия, № 188 (октябрь 1993)
  • Введенский А. И. Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. — СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г. А. В. Траугот .
  • Œuvres complètes (фр.) / Preface de Boris Lejeune. Paris: Editions de la Difference, 2002 (полное собрание произведений на рус. и франц. яз.).
  • Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под ред. А. Кобринского . СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004.
  • Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Символика воды и огня в творчестве А. Введенского // Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Элегические раскопки. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. — С. 145—179 . — ISBN 86-80267-84-8 .
  • Поэт Александр Введенский. Сборник материалов / Сост., общ. ред. К. Ичин и С. Кудрявцева. Белград; М.: Гилея, 2006.
  • И. Н. Антанасиевич . // Волшебная Гора, вып. XI, Москва, 2005.
  • = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 .
  • Валиева Ю. М. Игра в бессмыслицу: поэтический мир Александра Введенского. — СПб. : Дмитрий Буланин , 2007. — 280 с. — ISBN 978-5-86007-546-7 .
  • Греппи Дж. (неопр.) . Архивировано из 17 августа 2011 года. // Сб. материалов конференции «А. Введенский в контексте мирового авангарда». — М., 2006, с. 56—66.
  • Введенский А. И. / сост., подгот. текста, вступ. ст. и прим. А. Герасимовой. — М. : ОГИ, 2013. — 736 с. — ISBN 978-5-94282-714-4 .
  • . // ©оюз Писателей . — 2011 . — № 13.
  • Введенский А. Гость на коне / Илл. И. Улангина. — СПб. : Вита Нова, 2010. — 461 с. — ISBN 978-5-93898-344-1 .
  • Ичин Корнелия . // Новое литературное обозрение . — 2011. — № 108 .
  • Буров С. Г., Ладенкова Л. С. Александр Введенский: равненье на смерть. — Петрополис, 2017. — 340 с. — ISBN 978-5-9676-0846-9.
  • Белов Олег. (неопр.) . Lenta.Auctyon.Ru (14 апреля 2006). Дата обращения: 23 февраля 2020.
  • Наука и научные работники СССР : Справочник. Ч. 5 : Научные работники Ленинграда: С приложением перечня научных учреждений Ленинграда / Сост. Комис. «Наука и науч. работники СССР», под наблюдением акад. С. Ф. Ольденбурга и акад. Е. Ф. Карского. — Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1934. — 723 с.
  • Шубинский, В. И. . — Санкт-Петербург: Вита Нова, 2008. — 556 с. — (Жизнеописания).
  • Весь Петербург : адресная и справочная книга г. Санкт-Петербурга на 1909 год / ред. Н. И. Игнатов. — [Санкт-Петербург]: издание А. С. Суворина, [1909]. — 1026 с., 2205 стб.
  • Филиппов Г. В. // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги : Биобиблиографический словарь : В 3 т. / РАН, ИРЛИ; Под общ. ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 1 : А—Ж. — 733 с. — С. 352—354.

Ссылки

  • на wikilivres.ru
  • (неопр.) . Архивировано из 29 сентября 2008 года.
  • — мультфильм Александра Федулова по мотивам текста Александра Введенского
  • — мультфильм Саши Свирского на песню Леонида Фёдорова, на одноимённый стих Александра Введенского.
  • — сообщество Александра Введенского в ЖЖ
  • в детско-юношеской онлайн-библиотеке
  • Анны Герасимовой о Введенском
  • Александр Карпенко

Same as Введенский, Александр Иванович (поэт)