Interested Article - Театр сатиры (Москва)

Московский академический театр сатиры драматический театр в Москве . Расположен возле станции метро « Маяковская » на Триумфальной площади в Тверском районе Центрального административного округа . Открылся 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке .

История

Панорама Триумфальной площади, 1934
Московский академический театр сатиры на Триумфальной площади, 2011
Фасад театра, 2011

Летом 1923 года у группы энтузиастов, состоящей из сатириков журналов « Красный перец » и « Крокодил », режиссёров и актёров театра- кабаре « Летучая мышь » и камерного театра миниатюр «Кривой Джимми» появилась идея организовать сатирический театр . Весной следующего года после успеха у публики обозрения «Смешанное общество», руководство театра «Кривой Джимми» окончательно решило изменить профиль на сатирический и показывать только политические и бытовые обозрения. Для решения вопросов по организации нового театра был создан специальный совет, в который вошли драматург Виктор Типот , режиссёр Давид Гутман , режиссёр Георгий Холмский , ставший позже директором Театра сатиры .

О первоначальной идеи названия театра — «Комедия» — отказались, потому что оно не подчёркивало главной идеи и не привлекало внимание зрителей к недостаткам, порокам и их исправлению, через смех. За театром закрепилось итоговое название — «Театр сатиры» .

Смеяться над тем, что смешно, бичевать всё мерзкое, тупое, косное, всё, что уродливым наростом торчит из нового советского быта.
Лозунг появившегося Театра сатиры,1924

Московский театр сатиры открылся 1 октября 1924 года в подвальном помещении дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где ранее располагался «Кривой Джимми». Первым спектаклем был «Москва с точки зрения» Виктора Типота и Николая Эрдмана . В начале деятельности в театре преобладали политические, бытовые и пародийные обозрения . Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих . В состав первой труппы входили артисты, выступавшие в «Кривом Джимми»: Павел Поль , Дмитрий Кара-Дмитриев , Надежда Адамовна Нурм, Ева Яковлевна Милютина, Рафаил Корф , Фёдор Курихин , Алексей Бонди , Иван Иванович Зенин, Яков Рудин .


Публика не только много хохочет, но и поминутно разражается аплодисментами, подчёркивая то свежую остроту, то удачную выдумку режиссёра, то актёрскую находчивость. Театр сатиры показал хорошее, поистине классное мастерство автора, режиссёра и актёра — дружный ансамбль этих трёх элементов спектакля. Давно не было так весело в театре.
отзыв Владимира Блюма о «Москва с точки зрения»,1924

В 1927 году театр открыл филиал на Старой Триумфальной площади («Московский театр сатиры 2-й», 1-я Брестская улица, 1/29) . Новый зал вмещал более 800 зрителей . К 1930 году театр переехал сюда целиком. Основой репертуара стали бытовая комедия и водевили , например, «Мелкие козыри» Виктора Ардова (1937) и «Страшный суд», «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» Василия Шкваркина (1940) . Также в театре ставили спектакли классической драматургии: « Господин де Пурсоньяк » Мольера (1938), « Слуга двух господ » Карло Гольдони и другие .

В период Великой Отечественной войны актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию .

В 1951 году театр переместился в здание на Малой Бронной улице, дом 4 ст. 2 .

В конце 1940-х — начале 1950-х популярность театра снизилась, критики отмечали, что постановки «серые и однообразные». Выйти из этого застоя театр смог в 1953 году благодаря постановке спектаклей по пьесам Владимира Маяковского « Баня », « Клоп » и « Мистерия-буфф » .


Много я видела радостного в Москве. Жизнь хорошеет, веселеет… В области искусства особенно порадовала «Баня» в Театре сатиры. Итак, неудача, которую Маяковский потерпел в театре четверть века тому назад, оказалась всего лишь сражением, потерянным на пути к победе: оказалось, что «Баня» великолепно доходит не только до читателя и слушателя, но и до зрителя. Оказалось, что каждое слово диалога перелетает через рампу и попадает в цель без промаха. Доказала это постановка Театра сатиры.
Эльза Триоле ,

Значимыми событиями стали постановки «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета в 1957, « Тёркин на том свете » по Александру Твардовскому в 1966 и « Доходное место » Александра Островского . Эти спектакли определили публицистическую направленность театра и установили новый уровень зрелищности спектаклей .

В 1958 году труппа театра впервые отправилась на гастроли за границу в Польшу .

В 1963-м театр переехал в здание 32/2 на Ленинградском проспекте , но пробыл там недолго, уже в 1965 году был переведён на Триумфальную площадь. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира . Основными спектаклями были: « (нем.) Макса Фриша , « Безумный день, или Женитьба Фигаро » Пьера Бомарше , « Ревизор » Николая Гоголя , « Горе от ума » Александра Грибоедова и другие .

В 1984 году Министерство культуры СССР присвоило театру звание академического .

Современность

В 2012 году Театр сатиры наряду с « Современником », Академическим театром имени Маяковского , Музыкальным театром имени Станиславского принял участие в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи спектаклей выкладывали на YouTube -канал .

В 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90 %, количество зрителей превысило 2,5 миллиона .

28 декабря 2021 года приказом Департамента культуры города Москвы к Московскому академическому театру сатиры присоединён театр « Прогресс сцена Армена Джигарханяна » . В 2021 Художественный руководитель театра Александр Ширвиндт ушëл в отставку и стал Президентом театра. Художественным руководителем стал Сергей Газаров.

Персоналии

Руководители

Актёры

В разные годы в труппе театра работали знаменитые советские и российские актёры: Рина Зелёная , Владимир Лепко , Владимир Хенкин , Татьяна Пельтцер , Валентина Токарская , Георгий Тусузов , Иван Любезнов , Евгений Весник , Спартак Мишулин , Татьяна Васильева , Анатолий Папанов , Андрей Миронов , Светлана Рябова , Ольга Аросева , Вера Васильева , Алексей Овечкин, Фёдор Добронравов , Максим Аверин и другие .

Награды и премии

Примечания

  1. .
  2. , с. 66.
  3. ↑ , с. 12—13.
  4. .
  5. , с. 65.
  6. ↑ , с. 49.
  7. ↑ .
  8. ↑ .
  9. , с. 50.
  10. , с. 225.
  11. , с. 271.
  12. , с. 14.
  13. — Изд. 2-е. — Москва : МКХ, 1928. — 318 с. — С. 89
  14. , с. 229.
  15. ↑ .
  16. ↑ , с. 300.
  17. ↑ , с. 303.
  18. , с. 39.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 2 февраля 2020. 2 февраля 2020 года.
  20. ↑ , с. 25.
  21. , с. 43.
  22. Площадь Маяковского // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — 688 с. — 200 000 экз.
  23. .
  24. .
  25. (англ.) . Журнал Театр. (28 декабря 2021). Дата обращения: 28 декабря 2021. 28 декабря 2021 года.
  26. , с. 229—230.
  27. , с. 243.
  28. , с. 356.
  29. , с. 82.
  30. , с. 76.
  31. , с. 122.
  32. , с. 537.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 8 октября 2021. 8 октября 2021 года.
  34. .
  35. .
  36. .

Литература

Статьи и публикации

  • Илья Маршак, Ася Иванова. (рус.) // Вечерняя Москва : газета. — 2013. — 30 сентября. — ISSN .
  • (неопр.) . Энциклопедия циркового и эстрадного искусства (электронная версия) (2013). Дата обращения: 16 января 2019.
  • (неопр.) . РИА Новости (1 октября 2009). Дата обращения: 16 января 2019.
  • Надежда Белялова. (рус.) // ТАСС : информационное агентство. — 2014. — 30 сентября.
  • Мельникова Е. В. (рус.) // Омский научный вестник : журнал. — 2014. — № 2(126) . — С. 29—31 . — ISSN .
  • (рус.) // Борисовские пруды : газета. — 2016. — 9 февраля.
  • Алексей Иевлев, Валерий Туркин. (рус.) // Красное Знамя : информационный портал. — 2011. — 9 января.
  • Улькер Мехдиева. (рус.) // Sputnik : новостное агентство. — 2015. — 21 мая.

Ссылки

  • — официальный сайт театра
  • (рус.) . Культура.РФ . Министерство культуры РФ (2019). Дата обращения: 16 января 2019.

Same as Театр сатиры (Москва)