Interested Article - Сен-Жюст, Луи Антуан

Луи́ Антуа́н Лео́н де Сен-Жюст ( фр. Louis Antoine Léon de Saint-Just , 25 августа 1767 года , Десиз , ныне департамент Ньевр , — 28 июля 1794 года , или 10 термидора II года Республики , Париж ; также известный просто как Сен-Жюст ) — французский революционер, военный и политический деятель Великой Французской революции .

Избран в Национальный конвент в 1792 году, являлся самым молодым депутатом. После восстания 31 мая — 2 июня 1793 года стал членом Комитета Общественного Спасения 10 июля 1793 года, участвовал в создании Революционного правительства в контексте войны против коалиции иностранных монархий и гражданской войны.

Монтаньяр и якобинец , отличался красноречием и непоколебимостью принципов. Один из основателей Революционного правительства, участвовал во всех сферах его работы. Способствовал повышению боеспособности республиканской армии и как представитель Конвента лично вёл войска во время битвы при Флерюсе . Участвовал в создании Декларации прав человека и гражданина и Конституции 1793 года . Один из вдохновителей якобинской диктатуры и террора . Робеспьерист, принципиальный автор .

9 термидора II года (27 июля 1794 года), после бурного заседания в Конвенте, он был арестован вместе с Робеспьером , Кутоном и Леба . После восстания Парижской Коммуны того же дня в поддержку арестованных Сен-Жюст был объявлен Конвентом вне закона и казнён без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года).

Биография

Дом Сен-Жюста в Блеранкуре

Луи Антуан Сен-Жюст (устаревшее написание Людовик-Антуан ) родился в 1767 году в Десизе . Его отец, заслуженный кавалерийский офицер, умер, когда сыну едва исполнилось 10 лет. Первоначальное образование Сен-Жюст получил в ораторианском колледже в Суассоне под руководством лиц духовного звания, затем слушал право в Реймсе . Будучи ещё учеником, он написал поэму «Organt», появившуюся на свет в 1789 году, она имела характер сатиры на нравы современного ему общества.

Знакомство Сен-Жюста с деятелями революции относится к концу 1789 г., когда он во время поездки в Париж встретился там с Камилем Демуленом . В провинцию он вернулся сторонником революционных идей. Как один из офицеров Национальной гвардии Блеранкура , он вместе с депутацией от города отправился в Париж для участия в празднествах первой годовщины взятия Бастилии , 14 июля 1790 года. В это же время завязалось знакомство Сен-Жюста с Робеспьером , к которому Сен-Жюст обратился с письмом по делам блеранкурской коммуны. В этом письме Сен-Жюст выставляет себя поклонником Робеспьера, называя его достойным быть депутатом не только от Арраса , но и от всей республики. Характерно в этом письме и то, что Сен-Жюст предлагал в случае надобности поступиться всем своим родовым имуществом на общую пользу.

В 1791 году Сен-Жюст написал книгу «Дух революции и конституции во Франции». При выборах в Законодательное собрание он выставил свою кандидатуру, но избран не был, так как по закону возраст кандидата должен был быть не менее 25 лет, а Сен-Жюсту было только 24 года. В Национальный конвент он был избран значительным большинством голосов и занял место рядом с Робеспьером. Вскоре ему пришлось принять участие в бурном заседании, вызванном петицией оксерских якобинцев о предании короля суду.

Битва при Флерюсе , Сен-Жюст в центре, слева от Журдана

Речь, произнесённая им 13 ноября, сразу сделала его известным. Он говорил, что нельзя смотреть на короля как на гражданина и вершить над ним суд; король для французов — только неприятель, враг, и больше ничего. Свою речь он закончил так: «Спешите покончить с процессом короля, ибо нет ни одного гражданина, который не имел бы над королём тех же прав, какие Брут имел над Цезарем ». Искусные ораторские приёмы, привлекательная внешность Сен-Жюста, его воодушевление, уверенность в собственной правоте, смелость решения вопроса — всё это произвело поразительный эффект, и молодой оратор занял место наряду с главными вождями революции.

Когда Кондорсе внёс на рассмотрение доклад о проекте конституции , Сен-Жюст противопоставил ему свой собственный проект, многие из положений которого вошли в конституцию 1793 года (Сен-Жюст был одним из её составителей). Всё своё свободное время Сен-Жюст посвящал изучению различных систем и планов общественного и государственного устройства, и мысли по этому поводу нашли отражение в работе, изданной спустя шесть лет после его смерти («Fragments sur les institutions républicaines»). В этом труде заметно влияние «Республики» Платона , «Contrat social» Руссо ; основная мысль сочинения — подчинение личности обществу.

За несколько дней до изгнания жирондистов из конвента Сен-Жюст вступил в Комитет общественного спасения с целью переделать его устав, составленный 6 апреля жирондистом Инаром . После ареста жирондистов Комитет общественного спасения поручил Сен-Жюсту сформулировать обвинение против них. К этому времени окончательно укрепилась его дружба с Робеспьером и Кутоном , и они получили название «триумвиров».

В конце 1793 года Сен-Жюст был послан в Страсбург для установления там порядка и наказания изменников. В период с 19 февраля по 5 марта 1794 года Сен-Жюст был председателем Конвента . Весной 1794 года он выступил главным обвинителем сначала против эбертистов , потом против Дантона и его партии. Когда перед 9 термидора раскол в комитетах достиг высшей степени накала, Сен-Жюст подготовил большую горячую речь в защиту Робеспьера и направленную против его врагов. Выходя из дома на заседание 9 термидора, он сказал, что идёт «открыть свою душу Конвенту». Но этой речи ему не суждено было сказать; вместе со своими друзьями он был арестован в собрании. Вечером нескольким якобинцам удалось освободить их, но они вскоре были арестованы вновь, и 10 термидора их повели на казнь . Сен-Жюст подставил свою голову под нож гильотины с полным спокойствием.

Личность

Бюст Сен-Жюста авторства Давида д’Анже

Амбициозный и ведущий активный образ жизни , Сен-Жюст неуклонно работал над претворением своих целей в жизнь. В частности, ему принадлежит высказывание: «Революционеры не отдыхают, если только не в могиле» . Современники неоднократно описывали его как высокомерного человека, убеждённо считающего себя опытным руководителем и оратором, а также имеющего твёрдый революционный характер . Его уверенность в себе зачастую превращалась в ощущение превосходства, и «..он давал чётко понять, что считает себя ответственным, а свою волю законом» . В частности, Камиль Демулен оставил такой комментарий о нём — «он носит свою голову, как святые Дары или как истинное вместилище святого Духа » .

В то время, когда Сен-Жюст пришёл к власти, его личность кардинально изменилась . Начиная как борец за гуманизм, свободу личности и критик смертной казни даже в контексте трудов своих кумиров, Сен-Жюст постепенно пришёл к совершенно противоположным позициям. Свободолюбивый и страстный в молодости, он быстро стал сосредоточенным, «тираническим и безжалостно тщательным» . Он стал «ледяным идеологом республиканской чистоты» , как камень недоступный любым тёплым страстям" .

В своих публичных выступлениях Сен-Жюст был ещё более смел и откровенен, чем его наставник Робеспьер. Что касается внутренней политики, он готов был пожертвовать другими: «Вы должны наказать не только предателей, но и тех, кто слишком равнодушен, слишком пассивен по отношению к республике, а также тех, кто ничего не делает с этим» . Он считал, что единственный способ создать истинную республику, это уничтожить всех её врагов, и «полностью уничтожать любое противодействие» . В этом плане показательно его высказывание в Конвенте во время войны, где он с сожалением отметил, что «Судно Революции не может прийти в порт, не окрасив воды в крови» . Он также призывал депутатов «понять, что нация может создать себя только с помощью горы трупов» .

Несмотря на очевидные недостатки, Сен-Жюст был способен внушить к себе уважение с помощью своей силы убеждения. Однако его спорные слова и действия редко вызывали вопросы — «он был неистовым, но искренним» . Как и Робеспьер, Сен-Жюст был в том плане «непоколебим», он не старался искать никакой моральной выгоды и полностью посвятил себя политической повестке дня .

С другой стороны, ряд отечественных историков делают выводы об осознании Сен-Жюстом провала его идеалов, или даже осознании своих ошибок, в частности приводя цитату:

Выступая против злого управления, мы охотно считаем себя ригористами в делах принципов, но, как нередко встречается, придя к власти, отбрасываем принципы, ставя на их место свою волю

По их мнению, именно фатализм стал причиной того, что Сен-Жюст не оказал какого-либо противодействия перевороту, а впоследствии не проронил ни слова.

В искусстве

Сен-Жюст действует в романе Марка Алданова « Девятое термидора » (1925), а также появляется в романе Рафаэля Сабатини «Возвращение Скарамуша» (1931). Он стал героем ряда художественных фильмов:

Изображён на марке почтового блока Франции 1991 года.

Примечания

Комментарии
  1. Историки XIX века, времён Реставрации, а некоторые позже, ввели в обращение определения и прозвища Сен-Жюста, которые не существовали при его жизни — «„Тигр, жаждущий крови“, „щегольское чудовище“, „отвратительный и театральный молодой человек“ (Сен-Бев); „воплощение республики Дракона“ (Ламартин); „Архангел смерти“ (Мишле); „живой меч“ (И. Тэн); „надгробный фонарь“ (Баррас). Число таких высказываний можно продолжать долго; писали об этом юноше много»
    Так «Архангел Смерти» появляется у Мишле в месте описания процесса дантонистов: — «На трибуне появился Сен-Жюст как Архангел Смерти.» ( фр. Les figures s'allongèrent terriblement quand l'archange de la mort, Saint-Just, parut à la tribune avec l'écrit meurtrier)
Источники
  1. ↑ Antoine, Louis, Léon De Saint-Just // (фр.) / Assemblée nationale
  2. Reinhard M. Louis de Saint-Just // (англ.)
  3. ↑ Сен-Жюст Луи Антуан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. , p. 405.
  5. , с. 467.
  6. , с. 291.
  7. Béraud, pp. 92; 96.
  8. Carlyle, p. 357.
  9. Hampson, p. 34.
  10. Hampson, p. 147.
  11. (англ.) (. Fatal Purity: Robespierre and the French Revolution (англ.) . — Vintage, 1989. — ISBN 978-0-09-945898-2 .
  12. Andress, p. 137.
  13. Encyclopædia Britannica (1911), pp. 20—21.
  14. Andress, p. 222.
  15. ↑ Loomis, p. 284.
  16. Baker, p. 355.
  17. Higonnet, p. 229.
  18. Hazani, p. 114.
  19. (англ.) // Harper's Magazine : magazine. — New York: Harper & Brothers, 1851. — Vol. III . — P. 858 . 10 мая 2016 года.
  20. Monar, p. 585.
  21. Béraud, p. 92.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 16 июля 2013. 23 сентября 2013 года.

Литература

Ссылки

  • (фр.)
  • (англ.)

Same as Сен-Жюст, Луи Антуан