Interested Article - Самба (танец)

Исполнение карнавальной самбы

Са́мба ( порт. samba) — бразильский танец , символ национальной идентичности бразильцев. Не путать с аргентинской самбой .

Танец обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам . Одна из разновидностей самбы вошла в обязательную пятёрку латиноамериканской программы бальных танцев . Исполняется в темпе 50-52 такта в минуту, в размере 2/4 или 4/4.

В русском языке слово самба женского рода, а в португальском — мужского .

История

Самба (танец)

Самба — бразильский танец, история которого уходит корнями в штат Баия . Со временем появились первые школы самбы и группы любителей танцев ( порт. blocos — «блоки»), обычно в количестве до пятидесяти человек, которые проходили парадами по улицам. [ источник не указан 765 дней ]

Первые бразильские карнавалы появились в 1920—1930-х годах. На сегодня они стали традиционными не только для Рио-де-Жанейро , но и для других крупных городов. Карнавал давно превратился в соревнования, на которых разные школы самбы соревнуются за звание «Лучшей школы самбы».

«Бразильцы так полюбили самбу, что она стала их национальной музыкой. А Рио — центром самых разных направлений самбы. Здесь действует множество школ самбы, здесь живёт его народный вариант — самба бразильских трущоб », — говорит бразильский автор-исполнитель , обладатель почётного звания « Артист Мира » Жильберту Жил .

Разновидности танца самба

Самба де рода ( Samba de roda — круговая самба или самба в кругу) импровизированный афробразильский танец штата Баия . Наиболее древний и аутентичный вид самбы, от которого зародилась городская самба кариока. В Баие, как правило, мужчины исполняют музыкальный аккомпанемент, а женщины поют и хлопают в ладоши. Согласно традиции эти исполнители составляют круг, в котором обычно танцует только одна или реже две женщины. Мужчины редко входят в круг для исполнения танца. Капоэйристы также играют капоэйру в кругу ( порт. roda), которая часто заканчивается танцем самбой де рода c их участием.

Самба ну пэ ( Samba no pé самба на ступнях ) — движения этого танца используют танцовщицы ( passistas ), которые едут на специальном красочном фургоне при прохождении школ самбы на карнавалах. В этом случае это один из видов карнавальной самбы — сольный танец в исполнении женщин. Может исполняться на танцплощадке как парный танец без поддержки, т. е. партнёры держатся на расстоянии.

Пагоде ( Pagode ) напоминает самбу де гафиейра , но не содержит акробатических движений, исполняется парами при близком расположении партнёров друг к другу.

Самба Ашэ ( Samba Axé ) танец исполняется соло или большими группами. Форма самбы, которая смешивает элементы самбы ну пэ и аэробики, обыгрывает шутливые тексты песен.

Самба рэггей ( Samba Reggae ) зародилась в бразильском штате Баия . Очень распространенная версия самбы, которая исполняется под музыку регги .

Самба де гафиейра ( Samba de Gafieira ) — парный социальный танец, который объединяет в себе элементы машише , известного ранее под названием «бразильское танго», аргентинского танго , вальса . На показательных шоу танец исполняется с акробатическими движениями, заимствованными из рок-н-ролла .

Самба де гафиейра. Основные па ведущего партнёра

Название стиля произошло от бразильского слова гафиейра , обозначающего танцевальную площадку. В Бразилии самба де гафиейра считается бальным или точнее салонным танцем ( dança de salão ), но совершенно отличается от спортивной международной самбы. Поразительное отличие двух вариантов связано с тем, что самба де гафиейра произошла от машише напрямую . Бальный танец самба (международный стандарт) формировался в Европе и США на основе облагороженного и лишённого вызывающей эротичности машише. Такой танец был представлен в 1909 году в Париже парой бразильских танцоров Дуке (бразильское произношение: Duque — Antonio Lopes de Amorim Diniz , 1884—1853) и Марией Лина ( Maria Lina ). Дуке создал собственную хореографию машише, которой обучал с 1914 года в открытой им школе танцев в Париже. В настоящее время предпринимаются шаги по стандартизации самбы де гафиейра с целью принятия её в обязательную латиноамериканскую программу бальных танцев ( International Latin ). Стандартные фигуры самбы де гафиейра приводит бразильский исследователь салонных танцев Марку Антониу Перна .

Национальная ассоциация салонного танца ( Associação Nacional de Dança de Salão, ANDANÇAS ) возникла в Бразилии в 2003 году .

Бальный танец самба ( порт. Samba internacional , англ. International Ballroom Samba) в настоящее время относится к парным бальным танцам (СБТ) и обязателен для исполнения в латиноамериканской программе.

Самба на Чемпионате Мира 2012, латиноамериканская программа, Вена

Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бёдер и общий экспрессивный характер. Танцевальные движения характеризуются быстрым перемещением веса тела посредством сгибания и выпрямления колен. Основная тактовая схема хореографии: a-slow, slow, a-slow, slow . Некоторые типичные па танцоров: бота фогу (от названия района Рио-де-Жанейро Botafogo ), корта жака ( corta jaca ), поворот ( volta ), быстрое движение ( whisk ) и скрещивание ( cruzado ).

Бальный танец самба возник в результате взаимного влияния двух культурных традиций: африканских ритуальных танцев чернокожих рабов, прибывавших в Бразилию из Конго , Анголы и Мозамбика , и европейских танцев ( вальс , полька ), привнесёнными португальцами. Самба также испытала воздействие бразильского танца шоте ( порт. xote, xótis), развившегося из шотландской польки в её немецком варианте. Бразильский шоте не следует путать с экосезом . До контакта с европейской культурой у африканцев не было парных танцев.

Энциклопедия Британника отмечает, что данный стиль парного танца имеет бразильское происхождение. Этот вид самбы стал популярным в США и Западной Европе в конце 40-х годов XX века . Многие движения танцоров были заимствованы из матчиша бразильское танго »). Партнёры могут разрывать пару и исполнять некоторые танцевальные движения на значительном расстоянии друг от друга .

В Европе вплоть до 1914 года бальный танец самба не был известен, поскольку в моде был матчиш , считавшийся бразильским танцем, а в Бразилии до начала 30-х годов XX века в городской среде самба существовала в симбиозе с машише, который был в большой моде в Бразилии в 1870 1914 годах: самба-машише ( samba-maxixe ). Машише запрещался из-за эротических движений танцоров. Следует отметить, что сексуальная откровенность и экспрессия машише также свойственна ангольскому танцу таррашинья ( tarraxinha ), который произошёл от медленной ангольской сембы и считается разновидностью кизомбы , а во всех этих танцах присутствует характерное древнее ритуальное движение — умбигада. Такая явная параллель предоставляет несомненные основания для предположения о едином истоке ангольской сембы и бразильской самбы.

Несмотря на то, что этот бальный танец называется самбой и происходит от бразильских танцев, в Бразилии он носит название «международная самба» ( порт. o samba internacional ), не считается типично бразильским и мало известен в стране. Костюмы танцоров, музыкальное сопровождение и стиль исполнения международной самбы имеют мало общего с самбой де гафиейра, которая является популярным бальным танцем в Бразилии. Движения современного бального танца самба главным образом основываются на па, заимствованных из машише, и не всегда исполняются в ритме самбы, поскольку часто сопровождаются музыкой фламенко , ча-ча-ча и сальсы .

Сравнительно с другими латиноамериканскими бальными танцами парная спортивная самба в своей эволюции в наибольшей мере отдалилась от истоков, давших ей своё название, и за пределами Бразилии может называться «бразильский вальс» ( Brazilian Waltz ) .

Ритм самбы

Для самбы, как и для других видов афроамериканских музыки и танцев, характерно характерно использование для создания ритмического рисунка широкого набора ударных инструментов, куда входят большой барабан , малый барабан , агого , куика , бонго , реку-реку , пандейру , тамбурин , треугольник и др. Многие виды барабанов (куика, агого, реку-реку и пр.) — африканского происхождения.

См. также

Примечания

  1. (рус.) // Википедия. — 2022-05-30.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 22 декабря 2013. 24 декабря 2013 года.
  3. PERNA, Marco Antonio. Samba de Gafieira: a história da dança de salão brasileira. 2. ed. Rio de Janeiro: editado pelo autor, 2005. p. 139
  4. от 14 июля 2014 на Wayback Machine Samba de Gafieira – Passos – Syllabus
  5. Encyclopædia Britannica Online, s. v. " от 15 сентября 2013 на Wayback Machine ", accessed May 17, 2013 (англ.)
  6. от 6 января 2009 на Wayback Machine (англ.)

Литература

  • Perna, Marco Antonio. Samba de Gafieira — a história da dança de salão brasileira, 2001. ISBN 8590196585 (порт.)

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)
  • (порт.)

Same as Самба (танец)