Interested Article - Джонсон, Бен

Бе́нджамин Джо́нсон или Бен Джо́нсон ( англ. Benjamin Jonson ; 11 июня 1572 , Вестминстер , Лондон или Лондон 6 августа 1637 , Лондон ) — английский поэт, драматург, актёр и теоретик драмы.

Биография

Биографические сведения о нём, как и о Шекспире , размыты и неоднозначны. Известно, что Бен Джонсон учился в Вестминстерской школе под руководством и, возможно, на средства историка Уильяма Кэмдена и получил там хорошее образование; есть указания, что после окончания школы он был каменщиком. Материалы, относящиеся к биографии Джонсона, в большинстве случаев носят легендарный характер. Имеются довольно обстоятельные воспоминания о Бене Джонсоне шотландского поэта Уильяма Драммонда , в которых изложены взгляды Бена Джонсона на искусство, его отношения к другим поэтам, к театру, но и приведённые здесь данные о Джонсоне недостоверны. Джонсон был одним из наиболее образованных людей своего времени, но неизвестно, каким путём он получил образование. Он был избран магистром искусств в двух университетах, посвящал им свои произведения, но нет никаких данных о том, что он был связан с научной жизнью университетов или даже учился в каком-либо из них.

Бен Джонсон служил наемным солдатом в войсках Френсиса Вира во Фландрии , потом около 1592 года вернулся в Англию. Около 1597 года он поступил в театральную труппу Ф. Хенслоу, где был как актером, так и автором пьес. Он прославился своей физической силой и храбростью, в 1598 году поссорился с актером Спенсером и убил его на дуэли, за что был арестован, но был помилован благодаря своим влиятельным друзьям. Во время своего тюремного заключения Джонсон стал католиком , но в 1610 году вновь стал англиканином .

Самым достоверным биографическим материалом являлось бы его творчество, но и оно очень мало исследовано, авторство многих приписываемых ему произведений сомнительно: в его время широко практиковалось коллективное писание и переделывание произведений для сцены. Кроме того, отсутствие закона, даже понятия об авторском праве давало возможность «пиратским издательствам» «переделывать заново» любое произведение и ставить имя любого автора на выпускаемой книге, разумеется, достаточно популярное. Вне всякого сомнения, некоторые произведения Бена Джонсона переделаны кем-то, некоторые написаны им в сотрудничестве с другими, а некоторые просто ему приписаны. Бесспорно принадлежащими Бену Джонсону можно считать только небольшое количество комедий и стихов, изданных им самим при жизни, но под его именем известно около пятидесяти отдельных произведений.

Творчество

Первая комедия Бена Джонсона — « Всяк в своём нраве » — была для Лондона приблизительно тем же, чем « Горе от ума » — для Москвы . Эта комедия была написана в господствовавшем тогда духе: все персонажи получили итальянские имена и действие происходило в Италии в неопределённое время, но лондонцы сразу узнали себя; тогда Джонсон имена действующих лиц заменил английскими и действие перенёс в Лондон. Комедия была поставлена в аристократическом театре « Глобус », и о ней сразу заговорили, так как елизаветинский Лондон и его обитатели были изображены в мало замаскированном и довольно непривлекательном виде. Осмеяние определённых лиц или групп в комедиях известно ещё со времён Аристофана , но в Англии до Бена Джонсона на это были только слабые намёки, он же установил твёрдую форму бытовой комедии, близкой к сатире . Он удачно и жестоко высмеял современный ему общественный порядок и представителей разных социальных групп — блестящий двор Елизаветы, проматывавших в городе свои замки аристократов и поднимавших голову буржуа-пуритан.

Его комедии пользовались скандальным успехом, их особенно ненавидела аристократия , которую Бен Джонсон изображал глупой и никчёмной. За оскорбление судей, чиновников и солдат его вызывали к верховному судье; за оскорбление шотландской аристократии, после того как шотландский король уселся на освободившемся троне Англии, ему собирались отрезать нос и уши, и только благодаря заступничеству духовенства Бен Джонсон избежал этой участи. Не меньшим успехом пользовались и другие его комедии, из которых особенно выделялись: « Эписин, или Молчаливая женщина », « Алхимик », « Варфоломеевская ярмарка » (последняя — настолько широкая картина нравов, что Уильям Теккерей впоследствии взял её за основу, изображая свою « Ярмарку Тщеславия »). После выхода в свет каждой новой комедии Джонсон наживал себе всё большее количество врагов. Он писал также трагедии из жизни древнего Рима, например « Падение Сеяна », но они больше сделаны учёным, чем созданы поэтом. Он превосходно знал классическую литературу, читал греков и римлян в подлинниках.

Бен Джонсон показал себя большим мастером и в художественном оформлении « масок » — придворных балов-маскарадов: писал к ним тексты и создавал сюжеты, в большинстве случаев с установкой на аллегорию и классические мифы. Эту отрасль искусства он довёл почти до оперы-балета.

Бен Джонсон одинок в литературе своей эпохи. Тогдашняя английская драма казалась ему недостаточно правдоподобной. Соблюдение законов античной трагедии и комедии было для него гарантией против вычурности, искусственности и фантастики. В древних литературах он видел образцы правдивости, простоты и гармонии со здравым рассудком. Творчество Джонсона — реакция против крайностей воображения и эмоциональности в английской драме времён Елизаветы ; Бен Джонсон требует изображения живых людей, как они есть, без преувеличений; но при всей своей одарённости он не был реформатором английского театра. Шекспир дал тех живых людей, изображение которых не удавалось Джонсону. Если последний и уклонялся от гиперболизма , которому не чужд был и Шекспир, то он впадал в другую крайность. Его характеры — олицетворения какой-нибудь одной страсти или необычного свойства, «странности», как он выражается, а не живые индивидуальности с многообразием черт как личных, так и типичных. Этот схематизм лишает образы Джонсона той конкретности, к которой он стремится. Но этот же схематизм , упрощая художественные задачи автора, облегчал выработку высокой композиционной техники, временами более совершенной у Джонсона, чем у значительнейших драматургов елизаветинской поры.

Господство Бена Джонсона

Джонсон процветал как драматург во время первого десятилетия правления Якова I . К 1616 он написал все пьесы, от которых зависела его репутация как драматурга. Включая трагедию « Заговор Катилины » (Catiline), которая достигла лишь небольшого успеха, и комедии « Вольпоне » (Volpone), «Эписин, или Молчаливая женщина» (Epicoene, or the Silent Woman (обе 1609)), «Алхимик» (The Alchemist (1610)), «Варфоломеевская ярмарка» (Bartholomew Fair (1614)) и « Чёрт выставлен ослом » (The Devil is an Ass (1616)). «Алхимик» и «Вольпоне» сразу же стали успешными.

Его проблемы с английскими властями продолжались. В 1603 его допрашивал тайный совет о его политической пьесе о коррупции в Римской Империи — «Сеян» (Sejanus). У него также были проблемы с пьесами, в которых были политические темы. После покушения на короля Якова, он был приглашен тайным собранием для того, чтобы убедить некого священника сотрудничать с правительством; этим священником стал Отец Томас Райт, который слышал исповедь Гая Фокса . В то же время, Джонсон преследовал более престижную карьеру писателя для театра масок двора Якова. «Сатир» (The Satyr) и «Маска тьмы» (The Masque of Blackness) две из пары дюжин постановок, которые он написал для Якова и королевы Анны; последняя была восхвалена Суинберном , как пример несуществующей до тех пор смеси танцев, представлений и речи.

В 1616 его пенсия составляла 60 фунтов стерлингов в год, после чего его начали считать первым поэтом-лауреатом Англии. Этот знак королевской милости вдохновил его на выпуск первой серии работ за этот год. Другие работы вышли в 1640—1641 и 1692 годах.

В 1618 он пешком отправился в свою родную Шотландию. Тут он провел больше года и лучшим на его памяти гостеприимством обладал шотландский поэт Драммонд из Готорндена . Драммонд старался записывать в дневник как можно больше о своем общении с Джонсоном, таким образом раскрывая личность Джонсона. Его мнения, в кратких отчетах Драммонда, имеют экспансивные и даже повелительные настроения. В комментарии, добавленном Драммондом, он описан как «большой любитель похвалить себя, не уважающий распутную власть».

Будучи в Шотландии, он был признан почетным гражданином Эдинбурга. По возвращении в Англию, он был награждён почетной степенью Магистра Искусств Оксфордского университета.

Период между 1605 и 1620 можно рассматривать как рассвет Джонсона. Помимо популярности на публичной сцене и королевского двора, он пользовался покровительством аристократов, таких как Элизабет Сидни. Эта связь с семьёй Сидни дала толчок к написанию одного из самых знаменитых его стихов «К Пенхерсту» (Penshurst).

Упадок и смерть

1620 год стал началом длительного и медленного упадка Джонсона. Он все ещё оставался известным; с этого времени известными становятся «Сыны Бена» или «Клан Бена», молодые поэты, такие как Роберт Геррик , Ричард Лавлейс и Джон Саклинг , на чьи стихи повлиял Джонсон. Однако серия неудач высосала его силы и нанесла урон его репутации.

Джонсон возобновил написание пьес в 1620, но они не рассматриваются как его лучшие. Они представляют значительный интерес в изучении культуры Англии Карла I . « Склад новостей », к примеру, предлагает взгляд на раннюю стадию развития английской журналистики. У этой пьесы был холодный прием, однако ничто не сравнится с провалом The New Inn, холодный прием этой пьесы вынудил Джонсона написать поэму, осуждающую его аудиторию (the Ode to Myself), которая вынудила Томаса Кэрью , одного из «племени Бена», ответить стихотворением, в котором он просит Джонсона признать свой упадок.

Несмотря на удары, которые он испытал в 1620, Джонсон продолжал писать. На момент его смерти в 1637 он, по-видимому, работал над очередной пьесой, « Печальный пастух ». Хотя были написаны только два с половиной акта, они представляли новое для Джонсона направление: пасторальную комедию. В ранние 1630 он вел переписку с Джеймсом Хауэллом, который предупредил его о немилости при дворе после диспута с Jones.

Джонсон похоронен в Уголке поэтов в Вестминстерском аббатстве , c надписью «O Rare Ben Johnson» выбитой на его надгробии. Было предположение, что это должно читаться как «Orare Ben Jonson» (молитва за Бена Джонсона), которое показывает возвращение к католицизму на смертном одре, но между «О» и «rare» есть расстояние. Исследователи полагают, что это дань от Уильяма Давенанта , его преемника, так как такая же фраза появится на его надгробии. Тот факт, что он похоронен в вертикальной могиле может быть свидетельством его материального положения на момент смерти, к тому же было написано, что Джонсон просил для могилы ровно 18 квадратных дюймов от монарха и получил вертикальную могилу, чтоб поместиться на этом месте.

Поэзия

Поэзия Джонсона, также как драма, основана на его классических учениях. Некоторые из его знаменитых стихов — точные переводы греческих или римских текстов. Джонсон, в значительной степени избегал дебатов о рифме и акценте, который поглотил елизаветинских классиков, таких как Campion и Harvey. Используя и рифму, и акцент, Джонсон подражает классическим качествам простоты, сдержанности, и точности.

«Эпиграммы» (изданные в 1616 г) являются началом жанра, который был популярен среди последних елизаветинских и Относящихся к эпохе Якова I зрителей, хотя Джонсон был, возможно, единственным поэтом своего времени, чтобы работать в его полном классическом диапазоне. Эпиграммы выражают различные отношения, больше всего, но не все их от сатирического запаса дня: недовольство женщинами, придворными, и шпионами имеются в большом количестве. Обвинительные стихи являются короткими и анонимными; похвальные эпиграммы Джонсона, включая известное стихотворение to Camden и строки Люси Хэрингтон, несколько дольше и главным образом адресованы определенным людям. Хотя это — эпиграмма в классическом смысле жанра, «On My First Son» не является ни сатирическим, ни очень коротким; стихотворение, и другие похожие, напоминают то, что более поздний возраст иногда назывался «лирической поэзией». Стихи «The Forest» также появились в первом фолианте. Большинство из этих пятнадцати стихов были адресованы аристократическим сторонникам Джонсона, но самым известным является его стихотворение, которое было написано в загородном доме «To Penshurst» и стихотворение «To Celia» («Come, my Celia, let us prove»), который появляется также в «Volpone».

Underwood, изданный в расширенном фолианте в 1640, является большей и более гетерогенной группой стихов, содержащее «A Celebration of Charis» — огромное количество любовных стихов; различные религиозные части, восхваляющие произведения Шекспира и сонету On Mary Wroth; «Execration against Vulcan» и другие. Данный фолиант также содержит три элегии, которые часто приписывались Донну (один из них появился в посмертных стихах Донна).

Также Бену Джонсону приписывают авторство известного афоризма: «Хорошая жизнь — самый неопровержимый аргумент».

Если репутация Джонсона как драматурга была тесно связана с Шекспиром, его репутация, как поэта, начиная с начала двадцатого века, была связана с Джоном Донном. В этом сравнении Джонсон представляет рыцарское направление поэзии, которая подчеркнула изящество и ясность выражения; Донн, в отличие от этого, воплощал метафизическую школу поэзии, с её уверенностью относительно напряженных, причудливых метафор и часто неопределенного выражения. Так как критики, которые сделали это сравнение (Герберт Грирсон, например), были должны до переменных степеней, открывающих вновь Donne, это сравнение часто работало в ущерб репутации Джонсона.

В его время, тем не менее, Джонсон был таким же влиятельным, как и Donne. В 1623, историк Эдмунд Болтон назвал его лучшим и наиболее блестящим английским поэтом. Это суждение было широко использовано, и сильно повлияло на младших поэтов. Основания для того, чтобы описать Джонсона как «отца» рыцарских поэм ясны: многие из таких поэтов описали себя как его «сыновья» или его «кланом». Во всех этих отношениях Джонсон может быть расценен, как самое важное лицо в предыстории английского неоклассицизма.

Отношения с Шекспиром

Существует много легенд о соперничестве между Джонсоном и Шекспиром, некоторые из которых, возможно, правдивы. Уильям Драммонд отмечал, что во время их беседы с Джонсоном тот насмехался над двумя очевидными нелепостями в Шекспировских пьесах: бессмысленной строкой в « Юлии Цезаре » и тем, что Шекспир поместил действие « Зимней сказки » на несуществующее морское побережье в Богемии. Достоверно это свидетельство или нет, но такое замечание Джонсона вполне согласуется с его широко известными теориями в области литературы.

В Timber — посмертно изданной работе, отразившей практический опыт всей его жизни, Джонсон приводит более полный и куда менее резкий комментарий. Он вспоминает высказывания некоторых актёров о том, что Шекспир никогда не вычеркивал ни строчки из того, что писал, на что Джонсон обыкновенно отвечал: «Да хоть бы он вычеркнул тысячу». Эта фраза воспринималась, как злобствование с его стороны, однако Джонсон объясняет :

«Он был действительно честен, имел открытую и свободную натуру, обладал превосходной фантазией, смелыми взглядами и мягкостью речи, в которой он растекался с такой лёгкостью, что порой его просто необходимо было остановить».

«В нём было куда больше достойного хвалы, нежели прощения», — заключает Джонсон. А когда Шекспир умер, Джонсон сказал: «Он не принадлежал эпохе — он на все времена».

В стихотворении «To the memory of my beloved, The AUTHOR, Mr. William Shakespeare: And what he hath left us» (втором из тех двух, что Джонсон представил для вступительной части к Первому фолио ) Джонсон наиболее откровенно выразил своё отношение к Шекспиру, что в значительной степени способствовало формированию традиционного взгляда на поэтическое творчество Шекспира, который, несмотря на «smalle Latine, and lesse Greeke» , обладал природным талантом:

Yet must I not give Nature all: Thy Art,
My gentle Shakespeare, must enjoy a part.

В этом опусе Джонсон явно противополагает себя, образованного и эрудированного классициста, коему свойственно презрение к невежеству и скептическое отношение к массам — Шекспиру, представленному в стихотворении как некое природное чудо, гений которого не подчиняется никаким правилам, иначе как диктуемым аудиторией, для которой он пишет.

Существует картина « Бен Джонсон и Уильям Шекспир » (английская надпись на её обратной стороне гласит: «Ben Jonson and William Shakespeare by Isaak Oliver, 1603»), принадлежащая, предположительно, голландскому художнику начала XVII века Карелу ван Мандеру (хотя надпись на обороте указывает на другого художника — Исаака Оливера ). Она изображает шахматную партию двух английских драматургов — Бена Джонсона и Уильяма Шекспира. Поддаётся реконструкции шахматная позиция и комбинация, изображённая на ней.

Издания

Первое полное собрание сочинений Бена Джонсона вышло ещё при его жизни — событие для того времени необычайное: он первый поэт в Англии, сам издавший свои произведения. Но потом, на протяжении трёх веков, его издавали чрезвычайно редко; так, полное критическое собрание его сочинений издано только в 1816 году и переиздано в 1875 году, в издании Джиффорда .

  • Джонсон, Бен . Эписин, или Молчаливая женщина / Пер. Я. и Р. Блох . — Пг.: Петрополис , 1921;
  • Джонсон, Бен . Драматические произведения: в 2 т. / Редакция, вступит. статья и примечания И. А. Аксёнова , предисловие И. И. Анисимова . — М.; Л.: Academia , 1931. — Т. I;
  • Джонсон, Бен . Драматические произведения: в 2 т. / Редакция, вступит. статья и примечания И. Аксёнова. — М.; Л.: Academia, 1933. — Т. II — 696 с.;
  • Джонсон, Бен . Вольпоне, или Хитрый лис : Комедия в 5-и актах / Пер. П. Мелковой ; Ред. и предисл. А. Смирнова . — М.: Искусство , 1954. — 191 с.;
  • Джонсон Б. Варфоломеевская ярмарка : Комедия в 5-и актах / Пер. Т. Гнедич . — М., 1957;
  • Джонсон, Бен . [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson_volpone.txt Пьесы «Вольпоне»], [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson_alchemist.txt «Алхимик»], [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson_fair.txt «Варфоломеевская ярмарка»], [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson_catilina.txt «Заговор Катилины»] / [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson.txt Вступит. статья], примеч. и ред. переводов с англ. А. Смирнова. — М.; Л.: Искусство, 1960. — 750 с. («Библиотека драматурга»);
  • Джонсон, Бен . Заметки или наблюдения над людьми и явлениями, сделанные во время ежедневного чтения и отражающие своеобразие отношения автора к своему времени / Критические очерки. Пер. В. Т. Олейника // Литературные манифесты западноевропейских классицистов . — М., «Московский университет», 1980. — Стр. 174—201, 538—540, 540—543. То же: // М., «Московские учебники и картолитография», 2006. — 31 с.: илл. (Серия «Педагогические советы»: спец. прил. к журн. «Лицейс. и гимназ. образование». — № 3. — 2006);
  • Джонсон, Бен . [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonsonn_deuse.txt Чёрт выставлен ослом]: Комедия в 5-и действиях / Пер. Г. Кружкова // Младшие современники Шекспира: Т. Мидлтон , , Дж. Форд , Дж. Уэбстер , Б. Джонсон , / Под ред. А. А. Аникста , [lib.ru/SHAKESPEARE/shks_contemporaries.txt предисловие] А. Горбунова . — М.: издательство Московского университета , 1986. — Стр. 397—488 («Университетская библиотека»);
  • Джонсон, Бен . , «Маска, как она была представлена при дворе в присутствии короля Якова I » / Пер. В. К. Ланчикова // «Столпотворение». — № 4/5. — 2000;
  • Джонсон, Бен . «Вызов на турнир во время брачного празднества», «Новости из Нового мира, обнаруженного на Луне», «Маска, как она была представлена при дворе перед королем Яковом» / Пер. В. Н. Забалуева // Современная драматургия . — 2011. — № 1. — Стр. 243—250.

Библиография

  • Аксёнов И. А. Бен Джонсон: Жизнь и Творчество // Джонсон Б. . Драматические произведения: в 2 т. М.: Academia , 1931 . Т. 1. С. 21—110.
  • Ромм А. С. Бен Джонсон: 1573—1637. Л. ; М.: Искусство , 1958 . — 124 с.
  • Смирнов А. [lib.ru/INOOLD/DZHONSON/jonson.txt Драматургия Бена Джонсона] // Джонсон, Бен . Пьесы. М.; Л.: Искусство , 1960 . (« »)
  • Заблудовский М. Д. // История английской литературы. М. ; Л.: АН СССР , 1945 . Том 1. Вып. 2.
  • Комарова В . [lib.ru/SHAKESPEARE/sh_ch77.txt Отклики на трагедию Шекспира «Юлий Цезарь» в трагедии Бена Джонсона «Падение Сеяна»] // Шекспировские чтения, 1977. М.: Наука , 1980 . С. 198—209.
  • Парфёнов А. Т. [lib.ru/SHAKESPEARE/sh_ch77.txt «Эписин, или Молчаливая женщина»]: Метод и стиль Бена Джонсона // Шекспировские Чтения, 1977. М.: Наука , 1980 . С. 210—231.
  • Парфёнов А. Т. Бен Джонсон и его комедия «Вольпоне». М.: Высшая школа , 1982 . — 109 с.
  • Парфенов А. Т. Художественная функция античной истории в английской драматургии эпохи Возрождения (Римские трагедии Бена Джонсона). // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 188—198.
  • Попова М. К. // Вестник ВГУ . Серия 1. Гуманитарные науки. 2000 . № 2. С. 97—114.
  • Назаров С. А.

Образ Джонсона в кино

Примечания

  1. ↑ Ben Jonson // (англ.) — 2000.
  2. Ben Jonson // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
  3. ↑ — 1808.
  4. В ранних документах его фамилия пишется Johnson , но свои произведения драматург подписывал без «h».
  5. (неопр.) . Дата обращения: 11 мая 2022. 11 мая 2022 года.
  6. от 18 января 2012 на Wayback Machine (англ.)
  7. «Слабые знания латыни, а греческого и подавно» — пер. с (англ.)
  8. W.T. Baldwin от 4 сентября 2006 на Wayback Machine (англ.)

Ссылки

Same as Джонсон, Бен