Interested Article - Д’Аронко, Раймондо

Раймондо Томмазо Д’Аронко ( итал. Raimondo Tommaso D’Aronco ; 31 августа 1857, Джемона-дель-Фриули , Фриули-Венеция-Джулия — 3 мая 1932, Сан-Ремо ) — итальянский архитектор и художник- декоратор . Наряду с Эрнесто Базиле и Джузеппе Соммаругой считается одним из ведущих представителей стиля либерти (итальянского модерна ) конца XIX — начала XX века. Работал в Удине , Турине и Стамбуле (Турция).

Жизнь и творчество

Томмазо родился в деревне Годо, муниципалитет Джемона (Удине), он был старшим из восьми детей Томмазо и Маддалены Бозио. Семья владела мастерскими по производству искусственного мрамора . С 1867 года Томмазо посещал местную школу искусств и ремёсел (la scuola di arti e mestieri). Несколько лет работал вместе с отцом. Учился резьбе по камню в Граце , в Австрии . Когда отец не позволил ему учиться в политехнической школе, Томмазо решил оставить семью, что он и сделал, возможно, в последние месяцы 1875 года, поступив добровольцем в корпус военных инженеров, расквартированных в Турине . 13 ноября 1877 года он поступил в Венецианскую академию изящных искусств .

Преподавание в академии не ограничивалось какой-либо конкретной архитектурной концепцией, что позволило Д’Аронко, идеи которого не были сформированы предыдущим архитектурным образованием, в последующем свободно экспериментировать с формой и стилем . В Академии в классах рисунка и проектирования в то время доминировали идеи Камилло Бойто . В конце учёбы в 1876 году, когда ему было всего лишь девятнадцать лет, Д’Аронко был удостоен первой премии за архитектурную композицию.

В 1884 году он принимал участие в международном конкурсе на создание памятника королю Виктору-Иммануилу II и выиграл золотую медаль. С успехом принимал участие в различных архитектурных выставках ( Венеция , 1887, Турин , 1890, Палермо , 1891).

Д’Аронко был удостоен звания профессора в теоретико-практическом институте Масса-Каррара и должности профессора кафедры рисунка в Техническом институте Палермо (1883). В 1885 году его пригласили преподавать курс рисунка в Техническом институте Ф. Бонелли в Кунео ( Пьемонт ); с ноября того же года он заведовал кафедрой «орнаментального рисунка и пластики» (disegno d’ornato e plastica) вечерней и воскресной школы искусства и ремёсел (d’arte e mestieri), расположенной в том же учреждении. В сентябре 1886 года Д’Аронко оставил должность в Кунео, выиграв конкурс на кафедру рисунка и архитектуры (cattedra di disegno e architettura) в Университете Мессины , где он преподавал в течение шести лет. В Кунео он встретил Риту (Катерину Марию Терезу) Джавелли, которая стала его женой 11 июля 1888 года.

15 мая 1888 года он получил своё первое официальное признание: был избран почётным академиком (accademico d’onore) Академии изящных искусств в Венеции. В 1887 году стал профессором проектирования и, позднее — профессором в Королевском университете в Палермо .

В начале 1890-х годов Раймондо Д’Аронко был одним из самых молодых и многообещающих архитекторов Италии. Он экспериментировал между неоклассицизмом и неоготическим стилем со своими собственными композиционными идеями, однако всё ещё оставался далёк от стиля , который будет характеризовать его зрелые работы.

Благодаря посредничеству Э. Бальбо Бертоне, графа Самбуи, долгое время бывшего мэром Турина, и итальянского посла в Порте Л. Авогадро ди Коллобиано Арборио, Раймондо Д’Аронко вступил в контакт с двором Стамбула , куда он переехал в 1891 году в качестве архитектора османского правительства и личного архитектора султана султан Абдула Хамида II . До 1907 года он выполнял важнейшую часть своей проектной деятельности, в стране на перекрёстке западной и восточной культур Первой работой, за которую взялся архитектор в 1893 году, было оформление Османской национальной выставки сельскохозяйственных и промышленных товаров. Однако выставочный павильон не был сооружён из-за землетрясения в 1894 году.

Одновременно в качестве государственного архитектора он участвовал в проектировании, а во многих случаях и в строительстве большого количества общественных зданий для столицы Османской империи. Он жил в Арнаут-Кёй на Босфоре и имел профессиональную студию в знаменитом районе Пера. Султан также пожаловал ему достоинство бея. Он также был назначен главным архитектором столицы (с 1896 по 1908 год) и профессором военной архитектуры в местной академии. Д’Аронко занимался реставрацией мечети Айя-София и Большого Базара (крытого рынка в Стамбуле), реконструкции разрушенных зданий. Д’Аронко был первым архитектором, который строил в Стамбуле в «стиле модерн». В числе его реализованных проектов: фарфоровая фабрика Йылдыза (1892—1894), расширение « Звёздного дворца » (главной резиденции султанов, 1893—1907), Имперская школа медицины и школа прикладного искусства (1900—1903), мавзолей Шейха Зафира (1905—1906), Музей янычар, павильоны для II Национальной выставки, а также несколько загородных домов. В течение шестнадцати лет архитектор возводил самые престижные постройки в Турции.

В 1900 году, поехав в Париж на Всемирную выставку , Д’Аронко познакомился с австрийцем Йозефом Марией Ольбрихом ; в марте того же года в Вене, он смог увидеть современную архитектуру венской школы Отто Вагнера и войти в контакт с самыми передовыми кругами австрийской столицы. Находясь в Стамбуле, он также принимал участие в различных конкурсах, проводимых на родине. В 1902 году ему было поручено проектирование главного корпуса и одного из павильонов первой Международной выставки современного декоративного искусства (l’Esposizione internazionale d’arte decorativa moderna) в Турине . Постройка сооружений выставки сделала Раймондо Д’Аронко «заметной фигурой среди мастеров модерна» . С 1900 года он стал самым востребованным архитектором высокопоставленных частных клиентов как османского, так и левантийского общества. Д’Аронко создал ряд новых резиденций по берегам Босфора и Мраморного моря, построил для министра внутренних дел турецкого правительства Мемдух-паши оригинальное здание, предназначенное для использования в качестве библиотеки. В Арнаут-Кёй архитектор устроил собственную резиденцию, в 1903 году он выполнил проект мечети в Галате.

Член Академии Святого Луки , Д’Аронко в 1904 году был избран в Палату депутатов Италии. В 1905 году он был одним из основателей Федерации итальянских архитекторов, перед которой, среди прочего, стояла задача стимулировать создание национальных архитектурных школ.

После свержения султана в результате младотурецкой революции по возвращении в Италию (1909) он снова поселился в Турине. Однако на него обрушились профессиональные неудачи, сложности в отношениях с коллегами и трудности в семье . Во время Первой мировой войны в возрасте шестидесяти лет он возобновил свою педагогическую деятельность. В 1917 году был назначен профессором архитектуры Неаполитанского института изящных искусств, где оставался на службе до 1929 года. В 1917 году стал профессором архитектуры в университете Неаполя .

Между 1924 и 1929 годами в Удине, он выполнил то, что можно считать его последней оригинальной работой: виллу Тамбурлини, в которой экзотика, сочетаясь с мотивами, близкими к японскому искусству переходит в новый стиль ар-деко (не сохранилась).

Раймондо Д’Аронко оставил преподавательскую деятельность в 1929 году. Последние два года своей жизни он провёл в Сан-Ремо , где умер от эмфиземы лёгких 3 мая 1932 года.

Галерея

  • Йылдыз-сарай (Звёздный дворец) в Стамбуле. 1893—1907
    Йылдыз-сарай (Звёздный дворец) в Стамбуле. 1893—1907
  • Имперская школа медицины (ныне Университет Гейдарпаши в Стамбуле). 1900—1903
    Имперская школа медицины (ныне Университет Гейдарпаши в Стамбуле). 1900—1903
  • Хубер-киоск. Стамбул
    Хубер-киоск. Стамбул
  • Мавзолей Шейха Зафира. 1905—1906
    Мавзолей Шейха Зафира. 1905—1906
  • Главный павильон Международной выставки в Турине. 1902
    Главный павильон Международной выставки в Турине. 1902
  • Палаццо Д’Аронко в Удине. 1911—1932
    Палаццо Д’Аронко в Удине . 1911—1932

Примечания

  1. ↑ Raimondo d’Aronco // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Fontana V. Raimondo D’Aronco // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  4. D’ARONCO, Raimondo Tommaso. Giuseppe Miano — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 32 (1986) от 14 февраля 2023 на Wayback Machine
  5. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. — СПб.: Стройиздат, 1992. — С. 79
  6. Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 32 (1986) от 14 февраля 2023 на Wayback Machine

Ссылки

Same as Д’Аронко, Раймондо