Interested Article - Карильон

Карильон , карийон ( фр. carillon), глокеншпиль ( нем. Glockenspiel) — механический музыкальный инструмент (клавишно-ударный идиофон ), представляющий собой набор неподвижно закреплённых колоколов , языки которых соединены с клавиатурой при помощи проволочной передачи (как вращающийся вал в органе ).

Родиной карильона считается Фландрия , а центром карильонного искусства — город Малин (с чем связано выражение « малиновый звон ») . С конца XV века карильоны устанавливались на колокольнях ( беффруа ) и муниципальных зданиях ( ратушах ). До начала XX века область их распространения ограничивалась Западной Европой. В XX веке превратились в концертный инструмент.

Происхождение

Первоначально карильоны обслуживали нужды католических храмов на севере современной Бельгии . Искусство игры на карильоне издавна относилось к числу самых почётных в церковном кругу и передавалось по наследству.

Если в православных звонницах колокола подбираются так, чтобы каждый следующий был ровно в два раза больше или меньше предыдущего, то в католических карильонах число колоколов не может быть меньше 23-х, и они подбираются как ноты у пианино , выстраиваясь по в диапазоне от двух до шести октав .

Устройство

Инструмент содержит не менее 23 бронзовых колоколов , которые ударяются поочерёдно или аккордами . На традиционном карильоне играют с помощью клавиатуры , представляющей собой набор рычагов по которым ударяют кулаками, а также педальной клавиатуры. Рычаги с помощью проволочных тяг связаны с языками колоколов, позволяя исполнителю менять громкость ноты в зависимости от силы, приложенной к клавише.

Инструмент может работать в автоматическом режиме посредством музыкального барабана со штифтами, расположение которых определяет время и высоту исполняемых нот. При вращении барабана штифты приводят в действие рычаги, которые связаны с колоколами, за счёт чего и происходит исполнение заданной мелодии . Такой барабан может соединяться с часовым механизмом , что даёт возможность перед боем часов воспроизводить короткие мелодии.

Современный карильон по принципам игры можно сравнить с органом : исполнитель сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Чтобы карильон заиграл, надо нажимать ногами педали и бить кулаками по рукояткам.

Инструмент является одним из самых тяжёлых, уступая только духовым органам . Самый тяжёлый карильон в мире находится в Нью-Йорке в Риверсайдской церкви , его колокольный набор весит 91 тонну .

Распространение

В XV—XVII веках за пределами Исторических Нидерландов карильоны практически не встречались. Лишь в XVIII веке получили распространение в других странах Западной Европы (преимущественно Германия и Франция). Из-за массового уничтожения карильонов революционно настроенными французами с более ранних времён сохранилось лишь несколько десятков инструментов на территории Бенилюкса . В России первый карильон при Петре I . Инструмент был установлен в Москве в церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) .

В начале XX века карильонист Мехеленского собора (1862—1941) положил начало возрождению интереса к данному инструменту. Он основал первую в мире , изобрёл новую (мехеленскую) систему клавиатуры, ввёл в репертуар множество новых мелодий. Отдельно стоящие башни-карильоны начали строиться в Великобритании и США в первые годы после Первой мировой войны как память о воинах, павших на бельгийских полях сражений.

В СССР единственный концертный карильон имелся (с 1935 года) в Каунасе .
В России в начале XXI века, при участии Йозефа Хаазена (главный карильонист Мехелена), были установлены первые карильоны, оба нидерландского производства: на колокольне Петропавловского собора (2001, Петербург) и на башне Кавалерского дома (2005, Петергоф) , третий находится в Белгороде .

На Украине первый карильон появился (в 2020?) при воссоздании Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве .

См. также

Примечания

  1. ↑ .
  2. (англ.) . The Riverside Church in the City of New York. Дата обращения: 25 сентября 2017. 3 декабря 2020 года.
  3. , с. 460.
  4. Музыкант Георгий Черненко рассказал «ЗН» об украинском карильоне, первом и пока единственном в православном мире (неопр.) . zn.ua . ЗН . Дата обращения: 28 сентября 2020. 1 октября 2020 года.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. — М. , 2009. — Т. 13. — С. 154.
  • Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М. : Знак, 2006. — 472 с. — ISBN 5-9551-0115-2 .
  • Пухначёв Ю. В. Колокола в социалистическом городе // / АН СССР , Научный совет по истории мировой культуры; Отв. ред. Б. В. Раушенбах . — М. : Наука , 1985. — С. 273—279. — 304 с. — 23 000 экз.
  • Тосин С. Г. Колокола и звоны в России. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. — С. 224—225. — 420 с. — 5000 экз. — ISBN 5-87550-094-8 .
  • Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музыкальной культуры Петербурга. — СПб. : Российский институт истории искусств, 1994. — 207 с. — ISBN 5-7443-0007-4 .

Ссылки

  • Седов Д. // Санкт-Петербургские ведомости. — 2022. — 14 октября.
  • на YouTube ( англ. ) — демонстрация игры на карильоне и объяснение принципа его работы

Same as Карильон