Interested Article - Бива (инструмент)

Би́ва ( яп. 琵琶) — японский струнный щипковый музыкальный инструмент . Бива появилась в результате адаптации китайского инструмента пипа , привезённого в Японию не позже VIII века . Самые распространённые виды бивы — сацума-бива и тикудзэн-бива .

Термин бива происходит от китайского слова «пипа» и объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства . Корпус грушевидный, имеется 4 или 5 ладов , нижний лад деревянный, головка грифа наклонена назад почти на 90 градусов . На корпусе всех видов бивы расположены два резонаторных отверстия в форме полумесяца, а также ещё одно скрытое резонаторное отверстие под струнодержателем . Характерная особенность бивы — «савари» ( яп. さわり) , особый «звенящий» тембр струн. Строй бивы зависит от жанра, различают варианты строя для религиозных и секулярных произведений .

Большинство жанров музыки для бивы — аккомпанирующие сказителям, однако имеется несколько чисто инструментальных жанров . Современная бива может играть одновременно с голосом, что привело к появлению музыкантов, не исполняющих также вокальную партию . На раннем этапе бива ассоциировалась с аристократией, буддийскими священнослужителями, самураями , а в XX веке стала инструментом образованных молодых горожанок . Популярность бивы упала после окончания Второй мировой войны и отказа от прославления павших японских воинов; ситуацию изменило появление жанра бигин ( яп. 琵吟) . Попытки смешения бивы с западными музыкальными традициями плодов не дали .

Лишь одна из исполнителей на биве получила статус Живое национальное сокровище Японии , Кёкусуй Ямадзаки ( яп. 山崎旭萃) .

Конструкция

Высокие лады для струн

Характерная особенность бивы, усиливающаяся на протяжении её истории, — далеко выступающие лады , поднимающие струны высоко над грифом . Эта особенность не позволяет играть на биве аналогично гитаре, оставляя две возможные техники: прижатие струн на ладах, что даёт известную высоту звука, но ограничивает количество издаваемых струной звуков количеством ладов; другой вариант — прижимать струны между ладами, причём высота получаемого таким образом звука зависит от силы нажатия. Игра между ладами требует инструмента с эластичными струнами, вибрация которых создаёт столь ценящийся звук «савари» .

Бива состоит из двух основных элементов: заднюю часть корпуса выдалбливают из цельного куска дерева, на неё спереди наклеивают гриф и верхнюю деку с двумя отверстиями в форме полумесяца . На деке часто размещается горизонтальная полоса из дерева, ткани, кожи или лака, призванная защитить её от ударов плектра, хотя на современных сацума- и тикудзэн-биве плектр ударяет по струнам выше полоски, и свою функцию она не выполняет .

Гаку-бива и гогэн-бива

Древнейшие ноты в Японии

Бива происходит от китайского инструмента пипа, привезённого туда в III веке из Индии и подвергшегося влиянию центральноазиатской музыки . Пипа прибыла в Японию в VIII веке, тогда же она впервые упоминается в письменных источниках . Бива была первым японским музыкальным инструментом, для которого сохранились ноты, они были созданы не позднее 747 года и находятся в хранилище Сёсоина вместе с 5 ранними богато украшенными бивами . Игра на биве быстро стала одним из важных умений для придворных; она неоднократно упоминается в Повести о принце Гэндзи и жанровой живописи .

Первые получившие распространение в Японии разновидности бивы — гаку-бива (также именуемая гагаку-бива ) и гогэн-бива . Гаку-бива — ближайший к пипе инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырёх струн из шёлка . Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку .

Длина гаку-бивы — около метра, ширина — 41 см. Исполнитель сидит прямо, скрестив ноги перед собой, инструмент кладётся на колени горизонтально . Звук извлекается при помощи небольшого костяного плектра . Поперёк центральной части инструмента наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета. При игре пальцы левой руки прижимают струну к ладу .

Гаку-бива аккомпанировала ансамблю медленными арпеджио , исполнявшимися на сильную долю . Её предназначение заключалось в основном в установлении ритма . Также по-видимому этот инструмент использовался сольно для аккомпанирования голосу . Гаку-бива продолжает использоваться и поныне, хотя она стала исключительно сольным инструментом . Ни корпус, ни лента гаку-бивы не имеют украшений, в отличие от китайских пип, сохранившихся в Японии .

Гогэн-бива использовалась в музыке гагаку до IX века . Головка этой бивы не отогнута, у неё 5 струн .

Мосо-бива

Годзэ (слева) и бива-хоси

В VII—X веках на юге Кюсю возник ряд новых небольших разновидностей бивы, использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч, во время очистительных ритуалов и исполнении военных сказаний . На биве часто играли слепые монахи, мосо ( яп. 盲僧) , и их музыкальные инструменты собирательно называются .

Мосо-бива — самая маленькая из разновидностей . Она не имеет стандартной формы, однако у всех инструментов этого типа 4 струны и 4—6 ладов; плектр мосо-бивы ближе к тяжёлому и узкому плектру тикудзэн-бивы . Зачастую дека и лады делали съёмными, чтобы мосо-биву можно было упаковать в заплечный мешок . Используемые в произведениях мосо-бивы и выдают крестьянское происхождение инструмента . Теория о том, что мосо-бива проникла в Японию отдельно в период Нара, была опровергнута Харуко Комодой ( яп. 薦田治子) .

С XIV века исполнительскую традицию мосо контролировала гильдия слепых музыкантов , назначавшая музыкантам ранги и выплачивавшая наиболее умелым мастерам зарплату . Находящиеся в самом низу иерархии бива-хоси ( яп. 琵琶法師) были вынуждены зарабатывать самостоятельно, зачастую они занимались массажем и . Самое важное произведение для этой бивы — 9-я глава Сутры золотого блеска , «Богиня земли Мудрая Твердость» ( яп. 地神経 дзисин кё: ) .

Саса-бива

Один из видов мосо-бивы, саса-бива, имеет ещё меньший размер, так как её брали с собой для обхода крестьянских домов и проведения там ритуала очищения очага ( яп. 竈祓い камадобараи ) , сопровождаемое пением сутры Кодзина ( яп. 荒神経 ко:дзинкё: ) и очистительных песен ( яп. 鎮魂 тинкон ) . После окончания ритуала монахи развлекали хозяев исполнением баллад о павших воинах (кудзурэ) и эпических сказаний, из этой традиции возник нарративный жанр игры на биве . К началу периода Камакура большинство странствующих исполнителей осело и занималось попрошайничеством у буддийских храмов .

Для контроля савари в саса-биве использовали полоску бамбука, вставляемую между струнами и нижним порожком, а также дополнительные . Имеется также крупная разновидность саса-бивы, бывшая в ходу в провинции Хиго (нынешняя Кумамото ) среди слепых исполнителей, не имевших буддийского сана .

Хэйкэ-бива

Хэйкэ-бива 1835 года

Появление хэйкэ-бивы датируется периодом Камакура и совпадает с угасанием традиции мосо-бивы . Название хэйкэ-бивы происходит от знаменитого военного сказания Повесть о доме Тайра (Хэйкэ-моногатари), которое имело огромную популярность и исполнялось под биву в течение многих столетий . Точная история возникновения этого инструмента неизвестна; по легенде, записанной Ёсидой Кэнко , некий знатный муж Юкинага создал «Повесть» в начале XIII века, приняв постриг от Дзиэна , и научил слепого музыканта её исполнять .

Исполнительская традиция хэйкэ-бивы объединила исполнительские традиции гагаку, буддийские декламации косики и музыку странствующих монахов-мосо . Музыка для хэйкэ-бивы называется хэйкёку ( яп. 平曲) .

Спустя несколько десятилетий музыканты этой исполнительской традиции разделились на две школы: Итиката ( яп. 市形) и Ясакагата ( яп. 八坂形) , а в XIV веке представитель школы Итиката записал каноническую версию текста «Повести», создал новые музыкальные техники хэйкёку, а также создал гильдию Итиката . XIV—XV века стали золотым временем для хэйкэ-бивы, которую можно было услышать как в общественных местах, так и в буддийских храмах и в частных домах .

Война годов Онин ухудшила положение музыкантов . В начале XVII века в Японию попал сямисэн , быстро вытеснивший биву и ставший самым популярным народным инструментом; с этого времени бива стала более популярна в высшем свете среди зрячих . Многие исполнители «Повести» перешли в жанр дзёрури . Несмотря на это, жанр хэйкёку продолжал пользоваться популярностью среди военных, объединитель Японии Токугава Иэясу был его поклонником и официально дал хэйкёку статус церемониальной музыки; это с одной стороны сделало этот жанр более утончённым, с другой почти уничтожило импровизацию . В период Эдо возникли школы Маэда-рю и Хатано-рю .

В период Мэйдзи Тодо-дза была ликвидирована, и почти все музыканты оставили хэйкэ-биву . Несколько исполнителей Маэда-рю продолжили исполнять «Повесть» в Нагое (бывшей центром хэйкэ-бивы), однако их репертуар включает лишь 8 полных произведений и 2 неоконченных . В конце XVIII века традицию исполнения хэйкёку школы Маэда-рю стали продвигать в регионе Цугару .

В 1955 и 1959 годах исполнители обеих ветвей Маэда-рю получили статус носителя , однако по состоянию на 2008 год все они уже умерли . По состоянию на 2001 год в Японии было всего около 10 исполнителей хэйкёку .

Внешний вид и ноты

Хэйкэ-бива выглядит почти так же как гаку-бива и тоже имеет 4 струны, но у неё 5 ладов и она меньше гаку-бивы по размерам: средняя длина этого инструмента — 80 см . Документы XIV века подтверждают, что бива-хоси изначально исполняли «Повесть» на бивах, аналогичных гаку-бивам дворян . На ранних изображениях хэйкэ-бивы 1299 года уже можно видеть пятый лад, вероятно, добавленный для извлечения «ми» малой октавы . Лады довольно низкие, их расположение разнится от инструмента к инструменту . Первый лад подвижный, его подстраивают перед выступлением для обеспечения оптимального савари . Третий лад должен производить звук на большую терцию выше открытой струны, четвёртый — на кварту, пятый — на квинту; второй лад редко используется, он находится примерно посередине между первым и третьим .

При игре хэйкэ-биву тоже держат горизонтально . В отличие от гаку-бивы, на хэйкэ-биве пальцами левой руки прижимают струну между ладами, а не сами лады . Плектр хэйкэ-бивы крупный по размеру ; как и плектр гаку-бивы, он тонкий, однако его концы заострены; при исполнении им также касаются корпуса .

Савари на хэйкэ-биве производится 1 и 3 струнах за счёт конструкции грифа: он имеет А-образную форму и касается второй струны, тогда как остальные струны от него отстают . 4 струна при этом оказывается очень далеко и не производит савари . Хэйкэ-бива нагойского течения школы Маэда-рю, вероятно, получила савари одновременно с сямисэном , в конце XVII века, тогда как цугарское течение не использовало савари до 1980-х годов .

Слепые исполнители на биве не использовали нотную запись, поэтому первые нотные листы с музыкой для хэйкэ-бивы появились в помощь зрячим непрофессиональным исполнителям . Первая известная запись нот для этого инструмента датируется 1687 годом, она представляет собой пометы на полях текста произведения . Школа Маэда-рю превратила такую нотацию в текст «Хэйкэ-гимпу», изданный в 1737 году зрячим музыкантом-любителем Окамурой Гэнсэном в сотрудничестве со слепым музыкантом из Тодо-дза; в 1776 году гильдия выпустила новое издание нот, поименованное Хэйкэ-мабуси . Школа Хатано-рю также выпустила собственные ноты, «Син онгёку сё», в 1729 году .

Музыкальная форма, техника игры

Ноты, используемые при исполнении произведений хэйкёку

Строй хэйкэ-бивы представляет собой развитие строя «осики-тё» гаку-бивы, однако в отличие от последней, при настройке хэйкэ-бивы используется относительная, а не абсолютная высота звука .

Произведения хэйкёку имеют доминирующий тон, который дополняет тон на кварту выше . Звукоряд произведения строится одним из двух способов :

  • в мелодических формулах кудоки, хирои и ёмимоно используются ноты си—(ре)—ми—(соль)—ля—(до)—ре; дополнительные ноты при этом отличаются от основных на 2 или 3 тона;
  • в формулах сёдзю, тюон, сандзю основу произведения составляют ноты си—ми, однако это построение сложнее:
    • первые два трихорда соответствуют «мияко-буси» по классификации — си—до—ми, ми—фа—ля
    • затем следует «вставной» трихорд «минъё»: фа-диез—ля—си.

Произведения хэйкёку представляют собой сочетание музыкальных формул ( яп. 曲節 кёкусэцу ) , причём для каждой формулы характерен определённый стиль вокала: декламация, ариозо или мелизматическая ария . Некоторые формулы используют в зависимости от того, что происходит в тексте («хирои» — для батальных сцен и описаний воинского облачения, а также бедствий; «камиута» звучит при чтении стихов- вака ) .

Перед большинством музыкальных формул звучит небольшое вступление, которое играют в сокращённом виде, когда формула повторяется несколько раз . Названия вступлений состоят из названий соответствующих формул и слова бати ( яп. {{{2}}}) : «хирои-бати», «камиута-бати» . Между вокальными сегментами в пределах одной формулы иногда встречаются интерлюдии, которые мелодически перекликаются с вокальной партией . Между вокальными фразами исполнитель однократно ударяет по струне, что называется «аи но тэ»; часто эта нота соответствует первой ноте следующей фразы .

Техника исполнения Хэйкэ-моногатари на ранних бивах неизвестна; скорее всего они исполняли ритмический аккомпанемент параллельно ударам складного веера . В современной хэйкёку нагойского течения школы Маэда-рю используются следующие техники звукоизвлечения :

  • обычный удар плектром сверху вниз;
  • сукуи , удар снизу вверх;
  • хадзики , пиццикато левой рукой;
  • арпеджио на двух или четырёх струнах;
  • хисиги , удар струны с последующей её остановкой;
  • осикоми , прижимание струны пальцем за ладом, чтобы звучание струны после основного тона стало выше.

С течением времени исполнители постепенно наращивали количество используемых музыкальных фраз, их количество возросло с 13 до 23 . Как правило, бива не играет одновременно с голосом: сперва бива играет ноты, с которых начнётся вокальный фрагмент, затем вступает голос, после которого либо играют ноты для следующего фрагмента, либо исполняют краткую интерлюдию под настроение прошлого . Для своего времени техника хэйкэ-бивы была свежей и выразительной, она сыграла важную роль в развитии японской нарративной музыки .

При обучении игре на хэйкэ-биве от ученика требовалось научиться петь текст произведения, причём слепым приходилось заучивать его наизусть, тогда как зрячие могли опираться на запись . После этого их учили аккомпанировать себе на биве .

Бива на Кюсю

Музыкальную традицию бивы на Кюсю развивали слепые мужчины: имевшие сан монахи мосо и , исполнявшие буддийские ритуалы, не будучи при этом священниками; слепые женщины годзэ на Кюсю не играли на биве . Секулярный репертуар слепых с Кюсю составил основу репертуара сацума- и тикудзэн-бивы . Оба этих вида бивы очень популярны в начале XXI века, однако их популярность связана прежде всего с крупными городами, где они вошли в моду в начале XX столетия и развились в нынешний вид, а не с местом возникновения . В общем по состоянию на конец 2000-х годов на бивах с Кюсю играет около 10 000 любителей .

Ранняя история бивы на Кюсю известна плохо; распространена не имеющая подтверждений легенда о том, что практика декламаций буддийских сутр под биву пришла в Японию из Китая или Кореи в VIII веке . Возможно, что практику ритуальной игры на биве, а также ассоциированную с ней богиню Бэндзайтэн , действительно заимствовали в Китае поехавшие туда на учёбу придворные музыканты .

Мосо на Кюсю управляли две организации: сацумская , оперировавшая в храмах Кагосимы и Миядзаки и тикудзэнская Гэнсэй-хорю ( яп. 玄清法流) с центром в храме Дзёдзюин ( яп. 成就院) в Фукуоке и управлявшая храмами в Фукуоке, Оите , Саге , Нагасаки , Кумамото , Симане и Ямагути .

Основателем Дзёракуин-хорю считается Ходзан-кэнгё ( яп. 宝山検校) , мосо из Киото, отправившийся в Тикудзэн вместе с , когда тому пожаловали власть над княжеством Сацума Благодаря поддержке рода Симадзу мосо провинции Тикудзэн процветали, так как были неуязвимы для атак Тодо-дза . Документально существование этой организации подтверждено с конца XVI века .

Основателем Гэнсэй-хорю считается священник школы тэндай по имени Гэнсэй ( яп. 玄清) (766—823), принявший постриг у основателя школы, Сайтё . Исторически мосо центральных и северных районов Кюсю и западной оконечности Хонсю были разобщены и консолидировались под крылом школы тэндай лишь после запрета независимого проведения ритуалов мосо центральным правительством в 1871 году .

Сацума-бива

Собственная разновидность бивы возникла на юге Кюсю в княжестве Сацума . Исполнительская традиция этого региона процветала много веков благодаря тому, что слепые монахи могли свободно путешествовать по всей Японии и приносить сведения из дальних краёв, полезные для самурайских кланов . Сацума-бива появилась в конце XVI века как разновидность мосо-бивы . Она у́же, чем хэйкэ-бива, но завиток на её грифе намного массивнее . Её характерные детали — крупный и тонкий деревянный плектр, очень высокие лады и слегка выгнутый корпус . Расстояние между первым и вторым ладом у этой разновидности бивы больше, чем у остальных . Самое известное произведение для этого инструмента — баллада Сирояма ( яп. 城山) , повествующая о последних часах жизни Сайго Такамори перед его гибелью в битве при Сирояме .

Исполнение произведений на сацума-биве подразумевает импровизацию и зачастую болезненно для музыканта, так как оно требует сильного нажатия на струны, а позиция руки, держащей плектр, неестественна . Ввиду отсутствия у этой разновидности защитной полоски кожи на корпусе звук струн сацума-бивы сопровождается резким ударом плектра по дереву . Используются такие техники, как вибрато и пиццикато , а также удар по струнам в обратном направлении; пальцы левой руки ложатся на струны либо по одному, либо по два . Также во время батальных сцен применяется техника «кудзурэ»: плектр быстро попеременно перебирает низкую и высокую струны, аналогично скрипичному тремоло . В голосе певца, играющего на сацума-биве, также должно быть напряжение, сохраняющееся на протяжении всего произведения . Сацума-бива считается «мужским» инструментом, в отличие от тикудзэн-бивы .

Во время периода Муромати полезность слепых музыкантов для самураев упала, и сацума-биву стали рассматривать как дидактический инструмент, охраняющий воинов от тлетворного влияния популярной музыки и театра . Мелодии для этого инструмента были более модными, чем устаревшая музыка хэйкэ-бивы . Постепенно разнообразие жанров сацума-бивы уступило место эпическим военным балладам, а рост популярности этого вида бивы привёл к тому, что её музыка стала более драматичной и менее помпезной .

В XIX столетии сацума-бива стала популярна среди торговцев Сацумы и (вместе с переезжавшими бывшими самураями ) в Токио, откуда распространилась по всей Японии в период милитаризации страны; отправлявшиеся на войну с Россией солдаты зачастую брали с собой и сацума-биву . Император Мэйдзи сам любил музицировать на этом инструменте, что подтверждается несколькими фотографиями .

В Токио появился новый, более утончённый стиль игры на сацума-биве, Кинсин-рю, названный по имени основателя, . Консервативный стиль исполнения по состоянию на начало XXI века имеет менее 50 последователей, тогда как к школе Кинсин принадлежит более 450 музыкантов . Школа Кинсин наиболее активно экспериментирует с формой и зачастую заимствует у нарративных жанров сямисэна . После смерти Нагаты его ученица, , положила на музыку около 120 песен и участвовала в создании Общества музыки для бивы ( яп. 琵琶楽協会) . Также она изобрела собственную пятиструнную и пятиладовую разновидность инструмента, именуемую нисики-бива .

Важной фигурой в развитии исполнительской традиции сацума-бивы является обучившаяся в школе Кинсин ; она создала инновативную технику игры и основала школу Цурута. Помимо этого во второй половине XX века Цурута работала с современными японскими композиторами .

Тикудзэн-бива

В 1890-х годах на севере Кюсю окончательно оформилась последняя разновидность этого типа инструментов — четырёхструнная тикудзэн-бива, также развившаяся из инструментов, на которых играли слепые монахи-мосо . Слово «тикудзэн» в названии отсылает к одноимённому региону , в котором инструмент появился . Следует отметить, что различия в исполнительской технике Сацумы и Тикудзэна существовали значительно раньше, хотя исконная манера исполнения сутр в Тикудзэне прервалась .

В отличие от сацума-бивы, тикудзэн-бива предназначалась в первую очередь для аккомпанирования при исполнении сказаний . После ликвидации гильдии Тодо-дза мосо были вынуждены зарабатывать любыми средствами, многие из них стали исполнять непристойные песни низкого качества на потребу публике. Недовольные этим монахи Татибана Кёкуо ( яп. 橘旭翁) и Цурусаки Кэндзё ( яп. 鶴崎賢定) вместе с работавшей в квартале красных фонарей исполнительницей на сямисэне Ёсида Такэко ( яп. 吉田竹子) совместными усилиями создали четырёхструнную тикудзэн-биву и вместе с известным им местным журналистом сочинили несколько произведений для неё . Инструмент получил своё название лишь в 1899 году, когда Кёкуо привёз его в Токио и начал продвигать среди городского населения .

Раскол среди учеников Татибаны привёл к появлению двух существующих и поныне школ: более популярной у публики Асахикай с около 300 произведений и Татибанакай, тяготеющей к «высокому» искусству .

Корпус тикудзэн-бивы изготавливают из мягкой древесины павловнии , которая требует деликатной манеры игры, в отличие от твёрдого корпуса сацума-бивы . Настраивается аналогично сямисэну . Ввиду того, что между первым и вторым ладами тикудзэн-бивы не настолько большое расстояние, как у сацума-бивы, на ней играют, кладя пальцы на струны между ладами; это означает, что струны не приходится натягивать так сильно . Диагональное положение бивы на коленях у исполнительницы напоминает сямисэн . Форма толстого и тяжёлого плектра тикудзэн-бивы ближе к плектру мосо-бивы и жарну музыки для сямисэна «гидаю-буси» . У колков тикудзэн-бивы находятся полоски бамбука, усиливающие савари. Во второй половине XX века 4-струнную тикудзэн-биву постепенно вытеснила 5-струнная .

Произведения для четырёхструнной тикудзэн-бивы разделялись на три жанра: краткие лирические интерлюдии бан и го , изображающие сцены из стихотворений; а также сэмэ , используемые в батальных сценах. С добавлением пятой струны жанры были переосмыслены: лирические интерлюдии наполнились символизмом, а батальные — пафосом .

Сравнение разновидностей

Название Длина Кол-во
ладов
Строй
Гаку-бива ( яп. 楽琵琶) ок. 1 м 4 A d e a , E B e a, G A d g, A c e a, A B e a, F# B e a
Хэйкэ-бива ( яп. 平家琵琶) ок. 60 см 4 A c# e a, A c e a
Саса-бива ( яп. 笹琵琶) варьирует;
часто 85 см
5 A d e e, A d a a
Тикудзэн-бива ( яп. 筑前琵琶) ,
4 струны
ок. 83 см 5 A d a a, A e a a
Тикудзэн-бива ( яп. 筑前琵琶) ,
5 струн
варьирует 5 A E A B c
Сацума-бива ( яп. 薩摩琵琶) ,
школа сэйха ( яп. 正派)
ок. 91 см 4 A E A B
Нисики-бива ( яп. 錦琵琶) ок. 91 см 5 A E A e e

В вокальных партиях для современных видов бивы (сацума и тикудзэн) отступление от мелодических шаблонов разрешается только при помощи мелизматического пения и группетто .

Примечания

Комментарии

  1. Гаку-бива настраивается относительно , остальные разновидности — относительно голоса
  2. Заглавными буквами обозначаются ноты большой октавы, строчными — малой; см. также Нота (музыка)#Обозначение нот буквами

Источники

  1. ↑ .
  2. ↑ , p. 679.
  3. .
  4. ↑ , p. 680.
  5. ↑ , p. 161.
  6. ↑ , p. 686.
  7. ↑ , p. 155.
  8. ↑ , p. 156.
  9. ↑ , p. 150.
  10. ↑ , p. 89.
  11. ↑ , p. 574.
  12. ↑ , p. 106.
  13. , p. 106, 157.
  14. ↑ , p. 157.
  15. ↑ , p. 151.
  16. ↑ , p. 681.
  17. ↑ , p. 159.
  18. ↑ , p. 682.
  19. ↑ , p. 160.
  20. , p. 152.
  21. ↑ , p. 78.
  22. , p. 77.
  23. , p. 78, 80.
  24. ↑ , p. 80.
  25. , p. 153.
  26. ↑ , p. 81.
  27. ↑ , p. 82.
  28. ↑ , p. 683.
  29. ↑ , p. 92.
  30. ↑ , p. 93.
  31. ↑ , p. 95.
  32. ↑ , p. 96.
  33. , p. 97.
  34. , p. 83.
  35. ↑ , p. 84.
  36. ↑ , p. 94.
  37. , p. 158.
  38. ↑ , p. 99.
  39. , p. 105.
  40. ↑ , p. 106.
  41. , p. 109.
  42. ↑ , p. 110.
  43. , p. 152, 154.
  44. , p. 679, 683.
  45. ↑ , p. 684.
  46. ↑ , p. 162.
  47. ↑ , p. 154.
  48. ↑ , p. 685.
  49. , p. 679, 685.
  50. , p. 151, 155.
  51. ↑ , p. 163.

Литература

  • Hugh de Ferranti. (англ.) . Oxford University Press . Дата обращения: 10 августа 2016. (требуется подписка)
  • Robert C. Provine, J. Lawrence Witzleben, Yosihiko Tokumaru. East Asia: China, Japan, and Korea (Garland Encyclopedia of World Music). — Routledge , 2001. — ISBN 978-0824060411 .
  • . Shamisen // . — Kodansha international, 2000. — 354 с. — ISBN 9784770023957 .
  • Бива // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 76—78. — 786 с.
  • The Ashgate research companion to Japanese music (англ.) . — Aldershot, Hampshire, England; Burlington, VT, USA: Ashgate , 2008. — (SOAS musicology series). — ISBN 978-0-7546-5699-9 .

Same as Бива (инструмент)