Interested Article - Обращение (музыка)

В теории музыки под обращением понимают результат выборочной звуковысотной инверсии по определённому правилу, различному для интервалов , аккордов и мелодий .

Обращение интервала

Обращение: три пары интервалов, где секунда переходит в септиму , терция — в сексту (№ 2), кварта — в квинту (№ 3)

Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов , когда основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала . Исходный простой интервал и его обращение способны дополнять друг друга до октавы . Обращение составных интервалов рационально рассматривать как обращение соответствующих им простых интервалов: независимо от количества дополнительных октав основные закономерности обращения простых интервалов не изменяются . Закономерности эти следующие:

  1. Все интервалы разделяются на две группы взаимнообратимых интервалов . Прима обращается в октаву, октава — в приму; секунда — в септиму, септима — в секунду; терция — в сексту, секста — в терцию; кварта — в квинту, квинта — в кварту.
  2. Сумма тоновых величин взаимнообратимых интервалов равна шести (тоновой величине октавы ), а сумма ступеневых величин — девяти . Несоответствие числа «9» с обозначением октавы объясняется тем, что одну ступень при суммировании приходится считать дважды, так как она является основанием одного и вершиной другого интервала .
  3. У взаимнообратимых интервалов идентичная степень консонантности .
  4. При обращении определённых видов интервалов чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые (и наоборот), увеличенные — в уменьшённые (и наоборот), дважды увеличенные — в дважды уменьшённые (и наоборот). Таким образом, при обращении всех интервалов, кроме чистых, образуются интервалы противоположных видов .

Обращение аккорда

Исторические сведения

Первую систему аккордовых обращений составил Жан-Филипп Рамо в 1722 году . Осмыслив практику генерал-баса , Ж.-Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями .

Обращения трезвучий и септаккордов

Основной вид, первое и второе обращения трезвучия До мажор (основной тон выделен красным)
(инф.)
(инф.)
(инф.)

Расположение всех звуков по терциям всегда образует основной вид аккорда терцового строения . В таком расположении нижний (басовый) голос содержит основной тон аккорда (от нем. Grundton), то есть звук, по отношению которому определяются остальные (терция, квинта, септима и т.д.). Форма (терцового) аккорда, в которой основной тон не является нижним по тесситуре, называется его обращением .

Трезвучие имеет два обращения :

  • первое обращение — секстаккорд (обозначают « 6
    ») — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе ;
  • второе обращение квартсекстаккорд (обозначают « 6
    4 ») — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе и квартой в основании .

Между крайними звуками в секст- квартсекстаккордах обнаруживается интервал сексты (в то время как крайние звуки трезвучия в основном виде образуют квинту ).

Септаккорд имеет три обращения :

  • первое обращение — квинтсекстаккорд (обозначают « 6
    5 ») — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе;
  • второе обращение — терцквартаккорд (обозначают « 4
    3 ») — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе;
  • третье обращение — секундаккорд (обозначают «
    2 ») — обращение с септимовым тоном в нижнем голосе и секундой в основании.

Во всех обращениях септаккорда обнаруживается секунда (как результат обращения септимы между крайними звуками септаккорда, находящегося в основном виде), вершина которой содержит основной тон .

В каждом из трёх обращений септаккорда интервалом между крайними звуками выступает секста (а в основном виде — септима ).

Обращения других аккордов

Об­ра­ще­ния мно­го­звуч­ных ак­кор­дов ( но­нак­кор­да , ун­де­ци­мак­кор­да , терц­де­цим­ак­кор­да ) и не­тер­цо­вых ак­кор­дов са­мо­сто­ятельных на­зва­ний не име­ют .

Обращение мелодии

Пример обращения из « Хорошо темперированного клавира » И. С. Баха
(инф.)
(инф.)

В обращении мелодии все шаги меняют направление: шаг на интервал вверх (вниз) заменяется шагом на интервал вниз (вверх); например, вместо шага на терцию вверх выполняется шаг на терцию вниз, вместо квинты вниз — квинта вверх и так далее. Это нередко применяется в фугах и фугообразных жигах .

Примечания

  1. Алексеев Б., Мясоедов А. Глава IV. ИНТЕРВАЛЫ // . — Москва: Издательство «Музыка», 1986. — С. 76. — 240 с. — 38 000 экз. 29 марта 2023 года.
  2. Коллектив авторов. Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 60—62. — ISBN 5-7379-0177-7 .
  3. Способин И. В. Элементарная теория музыки. — Москва: Кифара, 1996. — С. 64—67. — 208 с. — ISBN — ББК 85.90.
  4. ↑ , с. 93.
  5. (неопр.) . Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом . Дата обращения: 9 мая 2010. 25 августа 2011 года.
  6. Абызова Е.Н. Гармония: учебник. — М. : Музыка, 2008. — С. 9. — 383 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7140-0967-9 .
  7. Алексеев Б. К., Мясоедов А. Н. § 68. Основной вид аккорда // . — М. : Музыка, 1986. — С. 142. — 240 с. — 38 000 экз. 2 апреля 2023 года.
  8. ↑ , с. 98.
  9. Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев. (неопр.) 7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010. 3 сентября 2011 года.
  10. (неопр.) . Большая российская энциклопедия . Дата обращения: 2 апреля 2023. 2 апреля 2023 года.
  11. Schuijer, Michiel. Analyzing Atonal Music. 2008. ISBN 978-1-58046-270-9 . С.66.

Литература

  • . . // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 1073—1075. — 1104 с.
  • Красинская Л. Э., Уткин В. Ф. Элементарная теория музыки: Учеб. пособие. — М. : Музыка, 2007. — 334 с. — ISBN 978-5-7140-0764-4 , ББК 85.314, К 78.

Same as Обращение (музыка)