Interested Article - Делфтский фаянс

Ваза из белого фаянса с подглазурной росписью кобальтом «под Китай». 1700-е гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва

Де́лфтский фая́нс ( нидерл. Delfts blauw — делфтский синий, англ. Delftware — делфтский товар) — «знаменитые изделия, составившие славу искусства керамики на севере Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII века» . Фаянсовыми называют изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок из белой или сероватой глины, покрытые опаковой (непрозрачной, обычно оловянной) глазурью. Делфтские изделия расписывали окисью кобальта, дающей после обжига ярко-синий цвет, в подражание особо ценимому в то время китайскому фарфору периода Мин , с последующим покрытием прозрачной свинцовой глазурью (подглазурный способ). Отсюда нидерландское название таких изделий: «делфтские синие». Позднее использовали полихромную надглазурную роспись .

Меншиков дворец, Санкт-Петербург. Комната № 3 второго этажа (Покой Варварин). 1710—1720
Меншиков дворец. Покой Варварин. Плафон, облицованный делфтскими плитками

История

В XVI веке в долине рек Маас и Рейн уже существовало производство глино-каменных масс . В Италии, в Венеции, с 1470 года делали имитации белого фарфора из молочного стекла , во Флоренции около 1575 года было налажено производство мягкого « фарфора Медичи » . Изделия белого фаянса с росписью синим подглазурным кобальтом «в китайском стиле» во Франции впервые были изготовлены на мануфактурах Невера в Бургундии и его производство продолжалось с 1650 по 1680 год . Производство мягкого «фриттового» фарфора (из кремнезёма, щёлочи, гипса и глины) было налажено на мануфактурах Нормандии .

Однако «китайский секрет» производства настоящего твёрдого белого фарфора ещё не был раскрыт. В этой истории особое место занимает производство фаянсовых изделий в голландском городе Делфте . Другими центрами производства голландской расписной керамики были Амстердам и Харлем . В XVII веке Делфт, связанный речными протоками с Северным морем, переживал « Золотой век », обусловленный подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании , корабли которой привозили в страну образцы дальневосточных товаров, в том числе сине-белых и полихромных изделий китайского фарфора, ценившихся в буквальном смысле «на вес золота» . Своей тонкостью, лёгкостью, белизной и изяществом росписи китайские изделия ошеломили европейцев. Китайский фарфор стал предметом роскоши и коллекционирования европейских монархов. Однако постепенно, к 1640 году ввоз восточного фарфора почти прекратился. И тогда делфтские мастера нашли остроумное решение: они стали копировать, правда, в более грубом материале, китайские изделия .

В Делфте издавна существовало керамическое производство, но делфтским гончарам не хватало белой глины, и они были вынуждены ввозить её, а до 1640 года лишь десять горшечников имели право вступить в гильдию Святого Луки . Подъём производства керамики к тому же был обусловлен ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях , что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских .

В 1640—1660 годах в городе возникало множество мелких гончарных мастерских, специализировавшихся на выгодном ремесле подражания китайским изделиям. Около 1700 года только в Делфте было тридцать три мастерские. У каждой мастерской была своя марка, установленная городским советом. После 1650 года на изделиях ставили не только городской знак, но и марку отдельного гончара. Технологию двойного глазурования голландские мастера, вероятно, заимствовали у итальянцев, мастеров знаменитой итальянской майолики .

Произведения

«Живописцы Делфта старательно изображали китайцев и китаянок под зонтиками на фоне мало понятной им архитектуры, дополняя композицию росписи европейским барочным орнаментом, элементами голландского сельского пейзажа, цветами и птицами. Такая причудливая смесь получила название голландско-китайского стиля» . Изготавливали вазы, подсвечники, разнообразную посуду, облицовочные плитки. Постепенно появлялись оригинальные формы ваз с ребристой поверхностью, прямоугольных фляг, ваз для тюльпанов с множеством венчиков или сделанных в виде китайских пагод .

Облицовочные плитки — с угловым орнаментом и сельским или морским пейзажем в центре — делали с таким расчётом, чтобы из них можно было выкладывать большие панно. Такие плитки вывозили во многие страны, в том числе и в Россию. Во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге сохранилось четыре комнаты, стены и потолки которых покрывают бело-синие расписные плитки (неправильно называемые изразцами). К 1727 году таких комнат было тринадцать. Часть плиток доставили из Делфта, остальные делали на кирпичном заводе в Стрельне и расписывали в мастерских самого Меншикова на Васильевском острове . В отличие от экономных голландцев русские мастера покрывали плитками сплошь потолок и стены. При «ковровой» кладке на пересечении швов возникал дополнительный узор повторяющихся розеток (в некоторых случаях золочёных) или иных угловых элементов. Считается, что такие интерьеры, сверкающие белизной, усиливали светоносность стен и потолков в хмурые петербургские дни. Во время реставрационных работ 1990-х годов многие утраченные плитки были воссозданы мастерами-керамистами, выпускниками отделения художественной керамики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной .

Вначале делфтские мастера использовали только подглазурную роспись кобальтом, позднее — надглазурную, и к синей добавили красно-коричневую (из водной окиси железа), жёлтую и зелёную краски. Под влиянием живописи малых голландцев в росписи фаянса появились типично голландские пейзажи с забавными бытовыми сценками. Возникали оригинальные типы изделий — расписные сырные доски или шутливые фигурки голландских коров, расписанные полевыми цветами.

Наиболее известные мастера росписи: Альбрехт Корнелис де Кейзер (его монограмма: АК), А. Кокс, Адриан и Якоб Пейнакеры, Ф. ван Врийтом, работавший в 1658—1673 годы. Однако к концу XVII века искусство делфтских мастеров становится однообразным, а после открытия в 1708 году в Майсене настоящего твёрдого фарфора производство фаянсовых изделий постепенно снижалось . Голландские мастера стали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими фаянсовыми фабриками, применявшими более дешёвый печатный рисунок вместо ручной росписи. В 1876 году два голландских предпринимателя возродили в Делфте фарфоровое производство, открыв Королевскую мануфактуру делфтского фарфора. Лучшая коллекция делфтских расписных фаянсов собрана в Рейксмюсеуме в Амстердаме . Производство в Делфте существует по настоящее время.

Бело-синяя гамма росписи китайского фарфора, копировавшаяся голландцами, также использовалась в России на фаянсовом заводе, основанном А. Гребенщиковым в 1724 году , а затем в изделиях Гжели .

  • Ваза типа «гуань» под Китай. Делфт. 1700-е гг.
    Ваза типа «гуань» под Китай. Делфт. 1700-е гг.
  • Ваза для тюльпанов
    Ваза для тюльпанов
  • Изделия делфтского фаянса, имитирующие китайские изделия из фарфора периода Мин
    Изделия делфтского фаянса, имитирующие китайские изделия из фарфора периода Мин
  • Тарелка с росписью шинуазри. Ок. 1730 г.
    Тарелка с росписью шинуазри. Ок. 1730 г.
  • Ребристая ваза в подражание росписи японского фарфора имари. Ок. 1720 г.
    Ребристая ваза в подражание росписи японского фарфора имари. Ок. 1720 г.
  • Скамейка в саду музея Принсенхоф, облицованная фаянсовыми плитками
    Скамейка в саду музея Принсенхоф , облицованная фаянсовыми плитками
  • Фаянсовое панно на одной из улиц Делфта
    Фаянсовое панно на одной из улиц Делфта
  • Вазы с росписью в подражание китайским «розового семейства». 1725-1760
    Вазы с росписью в подражание китайским «розового семейства». 1725-1760

Примечания

  1. Власов В. Г. Делфтские фаянсы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 393
  2. Кубе А. Н. История фаянса. — Берлин: ГИЗ, 1923. — С. 8—17
  3. Spallanzani М. Ceramiche alla Corte dei Medici nel Cinquecento. Pisa: Scuola Normale Superiore; Modena: Franco Cosimo Panini, 1994. — Р. 69
  4. Gerald W. R. Ward. . — С. 38.
  5. Голландская керамика (энциклопедия «Кругосвет») от 9 января 2009 на Wayback Machine
  6. ↑ Власов В. Г. Делфтские фаянсы. — С. 394
  7. Geschiedenis van Delft. Go regio Delft. Дата обращения: 7 января 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года
  8. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 161
  9. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней. — М.: Искусство, 1982. — С. 345—346
  10. Калязина Н. В. Меншиковский дворец-музей. — Л.: Лениздат, 1986. — С. 5
  11. Власов В. Г. Изразцы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2005. — С. 393
  12. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — С. 162
  13. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2738 дней])

См. также

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • (англ.) (фр.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Same as Делфтский фаянс