Interested Article - Эстес, Слипи Джон

Слипи Джон Эстес ( англ. Sleepy John Estes , полное имя — Джон Адам Эстес , John Adam Estes ; род. 25 января 1899 , , Теннесси , США 5 июня 1977 , , Теннесси, США) — американский блюзовый певец, гитарист и автор песен (некоторые из них — «Drop Down Mama» и «Someday Baby» — стали).

Биография

Дом Слипи Джона Эстеса в Браунсвилле, Теннесси (ныне —)

Джон Адам Эстес родился 25 января 1899 года в (штат Теннесси ) , небольшом городке, расположенном в 50 милях на северо-восток от Мемфиса . Был одним из 16 детей в семье Бэдфорда (Дэниела) Эстеса и Милли Белль Торнтон . Вскоре семья переехала в близлежащий Джонс, Теннесси, где Эстес провел большую часть своего детства, работая на ферме и собирая хлопок . Как и многие темнокожые дети из бедных семей юга, он не получил почти никакого формального школьного образования . В детстве вовремя игры в бейсбол получил травму глаза осколком, повлекшей сильное ухудшение зрения и паралич одного глаза. Из-за подслеповатого выражения лица, а также склонности к, предположительно, нарколептическому сну получил прозвище «соня» (от англ. sleepy) .

Ещё ребёнком начал проявлять интерес к музыке, его первым инструментом была самодельная и проволоки . Свою первую гитару приобрёл в магазине после того, когда получил от отца вознаграждение за хорошую работу в поле. Первым, кто вдохновил его, был отец, который играл на гитаре, а также старший брат, который играл на банджо .

В 1915 году его семья переехала в соседний (, штат Теннесси), и этот небольшой городок очень вдохновил его на написание песен и здесь он в итоге прожил большую часть жизни . Подростком начал выступать на местных вечеринках, познакомился с некоторыми видными музыкантами, среди которых был , который помог сформировать ранний блюзовый стиль молодого гитариста. Эстес никогда не принадлежал к виртуозным гитаристам. Его своеобразная вокальная манера сформировалась, когда он работал в строительных бригадах, которые, по давней афроамериканской традиции, работали под ритмичный аккомпанемент так называемых «рабочих песен», в которых Эстес был запевалой. Лирика песен Эстеса выразительная и с проницательными личными интонациями описывает повседневные реалии жизни афроамериканцев в 1920-х и 1930-х годов .

К концу 1910-х годов Эстес, который уже обрёл местную популярность, начал играть в сопровождении талантливого 11-летнего мандолиниста и гитариста (их партнерство в течение карьеры Эстеса несколько раз возобновлялось) . Вместе они играли в Теннесси, Арканзасе и Миссури в течение следующего десятилетия на различных вечеринках. В середине 1920-х к Эстесу и Рэйчеллу присоединился исполнитель на губной гармонике и джаге Хэмми Никсон из Браунсвилля, с которым у них также сложилось долговременное дружеское сотрудничество .

В конце 1920-х Эстес, Рэйчелл и Никсон перебрались в Мемфис , где выступали на разных площадках города. Около 1928 года Эстес и Рэйчелл вместе с пианистом и исполнителе на джаге Джебом Джонсом сформировали коллектив «Three J’s Jug Band». В сентябре 1929 года, по рекомендации музыканта Джима Джексона, Эстес сделал свои первые записи для лейбла Victor в Мемфисе (сессию организовал Ральф Пир). Его дебютным выпуском стала «The Girl I Love, She Got Long Curly Hair», которая открыла Эстеса как непревзойденного певца и автора песен. Песня отображает горестное пение Эстеса, подчеркнутое его мощными поэтическими образами. В ней также примечательна запоминающаяся игра на мандолине Рэйчелла, которая стала одним из ключевых элементов многих самых ранних записей Эстеса .

Успех первой записи Эстеса позволил ему сделать ещё несколько сессий для Victor в течение следующего года, даже несмотря на биржевой крах в 1929 году . Результатом этих сессий стали такие песни как «Diving Duck Blues», «Milk Cow Blues» и «Broken-Hearted, Dirty and Ragged Too» . Эмоциональное пение Эстеса позже было охарактеризовано Биг Биллом Брунзи в своей книге «Блюз Бига Билла» (1955) как «плачущий» блюз . Эти композиции позже перезаписали такие музыканты, как , , The Kinks и др.

После своей последней сессии 1930 года вернулся в Браунсвилль, прежде чем переехать в Чикаго несколько лет спустя, чтобы присоединиться к Никсону, который недавно начал там записываться. В 1935 году вместе с Никсоном в качестве аккомпаниатора сделал несколько удачных записей для Champion в 1935 году, где впервые был указан на пластинке как Слипи Джон Эстес. Среди них были «Drop Down Mama» и «Someday Baby Blues», последнюю позже записали Мадди Уотерс и The Allman Brothers Band под названием «Trouble No More». слегка изменил песню в 1941 году и переименовал её в «Worried Life Blues», которая в его версии стала блюзовым стандартом .

С 1937 по 1940 годы Эстес записал много своих собственных песен для Decca . В течение четырёх плодотворных сессий он записал два десятка композиций, многие из которых описывают испытания и несчастья его жизни как бедного темнокожего мужчины, живущего на Юге . Его глубоко личные рассказы охватывали такие темы, как его опыт несостоявшегося утопления («Floating Bridge»), его жизни как бродяги («Hobo Jungle Blues» и «Special Agent») и сожжение дома друга («Fire Station Blues [Martha Hardin]»). В 1941 году Эстес записывался на Bluebird как участник группы Delta Boys, а также под своим именем и ласково увековечил ещё двух жителей Браунсвилля в песнях «Little Laura Blues» и «Lawyer Clark Blues». В середине 1940-х Эстес вернулся в Браунсвилль, где занялся фермерством и женился на Олли в 1948 году (имел пятерых детей). С годами его зрение начало ухудшаться, окончательно потерял зрение к 1950 году и полностью ослеп. Позже в том году он записывался с Никсоном на лейблах и Sun Records , после чего пребывал почти в полном забвении .

Могила Слипи Джона Эстеса в Дёремвилле, Теннесси

Помог разыскать Эстеса его хороший знакомый Биг Джо Уильямс , который подсказал, что он жив и проживает в Браунсвилле (хотя многие считали его давно умершим), в 1962 году чикагский кинематографист Дэвид Блюменталь выследил его в Браунсвилле , где он жил в полной нищите . На Эстеса обратил внимание владелец лейбла и записал с ним известный альбом . Хотя теперь Эстес был полностью слепым, его гитарные навыки и пение остались неизменными. Он записал ещё несколько альбомов на Delmark, часто воссоединяясь с Рэйчеллом и Никсоном, и в течение десятилетия много записывался для местных и международных лейблов, среди которых были Testament , Vanguard и . На пике возрождения в 1960-х Эстес, вместе с Рэйчеллом и Никсоном, часто гастролировал по стране и за границей и оставался популярным исполнителем целое десятилетие . В 1964 году Эстес выступил на и в 1969 году на блюзовом ; кроме того ездил на гастроли в рамках . Также был популярен в Японии , где записал несколько альбомов . В 1976 году пережил инсульт .

Умер 5 июня 1977 в возрасте 78 лет в Браунсвилле, Теннесси (в день когда он должен был отправляться на гастроли в Европу ) в том же самом деревенском доме, в котором прожил всю свою жизнь. Несмотря на его, казалось бы, успешное возрождение карьеры, Эстес все ещё жил в крайней нищете в последние годы своей жизни и умер без гроша в кармане . Похоронен на кладбище баптистской церкви Элам в (Теннесси) .

В 1998 году город Браунсвилл отреставрировал дом Эстеса и превратил его в музей в память об музыканте и его коллегах Йенке Рэйчелле и Хэмми Никсоне . В 1991 году Эстес был посмертно включен в Зал славы блюза .

Дискография

Альбомы

  • (, 1962)
  • Sleepy John Estes 1929—1940 (RBF, 1964)
  • (Delmark, 1964)
  • Portraits In Blues Vol. 10 (Storyville, 1964); с Хэмми Никсоном
  • Sleepy John Estes in Europe (Delmark, 1965)
  • Brownsville Blues (Delmark, 1965)
  • Electric Sleep (Delmark, 1968)
  • Sleepy John Estes with Yank Rachell: 1929-30 Sessions (Roots, 1973)

Синглы

  • «Diving Duck Blues»/«The Girl I Love She Got Long Curly Hair» (Victor, 1929)
  • «Milk Cow Blues»/«Street Car Blues» (Victor, 1930)
  • «Someday Baby Blues»/«Who’s Been Tellin' You Buddy Brown Blues» (Decca, 1935)
  • «Married Woman Blues»/«Drop Down Mama» (Decca, 1935)
  • «Poor Man’s Friend»/«Floating Bridge» (Decca, 1937)

Примечания

  1. Jim O’Neal. (англ.) . Blues.org Blues Hall of Fame (November 10th, 2016). Дата обращения: 10 июля 2020.
  2. ↑ .
  3. ↑ .
  4. Barry Lee Pearson. (англ.) . AllMusic . Дата обращения: 10 июля 2020.

Литература

  • Encyclopedia of the Blues (англ.) / Edward Komara, editor. — New York: Routledge, 2006. — Vol. 1,2. — 1100 p. — ISBN 978-0-415-92699-7 .
  • Eagle, Bob L. , LeBlanc, Eric S. (англ.) . — 1 edition. — Praeger, 2013. — 598 p. — (Greenwood Guides to American Roots Music). — ISBN 978-0-313-34423-7 .

Ссылки

Same as Эстес, Слипи Джон