Interested Article - Кемализм

Мустафа Кемаль Ататюрк (1881—1938)

Кемали́зм ( тур. Kemalizm), также ататюрки́зм ( тур. Atatürkçülük) — идеология турецкого национализма , выдвинутая Мустафой Кемалем Ататюрком . Доныне считается официальной идеологией Турецкой республики . Однако современные сторонники кемализма считают, что их идеология является эффективной моделью развития стран Третьего мира . Сходной мысли придерживается и американский политолог Сэмюэл Хантингтон , особо выделяя в кемализме момент радикальной (революционной) вестернизации и разрыва с прежними культурными традициями . В основе кемализма лежат 6 пунктов («шесть стрел» — тур. Altı Ok). Первые четыре стрелы были сформулированы в 1927 году , а затем в 1931 к ним были добавлены ещё две. Окончательно доктрина шести стрел была закреплена в конституции 1937 года .

«Шесть стрел»

Символ шести стрел

Республика

Республиканизм ( тур. Cumhuriyetçilik) — идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии . Принцип избираемости верховной власти ( президент и меджлис ) и подотчетность её народу. Турция была провозглашена республикой в 1923 году .

Национализм

Национализм ( тур. Milliyetçilik — от слова миллет ) — идеал национального государства , патриотически воспитывающего своих граждан в духе преданности титульной нации. Отождествление этнического и гражданского. Национализму отводилось почетное место, он рассматривался как база режима . Национализм Ататюрка имел определенную специфику по сравнению с национализмом младотурок. Национализм Ататюрка, для обозначения которого предпочитался термин «миллетчелек» (от «миллет» — «нация»), вместо прежнего «тюркчелек» («тюркизм»), дистанцировался от расового национализма и пантюркизма , и понимался Ататюрком по французскому образцу — как идеология политической нации в границах Турецкой республики (а не тюркской этнической нации, как это было особенно у пантюркистов). Тем более отвергался исламистский и панисламистский компонент, свойственный младотуркам, с заменой ислама как высшей санкции существования нации — народом и «народностью». Нация мыслилась Ататюрком как включающая в себя всех граждан, а не только этнических турок, однако на основе турецкого этнического самосознания; не-турки подлежали воспитанию в духе такового, то есть ассимиляции . Однако в новейшей истории серьёзным вызовом турецкому национализму стал курдский сепаратизм .

Критерий нации: общее гражданство, общий язык, общая территория, общее происхождение, общая история и менталитет.

Народ

Народность ( тур. Halkçılık) — борьба против классового неравенства и сословных привилегий. С национализмом был связан принцип «народности», провозглашавший единство турецкого общества и межклассовую солидарность внутри его, а также суверенитет (верховную власть) народа и ВНСТ как его представителя .

Лаицизм

Лаицизм , секуляризм ( тур. Laiklik) — светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Мустафы Кемаля Ататюрка была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены министерству просвещения. В современной Турции этот принцип проявляется в том числе в судебном преследовании партий происламской ориентации .

Мы глубоко уважаем религию. Мы не являемся оппозиционерами мысли и мышления. Мы только взываем не вмешивать религиозные дела в дела государства и народа. Мы не должны дать шансов реакционерам .

Государственное регулирование

Этатизм , державность ( тур. Devletçilik — от слова тур. Devlet : государство ) — построение смешанной экономики при лидирующей роли государства. На практике это вело к национализации экономики, при сохранении мелкого частного сектора.

Революция

Революционность ( тур. İnkılapçılık) — курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества, опора на прогресс и просвещение . В интервью французскому журналисту Морису Перно Мустафа Кемаль Ататюрк заявил:

Наша политика, наши традиции, наши устремления будут направлены на то, чтобы Турция стала европейской страной, или точнее, страной, ориентирующейся на Запад .

Яркими примерами вестернизаторской политики стали: перевод турецкого языка на латиницу , предоставление женщинам избирательного права .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 28 февраля 2010. 25 февраля 2021 года.
  2. от 12 февраля 2010 на Wayback Machine
  3. от 9 февраля 2008 на Wayback Machine // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск девятый). М., 2000, стр. 20-35
  4. от 16 декабря 2010 на Wayback Machine
  5. (неопр.) . Дата обращения: 28 февраля 2010. 29 июня 2013 года.
  6. (недоступная ссылка) // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск девятый). М., 2000, стр. 20-35
  7. Мухаметдинов Р. Ф.
  8. от 21 января 2021 на Wayback Machine // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск девятый). М., 2000, стр. 20-35
  9. ДОБАЕВ И. П. от 19 июня 2008 на Wayback Machine //Ростов-н-Д., 2003.
  10. Atatürk'ün söylev ve demeçleri. I-III. Ankara, 1989, c. 91

Ссылки

Same as Кемализм