Interested Article - Единочество. Часть I

«Единочество I» (также «Единочество. Часть I. Мама, это рок-н-ролл?» ) — четырнадцатый студийный альбом российской рок-группы « ДДТ », выпущенный 26 ноября 2002 года.

Музыкант группы Вадим Курылёв отметил: «Это первый том литературно-музыкальной дилогии» .

О создании

«Я придумал это новое словообразование — „единочество“. Если ты одинок — это очень плохо, а „единочество“ — когда ты один, но в то же время един с этим миром. Ты часть этого мира, травы, неба, рек, людей, зданий — всего, что Господь создал. Это такое сложное русское состояние души».

Юрий Шевчук

В 2001 году Юрий Шевчук, Константин Шумайлов и Вадим Курылёв давали концерты с экспериментальной программой «Акустика», включавшей песни из грядущего «Единочества», выступление в ГЦКЗ «Россия» было показано телекомпанией ТВЦ .

Это первый альбом, который ДДТ записывали в своей собственной студии. По словам Шевчука, работа над «Единочеством» велась на протяжении 8 месяцев. Группа хотела, чтобы альбом не был похож на предыдущие работы, отойти от клише последнего времени: «В „Единочестве“ мы старались достичь сложного и прозрачного звука. В этом альбоме — наша любовь и жизнь. За последние два года были разные состояния, и мы попытались сохранить их.» По словам Шевчука, альбом по своему построению ближе к Миру номер ноль : «В „Единочестве“ достаточно сложный саунд — от шансона и живых гитарных аккордов до самого последнего веяния электроники. Очень много стихов и экспериментов, мы придумали даже рэп, но по-„дэдэтэвски“: поэзию ведь можно писать не куплетами, а просто читать стихи на интересную ритмическую фактуру» .

В качестве звукорежиссёра начинал работу над альбомом Игорь Сорокин, работавший с ДДТ ещё с 1995 года. Однако, в конце зимы он покидает группу, и вся основная „пультовая“ работа достается Игорю Тихомирову , ставшему главным звукорежиссёром .

К репетициям и записи ДДТ приступили в середине октября 2001 года. В рамках короткого тура по России прошли два концерта в московском ДК им. Горбунова (изданные в 2004 году как Город без окон. Вход и Город без окон. Выход ). Петербургская премьера программы состоялась 3 декабря в « Юбилейном », собрав 7 тысяч зрителей. Два дня спустя группа отбыла в своё третье турне по Северной Америке, которое охватило четыре города в США и три в Канаде .

С января 2002 года альбом переписывался три раза: в первый раз музыканты хотели сделать его похожим на концертный вариант, который играли ранее, но решили доработать материал, добавив новые штрихи и улучшив качество исполнения. К июню была готова другая версия с обилием оригинальных музыкальных ходов, но, по мнению лидера «ДДТ», несколько «пересушенная», утратившая первоначальную энергетику, пресловутый драйв. Окончательный вариант, по словам участников группы, представляет собой золотую середину между первым и вторым . Сведение первой части началось только в конце лета 2002 года.

Композиции альбома

« Поэт » затрагивает неизбежно-конфликтное состояние личности лирического героя . Строчка «…сплёвывают новый гимн…» в «Рабочем квартале» посвящена новой редакции С.Михалковым слов Государственного гимна Российской Федерации .

В « Поколении » отмечаны отголоски Emerson, Lake & Palmer , точнее — их интерпретация « Картинок с выставки » Мусоргского .

« Мама, это рок-н-ролл », как и «Поэт», пережила несколько аранжировок. В ответ на слова из припева «Рок — это я» Константин Кинчев написал песню «Rock-n-roll», в которой поставил вопрос: «А кто тогда мы?». По словам Шевчука, строчка отображает лишь личную ответственность за то, что он делает. Кинчев пригласил Шевчука на запись «Rock-n-roll», но последний в итоге попросил вырезать его куплет . В проигрыше песни Шевчук подтвердил влияние Grand Funk Railroad . В концертном фильме «Город без окон» исполнение «Мама, это рок-н-ролл» сопровождается кадрами с участниками Ленинградского рок-клуба .

« Вальс » у Шевчука навеян Яном Тьерсеном и его типично французскими мелодиями .

В Intro гитарное вступление взято Курылёвым из композиции Sonnenbarke альбома Silence Is Sexy группы Einstürzende Neubauten , а клавишные партии — у небезызвестной Нико .

« Крыса » скрывает образ человека, переживающего одиночество (или тяжёлую утрату) в период весны, когда «весь мир мечтает и влюбляется» . «Вальс», записанная одной из последних, — песня о творчестве и вере; строчка «Как перевоплощается в кровь твоё вино…» описывает христианский обряд евхаристии .

« Ночная пьеса » перекликается по смыслу с «Небом на земле» из альбома « Мир номер ноль » и отражает впечатления Шевчука о политическом бомонде в своеобразном парафразе Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина . Завершающая частушка про президента России В. В. Путина является выдержкой из отдельной песни .

« Осенняя » вошла в саундтрек к телесериалу « Ледниковый период ». Для раскрутки сериала и альбома на телеканале ОРТ в прайм-тайм транслировался видеоклип (режиссёр А. Буравский), смонтированный из кадров сериала, перемежавшихся Юрием Шевчуком, гулявшим по Петербургу и записывающим слова на диктофон . Полная версия клипа вышла в 2003 году (режиссёр Василий Бледнов, оператор-постановщик Сергей Бледнов . Песня вошла в концертный альбом Город без окон. Вход и DVD «Город без окон». Исполнялась она и в антивоенной программе «Не стреляй!» 2008 года.

Рецензент Newslab в обзоре Единочество I описал песню как «нежную и проникновенную» и заключил, что она возвращает слушателю надежду после тяжёлой атмосферы альбома . Дмитрий Бебенин (Звуки.ру) почувствовал, что пронзительная труба в соединении с приглушённой гитарой и закольцованными ударными придают «Осенней» неявное внутреннее напряжение .

Детали издания

Альбом был издан на компакт-дисках и магнитофонных кассетах.

В конце 2014 года компания «Navigator Records» выпустила переиздание двух частей «Единочества» в подарочной упаковке . В отличие от изданий 2002 и 2003 года, которые существовали раздельно, переиздание совмещает в себе два компакт-диска (части 1 и 2) и два буклета. Музыкальные файлы альбомов были отреставрированы звукорежиссёром Евгением Гапеевым.

Оформление обложки похоже на альбом группы Nine Inch Nails And All That Could Have Been , который вышел 22 января 2002 года. Это связано с тем, что творчество Трента Резнора нравилось Юрию Шевчуку (интервью 2010 года: «группа Nine Inch Nails, которая привнесла с собой не менее свежую волну в современный рок. Её популярность росла постепенно. Результат — она радует нас до сих пор» ). Вадим Курылёв добавил, что в «ДДТ» слушали также Ника Кейва и Einstürzende Neubauten. Шевчук любил Nine Inch Nails, на что повлиял Константин Шумайлов .

Список композиций

  1. Когда един — 3:26
  2. Поэт — 6:03
  3. Рабочий квартал — 7:41
  4. 180 см. — 3:20
  5. Поколение — 3:09
  6. Мама, это рок-н-ролл — 5:04
  7. Вальс — 4:04
  8. Intro — 2:06
  9. Крыса — 5:54
  10. Рождество — 2:28
  11. Ночная пьеса — 5:33
  12. Осенняя — 4:52

В записи участвовали

Критика

Музыкант группы Вадим Курылёв так оценил альбом:

«Альбом очень интересный, нетрадиционный, но местами тяжеловат для восприятия — даже для тренированных ушей фанатов „ДДТ“. В целом, однако, „Единочество, часть 1“ явно лучше предыдущего альбома — с точки зрения не рок-музыки, а искусства вообще. Хотя — у каждого альбома свои задачи: „ Метель августа “ неплохо закрыла 20-й век, новый же альбом многообещающе открывает 21-й.

К сожалению, технические и стилистические ошибки не дали ему стать блистательным трамплином в новую эпоху — альбом явно „пересижен“ в студии, а материал „заигран“ двумя годами концертов. Попытка втиснуть „Мама, это рок-н-ролл “ в какой-то временной формат лишь навредила этому центральному номеру альбома, а в „ Поэте “ и „ Рабочем квартале “ налицо победа иллюзорной концепции над хорошим звуком. Что ж, портить всегда легче… Пожалуй, лучше всего получились „ Осенняя “ и „ Крыса “, то есть — самые редко исполняемые на концертах, а значит — не „замыленные“ песни. Кажется, однако, что другим группам, которые записываются на этой студии, удаётся получить более качественное звучание» .

Пётр Самойлов, бас-гитарист группы « Алиса », ответил на вопрос о впечатлениях от первой части «Единочества» так: «Местами интересно, местами нет (тексты)» .

Шевчук в интервью газете « Известия » 2017 года сказал, что в альбоме «пара песен неплохих вроде есть» .

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 12 января 2016. 5 октября 2016 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2013. 2 апреля 2015 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 30 июля 2013. Архивировано из 24 октября 2014 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 10 октября 2014 года.
  6. (неопр.) . Дата обращения: 23 июля 2013. 2 апреля 2015 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 12 января 2020 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 12 января 2020 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 12 января 2020 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 9 февраля 2020 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 12 июня 2017. 24 января 2018 года.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 6 октября 2014. Архивировано из 16 августа 2011 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 12 января 2020 года.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 12 января 2020 года.
  15. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 9 ноября 2019 года.
  16. (неопр.) Дата обращения: 21 марта 2022. 6 сентября 2019 года.
  17. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  18. (неопр.) . Дата обращения: 17 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 26 июня 2022. 24 февраля 2021 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 24 июля 2022. 6 марта 2022 года.
  21. (неопр.) . Дата обращения: 6 августа 2012. Архивировано из 20 октября 2008 года.
  22. (неопр.) . Дата обращения: 1 июля 2023. 1 июля 2023 года.

Литература

  • И. А. Буйнов. . — Rhema. Рема, 2010. — № 3 .
  • В. А. Михайлова. . — Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. — № 3 .
  • Э. Пшибыл-Садовска, Я. Садовски. . — Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2010. — № 11 .
  • И. Н. Троценко, Е. П. Воробьёва. . — Русская рок-поэзия: текст и контекст, 2011. — № 12 .
  • . . — Уфа: Лето, 2015. — 290 с. — ISBN 978-5-87308-137-9 . от 17 сентября 2016 на Wayback Machine
  • Шевчук Ю. Ю. Сольник: альбом стихов. М.: Новая газета , 2009. 208 с. ISBN 978-5-91147-005-0

Ссылки

Same as Единочество. Часть I