Interested Article - Армстронг, Луи

Луис (Луи) Дэниел Армстронг ( англ. Louis Daniel Armstrong ; 4 августа 1901 , Новый Орлеан , штат Луизиана , США 6 июля 1971 , Нью-Йорк , США ) — американский джазовый музыкант , трубач и вокалист . Введён в Зал славы премии «Грэмми» . Оказал одно из наибольших влияний на развитие джаза и внёс значительный вклад в его популяризацию во всём мире .

Армстронг получил многочисленные награды, в том числе премию « Грэмми » (1965), а также посмертную победу на премии « Grammy Lifetime Achievement Award » в 1972, и введение в Национальный зал славы ритм-энд-блюза в 2017 году .

Исполнитель многих джаз- бестселлеров , как « What a Wonderful World » (которая, в 1999 году, в исполнении Армстронга была введена в Зал славы «Грэмми», как лучшая песня XX века ), « Let My People Go » и другие.

Биография

Луи, как называли его на креольский манер, родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана . Рос в неблагополучной семье. Его отец бросил семью, когда мальчик был ещё младенцем. Мать занималась проституцией. Мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи, но должного внимания ему никогда не уделяла. Армстронг с детства занимался развозом угля, продажей газет и другой подобной работой.

В семь лет он стал помогать по дому в семье торговцев углем Карнофски — евреев , недавно иммигрировавших в Америку из Российской империи. Позже он стал оставаться у них ночевать и со временем стал практически приёмным сыном в этой семье . В память об этой семье он до конца своих дней носил цепочку с кулоном Звездой Давида . Карнофски жили в Сторивилле — районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Именно Карнофски позже дали денег Армстронгу на покупку корнета , его первого собственного музыкального инструмента .

Начало карьеры

Армстронг рано начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух. Первое музыкальное образование он получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков в 1913 году, куда попал за случайный озорной поступок — стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полицейского — одного из клиентов матери) [ источник не указан 2711 дней ] . Там он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине , альтгорне , а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши , польки и популярные песенки. Ко времени окончания срока Луи решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер , считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем. После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори . Луи эпизодически начал выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Неколз, Барни Бигард и Луис Рассел. Участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи . После того как Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше основы нотной грамоты, Армстронг стал считаться квалифицированным музыкантом. Один английский журналист, не расслышав детского прозвища Армстронга Satchel Мouth («рот-кошелка»), назвал его «Сатчмо» (Satchmo). Это прозвище стало сценическим именем Армстронга.

Армстронг в Хельсинки в 1949 году с Эриком Линдстемом (слева) и (в центре)
Армстронг примеряет шляпу, около 1955

В 1922 году Оливеру понадобился второй корнетист, и он пригласил Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. В 1924 году он во второй раз женился (первой его женой была проститутка, креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана) на пианистке ансамбля , и по настоянию своей жены начал самостоятельную карьеру. Армстронги уехали в Нью-Йорк , где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона . Там к нему пришла известность, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях ансамбля «Blue Five» пианиста Кларенса Уильямса и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами (Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит , Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес, Перри Брэдфордом).

В 1925 году по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона Луи Армстронг вернулся в Чикаго и там много и успешно работал. Играл у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявилось его актёрское дарование. Именно в этот период были сделаны исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи, сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин (позднее в записях участвуют Фред Робинсон, Джимм Стронг, Эрл Хайнс и Затти Синглтон) стали шедеврами джазовой классики. В 1926 году Луи стал солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, а после его ухода сам стал бэндлидером и в течение короткого времени руководил собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл. В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примкнули Пит Бриггс и Бэби Доддс (брат Джонни), образовав новый студийный состав «Hot Seven», с которым был осуществлён ряд блестящих сессионных записей. В этот же период Армстронг отказался от корнета, полностью перейдя на трубу , полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он выступал в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом, начав петь в манере «скэт» (впервые это произошло при записи пьесы «Heebie Jeebies»), получая огромный успех у слушателей.

Эпоха в Нью-Йорке

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебрался в Нью-Йорк. Наступила эра биг-бэндов, и он все больше стал концентрироваться на танцевальной, популярной тогда свит-музыке ( sweet music ). Армстронг принёс в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу, и быстро стал звездой национального масштаба. Талант Сачмо достиг расцвета.

Портрет Армстронга
1953 год
Луи Армстронг в Израиле, 1959 год
Луи Армстронг в Израиле , 1959 год
Могила Армстронга

В 1930-е годы Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона , затем в Калифорнии — с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде . В 1931 году посетил с биг-бэндом Новый Орлеан; вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее . Ряд турне, совершённых в Европу (в довоенный период с 1933 года он несколько раз выступал в Англии , гастролировал в Скандинавии , Франции , Голландии ) и Северную Африку, принесли Армстронгу широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах.

В 1933 году он вновь стал руководить джаз-бэндом. С 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга взял под свой контроль его новый менеджер Джо Глейзер — профессионал в своём деле. В 1936 году в Нью-Йорке вышла автобиографическая книга Армстронга «Swing That Music». Затем наступили проблемы со здоровьем: он перенёс несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра ), а также операцию на голосовых связках (с её помощью Армстронг пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

В 1942 году Луи Армстронг женился в четвёртый раз — на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой прожил до конца своих дней.

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собрал для Армстронга ансамбль «All Stars» («Все звёзды»). Первоначально это действительно был оркестр всех звёзд — в него тогда входили кроме Луи Армстронга (труба, вокал) Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные) и другие знаменитые мастера джаза . Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» ориентировались на исполнение в стиле « диксиленд », а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать поездку Армстронга в СССР , но Луи отказался :

Люди спросили бы меня там, что не так с моей страной. Что я бы мог им ответить?


Впоследствии, в 1960-е, неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах [ источник не указан 2711 дней ] . Тем не менее Армстронг выступил в других городах социалистического лагеря , яркое свидетельство — запись мартовских концертов All stars 1965 в Люцерн-холле в Праге , сыгранных буквально на одном дыхании .

В 1954 году Армстронг написал вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

Последние годы жизни

В дальнейшем популярность артиста продолжала возрастать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше , Бингом Кросби , Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях (1948 — Ницца , 1956—1958 — Ньюпорт , 1959 — Италия , Монтерей ), гастроли во многих странах Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера . Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенёс инфаркт , и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он не прекращал концертные выступления.

В 1960-е годы Армстронг работал чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел Go Down Moses »), так и новые песни (например, тема к фильму « На секретной службе Её Величества », «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня « Hello, Dolly! » в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж . Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня « What a Wonderful World » (первое место в Великобритании).

За 5 месяцев до смерти Армстронга в 1971 году была сделана запись живого выступления трубача, на котором он среди прочих композиций исполнил известные темы Mack the Knife , Rockin’ Chair и Boy from New Orleans . Позже, в 1972 году, релиз с этим импровизационным сетом был издан под названием Satchmo at the National Press Club: Red Beans and Rice-ly Yours . Выпущенная только на виниле, эта пластинка больше не переиздавалась вплоть до 2012 года — 24 апреля она стала доступной на компакт-дисках .

В конце 1960-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 21 января 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу « » со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби . В марте Армстронг и его «All Stars» ещё две недели выступали в « Уолдорф-Астория » в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг попросил собрать его оркестр для репетиции.

Смерть

Армстронг скончался 6 июля 1971 года из-за сердечной недостаточности , которая привела к отказу почек.

Смерть Армстронга вызвала поток соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета « Известия ») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. 8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США.

В заявлении, сделанном президентом Никсоном , говорилось: « Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали её более насыщенной » .

Личная жизнь

Браки и дети

Первая жена — Дейзи Паркер. Они поженились 19 марта 1919 года . Они усыновили трехлетнего мальчика Кларенса, мать которого, двоюродная сестра Армстронга Флора, умерла вскоре после родов. Кларенс Армстронг был умственно отсталым в результате травмы головы в раннем возрасте, и Армстронг провел оставшуюся жизнь, заботясь о нем . С Дейзи они развелись в 1923 году.

Вторая жена — пианистка Лил Хардин Армстронг. Поженились 4 февраля 1924 года. Его вторая жена помогла ему развить карьеру, но они развелись в 1938 году .

Третья жена — Альфа Смит. Его брак с ней длился четыре года; они развелись в 1942 году .

С четвёртой женой Люсиль Уилсон, 1960-е года.

Четвёртая жена — Люсиль Уилсон, с которой женился в октябре 1942 года, певице нью-йоркского клуба Cotton Club . Они оставались женатыми до смерти Луи в 1971 году .

Официально, у Армстронга не было детей . Однако в декабре 2012 года 57-летняя Шэрон Престон-Фолта заявила, что является его дочерью от романа 1950-х годов между Армстронгом и Люсиль «Свитс» Престон, танцовщицей в «Коттон Клабе» . В письме 1955 года к своему менеджеру Джо Глейзеру Армстронг подтвердил свою веру в то, что новорожденный ребенок от Люсиль Престон был его дочерью, и приказал Глейзеру выплачивать месячную помощь в размере 400 долларов США (5058 долларов в состоянии на 2021 год) матери и ребёнку .

Личность и личная позиция

Армстронг был колоритным и харизматичным. Его автобиография вызвала раздражение у некоторых биографов и историков, поскольку у него была привычка рассказывать сказки, особенно о своем раннем детстве, когда на него не обращали внимания, а его украшениям не хватает последовательности . Помимо того, что он был артистом, Армстронг являлся ведущей личностью. Его любила американская публика, которая обычно не предлагала доступ даже к лучшим афроамериканским исполнителям, кроме своей публичной знаменитости, и он мог жить частной жизнью доступа и привилегий, предоставленных немногим другим афроамериканцам той эпохи .

В целом, он оставался политически нейтральным, что иногда отдаляло его от членов чернокожего сообщества, которые ожидали, что он использует свою популярность в Америке, чтобы продвигать идеи движения за гражданские права . Однако он критиковал президента Эйзенхауэра за то, что он недостаточно решительно действовал относительно гражданских прав по отношению к чернокожим .

Религия

Армстронг говорил, что был воспитан как баптист , всегда носил звезду Давида и, при этом, дружил с папой .

Он носил звезду Давида в честь еврейской семьи Карнофских, которая взяла его к себе в детстве, фактически усыновила, увидела в нём талант музыканта и, позже, одолжила ему деньги, чтобы купить его первый корнет. Также он встречался с Папой Пием XII и Папой Павлом VI .

Наследие

Луи Армстронг оказал (наряду с Дюком Эллингтоном , Чарли Паркером , Майлзом Дэвисом и Джоном Колтрейном ) наибольшее влияние на развитие джаза и внёс значительный вклад в его популяризацию во всём мире .

В музыкальной литературе его часто описывают эпитетом «король джаза» .

В 1950 году Бинг Кросби , самый успешный вокалист первой половины XX века, сказал о Луи: « Он является началом и концом музыки в Америке » . По словам литературного критика Гарольда Блума, Армстронг и Уолт Уитмен являют собой два великих вклада Америки в мировое искусство .

Бывший главный стадион американского теннисного турнира US Open был назван стадионом Луи Армстронга в честь Армстронга, жившего в нескольких кварталах от этого места в Нью-Йорке .

В 1991 году в его честь астероид был назван 9179 Satchmo .

25 июня 2019 года en назвал Луи Армстронга среди сотен исполнителей, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время en 2008 года .

Дискография

Избранные DVD

  • Louis Armstrong «Hello Dolly»
  • Louis Armstrong «Jazz Festivall»
  • Louis Armstrong «A Rhapsody in Black and Blue»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 1»
  • Louis Armstrong «Newport Jazz Festival part 2»
  • Louis Armstrong «In Stuttgart»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 1»
  • Louis Armstrong «Clips Hystory Volume 2»
  • Louis Armstrong « Let My People Go »
  • Louis Armstrong « What a Wonderful World »

См. также

Примечания

  1. Will Friedwald . . — С. 338.
  2. Katherine E. Krohn. . — Twenty-First Century Books, 2001-01-01. — С. 52. — ISBN 978-0-8225-4933-8 . 17 марта 2023 года.
  3. (англ.) . Louis Armstrong Society Jazz Band. Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  4. (англ.) . The Forward (5 мая 2014). Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  5. Laurence Bergreen. . — New York : Broadway Books, 1997. — 602 с. — ISBN 978-0-553-06768-2 .
  6. (англ.) (19 ноября 2019).
  7. . pophistorydig.com . Дата обращения: 17 марта 2023. 17 марта 2023 года.
  8. Марк Зайчик . . Девятый канал (10 ноября 2011). Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано из 18 октября 2012 года.
  9. Stanley Karnow. (англ.) . The New York Times (21 февраля 2001). Дата обращения: 6 февраля 2014. 9 марта 2014 года.
  10. . Дата обращения: 26 ноября 2011. 14 января 2015 года.
  11. . The New Yorker. Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  12. Jan Špáta. (2 июля 2013). Дата обращения: 28 июля 2017.
  13. . 8 мая 2016 года.
  14. Дата обращения: 1 февраля 2018. 24 сентября 2017 года.
  15. www.presidency.ucsb.edu. Дата обращения: 28 июля 2017. 29 июля 2017 года.
  16. James Lincoln Collier. . — New York : Oxford University Press, 1983. — С. 81. — ISBN 978-0-19-503377-9 .
  17. . web.archive.org (5 июня 2008). Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано из 5 июня 2008 года.
  18. . web.archive.org (23 октября 2013). Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано 23 октября 2013 года.
  19. Brothers, Thomas (2014). Louis Armstrong: Master of Modernism . New York: W.W. Norton & Company. p. 318. ISBN 978-0393065824 .
  20. . web.archive.org (28 декабря 2014). Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано из 28 декабря 2014 года.
  21. . web.archive.org (16 января 2013). Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано из 16 января 2013 года.
  22. . www.telegraph.co.uk . Дата обращения: 18 мая 2023. 27 апреля 2023 года.
  23. James Lincoln Collier. . — New York : Oxford University Press, 1983. — С. 157. — ISBN 978-0-19-503377-9 .
  24. Bergreen (1997), pp. 7–11.
  25. Krin Gabbard, Marc H. Miller. // African American Review. — 1996. — Т. 30 , вып. 2 . — С. 1 . — ISSN .
  26. . www.karnofsky.org . Дата обращения: 18 мая 2023. 18 мая 2023 года.
  27. Patricia Mckissack, Fredrick Mckissack. . — Enslow Publishing, LLC, 2013-01-01. — С. 2. — ISBN 978-0-7660-4106-6 . 18 мая 2023 года.
  28. Wendie C. Old. . — Enslow Publishing, LLC, 2014-07-01. — С. 57. — ISBN 978-0-7660-6142-2 . 18 мая 2023 года.
  29. . www.123helpme.com . Дата обращения: 18 мая 2023. 18 мая 2023 года.
  30. . archive.nytimes.com . Дата обращения: 18 мая 2023. 8 января 2023 года.
  31. . Radioopensource.org (30 декабря 2007). Дата обращения: 19 октября 2019. 30 мая 2023 года.
  32. . web.archive.org (1 октября 2015). Дата обращения: 18 мая 2023. Архивировано из 1 октября 2015 года.
  33. . minorplanetcenter.net . Дата обращения: 18 мая 2023. 3 марта 2016 года.
  34. Jody Rosen. . The New York Times (25 июня 2019). Дата обращения: 28 июня 2019. 23 ноября 2019 года.

Литература

  • Коллиер Дж. Л. . — М.: Издательство Прессверк, 2001. ISBN 5-94584-027-0
  • Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.22-24. ISBN 5-94063-018-9
  • Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу… История джаза, рассказанная людьми, которые её создавали. — Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. ISBN 5-94087-307-3
  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.— Leipzig, 1980, с.18-23.
  • Надеждин Н. Я. И спустился старый Моисей. — М.: Издательство Майор, 2009. ISBN 978-5-98551-068-3
  • Brothers, Thomas David,. Louis Armstrong, master of modernism. — First edition. — New York. — xi, 594 pages с. — ISBN 9780393065824

Ссылки

Источник —

Same as Армстронг, Луи