Interested Article - Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь

Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь — недействующий женский монастырь Самарской епархии Русской православной церкви , существовавший во второй половине XIX века — первой трети XX века (с 2011 года располагается на территории Бузулукской епархии ).

Находился в селе Таллы (Ключегорье) Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне Грачевский район , Оренбургская область ) . Был основан в 1864 году в имении и на средства местной помещицы, благотворительницы Анны Путиловой, она же и возглавила созданную общину. В 1880 году община была преобразована в общежительный монастырь третьего класса. Первоначально был довольно бедным, но к началу XX века, наладив сбор пожертвований, монастырь стал вторым по значимости женским монастырем Оренбуржья , став весьма популярным в народе. Имел 5 храмов.

После установления советской власти существовал под видом сельскохозяйственной артели, пока в 1923 году настоятельница монастыря не была убита неизвестными, после чего монастырь был закрыт и разорён. К настоящему времени сохранились некоторые каменные здания монастыря, в том числе один из храмов, однако все они в аварийном состоянии. В селе Таллы действует православный приход, ставящий целью восстановление монастыря, и занимающийся сохранением и восстановлением монастырских построек.

История

Основание обители

В 1830-х годах крупный помещик Павел Петрович Путилов владел Ключегорьем , находящейся в 70 верстах от Бузулука маленькой деревней Бузулукского уезда Самарской губернии , расположенной в долине, а также окружающими деревню землями . В начале 1840-х он скончался и 3088 десятин земли вокруг деревни по наследству перешли к его бездетной вдове, Анне Ивановне Путиловой. Она решила поселиться в этой местности, переселив доставшихся ей 46 крепостных мужского пола рядом с деревней, ближе к речке , по которой и получило название новое поселение. В 1855 году крестьяне Ключегорья, доставшиеся прочим наследникам, были переведены в другие деревни . Таллы и Ключегорье фактически объединились в один населённый пункт, в дальнейшем использовались оба названия .

Анна Путилова была весьма религиозной женщиной. Поселившись в Таллах, она сразу начала хлопотать о строительстве храма в своём имении, так как до ближайшей церкви было около 35 вёрст, что лишало её возможности регулярно бывать на богослужении . Случай свёл её с жительницей Бузулука Евфимией Овсянниковой , которая хотела организовать и официально утвердить православную женскую общину . Сочувствуя Овсянниковой, Путилова подарила ей 100 десятин земли при Таллах. На этой земле был основан хутор общины, на котором поселились женщины и девушки, желавшие посвятить себя духовной жизни по монашеским правилам .

В феврале 1844 года Овсянникова подала прошение оренбургскому епископу Иоанникию об учреждении женской общины с монастырскими правилами, указав, что если община будет открыта в имении Путиловой, то к уже подаренным 100 десятинам та обещала подарить ещё 11 десятин 280 квадратных саженей земли для строительства келий , также пообещав построить временную церковь за свой счёт. Губернские гражданские и церковные власти склонялись к размещению общины в Таллах, однако Святейший Синод постановил, что община должна быть открыта в Бузулуке.

Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери

Неудача с созданием общины не остановила Путилову. В 1845 году в Ключегорье был создан приход с назначением причта к строящейся церкви, к которому были приписаны ближайшие деревни. В 1847 году был освящён небольшой храм во имя Казанской иконы Божией Матери . Однако, Путилова не оставляла идею открытия женской общины в своём имении .

Новый импульс кампании по созданию монастыря придало нахождение иконы Николая Чудотворца. По монастырскому преданию, 31 октября 1854 года, в воскресенье, подростки, возвращавшиеся в Таллы из степи, увидели в болотистой местности ниже села в камышах два красных флага. Прибывшие священник и крестьяне обнаружили прикрепленный шнурами к древкам флагов образ святителя . С почестями икона была перенесена в храм, и после освидетельствования со стороны благочинного , епархиальное начальство разрешило совершать перед иконой молебны и дважды в год, 31 октября и 9 мая, совершать крестные ходы к месту обретения иконы .

О подобном «чудесном обретении» иконы и намерении местной помещицы основать женскую обитель стало известно в округе. Вскоре к Путиловой стали обращаться женщины, которые хотели стать монахинями. С её разрешения они селились в её усадьбе. Они молились, занимались рукоделием, образовали церковный хор, пекли просфоры для храма, занимались сельским хозяйством — каждая из сестёр этой неофициальной общины несла своё послушание , подобное монашеским, хотя и без принятия монашеского звания. Руководила общиной сама Анна Путилова .

Постепенно к ним присоединялись всё новые сёстры, особенно после 1860 года, когда в Бугуруслане была открыта Покровская женская община , попечителем которой являлась Путилова. Из-за тесноты помещений не все желавшие попасть в неё были туда приняты, и тогда многие поселились в уже устоявшейся Ключегорской общине .

Некоторые присоединялись к общине и, как они утверждали, по указанию свыше. Так будущая игуменья , одна из первых монастыря, Ермиония клятвенно заверяла, что она пришла к Путиловой по велению явившегося ей святителя Николая Чудотворца. Она, узнав, что в Бугуруслане открывается женский монастырь , отправилась туда, с намерением поступить в него. Проходя по большой дороге вблизи села Таллы она якобы встретила старца, которой спросил её :

— Далеко-ли бредёшь, раба Божия?
— Иду в Бугуруслан, — ответила она, — Желаю там поступить в монастырь.
— Иди в Таллинский, — сказал старец.
— Да там и монастыря-то нет, — с недоумением отвечала женщина.
— Есть и будет, — сказал старец, — и тебе много придется потрудиться для этого монастыря.

Поверив старцу, она свернула с дороги и направилась в Таллы, где нашла «маленький монастырёк» и с дозволения Анны Путиловой осталась там. Постепенно численность сестёр росла, когда она достигло 36 человек, Путилова решила возбудить ходатайство об открытии в её имении женского монастыря. В феврале 1861 года она отправилась в Самару и лично подала епископу Феофилу прошение об открытии монастыря. Для его обеспечения она обещала пожертвовать сначала 275 десятин, а потом, по духовному завещанию, ещё 725 десятин .

Дело об открытии монастыря длилось почти три года. Наконец, 18 января 1864 года последовало императорское разрешение на открытие Ключегорской Казанско-Богородицкой женской общины . А Анна Путилова была назначена настоятельницей общины .

После получения разрешения было отведено место под обитель, которое огородили частью деревянным забором, частью плетнём; Анна Ивановна начала строительство. Были построены три небольших дома для размещения сестёр: один деревянный и два из саманного кирпича. Половину своего собственного дома Путилова отдала под тёплую домовую церковь в честь Смоленской иконы Божией матери .

В августе 1871 года Путилова скончалась . 3 сентября 1871 года сёстры выбрали себе новую настоятельницу, ей стала монахиня Феофания, до этого бывшая настоятельницей Раковской женской обители в Самарском уезде . В 1873 году в обители была открыта больница на 8 коек. В январе 1875 года появилось одноклассное женское училище. Первым законоучителем в нём был священник Н. Бережнов .

Создание монастыря

Общий вид Ключегорского монастыря, 1914 год

Указом Святейшего Синода № 1575 от 15 марта 1880 года община была преобразована в общежительный монастырь третьего класса с наименованием Ключегорский Казанско-Богородицкий , возведением настоятельницы в сан игуменьи и награждением её наперсным крестом . 29 июня Феофания в Самаре была возведена в сан игуменьи, а 6 и 7 июля состоялся первый постриг , несколько сестёр были пострижены в рясофор и мантию . 8 июля, в день престольного праздника в честь явления Казанской иконы Божией Матери состоялось торжественное открытие монастыря с совершением крестного хода вокруг обители и благодарственным молебном .

К этому времени монастырь уже имел два храма, но один был холодный и вне усадебной территории, а второй был переделан из дома основательницы обители и был мал и тесен, не вмещая всех желавших попасть на богослужение, особенно в воскресные и праздничные дни. Сестры запросили у епархиального начальства строительство нового храма. Однако монастырь не имел на такую стройку средств. Видя крайнюю нужду обители самарская духовная консистория выдала монастырю шнуровую книгу для сбора пожертвований . Были избраны сборщица и помощницы для неё, которые отправились в Москву .

Согласно преданию, в Москве монахиням посоветовали остановиться в доме купца Ермакова, который держал специальные помещения для таких монастырских сборщиц подаяний. Однако, когда они добрались до купеческого дома, им отказали, сказав, что все места заняты. Пока монахини в растерянности, стоя под дождём, думали, что же делать дальше, их плачевное положение заметил из окна сам Ермаков. Он позвал их к себе и расспросил, кто они, откуда они и с какой целью приехали в Москву. Узнав о бедности монастыря, он сказал им, что его жена, Екатерина заболела, и пусть они помолятся за неё, а если она поправится, то он построит каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Переночевать монахиням он разрешил в своем кабинете, приказав прислуге накормить их и обсушить. Всю ночь монахини молились, а наутро Ермаков позвал их и сказал: «Должно быть, по молитвам вашим и по милости святителя и чудотворца Николая жена моя сейчас чувствует хорошо, а потому я решаюсь данное вам обещание исполнить. Я строю в вашем монастыре каменный тёплый храм. Посылайте своей игуменье письмо, чтобы или сама ехала, или прислала доверенную» .

В Ключегорье было направлено письмо, и в Москву отправилась казначея, монахиня Ермиония, так как игуменья Феофания не могла ехать по состоянию здоровья. Ермиония получила от Ермакова план строительства храма, различные указания о строительстве, а также необходимые на постройку средства. Всю следующую зиму монастырь занимался заготовкой стройматериалов, и весной 1883 году игумен Бузулукского мужского монастыря Нифонт освятил место для строительство нового храма. Началась стройка .

1 октября 1883 года скончалась настоятельница игуменья Феофания, 18 ноября её место заняла монахиня из Иверского женского монастыря Софья. При ней было окончено строительство храма, длившееся пять лет. 16 и 17 августа 1888 года игумен Нифонт освятил боковые приделы , а 18 августа в день именин спонсора строительства Флора Яковлевича Ермакова, в присутствии его и его жены, епископ Самарский Серафим освятил главный престол . Побывав в монастыре лично, и увидев его бедность, Ермаков дополнительно пожертвовал пять тысяч рублей неприкосновенного капитала на содержание монастыря и тысячу рублей на содержание причта .

25 апреля 1889 года скончалась настоятельница Софья. 13 июля, с возведением в сан игуменьи, настоятельницей стала казначея монастыря, монахиня Ермиония (в миру Елена Максимовна Рогулина). Спустя ещё три года самарскую кафедру занял епископ Гурий , весьма благосклонно относившийся к монастырям. Посетив Ключегорский монастырь в первый год своего управления епархией, он увидел его большую бедность, недостаток помещений и церковной утвари. Гурий принял живое участие в судьбе монастыря, распорядившись выдать монахиням книги для сбора пожертвований, указал возможных благотворителей, и дал ряд советов по управлению монастырём. Сборщицы пожертвования прошли по всей России, побывав в Москве, Санкт-Петербурге , Одессе , Астрахани , на Кавказе и даже в Сибири . Нашлось много благотворителей, щедрые пожертвования которых быстро привели в порядок финансовое положение обители . Появились средства даже для масштабного строительства: в 1898 году монастырь был окружён новой каменной стеной , было построено три больших двухэтажных корпуса для келий: два каменных (по 36 келий ) и один полукаменный. На источнике, где была обретена икона Николая Чудотворца выстроили часовню, заложили каменную двухэтажную трапезную церковь, были открыты различные мастерские: иконописная, пуховая, белошвейная, ковровая . Благотворители жертвовали как денежные средства, так и ценные вещи, к примеру неизвестный даритель преподнёс монастырю колокол весом в 150 пудов , и земли — тысячу шестнадцать десятин, что вместе с пожертвованием основательницы составляло 2016 десятин удобной и плодородной земли .

Игуменья Ермиония, долгие годы трудившаяся экономкой, затем казначеей и четырнадцать лет игуменьей надёжно обеспечила хозяйственное положение монастыря. После её смерти в 1904 году сёстры единогласно выбрали в качестве новой настоятельницы рясофорную послушницу Евдокию Литвинову, вскоре она епископом Гурием в Самаре была пострижена в мантию с именем Ермиония 2-я, а спустя год, 13 марта 1905 года она была возведена в сан игуменьи .

При новой настоятельнице строительство в монастыре продолжилось. Была достроена и освящена трапезная церковь, появились скотный двор, помещения для молочной фермы, конюшни, кузницы, заново построен сгоревший при пожаре странноприимный дом. На средства астраханского купца Ивана Цветкова был устроен абиссинский колодец . В 1906 году монастырское училище переехало в специально построенное отдельное деревянное здание с квартирой для учительницы и двух монашек, выполнявших обязанности уборщиц. Был перестроен игуменский корпус, оснащённый всеми удобствами: водопроводом , ванной, центральным ( калориферным ) отоплением, с парадными комнатами на втором этаже .

Монастырь стал весьма популярным в народе, на престольные праздники в честь святителя Николая в него приходили тысячи богомольцев . Однако это не помешало крестьянами деревни Тростянки в ходе событий революции 1905 года заниматься самовольной порубкой и вывозом монастырского леса, о чём сообщало самарское губернское жандармское управление .

По сведениям страховых компаний, в 1910 году монастырю принадлежало 69 различных зданий и сооружений . В 1914 году монастырь готовился отмечать пятидесятилетний юбилей . К празднованию в Киеве, в Киево-Печерской Лавре была написана и издана брошюра об истории монастыря, на торжества планировался визит Елизаветы Фёдоровны , сестры императрицы. Однако начавшаяся Первая мировая война помешала торжествам и приезду высоких гостей . В монастырской гостинице вскоре разместились беженцы из Белоруссии .

Советское время

В первые годы советской власти монастырь продолжал существовать как сельскохозяйственная артель . В 1918 году монастырь лишился гостиницы, в ней разместились народный дом и библиотека. Часть монастырских корпусов, в том числе игуменский, заняло правление совхоза . Летом 1921 года, когда в районе действовала вооружённая банда в 25 человек, монастырские стены служили укреплением. В монастыре, под охраной небольшого отряда ЧОН , укрылось правление совхоза. И хотя бандитам удалось ворваться в монастырь, но встреченный вооружённый отпор вынудил их отступить, оставив одного убитого .

Осенью 1921 года помещения правления совхоза отошли открытому детскому дому. В 1925 году была закрыта домовая монастырская церковь, в здании разместились волисполком на первом и клуб на втором этаже. Позднее здание использовалось как сельская школа .

Но даже в 1924 году Ключегорская сельхозартель, под видом которой пытались легализоваться монахини, всё ещё владела 500 десятинами земли, которую «артель» не могла обрабатывать только своими силами. Монахини начали сдавать землю в аренду крестьянам близлежащих деревень безо всяких документов. Бузулукский уездный исполком , узнав об этом, своим постановлением изъял у артели ещё 30 десятин земли для размещения детской трудовой колонии № 79, в которую были переведены 600 детей, а остальная часть земельных угодий и недвижимое имущество были взяты на учёт волостным советом .

Противостояние монастыря и советской власти могло затянуться, однако вскоре настоятельница обители, Ермиония 2-я была застрелена неизвестными. Стреляли ночью, через окно её кельи. В народе считали, что убийство было совершено милицией по приказанию властей, чтобы избавиться от твёрдой и властной настоятельницы. Действительно, после её гибели монастырь не мог более противостоять властям, быстро был закрыт и разорён . По воспоминаниям местного краеведа Г. Воронина вся церковная и монастырская утварь, которая не представляла ценности, была попросту вывезена в овраг и сожжена. Но местные жители сумели спасти часть вещей, так брат Воронина тайком вынес из храма две лампадки и две иконы, в том числе известную икону святителя Николая Чудотворца. Однако позднее она была утеряна . Известны и другие сохранённые от уничтожения вещи.

Настоящее время

Трапезная церковь во имя преподобного Серафима Саровского

В настоящее время Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь официально не существует.

Находившийся в глухой и малонаселённой местности, вдали от больших дорог монастырь почти не использовался советскими учреждениями, и его постройки ветшали и разрушались . Деревянные корпуса были уничтожены полностью, каменные частично сохранились . В двух корпусах расположены жилые помещения, но они находятся в аварийном состоянии и нуждаются к капитальном ремонте. Игуменский корпус сильно пострадал от пожара, в сохранившейся части размещается местная больница. Частично сохранилась монастырская ограда .

Из пяти монастырских храмов сохранилось только двухэтажное кирпичное здание бывшего трапезного храма в честь Серафима Саровского , который использовался и используется под сельмаг , но он также находится в аварийном состоянии и нуждается в реставрации. Хорошо сохранились монастырские постройки хозяйственного назначения, они до сих пор используются местным сельскохозяйственным предприятием для своих нужд .

У многих жителей села Таллы сохранились предметы, принадлежавшие некогда Ключегорскому монастырю, в том числе иконы. А в храме Космы и Дамиана , действующем в районном центре Грачёвка сохраняются монастырские предметы: кованый крест, колокол весом 34 кг, икона святых мучениц Веры, Надежды и Любови и материи их Софии . В руках жителей того же села находится список с иконы святителя и чудотворца Николая, принадлежавший Ключегорскому монастырю .

Летом 2002 года в Таллах впервые побывал иеромонах Валентин (Коробов). В дальнейшем пожилой священноинок из Оренбурга неоднократно приезжал из областного центра в далёкое село, занимаясь восстановлением обители . В декабре 2008 года он со своими единомышленниками из Оренбурга зарегистрировал в органах юстиции приход во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Таллы для того, чтобы организовать восстановление женского монастыря . Приход храма разместился в комнате в здании амбулатории (бывшем игуменском корпусе) . Постепенно удалось организовать молитвенную комнату в бывшей сельской амбулатории, затем создать трапезную и несколько келий .

В 2012 году иеромонах Валентин с прихожанами приступили к ремонту одного из сестринских корпусов, в котором в советское время была школа-интернат. В здании были заменены окна, двери, перебраны полы, произведён косметический ремонт и покрыта новая крыша. С восточный стороны корпуса было устроено небольшое алтарное помещение и иконостас .

15 сентября 2012 года епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) освятил домовой храм Табынской иконы Божией Матери в селе Таллы .

Имущество

Монастырь владел землёй в количестве 2073 десятины, большая часть которой была пожертвована ему различными благотворителями .

На монастырской территории находилось 8 корпусов, в основном деревянных. В трёх жили сестры, в остальных размещались хлебопекарня, квасоварня , просфорная , живописная и рукодельная мастерские .

Территория была обнесена оградой, в которой было 7 деревянных амбаров, пять погребов и глинобитная кладовая. На территории монастыря находились фруктовый сад и монастырское кладбище. За оградой располагался кирпичный завод, где работал приглашённый мастер, кузница, конный двор, на котором находились мастерская и каменный сарай для хранения земледельческих принадлежностей .

В трёх верстах от монастыря находился второй монастырский фруктовый сад и пасека . На речке Талла , в пяти верстах от обители, действовала водяная мельница .

Имелась в монастыре библиотека , в которой хранилось до 290 книг и монастырский архив , ведшийся в 1871 года .

Монастырю принадлежало две гостиницы и три подворья . Одно находилось в Бузулуке на ул. Никольской, где имелся деревянный дом на каменном фундаменте. Второе находилось в Самаре на углу улиц Уральской и Предтеченской (ныне угол улиц Братьев Коростелёвых и Некрасовской), на усадебном месте, пожертвованным самарской мещанкой С. Деонисовой. Другая самарская мещанка пожертвовала в 1912 году под подворье своё усадебное место по улице Самарской между улицами Почтовой и Александровской (ныне Рабочей и Вилоновской). Здесь разместилось третье подворье, в котором имелся деревянный дом на улице и два флигеля во дворе.

Храмы монастыря

Каменный храм на источнике, где была обретена икона святителя Николая Чудотворца

Первым храмом в монастыре стала деревянная холодная однопрестольная церковь, освящённая во имя Казанской иконы Божией Матери . Церковь находилась рядом с монастырём, а не непосредственно на его территории. Рядом с церковью была построена деревянная колокольня . Построены они были на средства А. И. Путиловой. Храмовые праздники отмечались 8 июля и 22 октября .

В 1865 году уже на территории обители была построена тёплая деревянная домовая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери . В 1874 году из-за малой вместимости она была перестроена и расширена. Был пристроен придел во имя святителя Николая Чудотворца . После реконструкции оба престола были освящены благочинным монастыря игуменом Нифонтом . В 1880 году с дозволения епископа Серафима церковь вновь была расширена. С западной стороны к ней сделали пристрой, в котором разместилась трапезная . В трапезной 28 июля отмечался храмовый праздник .

Внутренний вид главного храма во имя святителя Николая

В 1883 году была заложена каменная трёхпрестольная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Спонсором строительства выступил статский советник , почётный гражданин Москвы Ф. Я. Ермаков, пожертвовавший на храм 60 тысяч рублей, остальные средства были выделены из монастырской казны. Храм был достроен к августу 1888 года, когда и были освящены все три престола. Главный престол был освящён во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя святых апостолов Петра и Павла , левый — во имя святого Иоанна Исповедника. В 1891 году при храме была выстроена каменная колокольная, а в 1899 году пристрой для и ризницы . Храмовые праздники отмечались 9 мая и 6 декабря в главном престоле, 29 июня в правом приделе, 21 марта — в левом .

В 1904 году по проекту самарского архитектора в монастыре началось строительство трёхпрестольной , окончившееся в 1906 году. Храм представлял собой снаружи обыкновенный двухэтажный дом с единственной небольшой главой. На первом этаже находились помещения для сестёр, на втором — трапезная церковь. Главный престол был освящён во имя преподобного Серафима Саровского , правый — во имя Иоанна Златоуста , левый — во имя святителя Николая Чудотворца. Главный и правый престолы были освящены 19 и 20 июля 1906 года, левый — 7 июля 1907 года. Храмовые праздники отмечались 19 июля в главном престоле, 27 января и 13 ноября в правом и 9 мая и 6 декабря в левом престоле .

В 1902 году за монастырской оградой на источнике, где по преданию была обретена икона святителя Николая Чудотворца была выстроена каменная однопрестольная церковь в честь святителя. При церкви была также построена колокольня. Строительство велось на средства астраханского помещика Н. Е. Янкова. Храмовые праздники отмечались 9 мая и 6 декабря .

Часовни

За годы существования монастыря в нём было 2 часовни. Одна находилась на монастырском кладбище над склепом , в котором были похоронены две первые настоятельницы Агния (А. И. Путилова) и Ермиония I (Е. М. Рогуз(л)ина). Вторая находилась на источнике, где некогда было явление иконы святителя Николая Чудотворца. Внутри она была разделена на 4 части, в первой из них находился колодец, в трёх других были устроены купальни для верующих. В начале XX века часовня была упразднена за ветхостью и на её месте был построен храм .

Святыни монастыря

Главными монастырскими святынями были:

Монастырская служба

Помимо ежедневных богослужений и крестных ходов в монастыре были и особые, дозволенные официальным разрешением самарской духовной консистории от 18 сентября 1893 года. Дважды в год 31 октября и 9 мая крестные ходы совершались от монастырских ворот к источнику, где была построена часовня, а позднее церковь в память обретения иконы Николая Чудотворца .

Насельницы

В первые годы существования штат обители насчитывал 40 монахинь. К 1886 году число сестёр увеличилось до 217 человек .

В 1898 году в монастыре проживало 352 человека, в том числе 75 манатейных монахинь , 154 указных послушницы и 123 послушницы .

С 1916 года и до закрытия монастыря в нём находилось 458 монахинь: одна игуменья -настоятельница, 85 манатейных монахинь, 162 указных и рясофорных послушницы и 210 послушниц .

Настоятельницы

Основательница общины и первая настоятельница обители Анна Ивановна Путилова (в девичестве Христ) была внучкой немца из Касселя , перешедшего на русскую службу в XVIII веке. Её отец Иван служил в 2-м Оренбургском регулярном казачьем полку, выйдя в отставку в 1796 году в чине премьер-майора. Анна Ивановна вышла замуж за Павла Петровича Путилова, сына бузулукского предводителя дворянства Петра Ивановича Путилова . В начале 1840-х годов её супруг, артиллерийский капитан, скончался. Детей у четы не было. Полученное наследство Анна Ивановна пустила на благотворительность. 100 десятин она пожертвовала Бузулукскому Тихвинскому монастырю , Мойскому Свято-Троицкому монастырю она пожертвовала 310 десятин наследованной и приобретённой земли. Принимала участие в жизни и других монастырей епархии.

В августе 1871 года Путилова приехала по делам в Бузулук, где заразилась холерой . Она приняла монашеский постриг от рук настоятеля Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря Нифонта , получив монашеское имя Агния. Вскоре после этого она скончалась. По распоряжению епископа Герасима она была похоронена в Бузулукском мужском монастыре. Спустя 30 лет, 20 июня 1900 года с разрешения гражданского и духовного начальства её прах был перенесён в Ключегорский монастырь и положен в особом склепе по правую сторону Никольского храма .

Последней настоятельницей с 1904 года и до закрытия обители была игуменья Ермиония II (Е. М. Литвинова) , которая родилась приблизительно в 1868 году. Предположительно в 1923 году была застрелена через окно своей кельи . Первоначально была похоронена в склепе рядом с основательницей монастыря, однако беспризорники, жившие в детской колонии, разместившейся в монастырских зданиях, вытащили её тело из склепа. После этого прах был перезахоронен на талловском кладбище .

Примечания

  1. , с. 53.
  2. . Муниципальное образование Грачевский район. Дата обращения: 4 августа 2015. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  3. Галина Фомина. // Оренбургская неделя : газета. — 2012-02-08. — № 7 . 29 сентября 2015 года.
  4. Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Бузулукского уезда, Самарской епархии. — Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. — 35 с.
  5. Хлебников Н. Г. Очерки истории Грачёвского района. — Оренбург , 1992. — 114 с.
  6. Объ учрежденіи женской общины въ селѣ Ключегорьѣ, Бузулукского уѣзда (№ 40501, 18 января 1864) // Полное собрание законов Российской Империи . Собрание Второе. — СПб. : Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1867. — Т. XXXIX. Отделение 1 . — С. 58 .
  7. , с. 58.
  8. , с. 57.
  9. А. Е. Тихомиров. // Призыв : газета. — Грачевский район Оренбургской области , 1986-12-25. — № 154 . 14 апреля 2016 года.
  10. Жидкова Вера. // Православный духовный вестник Саракташского благочиния : журнал. — Оренбургская епархия , 2015-04-06. — № 1 (69) . 26 июня 2015 года.
  11. , с. 59.
  12. О.Радченко. (24 марта 2014). Дата обращения: 25 апреля 2015. 2 апреля 2015 года.
  13. Фотосправочник "Русские Церкви". Дата обращения: 25 апреля 2015. 9 августа 2016 года.
  14. . Бузулукская епархия РПЦ (16 сентября 2012). Дата обращения: 25 июня 2015. 26 июня 2015 года.
  15. Сергей Колычев. . Бузулукская епархия (2014). Дата обращения: 11 апреля 2015. 8 апреля 2015 года.
  16. , с. 54.
  17. Н. Г. Лобанова. . Мэрия Тольятти . Дата обращения: 28 января 2015. 2 февраля 2015 года.
  18. . Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Дата обращения: 14 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  19. . Отдел по канонизации святых. Оренбургская епархия. Дата обращения: 11 апреля 2015. Архивировано из 22 мая 2015 года.

Литература

  • Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. — Самара: Самарский. Дом печати, 2002. — С. 53—59. — 216 с. — 1000 экз. ISBN 5-7350-0350-X .
  • Орлов Д. Н. Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь в Бузулукском уезде Самарской епархии: Ист. - стат. описание. — Самара, 1882. — 92 с.
  • Орлов Д. Н. Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь: (Описание монастыря - храмы, иконы, напрестольные кресты со святыми мощами) // Самарские епархиальные ведомости : Ч. неофиц : журнал. — Самара , 1882. — № 1 . — С. 8—15 .
  • Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Бузулукского уезда, Самарской епархии. — Киев: Типография Киево-Печерской Лавры, 1914. — 35 с.
Источник —

Same as Ключегорский Казанско-Богородицкий монастырь