Interested Article - Мурад V

Мехме́д Мура́д V ( осман. مراد خامس ‎, тур. Beşinci Murat ; 21 / 22 сентября 1840 , Чыраган , Стамбул 29 августа 1904 , там же) — султан Османской империи , правивший в мае — августе 1876 года , старший сын султана Абдул-Меджида I .

В правление своего дяди Абдул-Азиза Мурад рассматривался османскими либералами как наиболее приемлемый преемник султана. В последние годы правления Абдул-Азиза наследник попал под подозрение в участии в заговоре против султана. Мурад был помещён под постоянное наблюдение и, опасаясь быть убитым, пристрастился к алкоголю и начал испытывать психическое расстройство. В 1876 году заговорщики возвели Мурада на престол, однако последующее убийство смещённого Абдул-Азиза привело к окончательному ухудшению психического здоровья Мурада V. Он был смещён собственным братом Абдул-Хамидом II всего через девяносто три дня после восшествия на престол, так и не пройдя церемонию опоясывания мечом . Бывший султан вместе с семьёй был помещён во дворец Чыраган , где провёл почти двадцать восемь лет. Хотя предпринимались попытки его освобождения, сам Мурад предпочитал оставаться в заключении. Он умер в Чырагане от сахарного диабета в 1904 году.

Биография

Ранние годы

Отец Мурада султан Абдул-Меджид I

Мехмед Мурад родился в понедельник в 10 часов утра 21 (по другим данным — 22 ) сентября 1840 года в старом султанском дворце Чыраган в Стамбуле и был старшим сыном султана Абдул-Меджида I ; матерью наследника была вторая жена Абдул-Меджида — черкешенка Шевкефза .

Абдул-Меджид I, у которого до этого рождались только дочери, получил благую весть о рождении долгожданного сына от кизляра-аги , находясь в хаммаме . По традиции, в момент получения новости о рождении султан должен был одарить вестника ценным подарком, однако, поскольку Абдул-Меджид находился в хаммаме, он не смог этого сделать и счёл это дурным предзнаменованием для новорождённого. Тем не менее, в честь рождения Мурада были устроены пышные торжества. В старом дворце Чыраган был проведён традиционный праздник Веладет-и Хюмаюн ; мать шехзаде получила подарки от матери султана валиде Безмиалем-султан , которая также раздала золотые монеты в гареме. Для маленького наследника были изготовлены амулет от сглаза с бриллиантами, светильник, серебряные шпоры и серебряный ночной горшок. Во дворце устраивали празднования с музыкой, а поэты соревновались между собой, кто лучше сможет воспеть эти события .

Несмотря на наличие многочисленных детей у Абдул-Меджида I, у Мурада была только одна полнородная сестра — Алие, которая умерла, не достигнув возраста двух лет ; позднее Мурад назовёт в память о сестре свою младшую дочь .

Образование и воспитание

О детстве Мурада информации крайне мало, однако известно, что Абдул-Меджид, рассчитывавший, что Мурад в будущем станет султаном, придавал большое значение его образованию и воспитанию и желал привить сыну чувство справедливости и воспитать в нём патриотизм. Сыновья султанов получали образование под присмотром учителей в специальных классах во дворце Топкапы . Приступали к обучению после церемонии благословения ( бед-и бесмеле ), проведённой султаном. Мурад приступил к подготовке к этой церемонии в очень юном возрасте , а сама она была проведена в понедельник 20 сентября 1847 года в Хайдарпаше , когда шехзаде было 7 лет . Обучение начиналось с изучения Корана и, вместе с Мурадом, к нему приступили его единокровные сёстры и брат Абдул-Хамид .

Мурад обладал острым умом и, благодаря отцу, получил хорошее образование от лучших умов своего времени . Он изучал родной язык, а также арабский и французский языки, османскую историю, естественные науки и философию . Кроме того, в раннем возрасте наследник увлёкся рисованием и музыкой , к нему были приставлены два итальянца, Гвателли и Доницетти , обучавшие мальчика игре на фортепиано и западной музыке . В религиозных учениях помимо шейх-уль-ислама Мурада наставлял Топаль Сулейман-эфенди, арабскому и хадисам шехзаде обучал шейх Хафиз-эфенди, османскому — , каллиграфии Казаскер Мустафа Иззет-эфенди , французскому — мсье Гарде, Ибрагим Эдхем-паша и Мехмед Савфет-паша , персидскому — . Мурад также брал уроки игры на скрипке у Хидайет-бея. Учителем мальчика в военном деле стал Мехмед Намык-паша . Кроме того, Мурад некоторое время брал уроки поэзии у своих друзей Зии-паши и Намыка Кемаля . К живописи, архитектуре и музыке Мурад имел особый интерес: он рисовал эскизы, занимался столярным делом и сочинял композиции для фортепиано . Абдул-Меджид, заинтересованный в образовании Мурада, имел обыкновение опрашивать сына по пройденным урокам дважды в неделю. Сам Мурад, став немного старше, постоянно закупал в европе литературные издания и философские книги и с упоением читал их .

Мурад получил воспитание и образование, присущее европейским принцам; таким образом, вероятно, выражались прозападные настроения его отца-султана. В результате Мурад и сам имел европейское мышление. К тому же, он стал первым шехзаде эпохи Танзимата , при котором в султанской семье вырос авторитет европейских культуры и искусства. Вероятно, в качестве отражение такого образа жизни сам Мурад, а также его братья и сёстры использовали в своей переписке роскошные бумагу и конверты, содержащие первую букву их имен латинскими буквами с изображением короны над ней. С другой стороны, традиция использования латинской буквы в качестве фирменного бланка была широко распространена в этот период, а сам Мурад также использовал в качестве фирменного бланка начальную букву своего имени «М» с богато украшенной цветочной вязью и полумесяцем. К тому же, учитывая мультикультурный состав Османской империи, такое подражание иностранной культуре являлось вполне нормальным .

Вопрос престолонаследия

Шехзаде Мехмед Решад , Мехмед Мурад и Ахмед Кемаледдин приблизительно в 1870 году

Мурад, унаследовавший от матери красоту лица, вёл вольную жизнь европейского принца, не свойственную османскому шехзаде. Его часто можно было найти в залах Стамбула, где собиралось высшее общество, интеллигенция и иностранцы. Он уделяет много внимания своей одежде, которую шили по последней парижской моде. При этом Мурад участвовал во многих церемониях вместе с отцом, где впечатлял окружающих своим внешним видом. Он был в центре внимания социальных кругов, где был популярен западный стиль. Абдул-Меджид брал его с собой в свои рабочие поездки и отправлял в качестве своего представителя на острова Средиземноморья и Эгейского моря в июне 1850 года и в Салоники в июле 1859 года. Таким образом, султан стремился познакомить сына со страной и дать ему административный опыт, поскольку Мурад на тот момент являлся вторым наследником престола после Абдул-Азиза .

Абдул-Меджиду пришла в голову мысль изменить действовавший в то время порядок наследования престола. Он поделился с британским послом Каннингом своим мнением об отмене системы Эршед и Экбер и введении метода передачи власти от отца к сыну. Посол Каннинг же ответил, что «Нельзя пренебрегать принцами, которым таким образом отказывают в правах. Они непринуждённо могут бывать друг у друга. В этом случае в их среде может возникнуть претендент на трон. Одна из сильных сторон этого государства в том, что у султана нет соперников». В конечном итоге, султан и сам отказался от этой идеи, поскольку посчитал почти невозможным уговорить чиновников изменить систему престолонаследования, действовавшую к тому моменту около 250 лет . Однако сама мысль о смене принципа престолонаследия не покидала султана. А когда однажды наследник Абдул-Азиз принёс в качестве атийе ( тур. atiyye — «пожертвование, дар») кошель с золотом в полицейский участок в Бейлербейи , Абдул-Меджид заподозрил, что шехзаде хотел подкупить солдат с целью захватить трон и утвердился в мысли, что его брат — недостойный наследник. Султан даже обсуждал с Решидом-пашой возможность отправки Абдул-Азиза в Триполи в качестве губернатора, однако был отговорён от этой идеи .

Некоторые государственные деятели поддерживали идею возвести на престол Мурада V вместо Абдул-Азиза и изменить порядок престолонаследия. Среди этих чиновников оказались , его брат Рыфат-бей и Башмабейнджи Ахмед-бей; свидетели утверждали, что Рыфат-бей, брат Сераскера Рызы-паши, несколько раз проводил секретные встречи по этому вопросу в своем особняке в Ускюдаре, и даже на одной из встреч он был главным переводчиком французского посла. Джевдет-паша писал, что приближённые падишаха в его отсутствие говорили о возведении на престол Мурада-эфенди вместо Абдул-Азиза-эфенди. Ходили слухи также, что даже мать Мурада Шефкевза связывалась с иностранными послами по поводу джюлюса сына. Абдул-Азиз, с другой стороны, расследовал эти слухи. Хотя ему сказали, что они не были подлинными, его подозрения сохранялись из-за деликатности вопроса. Однако, как сообщал граф де Кератри , Абдул-Азиз опросил племянника и был удовлетворён объяснением Мурада .

Отец Мурада до конца жизни вынашивал план по изменению системы престолонаследия, что подтверждается тем фактом, что Абдул-Меджид вопреки протоколу взять сына с собой во время визита в Ираклион , а также намерением назначить Абдул-Азиза губернатором Триполи. Однако дальнейшие события разрушили эти планы . В возрасте двадцати лет 2 февраля 1861 года Мурад стал отцом в первый раз — его вторая жена Рефтарыдиль родила сына Мехмеда Селахаддина . Пять месяцев спустя от туберкулёза умер отец Мурада султан Абдул-Меджид I . По случаю похорон Абдул-Меджида во дворце Топкапы собрались высокопоставленные лица государства. Тогда же было обнаружено, что имя Абдул-Азиза не было указано в свидетельстве (бюллетене) о присутствии при извещении о смерти правителя, однако оно было записано позже. Это означало, что когда писались бюллетени, было неясно, кто унаследует трон. Хотя Абдул-Азиз был объявлен султаном 25 июня 1861 года, возможное правление Мурада всё ещё тайно обсуждалось в высших кругах . В конечно итоге, сам Мурад был назван наследником султана .

Юсуф Иззеддин-эфенди , сын Абдул-Азиза, которого султан желал видеть своим наследником

Сам Абдул-Азиз также, как и отец Мурада ранее, желал видеть наследником собственного сына Юсуфа Иззеддина-эфенди . На это указывает тот факт, что его сыну были присвоены воинские звания, он принимал участие в различных церемониях, был в курсе всех политических событий, а также, благодаря манёвру отца, получил медаль, переданную Мураду итальянским королём Виктором Эммануилом II через генерала Пралормо . Кроме того, Юсуф Изеддин просил отца назначить его губернатором Египта , и Абдул-Азиз одобрил эту идею, считая, что таким образом шехзаде научится управлять страной. И хотя вся эта ситуация вела к объявлению введения нового принципа престолонаследия, в действительности этот проект реализован не был, поскольку сановники посчитали, что это приведёт к смуте в стране. Государственные деятели полагали, что Абдул-Азизу гораздо полезней было фактически подготовить сына к восшествию на престол, не объявляя о смене наследника. В действительности, все эти действия Абдул-Азиза в отношении престолонаследия были продиктованы страхом государственного переворота, однако в дальнейшем они поспособствовали свержению Абдул-Азиза в 1876 году. С другой стороны, все эти события негативно повлияли и на Мурада: в 1865—1868 годах он консультировался с русским послом Игнатьевым по поводу возможного бегства из страны .

Наследник престола

После официальной присяги султан Абдул-Азиз пригласил Мурада и его единокровного брата Абдул-Хамида во дворец Долмабахче и обратился к ним со следующими словами: «Я не причиню вам хлопот. Как я путешествовал во времена вашего отца, так и вы должны путешествовать так, как подобает султану-мудрецу. По пятницам ходите в мечеть по вашему выбору и молитесь. В другие дни читайте и пишите». Мураду же он сообщил следующее: «После меня ты пройдешь этот трудный путь, ты должен работать, воспитывать себя и учиться». Абдул-Азиз выделил племянникам покои во дворце и позволил Мураду пользоваться его паромом. Кроме того, в качестве своего расположения 23 февраля 1867 года Мураду и Абдул-Хамиду был вручён орден Меджидие .

Несмотря на то, что Мурад имел покои в Долмабахче , в бытность свою шехзаде он предпочитал проживать в своём особняке в , Кадыкёй , который ему также выделил Абдулазиз. Во дворце Долмабахче он предпочитал заниматься делами, кроме того, он время от времени бывал в особняке в . В противоположность новому султану Мурад окружил себя интеллектуалами — как заезжими европейцами, так и османами, искавшими пути укрепления государства . В Курбагалыдере наследника часто навещал его младший единокровный брат Мехмед Решад-эфенди , обожавший Мурада, несмотря на то, что не разделял его пристрастия ко всему европейскому. Сложными были отношения у Мурада с Абдул-Хамидом, которого, наследник считал чрезмерно честолюбивым; крайне опасные рассуждения Абдул-Хамида развлекали наследника, и он любил шутить на этот счёт, что немало злило Абдул-Хамида . Кроме того, по словам Мехмеда Решада, Абдул-Хамид пытался внести разлад между султаном и наследником и очернить Мурада перед Абдул-Азизом .

Отношения с султаном у наследника были весьма напряжёнными. Кризис доверия между султаном Абдул-Азизом, пытавшимся защитить свое правление и желавший видеть своим наследником сына с одной стороны и наследным принцем Мурадом-эфенди, видевшим себя настоящим наследник престола и подумывавшем убить своего дядю с другой стороны оказывал влияние на их отношения на протяжении всего правления Абдул-Азиза. Опасаясь за свою жизнь, Мурад установил слежку за дядей-султаном. Главным доносчиком наследника стал главный секретарь Абдул-Азиза Зивер-бей. Тем не менее, в первые годы правления Абдул-Азиз предоставил племяннику большую свободу. В дальнейшем, когда Абдул-Азиз стал получать сведения о том, что Мурад и Абдул-Хамид занимаются политикой, султан стал видеть в них соперников и угрозу своему правлению. Мехмед Решад так описывает реакцию брата на введённые султаном ограничения: «Однажды, когда я пришёл в покои Мурада, я увидел, что он очень зол на султана Азиза; указав на кинжал рядом с собой, он сказал: „Однажды я пойду и проткну его большой живот этим кинжалом“. Я ответил: „Молодец, брат, ты его убьешь, в отместку убьют и тебя; Хамид-эфенди взойдёт на престол. Таким образом, ты сослужишь хорошую службу Хамиду, которого ты не любишь“». Эти слова наследного шехзаде, сказанные в момент гнева, показывают, в каком напряжении находился Мурад .

Кроме того, в последние годы правления Абдул-Азиза его отношения с наследником окончательно испортились, поскольку Мурад стал рассматриваться сановниками как альтернатива Абдул-Азизу . Сам же Мурад к этому времени стал поддерживать связь с иностранными правителями, что также трактовалось султаном в пользу заговора против него. Так, на пятом году правления Абдул-Азиза наследник вёл переписку с Наполеоном ; в одном из сохранившихся писем Мурад лестно высказывается как о правители Франции, так и о стране в целом, и делает акцент на политической воле отца, согласно которой он должен взойти на престол. Таким образом, наследный шехзаде хотел заручиться поддержкой Франции и, следовательно, Запада как пребывая в статусе наследника, так и во время своего правления, хотя в качестве причины он ссылается на волю своего отца. В другом своём письме к Наполеону, написанном после 1863 года, Мурад сокрушается, что не может сохранить за собой дом в Париже и чаще бывать там, поскольку это навредит его будущему, а также просит прислать человека, который сможет в будущем организовать поездку Мурада в Париж, если представится такая возможность .

Заграничные поездки с султаном

Как наследник Абдул-Азиза Мурад вместе с султаном с официальным визитом посетил Египет в 1863 году и Европу в 1867 году .

Поездка в Египет султана и наследника был организована по приглашению Исмаила-паши и носила чисто политический характер. 3 апреля 1863 года, в пятницу, состоялась церемония прощания во дворце Долмабахче, после чего морем османская делегация отбыла в Египет. Султан Абдул-Азиз со своей свитой, в число которой вошёл и его сын Юсуф Иззеддин, отплыл из Стамбула на корабле «Фейзиджихад», Мурад с братьями Абдул-Хамидом и Мехмедом Решадом, а также врачом Каполеоне-эфенди — на корабле «Меджидие» .

Будучи в Лондоне, Мурад сблизился с наследником британского престола Эдуардом, принцем Уэльским ; сближение это произошло, вероятно, на почве масонства , к которому, по мнению гёзде Мурада Филизтен-ханым , принадлежали оба наследника. Мурад, находившийся под влиянием греческого семейства масонов Скальери и Мидхата-паши , проникся прогрессивными либеральными идеями и при их содействии присоединился в 1872 году (автор статьи о Мураде V в «Исламской энциклопедии», Джевдет Кючюк, указывает точной датой вступления 23 октября 1872 года ) к грекоязычной ложе Константинополя, управлявшейся масонской организацией « Великий восток Франции » ; Авакян, автор статьи «Масонство в рядах Иттихад ве Теракки », опубликованной в армянском академическом журнале « », указывает, что «низложенный в 1876 г. султан Мурад V имел титул мастера стула » .

Последние годы Абдул-Азиза

В начале 1870 годов Мурад полностью отстранился от автократического правления своего дяди. Как отмечали братья Мурада, примерно в это же время будущий султан пристрастился к алкоголю . Во время его юности свободу Мурада ничто не ограничивало, и он проявлял признаки того, что сможет стать хорошим правителем. В связи с этим многие либерально настроенные политики страны, такие как Мидхат-паша, возлагали на наследника большие надежды . Тем более, что к этому моменту империя столкнулась сразу с несколькими трудностями ( Кандийское восстание в 1866—1869 годах, потеря Белграда в 1867 году и другие), которыми султан не интересовался . Однако в последние годы правления Абдул-Азиза Мурад попал под подозрение в участии в заговоре с целью свержения султана, которое поддерживали Великие державы. Подозрения были небезосновательными: Мурад был близко знаком с Намык Кемалем и другими участниками молодого движения « Новые османы » , с которым наследник связывался через своего личного врача Каполеоне-эфенди . Кроме того, вероятно, он был посвящён в планы заговорщиков Мидхатом-пашой . Как бы то ни было, наследник оказался под бдительным наблюдением и стал всерьёз опасаться за свою жизнь, что привело к пристрастию к алкоголю и нервным припадкам .

Правление

Султан Абдул-Азиз , которому наследовал Мурад V после переворота

10 мая 1876 года заговорщики, возглавляли которых бывший и будущий великий визирь Мютерджим Мехмед Рюшди-паша , Хусейн Авни-паша , шейх-уль-ислам и министр без портфеля Мидхат-паша , начали действовать. 12 мая заговорщиками был созван , который постановил, что Абдул-Азиз более не способен занимать султанский трон. Мурад не только знал о происходящем, но и одобрил смещение дяди . В ночь с 29 на 30 мая Абдул-Азиз оказался заблокирован во дворце Долмабахче — были перекрыты все входы и выходы — и оказался полностью отрезан от внешнего мира. Сразу после этого батальон, сформированный из курсантов военной академии, под командованием Назыры Сулеймана-паши отправился на виллу наследника, чтобы доставить Мурада в султанский дворец .

Мурад, не знавший о том, что батальон призван охранять его, опасаясь того, что заговор провалился и его могут арестовать, отказался впустить их на виллу. Лишь связавшись с Хусейном Авни, Мурад покинул виллу на карете. В пути, во время грозы и проливного дождя, Мурад несколько раз сменил карету, чтобы избежать провокаций. Затем морем (наследника также несколько раз пересаживали в разные лодки) Мурад прибыл на площадь Беязыт , откуда каретой был доставлен к воротам Сераскера. Здесь ожидавшие Мурада великий визирь, шейх-уль-ислам и другие сановники присягнули ему на верность как новому султану. В это же время Абдул-Азизу была зачитана фетва , на основании которой он был смещён; в фетве говорилось, что султан не интересуется государственными делами, поэтому не должен занимать трон. Параллельно шло разграбление имущества семьи бывшего султана; часть ценностей перешла во владение матери Мурада V, новой валиде Шевкефзы-султан , и погашения долгов самого Мурада V, другая часть оказалась в руках сановников, участвовавших в заговоре. Абдул-Азиз был вывезен во дворец Топкапы , когда новый султан прибыл в Долмабахче, а затем с позволения Мурада V и его советников перебрался с семьёй в выбранный им дворец Ферие .

Хотя к моменту восшествия на престол Мурада V его психическое состояние уже было нестабильно , в целом он чувствовал себя довольно хорошо . Для утверждения в качестве султана Мураду была устроена повторная церемония принесения присяги , которую пришлось сократить из-за опасений, что султану может стать плохо . Кроме того, Мурад так и не прошёл церемонию опоясывания мечом Османа в Эюпе — аналог европейской коронации . Вместе с тем появились первые разногласия в совете заговорщиков, возведших Мурада V на османский трон: из всей верхушки ярым сторонником демократии был только Мидхат-паша, остальные же высказывались за продолжение действия старого режима. Хусейн Авни и вовсе повёл себя как диктатор: по его приказу без его ведома из султанского дворца никто не мог выйти, как никто не мог и войти в него .

4 июня 1876 года во дворце Ферие был найден мёртвым бывший султан Абдул-Азиз ; тело Абдул-Азиза было обследовано несколькими врачами, и официально было объявлено, что свергнутый султан совершил самоубийство , перерезав вены на запястьях. Мурад V был шокирован случившимся; психическое состояние нового султана всерьёз обеспокоило его министров и семью . Вместе с тем за рубежом появились слухи, что Абдул-Азиз был убит по приказу Мурада V . Хотя поведение Мурада говорило о том, что он не был причастен к смерти дяди, расследование, проведённое в 1881 году по приказу султана Абдул-Хамида II, показало, что именно Мурад был заказчиком убийства Абдул-Азиза I . 11 июня в Ферие была найдена мёртвой одна из жён Абдул-Азиза, черкешенка Несрин Кадын-эфенди ; в ночь на 16 июня её брат, Черкес Хасан-бей , желая отомстить за сестру, ворвался в особняк Мидхата-паши с целью убить государственных чиновников, совершивших переворот. Там он убил пятерых человек, в числе которых оказался военный министр Хусейн Авни-паша, после чего был схвачен, подвергнут суду и казнён. Нападение на людей, приведших его к власти, ввело Мурада V в глубокую депрессию, окончательно подорвавшую его психическое здоровье .

Состояние султана постепенно становилось достоянием общественности. Церемонии, в которых требовалось участие султана, становились всё короче по времени и всё меньше по количеству. На первой после смерти Абдул-Азиза пятничной молитве в Ая-Софье Мурад V потерял сознание и был перевезён во дворец Йылдыз , откуда, придя в себя, вернулся в Долмабахче. Ко второй пятнице состояние Мурада стало ещё хуже, и он не смог присутствовать в мечети. Султан заперся во дворце и никого не принимал. В третью пятницу Мурад, в нарушение всех традиций, был доставлен в ближайшую малую мечеть, где и провёл церемонию пятничной молитвы, что разочаровало улемов . После церемонии султан вернулся в свои покои и, не раздеваясь, лёг спать; утром слуги обнаружили в покоях разбитое стекло, которым Мурад пытался убить себя. Правительство пыталось скрыть состояние Мурада V, однако успеха не добилось .

К султану круглосуточно были приставлены несколько слуг, его обследовали несколько врачей и в конечном итоге, по рекомендации английского врача, из Вены был вызван известный психиатр Максимилиан Лейдесдорф . В отчёте личный врач Мурада Каполеоне-эфенди писал Лейдесдорфу: «По моим наблюдениям, умственное состояние его величества султана значительно потрясено вследствие расстройства нервной системы. Причина этого расстройства должна быть приписана, во-первых, более чем трёхнедельному заключению, которое султан, будучи ещё принцем Мурадом, должен был перенести, в продолжение которого он был в постоянном страхе за свою жизнь. Преследуемый этою мыслью, он постоянно прибегал к средствам заглушить её, и тогда-то, несмотря на все убеждения врачей, он предавался чрезмерному употреблению спиртных напитков» . Лейдесдорф заключил, что если излечение для султана возможно, то очень нескоро ; также он рекомендовал поместить Мурада на несколько месяцев в психиатрическую клинику, однако министры ждать не могли .

Заговорщики, приведшие Мурада к власти, окончательно разочаровались в нём. Великий визирь Мютерджим Мехмед Рюшди-паша вынес на обсуждение с другими сановниками вопрос о назначении регентом при Мураде V его единокровного брата и наследника Абдул-Хамида , однако тот отказался получить только тень от власти будучи регентом . В итоге 30 августа 1876 года было принято решение о смещении с трона Мурада V в пользу Абдул-Хамида II; на следующее утро была оглашена фетва, объявлявшая султана неспособным управлять государством вследствие психической болезни . Правление Мурада продлилось всего девяносто три дня — кратчайшее правление в истории Османской империи ; из этих девяносто трёх дней в здравом уме султан пробыл только семь .

Последующие годы

Восстановленный дворец Чыраган , в котором Мурад V жил после свержения

31 августа 1876 года Мурад V с семьёй и слугами под конвоем был отправлен во дворец Чыраган . Многие современники Мурада полагали, что его ждёт та же участь, что ранее постигла его дядю Абдул-Азиза , однако он оставался в живых после свержения на протяжении двадцати восьми лет. Джевдет Кючюк, автор статьи о Мураде V в «Исламской энциклопедии», считал, что именно членство в масонской ложе сыграл свою роль в сохранении жизни Мурада после свержения , а его убийство отрицательно сказалось бы на репутации его брата-султана Абдул-Хамида II .

Через девять месяцев заключения в Чырагане в состоянии Мурада V наступило улучшение благодаря длительному лечению . В течение первых лет после свержения сторонники бывшего султана трижды пытались освободить его и вернуть на трон : в ноябре 1876 года, во время первой попытки освобождения бывшего султана, были пойманы четверо мужчин (двое из них были иностранцами, вероятно, греками-масонами — людьми Скальери ), переодетых в женскую одежду и пытавшихся попасть во дворец; 15 апреля 1877 года вызволить Мурада вновь попытались его братья-масоны, однако он отказался идти с ними. освобождения бывшего султана была предпринята 20 мая 1878 года, однако основной участник заговора, , погиб при странных обстоятельствах; в этом заговоре участвовали несколько единокровных братьев, сестёр и зять Мурада: Ахмед Кемаледдин-эфенди , , Фатьма-султан , Сениха-султан и её муж . Всё это беспокоило Абдул-Хамида II и привело к тому, что по его приказу вокруг Чырагана был возведён кордон, отделивший дворец от остального города. Тем не менее Мурад жил вполне комфортно, наслаждаясь обществом своей семьи и наложниц. Замкнутый образ жизни, который был вынужден вести бывший султан, давал пищу для многочисленных слухов: иностранная пресса нередко писала о том, что бывший султан томится в заточении, или бежал и был застрелен, или наставляет брата-султана в армянском вопросе . В 1884 году официально было объявлено о смерти Мурада , после чего по приказу Абдул-Хамида II было запрещено упоминать имя его свергнутого брата .

Мурад страдал сахарным диабетом . Брукс пишет, что Мурад умер в возрасте шестидесяти трёх лет 29 августа 1904 года от последствий диабета. Смерть бывшего султана произошла всего за пару дней до наступления двадцать восьмой годовщины заключения во дворце . Бывший султан был похоронен в мавзолее Новой мечети рядом с матерью , умершей ещё в 1889 году.

Описание Мурада в последние годы жизни даёт турецкий историк Недждет Сакаоглу, цитируя слова журналиста и редактора мемуаров Филизтен Ханым-эфенди Зии Шакира и сына губернатора Бурсы Семиха Мюмтаза. Шакир пишет, что «волосы и борода, бросающая на лицо тень печали, были полностью седыми; тело сгорбилось». Семих Мюмтаз в книге «Настоящее, ставшее мечтой» делится наблюдениями врача Ибрагима-паши, который навещал Мурада V на смертном одре: «Больной лежал на кровати с видом на море, опираясь на подушки. Несчастный мужчина, чья слава гремела в былые времена, сейчас в плачевном состоянии. Он еле двигается. Не может свободно дышать. Его лёгкие съедает чахотка!»

Личность и здоровье

В бытность свою шехзаде Мурад был спокойным, порядочным, отзывчивым, мягким и чутким человеком. Абдул-Хамид говорил о брате, что «он был непредубежденным человеком, ему нравилось встречаться с учёными и сторонниками свободы» и что Намык Кемаль сыграл не последнюю роль в его пристрастии к алкоголю . В детские годы Мурад имел весёлый и общительный характер, однако в 13 лет он переболел лихорадкой, которая лишила его былой радости; кроме того, он стал страдать проблемами с памятью . Со временем стало ясно, что обычно весёлый и любящий шутки Мурад с возрастом впадает в беспокойное состояние. Этот факт не ускользнул от внимания его отца: с пятнадцатилетнего возраста к нему был приставлен доктор-неаполитанец Каполеон-эфенди, завоевавший доверие матери наследника. Однако, поскольку доктор не следил должным образом за состоянием меланхолии и недомоганиями Мурада, его лечение не помогало .

Мурад в султанской семье выделялся своими талантами: он был поэтом, композитором, пианистом, флейтистом, альтистом, игроком на уде и прекрасным плотником, а также проявлял интерес к архитектуре и даже неоднократно заявлял, что если бы не был членом династии, то обязательно стал бы архитектором. Его брат Мехмед VI Вахидеддин говорил: «Нас было восемь братьев; самым ценным среди нас был Мурад; если они поставят его на одну чашу весов, а нас на другую, то та сторона, на которой он есть, будет тяжелее» . Свои покои Мурад использовал для того, чтобы основать школу, где обучались его дети, а потом и внуки; своих дочерей он старался воспитывать как европейских принцесс. В заточении Мурад написал мемуары, в которых отдельно описывал дворцовых котов; местонахождение этих мемуаров неизвестно, однако Сакаоглу полагал, что если их не уничтожили, то они хранятся в архивах дворца Йылдыз .

Мурад был чрезвычайно чувствителен к проблемам своей семьи и всегда старался найти для них решение. Так, он поддержал сестру Рефию , когда у неё начались проблемы в браке, а после смерти отца-султана добился выделения другой своей сестре, Сенихе , отдельных покоев во дворце. Позднее в благодарность за заботу Сениха проявит большую преданность брату-султану .

Семья

Кадын :

Икбал :

  • Ресан Ханым-эфенди (1860—1910) — главная икбал . Брак заключён в 1877 году.
  • Джевхерриз Ханым-эфенди (1860-е — после 1904 или 1940) — бывшая калфа , обучавшая султанских детей французскому языку , затем гёзде Мурада V до его восшествия на престол или вторая икбал после его свержения . Позднее была замужем за бывшим бербербаши Абдул-Хамида II Хюсню-беем.
  • Невдюрр Ханым-эфенди (1861—1927) — третья икбал; брак заключён в 1880 году .
  • Ремишназ Ханым-эфенди (1863 — до 1904 или после 1934) — четвёртая икбал ; брак заключён в 1880-х годах .
  • Филизтен Ханым-эфенди (ок. 1860—1862 — ок. 1945 ) — бывшая калфа , затем гёзде Мурада V уже после его смещения или четвёртая икбал . Автор мемуаров «28 лет во дворце Чыраган: Жизнь Мурада V» — важнейшего труда, дающего сведения о жизни султана Мурада V .

Гёзде и наложницы:

  • Тараныдиль-ханым — сестра Рефтарыдиль . Наложница Мурада V или же Абдул-Азиза . Позднее покинула гарем и вышла замуж за Нури-бея .
  • Гевхери-ханым — гёзде Мурада V уже после его смещения . Турецкий историк Недждет Сакаоглу полагал, что гёзде Гевхери и икбал Джевхерриз в действительности были одной и той же наложницей .
  • Висалинур-ханым — наложница Мурада V до его восшествия на престол. В правление и после свержения султана нигде не упоминается .

Помимо Мехмеда Селахаддина сыновьями Мурада V были умершие в детстве шехзаде Сулейман (р. 1866) и Сейфеттин (р. 1872) , однако кто был их матерью, неизвестно.

Комментарии

  1. Начиная с XVII века, после того, как перестал применяться закон Фатиха , в Османской империи действовал закон Эршед и Экбер, устанавливавший принцип наследования по системе сеньората — когда наследником становился старший мужчина в семье, будь то сын, брат или племянник султана .
  2. Дата брака дана по « Готскому альманаху » и может означать как официальный брак, так и получение официального титула фаворитки или же вхождение в гарем султана .
  3. Невдюрр также числилась в архивах как калфа, что может объясняет тем фактом, что партия Единение и прогресс не признавала икбал Мурада его жёнами, чтобы не платить им вдовье жалование .
  4. Становление сестёр наложницами одного султана противоречило исламским традициям, поэтому, вероятнее всего, Тараныдиль была в гареме Абдул-Азиза, а не Мурада V .

Примечания

  1. , table XLIX.
  2. , s. 7.
  3. , s. 183.
  4. , s. 647.
  5. , p. 16.
  6. , p. 105.
  7. , s. 6.
  8. , s. 43.
  9. , p. 83.
  10. , p. 128.
  11. , s. 7—8.
  12. , table XLVII.
  13. , s. 8.
  14. , s. 9.
  15. , s. 10.
  16. , s. 12.
  17. (англ.) . wikisource.org . Дата обращения: 8 июня 2022. 6 апреля 2022 года.
  18. , s. 13.
  19. , s. 13—14.
  20. , s. 14.
  21. , s. 14—15.
  22. , s. 15—16.
  23. , s. 16.
  24. , s. 17.
  25. , s. 17—18.
  26. , s. 18.
  27. , s. 18—19.
  28. , s. 20.
  29. , s. 20—21.
  30. , p. 21.
  31. , s. 185.
  32. , .
  33. , с. 130.
  34. , p. 69.
  35. , s. 184.
  36. , p. 45.
  37. , pp. 69—70.
  38. , s. 283.
  39. // Московскія Вѣдомости : газета. — 1876. — 2 сентябрь ( № 223 ). — С. 3 .
  40. , p. 70.
  41. , p. 17.
  42. , p. 29.
  43. , p. 76.
  44. , с. 382.
  45. , с. 385.
  46. , p. 110.
  47. , s. 647—648.
  48. , s. 10—11.
  49. , s. 11.
  50. , s. 648.
  51. , s. 11—12.
  52. , s. 649—654.
  53. , s. 97.
  54. , table XLVII (note 1).
  55. , s. 649.
  56. , s. 653.
  57. , s. 105.
  58. , s. 654.
  59. , p. 64.
  60. , p. 68.
  61. , s. 110.
  62. , s. 113.
  63. , p. 13.
  64. , pp. 67—68.
  65. , p. 14.
  66. , table XLIX (прим. 4).
  67. , pp. 13—14.
  68. , s. 101.
  69. , s. 650.
  70. , table XLIX (прим. 5).
  71. , s. 116.

Литература

  • Авакян А. Г. // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների (Вестник общественных наук). — 1994. — № 1 . — С. 130—141 . — ISSN .
  • Гудвин, Джеймсон. Величие и крах Османской империи: Властелин бескрайних горизонтов. — М. : КоЛибри , 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-389-02499-1 .
  • Alderson, Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — P. 29, 69—70, 110.
  • Açba, Harun. (тур.) . — Profil, 2007. — 221 p. — ISBN 978-9-759-96109-1 .
  • / ed. Douglas Scott Brookes. — University of Texas Press , 2010. — P. 16—17. — ISBN 0292783353 , 9780292783355.
  • Küçük, Cevdet. // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 1988. — Vol. 1. — P. 179—285.
  • Küçük, Cevdet. // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2006. — Vol. 31. — P. 183—185.
  • Ridley, Jasper. . — Skyhorse Publishing, Inc., 2011. — 368 p. — ISBN 1628721170 , 9781628721171.
  • Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları: Vâlide sultanlar, hâtunlar, hasekiler, kadınefendiler, sultanefendiler (тур.) . — Oğlak Yayıncılık, 2015. — С. 650—651. — ISBN 978-9-753-29623-6 .
  • Satı, İbrahim. : [ тур. ] / dan. Prof. Dr. Mehmet Mercan. — Karaman : T.C. Karamanoglu Mehmetbey Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Tarih Anabilim Dalı Yakın Çag Tarihi Bilim Dalı, 2020. — P. 273.
  • Süreyya Mehmed Bey. / ed. Nuri Akbayar. — Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — Т. 1. — ISBN 975-333-049-5 , 975-333-038-3.
  • / ed. Ziya Şakir. — Anadolu Türk Kitap Deposu, 1943. — 243 p.
Источник —

Same as Мурад V