Interested Article - Монастырь Мар Барсаума

Монастырь Мар-Барсаума (Бар-Саума, Мар-Барсаума, Bar Çauma , Borsun kalesi , Kala dër BârSûm , Dibolsun , Peras kalesi ) — заброшенный и разрушенный монастырь, названный в честь Мар Бар Саумы . Монастырь был расположен в окрестностях Малатьи . Сначала монастырь принадлежал Сирийской православной церкви и с 1034 по 1293 год был резиденцией её патриархов . С середины XIV по конец XV века монастырь был заброшен. В последние два века существования после возрождения монастырь, вероятно, какое-то время принадлежал Армянской церкви . Окончательно заброшен монастырь был в конце XVII века.

В этом монастыре была большая библиотека, создавались манускрипты . В нём были написаны труды (в том числе и «Хроника») патриарха Михаила Сирийца , а также «Всеобщая история» Бар-Эбрея и «Анонимная сирийская хроника (1234)». По свидетельству Михаила некоторое время в монастыре, помимо десницы Бар Саумы, хранилась кость Св. Петра .

История

Ранняя история

Монастырь Мар Барсаума (некоторое время бывший женским) был назван в честь Мар Бар Саумы (ум. 458), и был основан, возможно, на месте пещеры, где Бар Саума жил, или рядом с ней . Местонахождение могилы Бар Саумы неизвестно, но согласно его жизнеописанию, он был похоронен в своем монастыре. Позже в монастыре на горе хранилась только десница святого, а жизнеописание сообщало, что Бар Саума жил в пещере под нависающей скалой . Таким образом, изначально монастырь располагался у подножия горы Каплы-Даг, но затем был построен новый монастырь на вершине горы . Время основания монастыря на горе неизвестно. Источники писали о том, что сам Бар Саума основал некий пещерный монастырь в районе Мелитены, возможно, речь о монастыре под горой . С другой стороны, встречаются утверждения, что истоки монастыря восходят к концу VIII века, возможно, речь о монастыре на горе . Руины монастыря находятся на горе Каплы-Даг (рядом с Немрут-дагом ), к юго-западу от вершины, ниже её на 60 метров и на высоте 1600 метров . Вероятно, и пещера святого внизу горы, и монастырь на горе считались монастырем Барсаума, и какое-то время монастырь имел две территории . Пещера, которая указывала на местоположение старого монастыря, ещё упоминается в рукописях 1599 и 1622 годов .

Самое раннее упоминание о монастыре Мар Барсаума относится к 790 году, когда мимо монастыря в епископальной поездке проезжал патриарх . Он почувствовал себя плохо, остановился в монастыре и умер . Следующее упоминание относится тоже к смерти патриарха — в 1002 году в монастыре был похоронен . Вероятно, поначалу монастырь не играл особой роли и приобрел значение в лишь в XI и XII веках . В 1024 году в монастыре Мар Барcаума епископ Мар Авраам построил так называемую «старую церковь» .

Согласно Бар-Эбрею в 1065/66 году монастырь подвергся нападению «армянских разбойников», которые разоряли земли Мелитены и хотели в нём укрыться от карательного отряда сельджуков. Армяне планировали устроить засаду в окрестностях, а нескольких товарищей послать проникнуть в монастырь, чтобы те ночью впустили остальных. Однако несколько монахов сбросили злоумышленников со скалы . После этого монахи решили укрепить монастырь и за три года после нападения, к 1069 году, построили две высокие башни. С тех пор укрепления возводили в монастыре регулярно. Ещё одна новая башня была построена между этими двумя тридцать два года спустя, в 1101 году .

В самом начале XI века в монастыре были произведены изменения в службах. Это было связано с избранным епископом Мелитены в начале декабря 1102 года Дионисия из Губбоса. Из-за вторжения в Губбос тюрок Дионисий был вынужден перебраться в Мар Барсаума, там он научил монахов правилам служб, дал наставления Абуль-Фараджу (не путать с Бар-Эбреем), и посвятил его в сан (впоследствии Абуль-Фарадж стал епископом Мелитены и в 1129 году после смерти был захоронен в старой церкви монастыря Мар Барсаума ). М. Тьерри писал, что около 1102 года Дионисиос реформировал орден (М. Тьерри указал неверно страницу — 167 в третьем томе редакции Шабо ).

Построенные укрепления не спасли монастырь полностью от нападений. В 1121 /22 году зимой Артукид Балак бен Бахрам из Хисн-Зияда перешёл по льду Евфрат , занял монастырь, чтобы использовать его как базу для нападения на Гергер . Вероятно, при этом он разграбил монастырь . Также известно, что эмир Мелитены Данишмендид Гази обложил монастырь данью. Поскольку он правил в 1104—1134 годах, то дань на монастырь была наложена именно в этот период .

В середине XII века зафиксировано несколько происшествий в монастыре. Первый зафиксированный в источниках крупный пожар вспыхнул зимой 1144/45 года, тогда сгорели три кельи, но монахам удалось справиться с огнём . В 1148 году Артукид из Хисн-Зияда Кара-Арслан отправил в район Гергера отряд. Местные жители с добром укрылись в монастыре. Тогда тюрки устроили засаду в трёх местах и перехватили весь крупный и мелкий скот. С обеих сторон были погибшие. Люди Артукидов потребовали от монахов выдать жителей, обещая взамен вернуть захваченные стада и отары. При этом, по словам Бар-Эбрея, они обещали не разорять монастырь, поскольку чтят Бар Сауму. Людей они собирались, по их словам, переселить на земли Артукидов. Часть монахов склонялась к мысли выдать людей, но вторая была готова их защищать. Тогда тюрки сожгли прессы для вина и опоры виноградников. В поисках защиты монахи отправили делегацию к Кара-Арслану, который их принял и велел своим людям вернуть всё награбленное .

Разграбление монастыря Жосленом Эдесским

Окрестности монастыря

18 июня 1148 года у южных ворот монастыря неожиданно появился Жослен II Эдесский . Монахи обрадовались, думая, что он хочет помолиться. По словам Матвея Эдесского «[две] группы впали в пучину алчности: Жослен, потому что он думал, что найдет много золота, а монахи, потому что думали, что он принёс золото». Они взяли кресты и Евангелие и вышли ему навстречу. Жослен проявил хитрость, увидев крест, он слез с коня и изобразил смирение, но смиренным он был ровно до тех пор, пока не вошел со своими людьми в стены монастыря . 20 июня он изгнал из монастыря монахов. Из монастыря Жослен решил не уходить, чтобы не оставлять пустой крепость, боясь, что её захватят турки . Он поместил в верхней части свой гарнизон и потребовал от общины 10 000 динаров за освобождение монастыря .

21 июня изгнанные монахи прибыли в Хисн Мансур . Так весть о захвате монастыря достигла города, все жители которого были напуганы . Монахи были вынуждены отдать Жослену реликварий с десницей Бар Саумы, а также сокровища четырёх монастырей: мар Абаи, Саргиса, Мадика и Харсафты, хранившиеся в Мар Бар Саума . Также Жослен забрал ту дань, которую монахи должны были отдать эмиру Мелитены . Он, по словам Михаила Сирийца, говорил: "Я захватил монастырь Мар Барсаума, который является крепостью, столь же высокой над остальными, как орел над горами . Сын Данышмендида Гази, Даула, узнав о захвате монастыря Жосленом, решил, что монахи сами передали ему крепость, чтобы освободиться от дани. Эмир излил свой гнев на христиан Мелитены, заявив: «Ваши единоверцы отдали крепость франкам, и за это я вам отомщу». Церковные службы и звон колоколов в Мелитене прекратились на три дня . Но монахам удалось убедить Даулу, что Жослен пришёл неожиданно и занял монастырь обманом и силой. Тогда эмир стал собирать войска, чтобы изгнать франков из крепости и простил монахам дань за этот год. Монахи убедили его не штурмовать монастырь, потому что это бесполезно, а положиться на них. Часть монахов оставались в монастыре, в верхней части монастыря (крепости) остались солдаты Жослена. Оставшимся в монастыре монахам удалось договориться с воинами Жослена, что те уйдут, но монахам пришлось дать клятву, что они впустят Жослена, если он вернется, от которой их освободил патриарх. Узнав, что Даула собирает войско, а монахов освободили от клятвы, Жослен отправил к Дауле посланника с предложением мира и вынужден был освободить монастырь . Осенью 1149 года, будучи окружён в Телль-Башире (Турбесселе) войском сельджукского султана , Жослен был охвачен страхом. Он испугался, что это наказание за святотатство разграбления монастыря и обещал покаяться. После того, как Жослен II признал сюзеренитет Масуда, султан снял осаду, и Жослен сразу отослал десницу Мар Бар Саумы в монастырь . Так, благодаря войне Жослена с тюрками, монастырь вернул реликвию .

Михаил Сириец

Михаил родился в 1126 году и поступил в монастырь в детстве. В 1162 году он обратил внимание на то, что паломникам на празднике Св. Бар Саумы не хватает воды, которую в монастырь привозили на мулах. Михаилу помог епископ Мардина Бар Иоанн, который «изучил искусство геометрии, он легко проводил и доставлял воду туда, где это было необходимо». Иоанна попросили прибыть в Мар Барсауму, и он показал чертежи, объяснив, как можно устроить водопровод, но многие монахи не верили в успех начинания и были против. В 1163 году Михаил Сириец стал настоятелем монастыря, в том же году он начал прокладку водопровода из глиняных труд от источника на вершине горы. 24 августа 1163 года работы были закончены .

В Анонимной Сирийской хронике 1234 года сообщается, что в 1163 году зима была суровой, и из-за количества снега река поднялась так сильно, что мельница монастыря была затоплена. Этой рекой может быть только Кяхта Чай далеко ниже монастыря на горе. Видимо, речь о монастыре Барсаума у подножия горы . В 1163 году монастырь был полностью сожжён при пожаре. В пожаре пропала библиотека с манускриптами, в том числе и все рукописи Михаила Сирийца, проживавшего и трудившегося в нём . В следующем году монахи построили южную башню . В 1169 году в монастыре похоронили патриарха Афанасия VIII, и новым патриархом стал Михаил. Он возвёл в монастыре, ставшем резиденцией патриарха, патриарший дом, гостевой дом, расширил библиотеку . В 1180 году в монастыре был заключён ученик Михаила Сирийца, Теодор Бар Вахбун, который отверг доктрину монофизитов и подошел к православию. Его сторонники выбрали его раскольничьим патриархом в Амиде в 1180 году под именем Иоанн, в то время как Михаил был выбран патриархом в Антиохии. Однако патриархом Бар Вахбун был недолго — он был схвачен и заточён в монастыре Барсаума, откуда ему удалось сбежать со стен по веревке .

Михаил Сириец сообщал, что сельджукский султан Кылыч Арслан II хорошо относился к христианам. В 1181 году он приехал в Мелитену, пригласил Михаила к себе, принял его с почётом и выслушал речь Михаила с цитатами Святого писания . Итогом этой беседы стал ценный дар, попавший ему в руки в 1176 году при разграблении византийского лагеря после битвы при Мирионкефалоне :

В воскресенье он прислал нам руку из чистого золота, инкрустированную драгоценными камнями и жемчугом, в которой были найдены мощи святого Петра, главы апостолов .

В субботу 30 июля 1183 монастырь Мар Бар Саума сгорел. Пожилой монах забыл в келье восковую свечу и пошел в виноградник. От этой свечи огонь охватил мебель и другие деревянные предметы, крыши и стены всех камер были деревянными. Монахи успели вынуть ковчег, в который была помещена десница Мар Бар Саума и реликварий с десницей Св. Петра. Сгорели все кельи, дома общины, старая церковь, библиотека . Как писал Михаил Сириец:

В своей ярости он [огонь] плавил железо и превращал камни в известь. Сами двери монастыря, которые были железными, сгорели; стены осыпались; Короче говоря, не сохранилось абсолютно ничего, кроме новой церкви, которая все ещё строилась, высокой башни монастыря, грота печи и так называемой внешней двери Гаргара .

Реконструкция монастырских построек заняла три года . Михаил Сириец воздвиг «новую церковь» монастыря, вместо разрушенной пожаром, но потребовалось ещё два года, чтобы выполнить роспись. Освящение церкви состоялось в мае 1192 года . Для построенных между 1180 и 1193 годами сооружений использовали материалы «языческого храма с близлежащей горы» (возможно, гробницы Антиоха Великого на Немрут-Даге ) . В 1199 году Михаил Сириец скончался и был похоронен перед северным алтарем построенной им новой церкви .

В феврале 1206 года монастырские постройки опять охватил пожар, а в 1207 году землетрясение разрушило новые постройки . В 1207 году Патриарх Атанас IX скончался в монастыре Барсаума и был похоронен «в старой нижней церкви» . Новым патриархом стал Игнатий II. Он закончил в том же году возведение защитных стен, завершив дело, которое не успел закончить Михаил Сириец. Игнатий так же заменил крышу церкви, которую Михаил построил и в которой был похоронен, на свинцовую кровлю . Зимой 1207/8 г. прошел сильный дождь, который «превратился в ручей и большой поток, и он сильно ударил по монастырю и уничтожил все, что нашел» (видимо, речь о нижнем монастыре) .

Восстание Баба Исхака

Монахи принимали участие в подавлении восстания Баба Исхака . По словам Бар-Эбрея в 1240 или 1241 году (1239 ) в октябре или ноябре: «Вспыхнула ересь относительно веры арабов. Ибо некий туркоман, старик и подвижник, имя которого было Баба, прославился в Амасье . Он называл себя „Расул“, то есть „Посланный“, поскольку он сказал, что он был Апостолом, и что Мухаммед был лжецом» . Восставшие начали грабить «страны Хисн-Мансур , и Гергер , и Кяхты ». Тогда Кей-Хосров II приказал расправиться с осажденным в Амасье Баба Расулом (Ильясом) и отправил против него Мубаризеддина бен Алишир, вождя племени Гермиян , правившего в Мелитене, с пятьюстами всадниками . Крепости монастыря Мар Барсаума и стенам требовались защитники, поэтому многие монахи могли быть солдатами, искусными лучниками . Пятьдесят таких лучников из монастыря Мубаризеддин вызвал на помощь для борьбы с мятежниками. Однако бунтовщики дважды победили Мубаризеддина, из монахов мало кто спасся .

Бар-Эбрей

В 1261 году монастырь был упомянут в связи со смертью патриарха Дионисия II (Аарона Ангура). После смерти в 1252 патриарха Игнатия II в якобитской церкви произошёл раскол. Часть епископов избрала патриархом Аарона Ангура с именем Дионисий, параллельно был избран мафрианом Бар Мадани . Дионисий проживал в монастыре Мар Барсаума, до 1258 года с ним в монастыре находился Бар-Эбрей . 18 февраля 1261 года Дионисий, убивший в ходе раскола двух своих племянников, был убит в результате заговора в монастыре Мар Барсаума во время Ночной службы .

Летом 1273 года на район совершили набег разбойники из Сирии, которые захватили много пленников, но сразу ушли, опасаясь монголов. В это время Бар-Эбрей возвращался из поездки в монастырь Мар Барсаума. По его словам, он не понимал размеров опасности, пока не увидел разоренные окрестности. Ему пришлось ждать в монастыре Мар Саркис прибытия 50 вооруженных монахов из монастыря Барсаума, которые пришли сопровождать его .

Вскоре, в 1285 году, сильное землетрясение разрушило большую часть зданий монастыря , затем в 1292/93 году в Сирийской церкви произошёл очередной раскол. Монастырь Барсаума подчинялся киликийской линии патриархов (вскоре потеряла значение, а в 1444/45 году прекратила существование) . Нет данных о том, когда именно монастырь был заброшен. Сразу после раскола, в 1293 году, а затем в 1349 году монастырь был разграблен курдами .

Возрождение

Йоаннес и Анания

В 1393—1404 годах сирийская церковь подверглась гонениям со стороны Тамерлана , и численность сирийских христиан резко упала. В XVI веке у сирийского патриархата было всего 20 епархий . Из-за общего упадка монастырь Барсаума долго не удалось возродить . Сообщения, касающиеся монастыря, возобновляются только после середины 15 века, видимо, почти два века он был полуразрушен и необитаем .

В XV веке монастырь возрождается — он функционирует, в нём создаются книги. Большинство упоминаний монастыря в этот период содержится именно в колофонах или в заметках на полях созданных в нём (или в соседних монастырях) манускриптов . Первое известное упоминание монастыря после перерыва встречается в колофоне рукописи, написанной в 1463 году в монастыре Мар Абая (Ms. Vat. Syr. 564). Переписчик упоминал, что он находится недалеко от монастыря Мар Барсаума. Неизвестно, имел он в виду монастырь или же лишь его место . А первая известная рукопись, созданная в возрождённом монастыре Мар Барсаума (житие апостола Фомы), датирована 1469/70 годом .

Согласно заметке на манускрипте от 1568/69 года (Hs. Aleppo Orth. 116), в которой писец Йоаннес просит помолиться за «Мар Барсауму» и «Раббана Йаннеса», можно предположить, что единственными обитателями монастыря Барсаума в 1568/69 году были лишь эти два монаха . Йоаннес был переписчиком ещё нескольких рукописей, созданных в монастыре (он называл себя Раббан Йаннес , Иоаннес сын Мардироса сына Барсаумы из деревни Ванк , монах Иоанн , Йоханнес сын Мардироса ):

  1. 17 августа 1574 года (Ms.Istanbul, Mart Maryam 7 ;
  2. В 1576 и 1578/79 годах (Ms. Scharfeh 5/3) ;
  3. 9 сентября 1578 года «Ленинградское Тетраевангелие» ;
  4. В 1578 году (Dublin 1503) .
  5. 18 июля 1588 года Евангелие (Aleppo Orth. 4) .

Из текста «Тетраевангелия» известно, что настоятелем монастыря в 1578 году был «Раббан Анания», учитель и наставник переписчика Йоаннеса . Мы не знаем, проживало ли в 1578 году в монастыре более двух монахов . В 1583 году Анания был уже епископом, поскольку прибывший в регион Гергера для встречи с сирийским православным патриархом папский легат Леонардо Абель в своем донесении о миссии Папе Сиксту V привёл список епископов и упомянул «епископа Ананию из Св. Барсоме»(Anania Vescovo di Santo Barsome) . В других источниках с 1587 по 1594 год Анания упоминается с официальным именем Атанас . Известно, что Атанас Анания был епископом 13 декабря 1587 года, поскольку священник Сохдо сын Макдиса Оханнеса упомянул его в завершённой в этот день в монастыре рукописи «Комментария к литургии» (Ms. Mardin Orth.-121) . В «Евангелии» (Aleppo Orth. 4) от 1588 года он упомянут в колофоне как епископ Атанас Гергерский . Поскольку бывший настоятель Анания стал епископом, в 1590 году новым настоятелем был назначен его ученик Йоханнес из Ванка, а около 1595 года тот же Йоханнес стал епископом Грегориосом Иоанном Каппадокийским . Несколько рукописей было написано Йоханнесом не в монастыре Мар Барсаума, например он написал в 1594/5 году в монастыре Мар Закай «Тетраевангелие» .

5 декабря 1583 года рукоположение в монастыре получил монах Торос (армянская форма имени Феодор) . Имена отцов двух переписчиков (Мардирос, Оханнес) предполагает, что писцы были армянского происхождения . Для Мартироса это напрямую подтверждается в другом манускрипте, где Мардирос сын Барсаумы назван армянином . В монастыре Сурб-Карапет в 1549 году было создано армянское «Тетраевангелие», упоминание монастыря Мар Барсаумы (surb Parsoma) позволило М. Тьерри сделать вывод, что армяне могли к этому времени завладеть монастырем .

Михаил Гергерский

«В день поминовения апостолов» в 1580 году некие Михаил и Геварг были рукоположены в дьяконы в монастыре Мар Барсаумы. Скорее всего, они были монахами этого монастыря, что свидетельствует о небольшом увеличении числа монахов , хотя вряд ли то время в монастыре было больше монахов, чем названных . Впоследствии Михаил стал либо епископом Гергера Грегориосом Михаилом, либо же настоятелем монастыря . Михаил сын Барсаумы из Урбиня, примерно с 1600 года был митрополитом Гергерским с официальным именем Грегориос . Будучи епископом Гергерским, Михаил часть времени проводил в монастыре. Например, это было в 1622 году, потому что монах Барсаум сын Мовсеса сообщал о пребывании в монастыре двух Михаилов — епископа и настоятеля .

Михаил Гергерский был переписчиком нескольких рукописей, в том числе именно он создал копию с оригинала «Хроники» Михаила Сирийца в 1588 году . Поскольку Михаил Гергерский жил в разных монастырях, эта копия попала в монастыре Мар Абай, где была обнаружена в середине XVIII-го века . Именно она стала основой для арабского перевода «Хроники» . Около 1800 года она временно хранилась в Мар Ананио, а затем попала в Эдессу, где была до 1924 года, пока сирийское население не эмигрировало в Алеппо .

Упадок

В 1623/24 году монастырь Мар Барсаума освятил митрополит Хисн-Зияда Кирилл Иоганнес из Гергера . В том же году он рукоположил не названного монаха в монастыре . Список рукоположений Сирийского Православного Патриархата содержит записи о произведённых им же в 1645 и 1647 годах рукоположениях в сан диакона монахов монастыря Мар Барсаума. С 1638 по 1655 год Кирилл Ефрем был митрополитом Гергерским, а также он был переписчиком книг , с 1658 по 1661 год Кирилл участвовал в написании манускрипта (Ms. Mardin Orth. 326), который содержит номоканон Бар-Эбрея и некоторые другие юридические тексты. В одном замечании Кирилл упомянул, что в Гергерском районе было три епископа (включая его) и один епископ жил в Мар Барсауме . В 1675/6 году в монастырь был принят монах, и, хотя имя его не установлено, но это свидетельствует о функционировании монастыря . Однако это, вероятно, был последний год его существования. 26 августа 1676 года «в монастыре Барсаума, который называется монастырем ступеней», был закончен манускрипт. В его колофоне содержится рассказ, являющийся последним упоминанием монастыря. Переписчик сетовал, что, хотя монастырь в хорошем состоянии, «но дьявол возревновал и сеял раздор среди монахов». Они восстали против митрополита Грегориоса Барсаумы и изгнали его из монастыря . Вероятно примерно в то время монастырь был покинут и заброшен . Сирийский православный патриарх (1887—1957) писал, что монастырь просуществовал до конца XVII века .

Реликвии и чудеса

В летописи Михаила Сирийца нет указаний на место захоронения Бар Саумы, но «Анонимная Сирийская хроника» 1234 года, приводит речь Михаила на соборе 1193 года в монастыре Барсаума. В конце Михаил произнёс: «По молитвам Богородицы и святого Мар Барсаума, перед мощами (могилой?) которого мы собрались» . Местонахождение могилы Бар Саумы неизвестно, но согласно жизнеописанию, он был похоронен в своем монастыре. Позже в монастыре на горе была лишь десница святого, поэтому Э. Хонигманн высказал предположение, что святой жил в первоначальном монастыре у подножия горы. Жизнеописание указывает, что Бар Саума жил в пещере под нависающей скалой. Вероятно, переписчик рукописи 1570/71 года, упомянувший скалу и пещеру, знал местоположение захоронения .

В монастыре находились десницы Бар Саумы и Св. Петра . В 1134 году было много саранчи, по словам Бар-Эбрея, выносили реликварий с десницей Бар Саумы, и, якобы, саранча ушла .

Михаил Сириец оставил следующее описание чуда, происшедшего при прокладке водопровода:

«Воды приближались к воротам монастыря, но там была очень высокая скала, и её было невозможно расколоть … Мы были в отчаянии. Тогда святой явился иностранному монаху и сказал ему: пойди, скажи епископу и архимандриту: не падай духом; Вы найдете проход для воды в таком месте. Когда он сообщил об этом, никто не поверил ему; горы были везде очень крепки в этом месте. Монах, начав копать в одиночестве в указанном ему месте, обнаружил, что гора раскололась в пятистах шагах… Все были удивлены и восхваляли Господа» .

Описание

Схема развалин сооружений монастыря

Руины монастыря находятся на горе Каплы-Даг, к юго-западу от вершины, ниже её на 60 метров и на высоте 1600 метров . Здания монастыря разрушены, остались лишь развалины построенной Михаилом Сирийцем новой церкви и цистерны. Новая церковь была построена между 1180 и 1193 годами из материалов, позаимствованных из «языческого храма на близлежащей горе», возможно, гробницы Антиоха Великого на Немрут-даге , ещё два года потребовалось для его росписи. Она была построена по плану (поперечно-удлинённому), возможно, это была базилика . Центральная апсида образует полукруглый выступ снаружи . Портал находится на западной стене. Внутри церкви слева сразу после входа различимы следы кирпичной полукруглой кладки, назначение которой неясно. К порталу снаружи вела лестница, шедшая параллельно стене на юг. Феликс фон Лушан , видевший развалины в 1883/84 году, упоминал декоративные элементы оконных ниш, которые были с тех пор утрачены . Развалины цистерны с полукруглым сводом расположены к востоку от церкви .

Монастырь был окружен стенами с башнями, основания их сохранились. Бар-Эбрей писал, что Михаил Сириец построил не только церковь, но и Южную башню, а также укрепил верхнюю часть монастыря (Цитадель) .

Обнаружение

Когда монастырь был окончательно покинут и разрушен, неизвестно. Он был обнаружен в 1883 или 1884 году Феликсом фон Лушаном . Местонахождение монастыря было забыто, но оно было заново обнаружено в 1953 году по указаниям Э. Хонигмана , опубликовавшего в 1967 году статью с подтверждением своих исследований . Его отождествили с развалинами, называемыми Борсун-Калеси (Борсун — искажённое Барсаума) . В наши дни место почти заброшено .

Значение

Монастырь был известен в XIII веке. Винсент из Бове (ум. 1264), передавая легенды о монастыре «Святой Брассамус» на 300 монахов:

«И сказано, что если когда-либо враг нападает на него, оборонительные сооружения монастыря сами собой сдвигаются и стреляют в осаждающих» .

Упомянул о монастыре и Марко Поло (ум. 1324). По его словам, монастырь расположен в Таврских горах и «назван в честь преподобного Барсамо». Монахи одеваются как кармелиты и вяжут шерстяные пояса, которые лечат телесные боли, поэтому все стремятся иметь такой пояс:

«Они [монахи] кладут их на алтарь святого Барсамо во время службы, и когда они идут просить милостыню по провинции (как Братья Святого Духа), они представляют их своим друзьям и знатным людям» .

Монастырь был резиденцией патриархов Сирийской православной церкви с 1034 по 1293 год. В нём находятся захоронения нескольких патриархов :

  • в 790 году .
  • Атанас V в 1002 году ;
  • Атанас VIII в 1129 году ;
  • Михаил Сириец в 1199 году .
  • Атанас IX в 1207 году .

С 1074 по 1283 год здесь проходило несколько соборов . С 1181 года в монастыре хранилась десница Св. Петра . Монастырь был культурным центром, располагал богатой библиотекой, в нём создавались многочисленные рукописи. В том числе, в этом монастыре были написаны труды патриарха Михаила Сирийца , а также История («Chronicon syriacum») Бар-Эбрея и «Анонимная сирийская хроника (1234)» .

Примечания

  1. .
  2. , p. 597.
  3. , p. 231.
  4. , p. 2.
  5. , p. 226.
  6. , p. 232.
  7. , p. 233.
  8. , p. 10.
  9. , p. 335.
  10. , p. 135.
  11. , p. 147.
  12. , pp. 243—244.
  13. .
  14. , p. 164.
  15. , p. 190.
  16. , p. 269.
  17. , pp. 283—284.
  18. , с. 40.
  19. , p. 983.
  20. , p. 205—206.
  21. , p. 285.
  22. , pp. 308—309.
  23. , p. 268—269.
  24. , pp. 315—316.
  25. , p. 77.
  26. , p. 283.
  27. , p. 283—285.
  28. , p. 287.
  29. , p. 287—288.
  30. , p. 293—294.
  31. , p. 211.
  32. , p. 352.
  33. , p. 390—391.
  34. , p. 391—392.
  35. , p. 80.
  36. , с. 75.
  37. , pp. 473—474.
  38. , pp. 474—475.
  39. , pp. 475.
  40. , p. 357.
  41. , p. 359.
  42. , p. 332.
  43. , pp. 528.
  44. , p. 227.
  45. , p. 228.
  46. , p. 230.
  47. , p. 235.
  48. , p. 234.
  49. , p. 236.
  50. , p. 238.
  51. , p. 234—235.
  52. , p. 237.
  53. , p. 239.
  54. , p. 240.
  55. , p. 241.
  56. , p. 243.
  57. , p. 244.
  58. , p. 225.
  59. , pp. 292—293.
  60. , p. 321—323.
  61. .
  62. , p. 352.
  63. .
  64. .
  65. , p. 77.
  66. , p. 595.

Литература и источники

Источники

  • Михаил Сириец , Гусейнов Р. А. // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. : Ежегодник. — М. : Наука, ГРВЛ, 1979. — № 1973 . — С. 26—54 .
  • Bar Hebraeus. / Translated from Syriac by E. A. Wallis Budge. — London, 1932.
  • Marco Polo. / Sir Henry Yule, Henri Cordier. — Courier Corporation, 1993. — 425 с. — ISBN 978-1-5040-6320-3 .
  • Michel le Syrien. / J.-B.Chabot. — Paris: Roger Pearse, 1905. — Vol. 2.
  • Michel le Syrien. / J.-B.Chabot. — Paris: Roger Pearse, 1905. — Vol. 3.

Литература

  • Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета, 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
  • Badwi A., Baroudi F. Le couvent de Mar Barsauma : redécouverte du site (фр.) // Parole de l'Orient. — 2006. — Vol. 31 . — P. 243—256.
  • Cahen Cl. BALAK / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1986. — С. 983. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
  • Duval R. / tr. Olivier Holmey. — Gorgias Press, 2013. — 379 с. — ISBN 978-1-61143-962-5 .
  • Fortescue A. . — LONDON: CATHOLIC TRUTH SOCIETY, 1913. — P. 76—77, 79-82, 52, 454.
  • Hahn J., Menze V. The Wandering Holy Man: The Life of Barsauma, Christian Asceticism, and Religious Conflict in Late Antique lestine. — University of California Press, 2020. — Vol. 60. — (Transformation of the Classical Heritage). — ISBN 978-0-520-30414-7 . — doi : .
  • Honigmann E. Le Couvent de Barşaumā et le Patriarcat Jacobite d’Antioche et de Syrie. — 1967.
  • Kaufhold H. Notizen zur späten Geschichte des Barʛaumô-Klosters // Hugoye: Journal of Syriac Studies. — 2000. — Vol. Vol. 3.2. — P. 223–246.
  • Kawerau P. / Red.: Edmund Piekniewski. — Berlin: Akad.-Verl., 1955.
  • Leroy J. // Cahiers de Civilisation Médiévale. — 1971. — Т. 14 , вып. 55 . — С. 239–255 . — doi : .
  • Leroy J. // Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. — 1974. — Т. 5 , вып. 1 . — С. 195–216 . — doi : .
  • Peeters P., Cumont F., Halkin Fr., Draguet R., Honigmann E. // Byzantion. — 1953. — Т. 23 . — С. 587–598 . — ISSN .
  • Rey E. . — GENÈVE: IMPRIMERIE HENRI TREMRLEY, 1883. — С. 80 .
  • Seyrig H. // Syria. Archéologie, Art et histoire. — 1961. — Т. 38 , вып. 3 . — С. 350–354 .
  • Setton K. M. . — Univ of Wisconsin Press, 1985. — P. 77. — ISBN 978-0-299-09144-6 .
  • Thierry M. // Syria. Archéologie, Art et histoire. — 1993. — Т. 70 , вып. 1 . — С. 192–195 . — doi : .
Источник —

Same as Монастырь Мар Барсаума