Interested Article - Шестой лесничий

«Шестой лесничий» — третий студийный альбом рок -группы « Алиса », выпущенный Всесоюзной фирмой « Мелодия » на грампластинках 11 сентября 1989 года .

Альбом состоит из восьми песен и был записан звукорежиссёром Виктором Глазковым с января по ноябрь 1988 года . Процесс записи осуществлялся в ночное время в передвижной студии «Тонваген» фирмы «Мелодия», которая перемещалась по различным городам СССР ( Минск - Вильнюс - Москва - Ленинград ) . Барабаны записывались в зале, а всё остальное — в передвижном вагоне . Сведён в студии грамзаписи фирмы «Мелодия» .

По официальным данным, тираж пластинок превысил 1 миллион экземпляров, что в США соответствует платиновому статусу .

История записи

Весной 1986 года были написаны первые песни для будущего альбома: «Аэробика», « Шестой лесничий » и « Театр теней » . «Шестой лесничий» был придуман фронтменом группы « Ночной проспект » Андреем Киселёвым, соседом Константина Кинчева по лестничной площадке. Изначально содержала ещё один куплет, который группа не исполняла. Долгое время многие поклонники «Алисы» считали, что под «шестым лесничим» в песне подразумевался шестой по счёту Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв , однако, сам Кинчев опроверг это, пояснив, что цитата «Миша из города скрипящих статуй» была взята из одноимённой песни Бориса Гребенщикова 1981 года . В 1988 году для записи бэк-вокала была приглашена певица Инна Желанная , в ту пору выступавшая в составе группы «М-Депо». Музыка песни «Театр теней» схожа с «Kyoto Song» группы The Cure . Кинчев сказал, что «не смог устоять от соблазна использовать мелодию и гармонию этой песни, но делает выноски, что авторы — The Cure и он» (вторая часть песни была написана лидером группы «Алиса») . По словам звукорежиссёра Алексея Вишни , композиции «Шестой лесничий» и «Театр теней» были записаны в его домашней студии в Ленинграде . Во время записи «Театра теней» Вишня играл на секвенсоре, Пётр Самойлов — на клавишах, а Кинчев — на гитаре .

30 мая 1986 года группа «Алиса» исполнила песню «Аэробика» на четвёртом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК «Невский».

Осенью 1986 года Кинчев написал песню «Только этот день» («Осеннее солнце»), которую посвятил своему близкому другу Борису Смолянинову, погибшему от передозировки наркотиков в августе 1986 года . В одном из интервью лидер группы «Алиса» сказал, что эта песня очень личностная . Также Кинчев говорил, что относится к ней трепетно и считает её одной из своих литературных удач .

Весной 1987 года были придуманы « Тоталитарный рэп » («Тыр-тыр-тыр»), «Солнце за нас» и «Стерх» . Песню «Тоталитарный рэп» Кинчев впервые «продекламировал» за кулисами фестиваля «Рок-Нива» в доме культуры пригородного совхоза «Нива» в посёлке Шушары 16 мая 1987 года . По словам Кинчева, песня посвящена политическому режиму любого государства, в котором возникал тоталитаризм : об обществе, живущем в постоянном страхе и лишённом демократии, свободы и прав. Среди примеров Кинчев назвал режимы Адольфа Гитлера в Германии , Мао Цзэдуна в КНР и Иосифа Сталина в СССР . Во втором куплете он перечислил многие группы Ленинградского рок-клуба , тем самым «по-доброму подтрунивая над ними» . Песню «Солнце за нас» Кинчев написал для Александра Башлачёва , чтобы поддержать друга, находившегося в длительной депрессии, которая в конечном итоге привела к его самоубийству 17 февраля 1988 года . В композиции «Стерх» Кинчев сравнивает свою песню с раненым стерхом , особым видом белых журавлей . Она писалась долго, не получалась и не отпускала Кинчева в течение трёх месяцев .

„Стерх“ — это для меня главная песня на диске, мостик в направлении альбома „Шабаш“» .

5 июня 1987 года на пятом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба в Ленинградском Дворце молодёжи (ЛДМ) группа «Алиса» исполнила пять песен из будущего альбома: «Театр теней», «Только этот день» («Осеннее солнце»), «Тоталитарный рэп» («Тыр-тыр-тыр»), «Шестой лесничий» и «Солнце за нас».

Осенью 1987 года Кинчев в соавторстве с бас-гитаристом написал дома у последнего песню «Новый метод». Основу её составляли известные фразы советской пропаганды времён Перестройки («новый почин», «великий перелом», «новое мышление» и другие) .

В 1988 году музыканты группы «Алиса» с целью записать новый альбом «Шестой лесничий» ездили вслед за передвижной студией «Тонваген» (также известной как «MCI») фирмы «Мелодия», которая представляла из себя 10-метровой вагон, набитый под завязку высококлассной аппаратурой . Студия передвигалась по различным городам СССР (Минск-Вильнюс-Москва-Ленинград) , где официально записывались пластинки местных групп, а так как работа над «Шестым лесничим» велась бесплатно и подпольно, то участникам группы «Алиса» для того, чтобы прописать свои партии, приходилось ездить следом за студией и вести работу ночью . В конце января музыканты отправились в Минск , где звукорежиссёр Виктор Глазков записывал группу « Верасы » с помощью студии «Тонваген». Работать приходилось ночью, здесь была записана большая часть альбома . Параллельно «Шестому лесничему» «Алиса» записала в Минске основную часть альбома « Ст. 206 ч. 2 » . Из-за плотного графика Глазкова запись длилась в течение двух недель . Константин Кинчев :

Запись сессиями продолжалась, поэтому процесс был растянут… Хотя, материал был прописан, мы никак не могли свести его, потому что искали «дырки» на «Мелодии», чтоб туда в студию попасть.

12 марта 1988 года группа дала электрический концерт в ДК Профсоюзов в Пскове , где были сыграны «Тоталитарный рэп», «Аэробика», «Стерх», «Осеннее солнце», «Солнце за нас» и «Новый метод» . 30 и 31 марта Кинчев, гитарист Андрей Шаталин и бас-гитарист Пётр Самойлов дали акустические концерты в Перми , где впервые представили публике акустические версии песен из альбома «Шестой лесничий»: «Тоталитарный рэп», «Шестой лесничий» и «Стерх». Впоследствии концертные записи были растиражированы на аудиокассетах под названием «Акустика в Перми», а в 1995 году были изданы на компакт-диске «Акустика. Часть Первая» . В мае фургон, в котором находилась студия, переехал в Вильнюс , и музыканты поехали вслед за ним, чтобы завершить запись «Шестого лесничего» . Работа над альбомом в этом городе, также как и в Минске, длилась две недели, и в конечном итоге завершилась в Москве . По словам Кинчева, альбом был записан следующим образом: барабаны записывались в зале, а всё остальное — в передвижном вагоне .

21 мая на рок-фестивале «Рок-форум Вильнюс-88» группа «Алиса» исполнила четыре песни из будущего альбома: «Новый метод», «Тоталитарный рэп», «Аэробика» и «Стерх». 10 июня на шестом рок-фестивале Ленинградского рок-клуба на арене Зимнего стадиона в Ленинграде группа «Алиса» исполнила пять песен из будущего альбома: «Новый метод», «Тоталитарный рэп», «Аэробика», «Стерх» и «Только этот день» («Осеннее солнце») . В ноябре группа завершила работу над новым альбомом «Шестой лесничий» .

В феврале 1989 года фотограф Валерий Потапов сделал оформление альбома, на котором было изображено «шесть полуразложившихся черепов в луже крови» на основе картины « Экорше » художника группы Андрея Столыпина .

В сентябре 1989 года начинающий режиссёр Константин Эрнст снял в доме кинокритика Андрея Дементьева на Пятницкой музыкальный видеоклип на песню «Аэробика», премьера которого состоялась в выпуске телепрограммы « Взгляд » от 10 ноября, приуроченного ко Дню советской милиции . В то время Эрнст носил «косуху» и посещал встречи рок-музыкантов, где и познакомился с Кинчевым .

В 2009 году группа дала серию осенних концертов под названием «Шестой лесничий — 20 лет спустя». В сет-лист, помимо остальных композиций, вошли все восемь песен из альбома. До 2009 года заглавная песня не исполнялась на концертах в течение 20 лет . Кинчев прокомментировал, что это связано с тем, что песня «достаточно нудная и затянутая» .

Изменения в составе

Летом 1987 года к «Алисе» присоединился саксофонист Александр Журавлёв («Пончик»), чьи партии звучат в песнях «Новый метод», «Тыр-тыр-тыр» («Тоталитарный рэп»), «Только этот день» («Осеннее солнце»). Ранее музыкант играл в группах « Объект насмешек » и « Нате! » .

В октябре 1988 года после гастролей по Чехословакии из группы ушли гитарист Андрей Шаталин и клавишник Павел Кондратенко . Вместо них в группу были приглашены москвичи — гитарист Игорь Чумычкин и клавишник Владимир Осинский . Во время записи песни «Аэробика» Константин Кинчев хотел, чтобы соло-гитара была идеальной и много раз заставлял Шаталина переписывать её. В результате недовольный гитарист покинул группу, а на его место был взят Игорь Чумычкин («Чума») . О виртуозном гитаристе Кинчев узнал от Юрия Наумова из группы «Проходной двор». Ранее Чумычкин играл в хеви-металлической команде «99 %». Первое его выступление в составе «Алисы» состоялось во время концерта памяти Александра Башлачёва 20 ноября 1988 года. Гитару Чумычкина в альбоме можно услышать в песнях « Шестой лесничий », « Тоталитарный рэп » и «Стерх». Через некоторое время Шаталин вернулся в группу, и два гитариста стали сотрудничать .

После концерта памяти Башлачёва саксофонист Александр Журавлёв ушёл служить в армию. Вместо него весь следующий год на саксофоне в «Алисе» будет играть Михаил Чернов («Дядя Миша»).

Список композиций

Слова и музыка всех песен написаны Константином Кинчевым, если не указано иное.

Название Слова Музыка Длительность
1. «Новый метод» Константин Кинчев , Кинчев, Самойлов 2:53
2. « Тыр-тыр-тыр » (Тоталитарный рэп) 6:17
3. « Шестой лесничий » Андрей Киселёв Кинчев, Киселёв 6:00
4. « Театр теней » Кинчев Роберт Смит , Кинчев 5:29
5. «Аэробика» 3:38
6. «Только этот день» (Осеннее солнце) Андрей Шаталин 7:30
7. «Солнце за нас» 3:59
8. «Стерх» 6:54

Участники записи

Издание на грампластинках 1989 года
  • Звукорежиссёр — Виктор Глазков;
  • Редактор текста пластинки — Юрий Потеенко;
  • Художественное оформление пластинки — фотограф Валерий Потапов, художник Андрей Столыпин

Обложка

18 декабря 2000 года на официальном сайте группы «Алиса» в разделе «вопросы» Константин Кинчев объяснил, что означают изображённые на обложке шесть полуразложившихся черепов в луже крови:

На обложке изображены сами шестые лесничие (власть предержащие в этом мире), все они обречены на забвение или на негативную память.

Оформление обложки для альбома было придумано Андреем Столыпиным, который в то время был художником группы. Андрей придумал и логотип «Алисы», а история о том, что Джоанна Стингрей показала альбом Энди Уорхолу , и он вырезал на консервной банке символ с двумя звёздами вместо буквы «а» была вымыслом Святослава Задерия .

В августе 1993 года в интервью газете «Шабаш» Андрей Столыпин сказал, что немного «перемудрил» с оформлением альбома .

Осенью 1989 года в первом тираже альбома использовалась малиновая краска из-за того, что не хватало красной .

Другие версии песен

Константин Кинчев после тура «Шестой лесничий 20 лет спустя» по Украине. 2009 год

В 1991 году концертный вариант «Стерха» вошёл в альбом « Шабаш ».

В 1995 году концертные варианты песен «Шестой лесничий», «Тоталитарный рэп» и «Стерх», записанные во время акустического концертов 30 и 31 марта 1988 года в Перми , вышли на компакт-диске «Акустика часть 1».

В 1997 году песня «Только этот день» была перезаписана и под названием «Осеннее солнце» вошла в альбом « Дурень ».

В 2000 году вышел альбом Константина Кинчева и Рикошета « Геополитика », в котором представлены ремиксы на «Новый метод» и «Осеннее солнце».

В 2002 году «Шестой лесничий», «Осеннее солнце» и «Театр теней», записанные 19 декабря 1986 года на сольном акустическом выступлении Кинчева в Новосибирске , вошли в компакт-диск «Акустика часть 4» от «Студии Союз».

Издания

Впервые альбом был издан Всесоюзной фирмой « Мелодия » на грампластинках 11 сентября 1989 года . Тираж пластинок превысил 1 миллион экземпляров . Таким же тиражом были выпущены две предыдущие грампластинки — « Энергия » (6 июля 1988 года ) и « Блок ада » (май 1989 года ) . По словам Кинчева, как автор он мог претендовать на одну десятую копейки с проданного экземпляра, но в итоге не получил и этой суммы .

Осенью того же года альбом был издан «Мелодией» и на компакт-кассетах (СМ 01935). Релиз примечателен тем, что стороны альбома перепутаны местами.

В 1990 году фирма «Мелодия» выпустила первый компакт-диск в истории группы «Алиса». Он содержит альбом «Шестой лесничий» и четыре трека из предыдущего альбома « Блок ада »: «Время менять имена», «Компромисс», «Эй, ты, там на том берегу» и «Земля». В оформлении диска был использован макет обложки «Шестого лесничего» .

В 1994 году фирмой Moroz Records альбом был издан на компакт-дисках и аудиокассетах. Основной тираж дисков печатался в Австрии, на заводе DADC. Также известен тираж, изготовленный на чешском заводе GZ и отличающийся от основного цветом полиграфии. В 1998 году вышло переиздание альбома от Moroz Records.

В 2003 году студия «Союз» переиздала альбом. В новое издание вошла песня «Атеист», а также буклет с описанием предыстории и хроники записи «Шестого лесничего», рассказанной музыкантами, создавшими альбом .

В 2009 году REAL Records переиздал 17 номерных альбомов «Алисы» в большом картонном боксе. Издания в формате Digipack дополнены бонус-треками из концертных альбомов.

Регион Дата Лейбл Формат Каталог
СССР 1989 « Мелодия » LP С60 28961 008
CS СМ 01935
CD
« АнТроп » CS АНТС-904
Россия 1994 Moroz Records MR 94011 MC
CD MR 94037 CD
1998
dMR 00198 CD
2003 « Союз » SZCD 2050-03
2009 REAL Records RR-398
2015 «Мирумир»

« Мистерия звука »

LP MIR100473

LP-M+339-2

2016 «Мистерия звука» CD CD-M+379-2

Критика

Константин Кинчев рассказал, что на фоне «экспериментальной и модной» « Энергии » после выхода «Шестого лесничего» группу стали обвинять в «попсе», а когда вышла « Блок ада » — в «хард-роковой подворотней кондовости» .

В рубрике «Звуковая дорожка» газеты « Московский комсомолец » альбом «Шестой лесничий» был назван «разочарованием года», тогда как открытием года стал « Ласковый май » .

Нина Барановская считает, что задержка издания альбома снизила эффект: «За это долгое время альбом словно выдохся, и хорошие вещи, составившие его, не прозвучали» .

В июле 1989 года в ташкентской газете «Комсомолец Узбекистана» автор назвал «Шестого лесничего» «новым витком в развитии отечественной рок-музыки», а заглавную одноимённую песню выбрал лучшим произведением в альбоме .

В январе 1990 года в статье «Искусство быть дерзким», опубликованной в журнале «Мелодия», говорится, что «альбом „Шестой лесничий“ показал совершенно иную Алису», нежели привыкли слышать поклонники: «от хард-рокового напора не осталось ничего, но внутреннее напряжение, свойственное всем работам группы, сохранилось» . Автор статьи называет альбом «философскими размышлениями Константина Кинчева об окружающем его мире, но без ориентации на определённые явления» . Он также пишет, что «умение охватить всю ситуацию сразу, без излишней конкретики всегда было свойственно Константину Кинчеву и на новой пластинке он превзошёл самого себя» .

В книге «Алиса 100 страниц» приводятся сведения, что «Шестой лесничий» был не всеми воспринят положительно . Сам автор книги считает, что «в альбоме есть явные композиторские и поэтические удачи, в частности — композиция „Стерх“», и что «по качеству записи новая работа была совершеннее и мощнее предыдущей» .

Мария Веселова с радио «Зенит» описывает альбом следующим образом: «„Шестой лесничий“ — это запылившаяся театральная кулиса и тут же — топь болот — „где надежда на солнце таится в дремучих напевах“… и тут же — бесконечная дорога. Это последние лучики осеннего солнца и это же — едва слышный колокольный звон. Много всего слилось в этом альбоме. И каждый взял из него своё» .

Примечания

  1. . records.su . Дата обращения: 25 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
  2. Андрей Бурлака . Off The Record // «РИО» (Рекламно-информационное обозрение) (Ленинград) : газета. — 1988. — Март ( № 1 (17) ). — С. 70 .
  3. Андрей Бурлака . Off The Record // «РИО» (Рекламно-информационное обозрение) (Ленинград) : газета. — 1988. — Апрель ( № 4 (20) ). — С. 54 .
  4. Александр Алексеев, Андрей Бурлака, Евгений Матвеев, Алексей Сидоров. Энциклопедия отечественной рок-музыки: Алиса (Ленинград, Москва) // «Вожатый» : журнал. — 1989. — Июль ( № 7 ). — С. 61 . — ISSN .
  5. Егор Петров. // «Мелодия» : журнал. — 1990. — Январь-март ( № 1 (42) ). — С. 44 . 1 января 2023 года.
  6. Виталий Приходченко и "Rec-Inform". // « Музыкальная правда » : газета. — 1996. — 16 июнь ( № 24 ). 1 января 2023 года.
  7. . nashe.ru . Дата обращения: 25 декабря 2022. 5 июля 2022 года.
  8. . rg.ru . Дата обращения: 25 декабря 2022. 26 октября 2009 года.
  9. . Шестой лесничий . Дата обращения: 24 сентября 2008. Архивировано из 29 октября 2008 года.
  10. . art1.artefakt.ru . Дата обращения: 25 декабря 2022. Архивировано из 1 июля 2022 года.
  11. В. Вахрамов. // «Вечерняя Москва» : газета. — 1990. — 17 октябрь. 1 января 2023 года.
  12. 13.10.09 К.Кинчев — на НАШЕм радио
  13. Алексей Рыбин . Глава 10 // Кино с самого начала и до самого конца. — Москва: Феникс, 2001. — 278 с. — ISBN 5-222-01924-1 .
  14. . iz.ru . Дата обращения: 25 декабря 2022. 19 июня 2021 года.
  15. Станислав Смирнов. // « Сельская молодёжь » : журнал. — 1989. — Февраль ( № 2 ). — ISSN . 1 января 2023 года.
  16. . Lenta.ru . Дата обращения: 16 октября 2009. Архивировано из 8 октября 2009 года.
  17. . kommersant.ru . Дата обращения: 25 декабря 2022. 22 февраля 2014 года.
  18. // «Родник» (Минск) : журнал. — 1991. — Август ( № 8 ). — ISSN .
  19. Троегубов В., Челищева Н. Алиса 100 страниц. — М. : НОТА-Р, 2003. — 96 с.
  20. . youtube.com . Дата обращения: 31 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  21. . youtube.com . Дата обращения: 31 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  22. Галина Викторова. Та самая Алиса // «Комсомолец Узбекистана» (Ташкент) : газета. — 1989. — 28 январь.
  23. Мария Емельяненко. . — 2009. 6 сентября 2014 года.
  24. . Discogs . Дата обращения: 25 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  25. // «Шабаш» (СПб — Тула) : газета. — 1993. — Август—сентябрь. 4 марта 2016 года.
  26. . records.su . Дата обращения: 25 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  27. . Дата обращения: 27 мая 2023. 27 мая 2023 года.
  28. К. Орленко. Глядя на Олимп. Итоги хит-парада ТАСС. 20 наиболее популярных дисков июня 1989 года. В таблице несколько новых наименований — «Блок ада» «Алисы» // «Музыкальный Олимп» : журнал. — 1989. — Июль ( № 2 ). — С. 2-3 . — ISSN .
  29. . records.su . Дата обращения: 25 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  30. . Discogs . Дата обращения: 25 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  31. . records.su . Дата обращения: 25 декабря 2022. 26 декабря 2022 года.
  32. . MUZ.ee . Дата обращения: 25 декабря 2022. Архивировано из 19 сентября 2003 года.
  33. Полное название CD-издания — «Шестой лесничий / Блок ада (Избранное)» или «The Sixth Forest Warden / Block Of Hell (Selected Songs)». Помимо песен из альбома «Шестой лесничий» диск включает 4 песни из альбома « Блок ада »: «Время менять имена», «Компромисс», «Эй, ты, там на том берегу» и «Земля»
  34. . Discogs . Дата обращения: 25 декабря 2022. 1 января 2023 года.
  35. Раненый стерх // «Комсомолец Узбекистана» (Ташкент) : газета. — 1989. — 4 июль.
  36. Мария Веселова. . — 2009. 19 октября 2009 года.

Ссылки

  • (информация, тексты песен)
  • — проект «Рок-песни: толкование» (история, интервью, комментарии)
Источник —

Same as Шестой лесничий