Interested Article - X (фильм, 2022)

«X» ( англ. X ) — американо-канадский слэшер 2022 года режиссёра и сценариста Тая Уэста , первый фильм одноимённой кинотрилогии. Главные роли исполнили Миа Гот , Дженна Ортега , Мартин Хендерсон , Бриттани Сноу , Кид Кади , Оуэн Кэмпбелл и Стивен Юр .

Проект был анонсирован в ноябре 2020 года одновременно с назначением Тая Уэста режиссёром и сценаристом. В этот же период был объявлён актёрский состав фильма. Основные съёмки проходили с февраля по март 2021 года на Северном острове Новой Зеландии , преимущественно в посёлке Форделл . Музыка к фильму была написана Тайлером Бэйтсом и Челси Вулф .

Мировая премьера фильма состоялась 13 марта 2022 года на фестивале South by Southwest , а 18 марта 2022 года он вышел в США . Кинолента была удостоена положительных отзывов от критиков, высоко оценивших режиссуру Уэста, игру ведущих актёров, а также отсылки к слэшерам XX века, в частности « Техасской резне бензопилой » 1974 года .

Приквел фильма — « Пэрл », снятый одновременно с «X», вышел 16 сентября 2022 года. Сиквел под названием « Максин » находится в разработке .

Сюжет

Основные события разворачиваются за один день в 1979 году в период « порношика ». Группа кинематографистов — начинающая порноактриса Максин Минкс, её бойфренд-продюсер Уэйн, другие актёры Бобби-Линн и Джексон Хоул, режиссёр Эрджей и его консервативная подруга-звукооператор Лоррейн — отправляются в Техас снимать фильм для взрослых .

Группа прибывает на ферму пожилой пары Говарда и Пэрл. Говард, не зная об их намерении, отводит им место в гостевом доме, и команда приступает к работе над фильмом «Дочери фермера». Поначалу не занятая в съёмках Максин замечает Пэрл, которая приглашает её в дом пары. В ходе разговора Пэрл сетует на свой возраст, завидует молодости Максин и сексуально домогается её. Позже она наблюдает съёмку порносцены с участием Максин и Джексона, из-за чего возбуждается. Пэрл просит Говарда заняться с ней сексом, но тот отказывается, ссылаясь на слабое сердце .

По окончании части съёмок команда отдыхает в гостевом доме. Лоррейн, ранее критически относившаяся к художественной ценности фильма, неожиданно меняет свою позицию и желает участвовать в съёмках, чем вызывает протест Эрджея. В итоге Эрджей снимает сцену с Лоррейн и Джексоном, но ночью приходит в ярость из-за её неверности, а также нарушения замысла фильма, и собирается уехать. Его останавливает Пэрл и пытается соблазнить, но Эрджей даёт ей отпор, и она закалывает его до смерти. Лоррейн и Уэйн замечают исчезновение Эрджея, и отправляются на его поиски. Уэйн заходит в сарай, где его убивает вилами Пэрл. Тем временем Лоррейн сталкивается с Говардом, который заявляет о пропаже Пэрл, и посылает девушку за фонариком в подвал их дома. В подвале Лоррейн находит труп и пытается бежать, но обнаруживает дверь запертой .

Говард приходит к гостевому дому и просит Джексона помочь найти Пэрл. Они обходят озеро, где Джексон находит затопленную машину. Затем Говард убивает его, таким образом показывая своё соучастие с Пэрл. Тем временем Пэрл входит в гостевой дом и ложится голой в кровать к спящей Максин. Та просыпается и кричит, а пробудившаяся Бобби-Линн видит убегающую из дома Пэрл. В доме Лоррейн пробивает дверь подвала топором, но появившийся Говард ломает ей палец и с угрозами заставляет вернуться обратно, а также заглушает её крики евангельским шоу проповедника по телевизору. Бобби-Линн следует за Пэрл к озеру и пытается отвести её от воды. Между ними возникает словесная перепалка, после чего Пэрл сталкивает Бобби-Линн в озеро, где её пожирает аллигатор .

Максин видит, как Пэрл и Говард возвращаются в гостевой дом, и прячется под кроватью. Супруги обсуждают убийства, а затем занимаются сексом. Максин удаётся выбежать на улицу к фургону, где она находит труп Эрджея. Не обнаружив ключей в машине, Максин вооружается пистолетом, заходит в дом пары и освобождает Лоррейн. Та обвиняет Максин в произошедшем и в панике выбегает через парадную дверь, однако её смертельно ранит Говард. Когда пара начинает перемещать тело Лоррейн, она неожиданно издаёт хрип, и испугавшийся Говард умирает от сердечного приступа. Максин забирает ключи от машины и пытается выстрелить в Пэрл, однако понимает, что пистолет не заряжен. Пэрл в ответ стреляет в Максин, но, промахнувшись, теряет равновесие из-за отдачи от дробовика и ломает бедро при падении на крыльце. Максин, игнорируя мольбы Пэрл о помощи, садится в фургон. Лежащая Пэрл начинает ругаться в сторону Максин, на что та обезглавливает её колесом машины, после чего уезжает с фермы .

Выясняется, что Максин — дочь консервативного христианского проповедника, речи которого часто показывали по телевизору Пэрл и Говарда. Следующим днём на место бойни прибывают полицейские. Они находят камеру Эрджея и размышляют о её содержимом .

В ролях

Миа Гот , исполнительница ролей Максин Минкс и Пэрл
Актёр Роль
Миа Гот Максин Минкс / Пэрл Максин Минкс / Пэрл
Дженна Ортега Лоррейн Дэй Лоррейн Дэй
Бриттани Сноу Бобби-Линн Паркер Бобби-Линн Паркер
Мартин Хендерсон Уэйн Гилрой Уэйн Гилрой
Кид Кади Джексон Хоул Джексон Хоул
Оуэн Кэмпбелл Эрджей Николс Эрджей Николс
Стивен Юр Говард Говард
Джеймс Гейлин Дентлер шериф Дентлер

Производство

Разработка и съёмки

В ноябре 2020 года было объявлено, что компания A24 займётся производством фильма ужасов «X», режиссёром и сценаристом которого станет Тай Уэст , а главные роли исполнят Миа Гот, Кид Кади и Дженна Ортега . В феврале 2021 года к актёрскому составу присоединилась Бриттани Сноу . В январе 2022 года стало известно, что в фильме появится Мартин Хендерсон .

Первоначально съёмки фильма планировались в США, однако из-за распространения COVID-19 они были перенесены в Новую Зеландию, где с начала пандемии не было всплесков заболеваемости . Съёмочный процесс стартовал 16 февраля 2021 года на Северном острове страны . Основной локацией для штата Техас послужил посёлок Форделл, на одной из ферм которого снималась большая часть кинокартины. Ряд сцен были сняты в городе Уонгануи и его окрестностях . Съёмки также производились неподалёку от небольшого города Буллс, где продюсеры использовали старую ратушу . Работа над фильмом была завершена 16 марта 2021 года .

«X» снимался камерой Sony Venice с оптическими зумами Vantage MiniHawks и Kowa. Первый объектив применялся для съёмок основных сцен киноленты, второй — в кадрах создаваемого героями порнофильма. В некоторых эпизодах использовался дополнительный зум Arri Ultra Prime 8R с эффектом рыбьего глаза . Оператор Элиот Рокетт снимал фильм в приглушённых цветах и прибегал к постобработке для придания зернистости 16-миллиметровой плёнки, на которую часто снимались киноленты 1970-х годов .

Дизайн и специальные эффекты

Дизайном фильма занимался художник-постановщик Том Хэммок. В рамках производства он построил декорации в виде сарая и барака на ферме, использовавшейся в качестве локации для съёмок. По словам Элиота Рокетта, он и Уэст стремились стилизовать фильм таким образом, словно «он был найден в капсуле времени». Для этого они применяли осветительные приборы с линзами Френеля и старые лампы накаливания .

Для Мии Гот, исполняющей роль Пэрл, был разработан специальный пластический грим от компании Weta Workshop . Актриса рассказала об этом опыте: «Это были хорошие 10 часов в гримёрном кресле, затем я шла на съёмочную площадку и работала по 12 часов в день, а визажист Сара Рубано, которая была великолепна, постоянно подкрашивала меня и проверяла, в порядке ли мои контактные линзы, и всё такое прочее» . Во время съёмок некоторых сцен с одновременным участием персонажей Максин и Пэрл применялся цифровой композитинг . Дублёром Гот выступала актриса Элис Мэй Коннолли, в частности, в совместных эпизодах с героинями, где одна из них не полностью находится в кадре .

Сцена, где Пэрл наносит удар Эрджею в шею, включала использование выдвижного опорного ножа, протеза шеи с прорезью и трубки, позволяющей проходить искусственной крови через отверстие. Эффект последующего обезглавливания Эрджея был достигнут при помощи манекена головы персонажа, каскадёра и фальшпола. Исполнитель лежал на спине, а его голова находилась под фальшполом и скрывалась протезом верхней части тела. Затем каскадёр дёргался во время съёмок, что в сочетании с бестелесной головой манекена создавало иллюзию судорог тела Эрджея после его смерти . Для эпизода, в котором Пэрл убивает Уэйна вилами, был изготовлен манекен верхней части тела и головы персонажа от нидерландской студии MimicFX . Съёмки с аллигатором проходили в специальном бассейне, в котором находилась голова животного с ручными челюстями. В кадрах, где аллигатор нападает на Бобби-Линн, актрису Бриттани Сноу заменяла каскадёрша .

Музыка

Челси Вулф и Тайлер Бэйтс, композиторы фильма

Музыка к фильму была написана Тайлером Бэйтсом и Челси Вулф . Последняя в свою очередь исполнила кавер-версию песни «Oui, Oui, Marie», выпущенной цифровым синглом 11 марта 2022 года . По словам Бэйтса, он и Вулф намеревались «создать вокально-ориентированную партитуру, обрамлённую органическими синтезаторами и атмосферу, напоминающую звуковую эстетику артхаусных фильмов ужасов 70-х». Вулф, прежде не писавшая саундтрек, использовала свой голос в записях и имитировала непевческие звуки, чтобы передать эмоции персонажей. Бейтс сравнил результат с музыкой в фильмах « Дебби покоряет Даллас » и « Ребёнок Розмари » .

Помимо музыки Бейтса и Вулф, в фильме прозвучали ряд композиций 1960-х и 1970-х годов, в том числе « In the Summertime » группы Mungo Jerry , « Act Naturally » Лоретты Линн и « (Don't Fear) The Reaper » ансамбля Blue Öyster Cult . Кроме того, в одной из сцен фильма Бобби-Линн (Бриттани Сноу) под аккомпанемент акустической гитары Джексона (Кид Кади) поёт песню « Landslide » группы Fleetwood Mac .

Название Исполнитель Длительность
1. «My God» 2:10
2. «Maxine Meets Pearl» 1:19
3. «Theda» 2:36
4. «Pearl’s Lullaby» 1:31
5. «Fucking Finally» 1:14
6. «Pearl's Rapture» 1:20
7. «Dolls» 3:00
8. «Pumping Gas» 0:20
9. «Our Secret» 3:08
10. «Use Your Telephone» 0:52
11. «We Talked About This» 2:07
12. «Nice Girl» 1:34
13. «Headlights» 4:21
14. «Sorry to Disturb You» 2:38
15. «The Cellar» 1:06
16. «What is it Baby?» 1:13
17. «I Was Young Once» 3:05
18. «Tell Me I'm Special» 3:59
19. «Maxine Grabs the Gun» 4:11
20. «Oui, Oui, Marie» Челси Вулф 6:15
21. «Bring Our Daughters Home» 1:00

Темы и влияние

Нейт Роско из Fangoria писал в эссе о фильме, что «X» представляет собой пример современного взгляда на поджанр ужасов психобидди, в котором стареющие или пожилые женщины изображены гротескными и жестокими персонажами. Основными темами фильма он выделил старение, молодость и тоска по прошлому: «Взаимосвязь между красотой, старением и самооценкой наиболее заметно проявляется в архитектуре „X“, черпающего вдохновение из самых мрачных уголков искусства и эксплуатации». Роско также обратил внимание, что фильм относится к своему антагонисту — жестокой Пэрл — с сочувствием, отметив, что временами «нельзя не испытывать невыносимой жалости к этой трагической персоне» .

Большинство критиков посчитали фильм «X» данью уважения культовому слэшеру « Техасская резня бензопилой » . Другие киноленты, по мнению рецензентов, оказавшие влияние на фильм, включают « Психо », « Жесткач », « Сияние », « Аллигатор » и « Ночи в стиле буги ». Ричард Роупер из Chicago Sun-Times писал, что «X» содержит «отголоски» таких порнографических фильмов, как « Грустное кино » и «Дебби покоряет Даллас» .

Релиз и маркетинг

11 января 2022 года вышел первый тизерный постер фильма. На следующий день в сети был выпущен официальный трейлер . В начале февраля 2022 года были опубликованы постеры с главными персонажами из фильма .

Мировая премьера киноленты состоялась 13 марта 2022 года в рамках кинофестиваля South by Southwest . На показе лично присутствовал Тай Уэст . В США фильм вышел 18 марта 2022 года .

14 апреля 2022 года «X» стал доступен в формате видео по запросу на платформах Apple TV , Amazon Prime Video , Google Play , YouTube и Vudu . 24 мая 2022 года фильм был выпущен на Blu-ray и DVD -носителях .

Оценки

Подавляющее большинство критиков положительно оценило фильм. На Rotten Tomatoes его рейтинг составляет 94 % на основе 226 рецензий критиков со средним баллом 7,7 из 10 . На Metacritic фильм получил 79 баллов из 100 на основании 35 рецензий критиков, что означает «в целом положительные отзывы» . Зрители, опрошенные сайтом PostTrak, дали фильму 68 % положительных оценок и 45 % «определённой рекомендации» .

В основном высоких оценок от критиков были удостоены режиссёрская работа Уэста и актёрский состав. Ведущий критик Энтони Скотт из The New York Times назвал кинокартину «умной» и «яркой», заодно отметив способность режиссёра без стеснения демонстрировать «тела, которые он может показать» и обращаться к теме вуайеризма . По словам Скотта, благодаря «эстетике» фильма в нём не только выражаются «ужасы или возбуждение», но и «моменты удивительной нежности» . Ричард Роупер ( Chicago Sun-Times ) и Джон Дефор ( The Hollywood Reporter ), помимо общих благоприятных отзывов о киноленте, соответственно выделили «талантливый» и «привлекательный» актёрский состав. Кроме того, Дефор указал на умение Уэста затрагивать тему боли о невозвратимой молодости и сочувствовать тем, кто пересекает рубеж зрелости . Дэвид Симс из The Atlantic счёл фильм «современной классикой», сравнив его с «творчески провальной» « Техасской резнёй бензопилой » 2022 года, и одобрил качественно поставленные пугающие сцены Уэстом без использования «дешёвых джампскейров» и «тревожной музыки» .

Оуэн Глейберман ( Variety ) и Эбби Ольчезе ( RogerEbert.com ) в своих рецензиях отметили Мию Гот, образ которой критики посчитали оммажем порноактрисам Джин Далтон и Линде Лавлейс . Тодд Гилкрист из The A.V. Club положительно отозвался о Гот и Бриттани Сноу, которые «излучают бесстрашие и почти земной комфорт» в показе своих тел, а также «придерживаются сильной и сексуально-позитивной позиции» в рамках фильма . Роберт Дэниелс из IndieWire аналогично отметил Гот, «пополнившую ряды „ королев крика “», и Сноу, «чья Бобби-Линн с апломбом обильно и грязно острит» . Дэвид Фир из Rolling Stone наравне с Дэниелсом присвоил Гот титул «королевы крика» и заметил, что в «X» актриса значительно повысила качество своей игры . Сара Мишель Феттерс из MovieFreak назвала весь актёрский состав «профессионалами», в частности похвалив «особо хорошую» Сноу и её «откровенную» игру в сцене отдыха героев после съёмок. Однако, по мнению Феттерс, именно Гот является «доминирующей» актрисой в фильме, чьи перевоплощения критик посчитала «божественными колебаниями поэтически гротескной красоты» .

Некоторые критики отметили звуковое и музыкальное оформление фильма. Сара Тай-Блэк из The Globe and Mail назвала музыку «идеальной» , в то время как Джейсону Бэйли из The Playlist «жуткая» партитура напомнила саундтрек из хоррора « Напугать Джессику до смерти ». Кроме музыки, он обратил внимание на использование Уэстом звуковых эффектов, таких как жужжание мух, за счёт чего в фильме «создаётся атмосфера нервного страха» . Ранее упоминавшийся Дэвид Фир остался под впечатлением от «необычных» композиций Бэйтса и Вулф, «делающих исключительную работу по подстёгиванию вашей памяти и омрачению настроения» . Мартин Цай из TheWrap , в отличие от предыдущих критиков, уделил особое значение именно звуковому дизайну «X», который он неоднозначно оценил из-за «вызывающе высокой громкости», перекрывающей южный акцент героев .

Немногочисленные критики отрицательно восприняли фильм. Майкл О’Салливан из The Washington Post охарактеризовал «X» как «глупый» и «оскорбительный», тем не менее признав, что зритель найдёт в нём je ne sais quoi («что-то особенное») для себя . Джеймс Верньер из Boston Herald назвал сюжет хоррора «до безобразия прямолинейным» и посетовал, что, кроме джамп-катов , кинолента не может предложить ничего нового. При этом он оставил смешанный отзыв о Мии Гот, которая «привносит странное, угрюмое, и, возможно, инертное присутствие» на экране . Кит Гарлингтон из Keith & the Movies в негативной рецензии назвал работу Уэста «бесстыдной одой фильмам-слэшерам» и «дрянной подделкой», а персонажей — поверхностными и фальшивыми .

Фильм был удостоен положительных отзывов и от российских критиков. Рецензент сайта « Лайфхакер » Алексей Хромов похвалил «X», назвав его «очень интересным и универсальным примером современного фильма ужасов, говорящего на серьёзные темы». Он высоко оценил атмосферу 70-х, сюжет и съёмки, подытожив, что кинокартина «понравится всем любителям необычных ужастиков» . Настасья Горбачевская из Film.ru поставила фильму 8 баллов из 10 и описала его как «кровавую ретро-открытку от мастера ужасов Тая Уэста», который «называет хоррор своим именем и делает это с неподдельной любовью и нежностью» .

Награды и номинации

Награда Категория Имя Результат Пр.
Ассоциация кинокритиков Остина Прорывной актёр Дженна Ортега (также за фильмы « Последствия », « Крик » и «Студия 666») Победа
Общество кинокритиков Бостона Лучшая операторская работа Элиот Рокетт (также за фильм « Пэрл ») Победа
Инди-критики Чикаго Лучший независимый фильм Джейкоб Джаффке, Тай Уэст, Кевин Турен, Харрисон Крайсс Номинация
Лучший грим Сара Рубано Номинация
Ассоциация кинокритиков Колумбуса Актриса года Миа Гот (также за фильм «Пэрл») Номинация
Critics' Choice Super Awards Лучший фильм ужасов Номинация
DiscussingFilm Critics Awards Лучший фильм ужасов Номинация
Fangoria Chainsaw Awards Лучший фильм в широком прокате Номинация
Лучшая режиссура Тай Уэст Номинация
Лучшая роль второго плана Бриттани Сноу Номинация
Лучшая операторская работа Элиот Рокетт Номинация
Лучший грим Сара Рубано, Кевин Уоснер, Weta Workshop Номинация
Golden Scythe Horror Awards Лучший фильм Номинация
Лучший слэшер Номинация
Лучшая режиссура Тай Уэст Номинация
Лучшая женская роль второго плана Бриттани Сноу Номинация
Лучшее использование практических эффектов Победа
Лучший момент в фильме ужасов Номинация
Лучшее убийство Номинация
Лучший постер Номинация
Лучший трейлер Номинация
Лучшая вступительная заставка Номинация
Golden Tomato Awards Лучший фильм ужасов Победа
Премия Гильдии музыкальных супервайзеров США Лучшее музыкальное сопровождение фильма (с бюджетом менее 10 млн долларов) Джо Рудж Номинация
Ассоциация кинокритиков Голливуда Лучший фильм ужасов Номинация
Ассоциация кинокритиков Голливуда в середине сезона Лучшая женская роль Миа Гот Номинация
Лучший фильм ужасов Номинация
Лучший инди-фильм Номинация
Hollywood Music in Media Awards Лучшее музыкальное сопровождение фильма Джо Рудж Номинация
Ассоциация киножурналистов Индианы Лучшая режиссура Тай Уэст Номинация
Лучший оригинальный сценарий Номинация
Лучшая главная роль Миа Гот Номинация
International Online Cinema Awards Лучший актёрский состав Номинация
Лучшая женская роль второго плана Бриттани Сноу Номинация
Лучший оригинальный сценарий Тай Уэст Номинация
Лучшая музыка Тайлер Бэйтс, Челси Вулф Номинация
Лучший дизайн костюмов Мальгося Туржанская Номинация
Лучший грим и причёски Сара Рубано Номинация
MTV Movie & TV Awards Лучший испуг Миа Гот Номинация
Ассоциация кинокритиков Music City Лучший фильм ужасов Номинация
Общество кино Северной Дакоты Лучший грим и причёски Сара Рубано Номинация
Ассоциация кинокритиков Северного Техаса Лучший новичок Дженна Ортега Номинация
Сатурн Лучший фильм ужасов Номинация
Кружок критиков Феникса Лучший фильм ужасов Номинация
Ассоциация критиков Портленда Лучший фильм ужасов 2-е место
Общество кинокритиков Сиэтла Лучший злодей Миа Гот (также за фильм «Пэрл») Номинация
South by Southwest Полуночники Тай Уэст Номинация
Ассоциация кинокритиков Сент-Луиса Лучший фильм ужасов Номинация
Sunset Circle Awards Лучшая женская роль Миа Гот (также за фильм «Пэрл») Номинация
Лучший фильм ужасов Победа
Лучший режиссёрский прорыв Тай Уэст (также за фильм «Пэрл») Номинация

Связанные работы

В марте 2022 года стало известно о разработке приквела под названием « Пэрл », который был тайно снят параллельно с первым фильмом. Тай Уэст вновь стал режиссёром и сценаристом фильма. Миа Гот вернулась к роли молодой Пэрл и приняла участие в написании сценария с Уэстом. Помимо этого, она выступила исполнительным продюсером приквела совместно с Уэстом, Кидом Кади и Сэмом Левинсоном . Выход фильма состоялся 16 сентября 2022 года .

Незадолго до выхода «Пэрл» был анонсирован третий фильм серии « Максин », который станет сиквелом «X» и будет разворачиваться вокруг персонажа Максин, отправившейся в Лос-Анджелес 1980-х годов .

Примечания

  1. Cussin, Katie. . MovieWeb (4 июля 2022). Дата обращения: 17 августа 2022. 4 июля 2022 года.
  2. . letterboxd.com . Дата обращения: 12 февраля 2022.
  3. Acharya, Amartya. . High On Films (18 апреля 2022). Дата обращения: 30 января 2023. 30 января 2023 года.
  4. Kroll, Justin. . Deadline Hollywood (2 ноября 2020). Дата обращения: 20 марта 2022. 14 сентября 2021 года.
  5. Kit, Borys. . The Hollywood Reporter (18 февраля 2021). Дата обращения: 20 марта 2022. 23 февраля 2021 года.
  6. Crosbie, Eve. . Hello! (12 января 2022). Дата обращения: 15 января 2023. 15 января 2023 года.
  7. Taylor, Drew. . Yahoo! (1 апреля 2022). Дата обращения: 31 января 2023. 31 января 2023 года.
  8. Brookes, Emily; McConnell, Glenn. . Stuff.co.nz (2 февраля 2021). Дата обращения: 20 марта 2022. 6 апреля 2022 года.
  9. . Variety Insight. Дата обращения: 14 января 2023. 6 мая 2021 года.
  10. Griffiths, Ethan. . NZ Herald (23 февраля 2021). Дата обращения: 14 января 2023. 23 февраля 2021 года.
  11. Griffiths, Ethan. . NZ Herald (2 марта 2021). Дата обращения: 14 января 2023. 2 марта 2021 года.
  12. Mulcahey, Matt. . Filmmaker Magazine (21 апреля 2022). Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
  13. Kohn, Eric. . IndieWire (14 марта 2022). Дата обращения: 14 января 2023. 15 марта 2022 года.
  14. Madden, Caroline. . /Film (8 апреля 2022). Дата обращения: 14 января 2023. 14 января 2023 года.
  15. Gingold, Michael. . Rue Morgue (14 апреля 2022). Дата обращения: 14 апреля 2022. 14 апреля 2022 года.
  16. Navarro, Meagan. . Bloody Disgusting (13 апреля 2022). Дата обращения: 14 апреля 2022. 13 апреля 2022 года.
  17. . Film Music Reporter (11 марта 2022). Дата обращения: 15 января 2023. 21 марта 2022 года.
  18. Crouch, Rachael. . Consequence (3 мая 2022). Дата обращения: 11 декабря 2022. 3 мая 2022 года.
  19. Roeper, Richard. . Chicago Sun-Times (17 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 17 марта 2022 года.
  20. Gleiberman, Owen. . Variety (14 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  21. Hough, Q.V. . Vague Visages (25 мая 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 25 мая 2022 года.
  22. Gilchrist, Todd. . The A.V. Club (14 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  23. Baughan, Nikki. . Screen Daily (15 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 8 марта 2023 года.
  24. Chapman, Wilson. . Variety (18 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 8 марта 2023 года.
  25. Roscoe, Nate. . Fangoria (23 марта 2022). Дата обращения: 15 января 2023. 24 марта 2022 года.
  26. Samarov, Dmitry. . Chicago Reader (18 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 19 марта 2022 года.
  27. Hamman, Cody. . JoBlo (11 января 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  28. Navarro, Meagan. . Bloody Disgusting (2 февраля 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  29. D'Alessandro, Anthony. . Deadline Hollywood (2 февраля 2022). Дата обращения: 20 марта 2022. 2 февраля 2022 года.
  30. Kohn, Eric. . IndieWire (14 марта 2022). Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  31. Peikert, Mark. . IndieWire (12 января 2022). Дата обращения: 20 марта 2022. 12 января 2022 года.
  32. Squires, John. Bloody Disgusting (11 апреля 2022). Дата обращения: 11 апреля 2022. 8 марта 2023 года.
  33. Squires, John. Bloody Disgusting (29 марта 2022). Дата обращения: 29 марта 2022. 4 июня 2022 года.
  34. Remley, Hillary. . Collider (29 марта 2022). Дата обращения: 7 апреля 2022. 29 марта 2022 года.
  35. . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  36. . Metacritic . Дата обращения: 20 марта 2022. 20 марта 2022 года.
  37. D'Alessandro, Anthony. . Deadline Hollywood (20 марта 2022). Дата обращения: 20 марта 2022. 19 марта 2022 года.
  38. Scott, A. O. . The New York Times (17 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 29 марта 2022 года.
  39. DeFore, John. . The Hollywood Reporter (14 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 21 февраля 2023 года.
  40. Sims, David. . The Atlantic (19 марта 2022). Дата обращения: 21 марта 2022. 21 февраля 2023 года.
  41. Olcese, Abby. . RogerEbert.com (14 марта 2022). Дата обращения: 28 марта 2022. 14 марта 2022 года.
  42. Daniels, Robert. . IndieWire (14 марта 2022). Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  43. Fear, David. . Rolling Stone (18 марта 2022). Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  44. Fetters, Sarah Michelle. . Movie Freak (18 марта 2022). Дата обращения: 1 февраля 2023. 1 февраля 2023 года.
  45. Tai-Black, Sarah. . The Globe and Mail (17 марта 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  46. Bailey, Jason. . The Playlist (14 марта 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  47. Tsai, Martin. . TheWrap (14 марта 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  48. O'Sullivan, Michael. . The Washington Post (16 марта 2022). Дата обращения: 27 мая 2022.
  49. Verniere, James. . Boston Herald (18 марта 2022). Дата обращения: 27 мая 2022.
  50. Garlington, Keith. . Keith & the Movies (14 июля 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 2 февраля 2023 года.
  51. Хромов, Алексей. . Лайфхакер (20 апреля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2023. 9 февраля 2023 года.
  52. Горбачевская, Настасья. . Film.ru (21 апреля 2022). Дата обращения: 9 февраля 2023. 9 февраля 2023 года.
  53. Partridge, Jon. . Austin Film Critics Association (3 января 2022). Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2023 года.
  54. Neglia, Matt. . NextBestPicture (11 декабря 2022). Дата обращения: 12 декабря 2022. 12 декабря 2022 года.
  55. . Chicago Indie Critics . Дата обращения: 5 февраля 2023. 10 января 2023 года.
  56. . Columbus Film Critics Association . Дата обращения: 5 февраля 2023. 1 января 2023 года.
  57. . Critics' Choice Association (16 марта 2023). Дата обращения: 22 марта 2023. 23 марта 2023 года.
  58. Rolph, Ben. . DiscussingFilm (4 января 2023). Дата обращения: 5 февраля 2023. 7 января 2023 года.
  59. Melanson, Angel. . Fangoria Chainsaw Awards (27 января 2023). Дата обращения: 5 февраля 2023. 27 января 2023 года.
  60. . Golden Scythe Horror Awards . Дата обращения: 8 января 2024. 12 декабря 2023 года.
  61. . Rotten Tomatoes . Дата обращения: 5 февраля 2023. 13 января 2023 года.
  62. . GMS AWARDS . Дата обращения: 27 февраля 2023. 26 мая 2021 года.
  63. Anderson, Erik. . AwardsWatch (15 декабря 2022). Дата обращения: 16 декабря 2022. 15 декабря 2022 года.
  64. James, Jonathan. . Daily Dead (29 июня 2022). Дата обращения: 1 июля 2022. 9 июля 2022 года.
  65. Anderson, Erik. . AwardsWatch (3 ноября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022. 3 ноября 2022 года.
  66. Rogers, Nick. . Midwest Film Journal (13 декабря 2022). Дата обращения: 5 февраля 2023. 13 декабря 2022 года.
  67. Shanfeld, Ethan. . Variety (5 июня 2022). Дата обращения: 5 июня 2022. 6 июня 2022 года.
  68. Neglia, Matt. . NextBestPicture (9 января 2023). Дата обращения: 5 февраля 2023. 9 января 2023 года.
  69. Knollin, Scottie. . North Dakota Film Society . Дата обращения: 5 февраля 2023. 17 января 2023 года.
  70. Neglia, Matt. . NextBestPicture (18 декабря 2022). Дата обращения: 18 декабря 2022. 18 декабря 2022 года.
  71. Tinoco, Armando. . Deadline Hollywood (29 июня 2022). Дата обращения: 12 августа 2022. 12 августа 2022 года.
  72. . Phoenix Critics Circle . Дата обращения: 5 февраля 2023. 16 февраля 2023 года.
  73. . Portland Critics Association . Дата обращения: 5 февраля 2023. 9 января 2023 года.
  74. . Seattle Film Critics Society (9 января 2023). Дата обращения: 10 января 2023. 14 января 2023 года.
  75. Miska, Brad. Bloody Disgusting (2 февраля 2022). Дата обращения: 5 февраля 2023. 23 января 2023 года.
  76. Neglia, Matt. . NextBestPicture (11 декабря 2022). Дата обращения: 11 декабря 2022. 12 декабря 2022 года.
  77. Stone, Sasha. . Awards Daily (21 ноября 2022). Дата обращения: 21 ноября 2022. 21 ноября 2022 года.
  78. Fleming Jr., Mike. . Deadline Hollywood (14 марта 2022). Дата обращения: 20 марта 2022. 6 апреля 2022 года.
  79. Squires, John. Bloody Disgusting (26 июля 2022). Дата обращения: 27 июля 2022. 1 августа 2022 года.
  80. Squires, John. Bloody Disgusting (13 сентября 2022). Дата обращения: 2 февраля 2023. 14 сентября 2022 года.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as X (фильм, 2022)