Interested Article - Соловецкий камень (Санкт-Петербург)

Солове́цкий ка́мень в Санкт-Петербурге — памятник жертвам политических репрессий в СССР и борцам за свободу. Он находится на Петроградской стороне в историческом центре города, на его старейшей площади — Троицкой . Этот сквер расположен рядом с местами, непосредственно связанными с политическими репрессиями в СССР — Домом политкаторжан , тюрьмой и некрополем Петропавловской крепости , Большим домом .

Памятник представляет собой гранитную глыбу, привезённую с территории бывшего Соловецкого лагеря , считающегося символом ГУЛАГа и советского государственного террора в целом. Он был установлен по инициативе и силами бывших политических заключённых и Санкт-Петербургской организации « Мемориал ». Авторами памятника выступили художники Юлий Рыбаков и Евгений Ухналёв , которые в советское время сами пережили политическое заключение. Мемориал призван увековечить память не только о жертвах репрессивной системы и о борцах с ней, но в широком смысле он символизирует ценность свободы , прав человека и человеческого достоинства . Соловецкий камень является центральным местом мероприятий, посвящённых памяти жертв государственного террора в СССР, а также других правозащитных акций.

Строение и символизм

Заключённые Соловецкого лагеря на земляных работах. 1924 год

Центральной частью памятника является «соловецкий камень» — гранитная глыба, привезённая с Соловецких островов в Белом море , с территории располагавшегося там бывшего Соловецкого лагеря особого назначения . Этот лагерь стал символом унёсшей сотни тысяч жизней системы ГУЛАГа и политических репрессий в советское время в целом, а его имя приобрело нарицательное значение. Сам камень был выбран из валунов около Савватиевского скита Соловецкого монастыря , где в 1920-х годах располагался «политический изолятор», в котором содержались осуждённые по политическим мотивам узники. Это место является знаковым, поскольку именно тут в 1923 году произошли протесты против нарушения прав заключённых, закончившиеся 19 декабря провокацией со стороны тюремщиков и расстрелом ими протестующих . Эта расправа, с одной стороны, считается отправной точкой нового этапа советских репрессий, а с другой — важным примером сопротивления им . По другим данным, камень был взят у находящейся в сотне метров от Савватиевского скита Секирной горы , где в Вознесенском скиту располагался « штрафной изолятор » и близ которой происходили расстрелы заключённых .

Соловецкий камень как символ является отражением универсальной дохристианской идеи о непрерывности и наследуемости бытия — это вещь с «того самого места», хранящая «дух места и предков» . Кроме того, по замыслу авторов, суровая эстетика камня делает его своеобразным «опорным камнем бытия личности, выживающей вопреки давящим силам безличного зла» .

Мемориал выполнен в минималистическом стиле и носит нерелигиозный, светский характер . Памятник представляет собой необработанную гранитную глыбу высотой 1,7 метра, водружённую на квадратный каменный постамент размером 0,35 × 2,35 × 2,3 метра , который, в свою очередь, расположен на бетонной пяте с гравийной подошвой примерно 0,2 метра высотой . Грани платформы постамента ориентированы по сторонам сквера-сада Троицкой площади, практически соответствуя сторонам света. С одного из ракурсов камень напоминает слона, так сокращалось название « Соловецкий лагерь особого назначения » .

Смысловое наполнение памятника осуществлено благодаря размещённому на постаменте тексту . На северной части монумента нанесена надпись «Узникам ГУЛАГа», на западной — «Борцам за свободу», на восточной — «Жертвам коммунистического террора ». Эти тексты очерчивают основные категории людей, чьей памяти служит мемориал. Надпись на южной стороне — «Хотелось бы всех поимённо назвать / Анна Ахматова » (из посвящённой репрессиям поэмы « Реквием » поэтессы) — гуманизирует данные образы. Однако сам памятник не содержит конкретных имён, потому что во время его возведения далеко не все из них не были известны. Один из авторов мемориала Юлий Рыбаков отмечал западную надпись как особенно важную, поскольку она чтит память не только жертв, но и тех людей, которые боролись с репрессивной системой . Восточная надпись, называющая ответственных за террор, является редким подобным примером среди аналогичных памятников в России . Исследователь Александр Эткинд считает, что указание на коммунизм как причину катастрофы даёт этому монументу общемировое значение . Нанесённые на памятник тексты не раскрывают саму историю Соловецкого камня, что, по замыслу его установивших, должно побудить интерес у случайных прохожих узнать о нём больше информации .

Монумент посвящён «всем расстрелянным, арестованным, сосланным, изгнанным, загубленным коммунистическим режимом жителям города, чьи могилы утеряны, а судьбы зачастую неизвестны». Общество «Мемориал», по инициативе и силами которого был создан памятник, так охарактеризовало его значение на церемонии открытия: «Этот памятник — дар городу к 300-летию Санкт-Петербурга от бывших политзаключённых, от тех людей, для которых ценности свободы и человеческого достоинства оказались выше личной безопасности и личного благополучия. Соловецкий камень на Троицкой площади — символ свободной общественной мысли, символ политических и гражданских свобод . Этот памятник — дань уважения и любви к погибшим в результате разгула бессмысленного террора, памяти наших сограждан, жертвам политических репрессий. Этот памятник борцам за человеческое достоинство, тем, кто среди торжествующей жестокости и бесправия не соблазнился злом, смог сохранить личную внутреннюю свободу и остаться человеком в бесчеловечном мире. Этот памятник — символ преодоления тоталитарного коммунистического режима человеческой личностью, символ неприятия насилия, ксенофобии . Мы живем в нестабильном государстве, которое не может быть гарантом прав и свобод для своих граждан. Пусть этот камень служит свободе» .

Особое смысловое значение имеет и место расположения Соловецкого камня. Он находится напротив так называемого « Дома политкаторжан », который построили в начале 1930-х годов для бывших царских заключённых и участников Октябрьской революции . В период сталинского Большого террора в 1937—1938 годах многие его жители были арестованы и расстреляны. С севера к Троицкой площади примыкает комплекс Музея политической истории России , в зданиях которого во время революции располагались руководящие органы большевиков , возглавившие восстание и инициировавшие государственный террор . Через Неву на Марсовом поле находится некрополь-мемориал борцам Революции 1917 года . Исследовательница Зузанна Богумил считает, что такое соседство призвано проиллюстрировать идею о «революции, пожирающей своих детей» . Также через Неву с востока виден так называемый « Большой дом » — построенная в начале 1930-х годов резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД - КГБ , где ныне располагается их наследница ФСБ . В этом здании пытали и, согласно распространённым в информационном вакууме советского времени слухам, убивали политических заключённых . С западной стороны Троицкая площадь граничит с Петропавловской крепостью , где в Трубецком бастионе со времён царской России находилась политическая тюрьма . Сразу после революции в неё были заключены противники советской власти . Хронологически это первое место большевистского террора . В 2007 году у Головкина бастиона были обнаружены массовые захоронения сотен расстрелянных узников времён Красного террора , среди которых, вероятно, были и четыре великих князя . С северо-запада от Соловецкого камня в 2003 году была построена часовня Троицы Живоначальной, возведённая в память о ранее находившемся на площади Троице-Петровском соборе , уничтоженном советскими властями в 1933 году в рамках антирелигиозной компании . Близость к конкретным местам государственного террора призвана актуализировать смысловое содержание памятника жертвам репрессий .

История создания

В XX веке

Впервые идея об увековечивании памяти жертв политических репрессий была официально озвучена в рамках борьбы с культом личности Сталина в 1961 году на XXII съезде КПСС . Но с приходом к власти в 1964 году Леонида Брежнева и новым ужесточением советского режима эти дискуссии были прекращены, а борьба с инакомыслящими вновь усилилась . Однако данная идея продолжила подпольно существовать в диссидентское движении в 1960—1970-х годах . В 1980-х годах во время реформ « Перестройки » в рамках демократизации государственная цензура была ослаблена и в обществе начали относительно свободно обсуждаться ранее запрещённые вопросы. В результате интерес к темам истории и оценки государственного террора сильно возрос. На этой волне возникли общественные группы, требовавшие увековечивания памяти жертв политических репрессий. Под их давлением советские власти издали ряд распоряжений, направленных на поддержку таких инициатив . В конце 1980-х годов была создана общественная группа « Мемориал », одной из основных целей которой стало увековечивание памяти жертв репрессий, в первую очередь в Москве. Её филиал в Ленинграде был создан в 1988 году и сразу активно включился в работу .

В июне 1989 года ленинградский «Мемориал» выпустил обращение к гражданам, в котором призвал создать в городе памятник жертвам политических репрессий. По замыслу общественников его неотъемлемой частью должны были стать также музей и архив, которые бы во всей полноте раскрывали трагедию государственного террора. Среди предлагаемых мест памяти были названы найденный несколькими месяцами ранее расстрельный полигон в Левашово , «Большой дом», тюрьма «Кресты» и площадь Революции перед домом Политкаторжан. «Мемориал» призвал граждан включиться в общественное обсуждение данной идеи, а также объявил о начале сбора пожертвований .

В рамках этих процессов 27 марта 1990 года Исполнительный комитет Ленсовета принял решение «о проведении открытого конкурса на лучшую идею, место установки и проектное предложение памятника жертвам сталинских репрессий ». При этом предпочтительным местом установки монумента указывалась площадь Революции (ныне Троицкая ), ранее выбранная для этой цели обществом «Мемориал» . Однако решение увековечить память жертв только сталинских репрессий вызвало протест со стороны общественников, настаивавших на осуждении преследований в течение всего советского периода. В результате 17 июля Президиум нового, первого избранного демократическим путём Ленсовета отменил данный конкурс ещё до его начала .

Тем временем общественники «Мемориала» взяли инициативу в свои руки. Изначально они предлагали возвести большой мемориальный памятник. Однако на это требовалось время и деньги, поэтому было принято решение о создании временного знака, который бы мог служить формированию памяти «здесь и сейчас» . В результате 4 сентября 1990 года в последний день работы Международной конференции по правам человека и накануне Дня памяти жертв Красного террора (5 сентября) в сквере на Троицкой площади ими была открыта квадратная закладная гранитная плита с надписью: «На этом месте будет сооружён памятник жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде». Сверху её венчал бронзовый венок в виде колючей проволоки, а на южной и северной гранях был высечен текст: «Хотелось бы всех поимённо назвать / Анна Ахматова » . Художником памятного знака стал Дмитрий Богомолов .

1 октября 1990 года Исполком первого демократического Ленсовета принял решение о проведении второго конкурса проектов «памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде». В нём были учтены требования общественников — задачей мемориала обозначалось воплощение идеи «осуждения насилия и беззакония, отрицания политической и иной нетерпимости», без конкретизации исторического периода . Жюри возглавили художник-монументалист профессор Андрей Мыльников , чей отец был расстрелян в 1918 году , и искусствовед академик Дмитрий Лихачёв , который сам в сталинский период, будучи студентом, пережил заключение в Соловецком лагере. Конкурсные работы были представлены на выставке в Музее истории Ленинграда весной 1991 года. 3 июня жюри обсудило поданные проекты. Была отмечена работа Дмитрия Богомолова, предлагавшего поместить в центре памятника «бронзовую фигуру человека, раздавленного и распятого в крестообразном пространстве между четырьмя камнями, на которых начертана летопись политических репрессий в Петрограде-Ленинграде». Однако ни один проект так и не был выбран. Жюри было решено устроить второй тур конкурса, но ввиду незаинтересованности городских властей он не состоялся .

Впоследствии интерес к данному проекту у администрации Санкт-Петербурга пропал. Однако в 1995—1996 годах при поддержке и непосредственном участии губернатора Анатолия Собчака был открыт ряд иных памятников жертвам политических репрессий: напротив легендарной тюрьмы « Кресты » установили « Метафизических сфинксов » Михаила Шемякина , а на Левашовском мемориальном кладбище — « Молоха тоталитаризма ». Оба этих монумента вызвали нарекания со стороны ряда бывших политических заключённых и правозащитников — в связи с отсутствием общественного обсуждения этих проектов, неясностью их смыслового посыла, отображением в них образов зла и насилия .

В 1996 году на запрос «Мемориала» в городской администрации ответили, что прорабатывают возможность создания памятника по проекту скульптора Эдуарда Зарецкого . В 1998 году сопредседатель петербургского «Мемориала» Вениамин Иофе высказал недоумение в связи с тем, что власти проигнорировали памятник жертвам репрессий в плане церемонии перезахоронения останков последней царской семьи , несмотря на то, что её маршрут проходил через Троицкую площадь .

В конечном итоге в течение десяти лет власти Санкт-Петербурга так ничего и не предприняли для реализации проекта . Изначальной идее общества «Мемориал» о большом монументе памяти не суждено было сбыться. Экономический кризис 1998 года окончательно похоронил надежды правозащитников. Такая же судьба постигла многие аналогичные проекты по всей стране . В конце 1900-х годов бронзовый венок с монумента был похищен вандалами .

В XXI веке

Проект «Соловецкого камня».

На рубеже веков Санкт-Петербургский НИЦ « Мемориал » вновь вернулся к вопросу об установке памятника. В новых общественно-политических условиях, когда память о ГУЛАГе перестала быть актуальной темой, президентом России был избран бывший агент ответственного за репрессии КГБ , а на поддержку властей рассчитывать не приходилось, правозащитники решили закончить создание монумента своими силами. При этом некоторые общественники высказывали мнение, что городская администрация вообще вряд ли позволит поставить на месте закладного камня какой-то осмысленный памятник . В итоге по инициативе сопредседателя «Мемориала» Вениамина Иофе было решено последовать примеру Москвы и Архангельска и установить камень с территории бывшего Соловецкого лагеря особого назначения . После смерти Иофе в 2002 году реализацией данной идеи занялась его жена и соратница Ирина Флиге . В своём письме от имени «Мемориала» в администрацию города она сформулировала основные тезисы будущей установки Соловецкого камня: «Тема памяти жертв политических репрессий неразрывно связана с неприятием идеологического насилия и политического террора, а следовательно не может нести в себе знаков и символов зла, также как и образов торжества сил смерти и произвола над человеческой личностью. Неизбирательный характер политического террора, сопровождавший всю советскую историю привёл к гибели людей разных конфессий: православных, мусульман, иудеев, баптистов и просто атеистов, всех с разным отношением к общепринятым конфессиональным знакам. Таким образом, памятник погибшим должен быть внеконфессиональным. На основании изложенного оптимальным решением нам представляется установка гранитного валуна с Соловецких островов (с использованием закладного камня в качестве цоколя). Соловецкий концлагерь вошёл в историю нашей страны как символ ГУЛАГа. Соловецкий камень будет достойным памяти тех людей, которых мы лишились в результате разгула бессмысленного террора» . В итоге переговоров «Мемориала» с администрацией города возведение памятника было включено в программу празднования 300-летия Санкт-Петербурга , однако без бюджетного финансирования .

Проект памятника был разработан художниками Юлием Рыбаковым и Евгением Ухналёвым , известным как автор герба России . Примечательно, что в советское время они оба пережили политические репрессии . Ухналёв, будучи студентом, в сталинский период в 1948 году был обвинён в намерении вырыть подкоп из Ленинграда в Москву под мавзолей Ленина для осуществления теракта и осуждён на 25 лет по 58-ой статье . Он отбывал срок в « Крестах » и Воркутлаге , был освобождён через 6 лет в связи с тем, что на момент «совершения преступления» ему не было 18 лет . Юлий Рыбаков во времена Брежнева осуществил первую в СССР акцию независимого политического искусства. 3 августа 1976 года (накануне планового ремонта стен) на Государевом бастионе Петропавловской крепости он нарисовал гигантскую надпись около 40 метров в длину: «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков!». Эта акция была призвана почтить память художника Евгения Рухина , в загадочной смерти которого диссиденты обвиняли КГБ. Вскоре после этого Рыбаков был арестован и осуждён на 6 лет .

Деньги на мемориал собирали через общественные пожертвования, прежде всего от самих бывших политических заключённых и их близких. Отдельный вклад внесли организации « Мемориал », «Гражданский контроль», партия « Союз правых сил » и другие правозащитные и демократические организации . На собранные средства была снаряжена экспедиция на Соловецкие острова , где около Савватиевского скита поисковая команда во главе с Флиге, Рыбаковым и Ухналёвым нашла камень весом 10 400 кг . Его транспортировка в Санкт-Петербург оказалась сложной технической задачей, начиная от подбора на местности крана соответствующей грузоподъёмности и заканчивая поиском баржи, способной на перевозку такого негабаритного объекта. Помощь в пути оказывалась всенародно: сотрудниками Соловецкого музея-заповедника , рыбаками, крановщиками, директором агарового завода и многими другими людьми .

Камень был доставлен и установлен в необработанном виде на уже существовавшем с 1990 года постаменте 22 августа 2002 года. К словам Анны Ахматовой на платформе-основании памятника на другие его грани были добавлены ещё три надписи, перечисляющие категории лиц, которым он посвящён. При этом разрешения на установку у «Мемориала» не было, поскольку формальная процедура согласования возведения монумента на тот момент не завершилась , хотя главный художник города проект одобрил . Памятник был представлен общественности в день двенадцатилетнего юбилея установки закладного камня 4 сентября, когда состоялся приуроченный ко Дню памяти жертв красного террора митинг. При этом городская администрация акцию проигнорировала . Торжественное открытие памятника состоялось 30 октября в официальный День памяти жертв политических репрессий . Оно также было приурочено к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга . Позднее памятник был согласован с властями задним числом, а распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева № 2575-ра от 15 декабря 2002 года он был переведён на городской баланс .

Значение

Акция в защиту преследуемых оппозиционеров

Ежегодно 5 сентября в День памяти жертв Красного террора и 30 октября в День памяти жертв политических репрессий у Соловецкого камня в Санкт-Петербурге проходят траурные мероприятия, в том числе, например, « Возвращение имён » . Кроме того, сквер у памятника служит традиционным местом проведения различных публичных акций, посвящённых жертвам политических убийств и репрессий, памятным датам в истории государственного террора, мероприятий против насилия и ксенофобии, а также других правозащитных событий . Так, здесь проходили акции памяти убитых журналисток и правозащитниц Анны Политковской и Натальи Эстемировой , застреленных антифашистов Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой , актёра и гражданского активиста Алексея Девотченко , диссидентки Натальи Горбаневской , диссидентки и политика Валерии Новодворской , убитого политика Бориса Немцова , диссидента Владимира Буковского и так далее. В первую субботу июня у Соловецкого камня отмечается день памяти погибших в тюрьмах Петрограда-Ленинграда , в начале августа возле него проходят акции, приуроченные к дате начала Большого террора (5 августа) , 17 декабря в день принятия сталинской статьи против гомосексуалов цветы к камню возлагают ЛГБТ -активисты , в день создания ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ 20 декабря в сквере походят акции протеста . У мемориала проводились акции солидарности с арестованными по « Болотному делу » , делу «Сети» и другими преследуемыми властями гражданскими активистами .

Соловецкий камень неоднократно подвергался вандализму и осквернению: в первые же месяцы после открытия в 2002 году на него дважды (в ночь с 26 на 27 сентября и со 2 на 3 октября) были нанесены свастика и оскорбительные надписи . Атаки повторялись 22 марта 2003 года , 10 июня 2007 года , 9 февраля 2012 и 28 февраля 2013 года . Примечательно, что после вандализма в 2013 году вопрос реставрации памятника выявил проблему несогласованности ответственности за его содержание среди городских властей . В результате уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов выступил за уточнение статуса памятника . В 2015 году на традиционной декабрьской акции памяти жертв репрессий появились люди с портретами Гитлера . Однако на просьбу удалить нарушителей порядка ни полиция, ни представители городской администрации не прореагировали. Организаторы обвинили городские власти в провокации . В 2018 году против Соловецкого камня и проекта памяти жертв репрессий « Последний адрес » выступал националист Александр Мохнаткин, что вызвало большой общественный резонанс . 30 октября 2018 года и. о. губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов возложил цветы к памятнику .

Примечания

Комментарии
  1. Богомолов, Дмитрий Иванович (1934—1994) — ленинградский архитектор-художник, сын Ивана Дмитриевича Богомолова, члена « Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев » и «Шлиссельбургского землячества», расстрелянного в сентябре 1938 года. Его авторству также принадлежат мемориальная доска в память о жителях-жертвах репрессий на Доме политкаторжан (1990) и Поклонный крест на Мемориальном кладбище «Левашовская пустошь» (1993) .
  2. Некоторые исследователи критикуют такой выбор места, поскольку политизолятор Савватиевского скита является лишь небольшим эпизодом истории Соловецкого лагеря и ГУЛАГа в целом. Кроме того, он был местом заключения бывших революционных деятелей 1917 года, которые благодаря существовавшему тогда особому статусу «политических заключённых» пользовались целым рядом привилегий и содержались в гораздо лучших условиях, чем другие узники. Соответственно, по мнению этих исследователей, они боролись не за права всех заключённых, а именно за свой привилегированный статус .
  3. Некоторые даже критиковали эту идею за ритуально-мистический подтекст. Тем не менее Русская православная церковь последовала этой же логике при возведении Бутовского креста , изготовив его на Соловецких островах и заложив в его основание соловецкий камень .
  4. Однако на самом деле для проведения расстрела заключённые вывозились из Большого дома в другие места .
  5. Некоторые исследователи считают наоборот, что нахождение памятника жертв репрессий не в конкретном месте террора, а около него показывает, что старый политический режим на самом деле не был полностью смещён новым .
  6. Кроме того, Троицкая площадь Петроградской стороны является старейшей в Санкт-Петербурге и его первым административным центром. Этот город, как отмечает Зузанна Богумил, был возведён по воле царя Петра I , несмотря на страшные людские потери при его строительстве. Таким образом, размещение на этом месте памятника призвано подчеркнуть, что проблема, поднятая им, охватывает не только советские репрессии, но и «всякое негуманное отношение к человеку, имевшее место в российской истории» .
  7. Зарецкий, Эдуард Вульфович (1931—1998) — ленинградский скульптор, автор памятника евреям–жертвам политических репрессий (1997) на Мемориальном кладбище «Левашовская пустошь» .
Источники
  1. Зузанна Богумил. // Неприкосновенный запас : журнал / гл. ред. Прохорова И. Д. . — М. : Новое литературное обозрение, 2010. — № 3 . — ISSN . 4 ноября 2019 года.
  2. Решение исполкома Ленгорсовета № 851 от 1 октября 1990 г. «О проведении открытого конкурса на лучший проект памятника жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде» // Бюллетень исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов. — Л. : Лениздат, 1990. — Октябрь ( № 19 ).
  3. . — Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, 2018. 22 декабря 2018 года.
  4. НИЦ « Мемориал »: . Виртуальный музей Гулага. Фонды . ЗАО «Альт-Софт».. 20 декабря 2018 года.
  5. Виктор Резунков. // Радио Свобода. — 2002. — 4 сентября. 4 ноября 2019 года.
  6. Анатолий Ежелев . // Terra Incognita.spb.ru : правозащитный альманах. — СПб. , 2002. — Ноябрь-декабрь ( № 6 (10) ). 12 июня 2003 года.
  7. Юлий Рыбаков. // Terra Incognita.spb.ru : правозащитный альманах. — СПб. , 2002. — Октябрь ( № 5 (9) ). 4 октября 2002 года.
  8. Александр Эткинд. // Сноб. — 2011. — 9 августа. 6 августа 2016 года.
  9. Александр Эткинд. // Гефтер : Интернет-журнал. — 2017. — 27 февраля. 20 октября 2018 года.
  10. Дорман В. // Laboratorium : журн. социальных исследований. — 2010. — № 2 . — С. 327—347 . — ISSN . 8 декабря 2019 года.
  11. Нина Петлянова, София Кочмар. // Новая газета. Санкт-Петербург. — 2017. — 27 марта. 5 октября 2019 года.
  12. . — Администрации Санкт-Петербурга, 2019. — 1 июля. 5 ноября 2019 года.
  13. // Голос Америки. — 2002. — 4 сентября. 3 ноября 2019 года.
  14. Галина Артеменко. // Новая газета. — 2018. — 26 октября. 7 ноября 2018 года.
  15. Хазанов А. М. // Историческая экспертиза : журнал. — СПб. : ООО «Нестор-История», 2017. — № 1 (10) . — С. 30—66 . — ISSN . 12 декабря 2019 года.
  16. Александр Эткинд. // Süddeutsche Zeitung . — 2004. — 3 августа. 18 декабря 2019 года.
  17. Будкевич М. Новый памятник в Санкт-Петербурге // Gazeta Petersburska : газета. — СПб. , 2002. — № 6—7 (42) . — С. 23 . — ISSN .
  18. .
  19. , с. 196.
  20. НИЦ « Мемориал »: . Виртуальный музей Гулага. Фонды . ЗАО «Альт-Софт». 28 сентября 2020 года.
  21. Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2018. — 5 октября. 27 января 2021 года.
  22. Александр Эткинд. Время сравнивать камни. Постреволюционная культура политической скорби в современной России // Ab Imperio : научный журнал. — 2004. — № 2 . — С. 33—76 . — ISSN .
  23. // ТАСС : информационное агентство. — М. , 2015. — 15 января. 4 декабря 2018 года.
  24. Михаил Золотоносов. // Московские новости : газета. — 2002. — № 38 . 3 апреля 2016 года.
  25. Е. Г. Путилова. // Когита!ру. — 2013. — 11 мая. 11 октября 2018 года.
  26. Игорь Черевко. // Смена : газета. — СПб. , 2002. — 4 сентября. 31 марта 2019 года.
  27. // Права человека в России. — 2013. — 28 января. 15 декабря 2019 года.
  28. / Сост.: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис. — СПб. : НИЦ «Мемориал», Изд. «Серебряный век», 2009. — 848 с. — ISBN 978-5-902238-60-7 . 22 декабря 2018 года. .
  29. Решение исполкома Ленгорсовета № 333 от 27 марта 1990 г. «О проведении открытого конкурса на лучшую идею, место установки и проектное предложение памятника жертвам сталинских репрессий» // Бюллетень исполнительного комитета Ленинградского городского совета народных депутатов. — Л. : Лениздат, 1990. — Июнь ( № 11 ). — С. 2—3 .
  30. , с. 197.
  31. Веселое Е. Площадь Революции и путь эволюции // Вечерний Ленинград : газета. — Л. , 1990. — 4 сентября.
  32. Золотарева И. Будет памятник жертвам репрессий // Ленинградская правда : газета. — Л. , 1990. — 5 сентября.
  33. Пилипец А. Здесь будет памятник // Смена : газета. — Л. , 1990. — 5 сентября.
  34. Иофе, Вениамин . Новые этюды об оптимизме: Сборник статей и выступлений / Вступит. статья от ред-ции; сост. И. А. Резников. — СПб. : НИЦ «Мемориал», 1998. — С. 27—28, 38—39, 123, 128-129. — 234 с. — 300 экз. ISBN 5-874-27015-9 .
  35. Жертвам репрессий // Ленинградская правда : газета. — Л. , 1990. — 31 октября.
  36. В память о жертвах: Интервью Ю. Б. Любы, сопредседателя ленинградского общества «Мемориал» // Вечерний Ленинград : газета. — Л. , 1991. — 5 февраля.
  37. Мыльников А. А. Андрей Мыльников. Каталог выставки работ в залах Академии художеств. Санкт-Петербург, февраль 1999 года.. — М. : Художник и книга, 2002. — С. 8. — 179 с.
  38. , с. 197—198.
  39. Лукина Л. Конкурс будет продолжен? // Вечерний Ленинград : газета. — Л. , 1991. — 4 июня.
  40. Кривулин, Виктор . Царь и сфинкс // Охота на мамонта. — СПб. : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1998. — 334 с. — (Русский Пен-Клуб). — 1500 экз. ISBN 5-86789-073-2 .
  41. М. Вольфсон. Камень истории // Правое дело. Северо-Запад. — 2002. — № 35 (53) . — С. 6 .
  42. Кира Долинина. // Коммерсантъ : газета. — М. , 1995. — 6 мая ( № 83 ). — ISSN . 25 апреля 2022 года.
  43. , с. 198.
  44. НИЦ « Мемориал »: . Виртуальный музей Гулага. Фонды . ЗАО «Альт-Софт».
  45. Димитрий Мачинский . // Terra Incognita.spb.ru : правозащитный альманах. — СПб. , 2003. — Апрель-май ( № 4—5 (14-15) ). 13 июня 2003 года.
  46. , с. 195.
  47. Письмо Санкт-Петербургского НИЦ «Мемориал» зампредседателю Комитета по градостроительству и архитектуре, Главному художнику города Уралову И. Г. 20.07.2002 № 198
  48. Попов А. Воркута – это святое» : автор рос. герба [Е. Ухналёв] отбывал срок в Коми // Аргументы и факты. Коми : газета. — 2006. — Август ( № 35 (399) ). — С. 8 .
  49. Елена Рачева, Анна Артемьева. // Новая газета : газета. — М. , 2012. — 4 апреля ( № 37 ). — ISSN . 8 декабря 2019 года.
  50. Хервиг Хёллер. // Когита!ру. — 2016. — 4 августа. 8 декабря 2019 года.
  51. Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2016. — 26 мая. 8 декабря 2019 года.
  52. Татьяна Лиханова. // Terra incognita.spb.ru : правозащитный альманах. — 2001. — Август-сентябрь ( № 1 ). 4 апреля 2022 года.
  53. Дмитрий Новик. Не похож на монумент тот камень. В Петербурге открыли памятник узникам ГУЛАГа // Известия : газета. — 2002. — 5 сентября. — С. 10 .
  54. // Фонтанка.ру. — 2018. — 30 октябрь. 2 ноября 2019 года.
  55. Владимир Кара-Мурза-старший, Лев Пономарев, Дмитрий Катаев, Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2015. — 13 февраля февраля. 14 декабря 2019 года.
  56. Борис Вишневский. // Новая газета : газета. — М. , 2017. — 6 октября ( № 111 ). — ISSN . 29 января 2019 года.
  57. Татьяна Косинова. // Когита!ру. — 2009. — 19 июля. 20 сентября 2017 года.
  58. // ИА Интерфакс. — 2009. — 16 июля. 4 ноября 2019 года.
  59. Вадим Жернов. // РИА Новости. — 2011. — 20 января. 5 ноября 2019 года.
  60. // Радио Свобода. — 2014. — 15 ноября. 4 ноября 2019 года.
  61. Анна Плотникова. // Голос Америки. — 2013. — 7 декабря. 5 ноября 2019 года.
  62. // Радио Свобода. — 2014. — 16 июля. 5 ноября 2019 года.
  63. Татьяна Косинова. // Когита!ру. — 2015. — 28 февраля. 5 ноября 2019 года.
  64. Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2019. — 19 ноября. 23 марта 2020 года.
  65. Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2016. — 4 июня. 16 декабря 2016 года.
  66. Татьяна Косинова. // Когита!ру. — 2012. — 14 августа. 13 апреля 2016 года.
  67. Нина Фрейман. // Такие дела. — 2019. — 24 января. 5 ноября 2019 года.
  68. // Xgay.ru. — 2016. — 18 декабря. 9 марта 2019 года.
  69. Владимир Бондарев. // Международное французское радио. — 2016. — 21 декабря. 14 октября 2019 года.
  70. Анна Плотникова. // Голос Америки. — 2012. — 27 июля. 5 ноября 2019 года.
  71. // Закс.ру. — 2018. — 14 февраля. 5 ноября 2019 года.
  72. Владимир Бондарев. // Международное французское радио. — 2018. — 18 февраля. 8 октября 2018 года.
  73. Тамара Тур. // 30 октября : газета. — М. , 2002. — № 26 . — С. 5 . 4 ноября 2019 года.
  74. Костюковский В. В. Факельные шествия на юбилей Петербурга? // Новые Известия : газета. — СПб. , 2002. — 2 октября.
  75. Леонидова М. Зачем сводить счеты с памятью? // Невское время : газета. — СПб. , 2002. — 8 октября.
  76. // Аргументы и факты. — 2003. — 26 марта. 6 апреля 2016 года.
  77. Михайлова М. Вандалы осквернили памятник: Уже в третий раз пострадал закладной камень на Троицкой площади // Смена : газета. — СПб. , 2003. — 25 марта.
  78. Соловецкий камень осквернили // Московский комсомолец в Санкт-Петербурге : газета. — СПб. , 2007. — 13-20 июня ( № 24/16 ). — С. 3 .
  79. // Lenta.ru. — 2012. — 9 февраля. 25 августа 2012 года.
  80. // РИА Новости. — 2013. — 28 февраля. 14 апреля 2019 года.
  81. Иван Скиртач. // ИТАР-ТАСС. — Т. 2013 , вып. марта , № 12 . 9 декабря 2019 года.
  82. // Сайт уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. — 2015. — 25 апреля. 14 декабря 2019 года.
  83. Светлана Гаврилина. // Независимая газета. — 2015. — 22 декабря. 14 декабря 2019 года.
  84. Татьяна Вольтская. // Радио Свобода. — 2018. — 6 декабря. 1 мая 2021 года.
  85. // Администрация Санкт-Петербурга. — 2018. — 30 октября. 28 декабря 2019 года.

Литература

  • Галенковский Е., Рыбаков Ю . «Нам остаётся только имя…»: Памятники жертвам политических репрессий Петрограда-Ленинграда. — СПб. : Санкт-Петербургский НИЦ «Мемориал», 1999.
  • Золотоносов М. Н. 97. Памятник жертвам политических репрессий в Петрограде-Ленинграде // Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда-Петербурга, 1985—2003 гг. / Фотограф Ю. Ю. Калиновский. — СПб. : Новый мир искусства, 2005. — С. 195—199. — 623 с. — 1000 экз. ISBN 5-902640-01-6 .
  • Исаченко В. Г. Памятник жертвам политических репрессий // Памятники Санкт-Петербурга: Справочник.. — СПб. : Паритет, 2004. — С. 315. — 400 с. — ISBN 5-93437-188-6 .
  • Тимофеев В. Н., Ефремова Н. Н., Пирютко Ю. М. и другие. // Памятники Санкт-Петербурга: справочник. — СПб. : Государственный музей городской скульптуры; Арт-Бюро, 2002. — 320 с. — ISBN 5-900786-17-X .

Ссылки

  • НИЦ « Мемориал »: . Виртуальный музей Гулага. Фонды . ЗАО «Альт-Софт». Дата обращения: 4 ноября 2019. 4 апреля 2019 года.
  • Сахаровский центр : . Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР . Дата обращения: 4 ноября 2019. 12 января 2019 года.
  • ЦГПБ им. В. В. Маяковского : . Городская скульптура Санкт-Петербурга на рубеже веков (XX—XXI) . ЗАО «Альт-Софт». Дата обращения: 5 ноября 2020.
Источник —

Same as Соловецкий камень (Санкт-Петербург)