Interested Article - Янка Мавр

Я́нка Мавр ( белор. Янка Маўр , настоящее имя — Ива́н Миха́йлович Фёдоров , белор. Іван Міхайлавіч Фёдараў ; 29 апреля (10 мая) 1883 года, Либава 3 августа 1971 года, Минск ) — белорусский советский писатель , переводчик и драматург.

Один из основателей белорусской детской литературы , основоположник приключенческого и научно-познавательного жанров в белорусской литературе, создатель первой белорусской научно-фантастической повести . Автор книг для детей, пьес, переводов . Член СП СССР (1934). Член ВКП(б) с 1950 года. Лауреат Государственной премии Белорусской ССР (1968). Заслуженный деятель культуры БССР (1968) .

Биография

Ранние годы

Иван Фёдоров (Я. Мавр) — семинарист Поневежской учительской семинарии

Родился 29 апреля ( 10 мая ) 1883 года в городе Либаве (ныне — Лиепая , Латвия ) в семье выходца из Белоруссии (который в этом городе оказался в поисках работы ). Его отец был отставным солдатом, происходил из безземельных белорусских крестьян , работал столяром . До военной службы он носил фамилию Ильин, а фамилия Фёдоров появилась в результате ошибки армейского писаря, записавшего Михаила Фёдоровича — Михаилом Фёдоровым. Отец рано умер, и маленький Янка (Иван) вместе с матерью переехал на её родину — в основанную русскими переселенцами в 1900 году деревню Лебенишки (в 28 км к северо-востоку от города Поневежа Ковенской губернии ). Они жили в бедности, и только благодаря стараниям матери, которая во что бы то ни стало мечтала дать образование сыну, в 1895 году он окончил начальную школу, а в 1899 году — Ковенское . После училища он поступил в Поневежскую учительскую семинарию . В конце 1902 года его исключили из последнего, выпускного класса — за вольнодумство и «за сомнения в религии». Тем не менее в 1903 году он всё же получил удостоверение учителя начальной школы, сдав экстерном экзамены за семинарский курс .

Педагогическая деятельность

После обучения в учительской семинарии Фёдоров начал работать в школе под Поневежем ( Новое Место ), а затем его перевели в деревню Бытча на Борисовщине .

В 1906 году он принял участие в нелегальном педагогическом съезде, который состоялся в Николаевщине . В этом же съезде принял участие и будущий классик белорусской литературы Якуб Колас . В «Трудовом списке», который сохранился в архиве писателя, отмечен итог этого события для его участника: «1906. VIII. Уволен со службы и отдан под суд…»

Судя по документам, Иван Фёдоров был не просто участником того съезда, а одним из его инициаторов — его подпись, учителя Бытчинского народного училища, стояла первой под протоколом. В ходе следствия этому факту придавалось немаловажное значение. Иван Фёдоров и Якуб Колас входили во временное бюро Минской группы учителей, выбранное во время съезда. Следователи по делу съезда пришли к выводу, что Фёдоров был одним из зачинщиков и играл на учительском съезде едва ли не главную роль, а потому надо, по их мнению, «совершенно устранить его от занимаемой должности» .

В 1909 году вступил в церковный брак . Переехал в деревню Турец .

Судебное разбирательство по делу об учительском съезде длилось почти два года. Фёдорова отстранили от педагогической деятельности и взяли под надзор полиции. Лишь через 5 лет, в 1911 году, ему удалось устроиться преподавателем в частную торговую школу в Минске . С осени 1917 года он устроился учителем географии и истории в минскую железнодорожную гимназию. После революции он стал учителем 25-й железнодорожной школы имени А. Г. Червякова .

В 1920-е также работал в Наркомате просвещения Белорусской ССР и в республиканском союзе работников просвещения .

Работу учителя Фёдоров оставил только в 1930 году, когда перешёл на работу в Белорусское государственное издательство (где проработал до 1936 года) .

Творческая деятельность

Дебютировал в 1923 году как фельетонист в газете « Советская Белоруссия » и ленинградском журнале « Бегемот ». В 1925 году в журнале «Белорусский пионер» напечатал первую научно-фантастическую повесть на белорусском языке «Человек идёт» , которая положила начало фантастическому и приключенческому жанрам в белорусской литературе . Повесть напечатал под псевдонимом «Янка Мавр». «Янка» — это белорусский аналог имени «Иван». Как отмечала исследовательница творчества Янки Мавра белорусский литературовед Эсфирь Гуревич , писатель, сохранив своё настоящее имя в первой части псевдонима, недвусмысленно указывал на то, что он — сын белорусской земли. Значение псевдонима «Мавр» широко раскроется в его последующих повестях: «В стране райской птицы» (1926), «Сын воды» (1927), в которых он показал себя как защитник прав колониальных и зависимых народов, с сочувствием относившийся к коренным народам Северо-Западной Африки, и проявил себя как интернационалист .

Обложка и титульный лист третьего издания сборника рассказов Я. Мавра «Слёзы Туби», 1938 г.

Свою первую повесть «Человек идёт» Фёдоров написал в возрасте 44 лет, будучи преподавателем 25-й минской железнодорожной школы. В повести автор обратился к жизни первобытного человека на той стадии его развития, когда тот только становился на ноги, ничего ещё не умея, и всё, чего он достигал, — охота с орудиями, получение огня, использование камня в качестве инструмента — было для него впервые. Всё впервые — этот найденный автором художественный ход соответствует видению и восприятию ребёнка, его предчувствию первооткрытия, ожиданию им чего-то нового и необычного. Основой сюжета стал процесс развития человека, мучительный и драматический, наполненный борьбой за свою жизнь, путь длительного и постепенного накопления практического и духовного опыта. Это был замах начинающего писателя на новый для всей национальной литературы жанр, согласно собственному авторскому определению — научно-фантастической повести, которая представляла собой сочетание науки и фантазии. После читательского успеха повести «Человек идёт» писатель продолжил работать в жанре детской приключенческой и научно-познавательной литературы .

Янка Мавр писал преимущественно для юных читателей. В произведениях «В стране райской птицы» (1926), «Сын воды» (1928) автор постарался опровергнуть представление о туземцах как о кровожадных людоедах, лишённых элементарных человеческих чувств, людях второго сорта. В повести «В стране райской птицы» действие происходит на Новой Гвинее , на тех островах Тихого океана, на которых побывал путешественник Миклухо-Маклай , исследователь местных жителей- папуасов . Повесть построена на социальном конфликте, на прорисовке двух враждующих сил — угнетаемых и хозяев-колонизаторов. В повести «В стране райской птицы» определились основные особенности художественной манеры Я. Мавра-автора приключенческих произведений, который сумел вобрать в себя энергию, характер и традиции западной приключенческой классики. Повесть «Сын воды», самая поэтическая в этом цикле, согласно признанию самого автора, была наиболее ему дорога. Сюжетная линия главного героя, юного фиджийца Манга, в ней построена на распространённой в приключенческой литературе схеме: спасение белого человека от диких туземцев. Это не воспринял тогдашний рецензент повести на страницах журнала «Полымя» , посчитав эту историю неоправданной данью «низкокачественному приключенчеству» .

Повесть «Человек идёт» очертила ту тенденцию сочетания узнаваемости и приключенчества, которую Мавр развил потом в следующих своих повестях и в романе «Амок» (1929) — о восстании 1926 года на острове Ява ; к написанию романа автора подтолкнули прочитанные им мемуары русского консула на Яве Модеста Бакунина . Для своей повести Янка Мавр собирал материалы, изучал документальную литературу по свежим следам событий. Многие наиболее важные материалы (журналы, газеты, фотографии, использованные потом как иллюстрации) он получал непосредственно с Явы и из Голландии через учителей- эсперантистов , с которыми он вёл переписку. В предисловии к роману писатель отметил, что «Амок» более документальный «даже в мелочах», чем может показаться на первый взгляд. В романе «Амок» заметное место занимает познавательный материал о природных особенностях острова, подробностях быта, устоях народа.

Янка Мавр и пионеры средней школы № 44 Минска на встрече, посвящённой 25-летию его литературной деятельности

В 1930-х годах писатель, словно насытившись «экзотическим» иноземным материалом, обратился к родным местам, к жизненной реальности, в которой действуют юные герои. Последовали пользовавшиеся успехом у юных читателей повесть «Полесские робинзоны» (1930), рассказывавшая о приключениях двух подростков в глухом Полесье , утопическая «Повесть будущих дней» (1932) о коммунистическом будущем СССР, «ТВТ» (1934), в которой с юмором рассказывается об обыденных делах школьников. В повести «Полесские робинзоны» автор использовал робинзонаду , подсказанную всемирно известным « Робинзоном Крузо » Даниэля Дефо . Мавр, отбросив псевдоромантику, восхищение экзотикой далёких заморских стран, обратился к своей родной стороне, к познанию своего края. Он показал, что и под белорусским небом, в далёких и близких уголках родного края есть своя романтика и своя красота, каждый раз новая и неожиданная. Повествование держится преимущественно на диалогах-спорах между героями-студентами, которые под впечатлением от книг о далёких странах, прежде всего от книг Жюля Верна , Майн Рида и Ф. Купера , отправляются во время весеннего разлива в путешествие по Полесью. Главной идеей робинзонады стала победа человека над стихией. Эту стихию писатель осмысливает в духе классической русской и белорусской литературных традиций. Природа для героев повести — не только материальное, но и духовное богатство. Самым ярким переживанием для героев стало убийство зубра контрабандистами , которое они восприняли с настоящей болью и волнением, «как убийство человека». Сцена убийства зубра, показанная через отношение к этому главных героев — Мирона и Виктора, стала ключевой в понимании авторских отношений к проблеме «человек и природа». Мораль повести заключается в том, что природа — это воплощение спокойствия и уравновешенности, которые не стыкуются со злом и человеческой жестокостью, а те, кто нарушают естественную жизнь природы, сеют враждебность и ненависть между людьми. Повесть была написана в то время, когда активно осваивались природные богатства Белоруссии и когда преобразования природы воспринимались как нечто безоговорочно грандиозное и полезное, свидетельство созидательной силы человека, а трагедия наносимого ей ущерба ещё не осознавалась .

Эволюция жанра приключенческой повести прослеживается и в повести «ТВТ» (1934), получившей первую премию на всебелорусском конкурсе детской книги, после чего ею заинтересовался Максим Горький . По просьбе Горького Янка Мавр перевёл повесть на русский язык и отослал ему. Это было накануне I съезда писателей СССР . Художественная новизна этой повести заключалась в том, что так называемая тема рабочего воспитания зазвучала натурально благодаря живому духу игры, по законам которой и создано таинственное и загадочное «Товарищество (Общество) воинствующих техников». Через игру ребята включались в жизнь с её повседневными заботами и мелкими бытовыми проблемами. Ребята собственными силами исправляют все неисправности, наводят порядок и практично обживают этот мир.

Во время войны писатель вынужденно оказался далеко от родной земли — вначале в Новосибирске , затем в Алма-Ате . Это время он перенёс как тяжёлое испытание, даже как «психическую травму», о чём он признался в письме к 2 февраля 1942 года. В 1943 году Мавр переехал в Москву, где, сильно заболев, попал в больницу. В родной Минск он вернулся только после освобождения его от фашистских захватчиков. На протяжении 1946—1948 годов Янка Мавр совместно с занимался сбором и редактированием воспоминаний белорусских детей о войне для книги «Никогда не забудем» ( белор. «Ніколі не забудзем» ), которая вышла в 1948 году с предисловием Якуба Коласа . Изданная книга получила высокую оценку не только в Белоруссии, но и за её пределами .

МоноЛИТ — дом, в котором жил Янка Мавр в Минске (пересечение ул. К. Маркса , 36 — ул. Энгельса , 16)

После войны Янка Мавр опубликовал цикл рассказов о трагических испытаниях, которые довелось испытать детям в военные годы («Счастье», «Две правды», «Максимка»). Психологическая миниатюра «Счастье» (1945) основана на эмоциональном напряжении, на внутреннем конфликте. В рассказе нет внешних событий, сюжет определяется психологическим столкновением мира детства и мира взрослых на фоне безмятежной природы. Но в этом небольшом повествовании происходят полные драматизма смены душевного состояния героев, внутреннее движение их настроений и переживаний. Психологическая проблема, затронутая автором в рассказе, показывает, как взаимодействуют мир взрослых и мир детства, какие отношения существуют между ними, что представляет интерес как для взрослой, так и для детской литературы . В повествовании «Максимка» (1946) писатель отобразил душу парнишки, сироты-детдомовца, в моменты высшего драматического напряжения, когда он увидел в солдате, возвращавшемся с войны, своего отца, но вдруг осознал свою горькую ошибку. Автору удалось передать душевное состояние маленького героя. В том же году Мавр написал рассказ «Завошта?» ( рус. «За что?» ), в основу которого лёг реальный трагический факт — гибель жены и сына писателя М. Лынькова .

В 1948 году он написал автобиографическую повесть «Путь из тьмы». В 1954 году вышла его научно-фантастическая повесть «Фантамобиль профессора Циляковского», которая стала третьей его книгой, написанной в жанре социальной утопии (первая — фантастическая сказка «Путешествие по звёздам» (1927) из цикла «Пионерские сказки», а затем — «Повесть будущих дней» (1932)). В основу сюжета положена фантастическая идея технического толка — о возможности использования энергии человеческой мысли: на энергии детской фантазии, которая намного большая, чем фантазия взрослых, внуки профессора Циляковского Светозар и Светлана отправляются в далёкое путешествие — сначала в Америку, а потом на Луну и на Марс . В повести совмещено реальное и фантастическое, в ней прослеживается опора на традиции предшественников, таких как К. Э. Циолковский (как автор астрономических повестей), А. Н. Толстой , В. А. Обручев , а также классики мировой фантастики — Жюль Верн, Г. Уэллс ; в повести есть прямые ссылки на этих авторов. Янка Мавр выступил как провидец и предсказатель (вслед за Циолковским) эры космических полётов. Но его интересовала больше не столько научная идея, сколько морально-этическая сторона, проблема человеческих взаимоотношений, будущих контактов при встрече с другими цивилизациями .

Могила писателя

Янка Мавр выполнил переводы на белорусский язык произведений таких классиков мировой литературы, как Жюль Верн — «20 000 лье под водой» ( белор. «80 000 кіламетраў пад вадой» , 1937); Марк Твен — «Приключения Тома Сойера» ( «Прыгоды Тома Сойера» , 1939) и «Принц и нищий» ( «Прынц і жабрак» , 1940); А. П. Чехов — «Детвора» ( «Дзетвара» ) и «Избранные произведения» ( «Выбраныя творы» , 1954) .

Произведения Янки Мавра переведены на русский , украинский , армянский , таджикский , литовский , польский и чешский языки . Отдельные его произведения изданы в Америке, Англии и других странах .

Янка Мавр умер 3 августа 1971 года . Похоронен в Минске на Восточном кладбище .

Увлечения писателя

Янка Мавр был известным эсперантистом . Эсперанто он начал изучать ещё в 1904 году. В 1926 году он вёл передачу для эсперантистов на белорусском радио . Своему зятю Михасю Мицкевичу он читал « Евгения Онегина » на эсперанто . Ведя переписку с эсперантистами мира и получая от них напрямую редкую информацию, он написал книгу «Амок» .

Янка Мавр собрал большую домашнюю библиотеку, которая была одной из лучших в довоенные годы в Белоруссии .

Писатель увлекался спиритизмом . В его доме собирались компании, которые практиковали вызов духов. У Мавра был философский склад ума, и в спиритизме он видел не мистику, а неисследованное природное явление, и пытался понять его механизм. У писателя были две толстые тетради, в которые он записывал результаты спиритических сеансов, но в 1938 году он их сжёг. Спиритические сеансы проводил при помощи блюдца на столе с алфавитом. Известен случай, когда он устроил некоему партийному работнику мини-сеанс спиритизма, во время которого заставил двигаться карандаш. По мнению Михася Мицкевича, Янка Мавр обладал необычными способностями .

Любил Янка Мавр и езду на велосипеде и хорошо играл на скрипке .

На своей даче под Минском, в Ждановичах , Янка Мавр построил шалаш-кабинет из лозы. На мостках над Свислочью он поставил импровизированный письменный стол, так, что можно было сочинять книги о дальних странах, свесив ноги в воду и воображая себя на берегу океана .

Янка Мавр и Якуб Колас

Янка Мавр и Якуб Колас вместе с общим первым внуком

Янка Мавр находился в дружеских отношениях с классиком белорусской литературы Якубом Коласом . Они оба учились в учительских семинариях (где также получили и музыкальное образование). Оба участвовали и в учительском съезде (на котором они и познакомились) в 1906 году, после которого Якуб Колас был посажен в Пищаловский замок , а Янка Мавр (тогда ещё Иван Фёдоров) отдан под надзор полиции и, кроме этого, лишён права преподавать в школе.

В годы войны во время эвакуации семьи Янки Мавра в Алма-Ату Мавр вёл дружескую переписку с Якубом Коласом, который, также покинув Белоруссию, проживал в те годы в Ташкенте . В письмах друг другу они желали поскорее вернуться в родную Белоруссию:

…Увидим ли мы наши белорусские боровички под ёлкой? Останутся ли они после поганых немцев?…

После освобождения Белоруссии Мавр вернулся в Минск. Однако и после войны переписка писателей не оборвалась, они переписывались и в 1950-е годы . В дальнейшем Янка Мавр стал прообразом учителя Ивана Тадорика в трилогии Коласа «На росстанях» (1955). Позже они породнились: дочь Янки Мавра, Наталья, вышла замуж за сына Якуба Коласа — Михася. В Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа хранится скрипка, на которой играл Янка Мавр. Якуб Колас также любил играть на этом инструменте. Дочь Янки Мавра, Наталья, часто музицировала на пару с отцом: он — на скрипке, а она — на фортепиано .

Оценка и значение творчества

Янка Мавр по праву считается «отцом» белорусской детской литературы . Его вклад в белорусскую детскую литературу ценен тем, что он как первооткрыватель и первопроходец определил дальнейшее её направление и развитие, стал создателем новых для неё жанровых форм — приключенческого и научно-фантастического, вследствие чего ему удалось расширить временные и пространственные границы белорусской детской литературы. Его новаторские находки предопределялись прекрасным знанием литературных традиций — национальной, русской, западной. Он умело использовал художественные приёмы таких классиков приключенческой литературы , как Жюль Верн , Майн Рид , Фенимор Купер . В его творчестве имелось немало реминисценций из произведений Даниеля Дефо , Александра Дюма , Гюстава Эмара , Луи Жаколио , Луи Буссенара , Генри Хаггарда .

Написанная им в 1927 году лирическая повесть «Сын воды» была наиболее дорога самому автору. Повесть не отличалась резкостью и непримиримостью социального противостояния. В ней главный конфликт между героями раскрывается не в откровенном столкновении разных социальных сил, как в его предыдущей повести «В стране райской птицы», а преимущественно в моральном плане. Янка Мавр постарался в ней утвердить именно ценность общечеловеческих взаимоотношений независимо от социальных преград. И именно за то, что повесть не отразила социальной борьбы туземцев против колонизаторов, официальная критика 1930-х годов упрекала автора в невыразительности классовой позиции, в аполитичности и « социальной притуплённости » . Писателя обвинили в том, что он не наделил полудикого жителя Огненной Земли высокой революционной сознательностью, зрелым классовым чувством, и что взаимоотношения героев раскрываются « не в плане борьбы классов, а только в плане борьбы человека с природой за своё существование » .

В то время занятая поисками идеологических «срывов» официальная критика и не заметила, что Мавр сделал серьёзный шаг вперёд в овладении секретами приключенческого жанра и что его повесть выгодно отличается композиционной целостностью, которая создаётся концентрацией событий вокруг двух главных героев, что сочетание приключенчества и узнаваемости имело в ней намного более органический характер. Тем не менее, почти сразу после выхода в свет «Сына воды» в журнале «Працаўнік асветы» ( рус. «Труженик просвещения» ) (1928, № 13) рецензент , скромно подписавшийся « Учитель », отметил: « У нас появился настоящий автор детской приключенческой книжки » .

Автора «Полесских робинзонов» (1930) упрекали за то, что приключения приятелей не ассоциируются с идеалами и жизнью всей республики — ничего не говорится про реконструкцию и мелиорацию Полесья, что путешествие героев повести основано на неугодном влиянии М. Рида, Ж. Верна, Ф. Купера. Неоднозначность авторского замысла повести не была оценена тогдашней критикой, которая хотела видеть в книге прямую и чёткую связь с современностью, с процессами индустриализации и коллективизации , происходившими в то время в стране, или с практичными школьными проблемами .

Его повесть «ТВТ» (1934), получившую первую премию на всебелорусском конкурсе детской книги, на I съезде писателей СССР отметил русский писатель Самуил Маршак в своём докладе «О большой литературе для маленьких». Говоря о достижениях литературы, Маршак среди других отметил и « значительную школьную повесть, написанную в Белоруссии » . В то же время в республиканском Министерстве образования к повести отнеслись с настороженностью, так как организация «Товарищество воинствующих техников» не предусмотрена школьным уставом. Министерские чиновники рассуждали:

Есть ли нужда в создании каких-то разных обществ и команд, когда деятельность школьников должна регламентироваться «Правилами поведения учеников»?

Именно эти опасения и запреты со стороны чиновников образовательных учреждений и приостановили движение «ТВТ-вцев», которое в послевоенные годы стало было разворачиваться во многих городах Белоруссии и бывшего Советского Союза — в Бресте , Пинске , Кобрине , Калининграде , Иванове , Ставрополе , Петрозаводске , Элекмонаре ( Алтайский край ). В те годы «ТВТ» стало откровенным вызовом официальной нормативной педагогике. Их принцип был: « Если не я — то кто? ». Мавр считал, что в обществе все люди постепенно должны становиться такими «ТВТ-вцами», то есть — настоящими хозяевами. Но эта идея оказалась иллюзией .

При написании книг писателю помогали его богатые знания по истории и географии и использование в творчестве мемуаров и книг воспоминаний учёных и путешественников. Мавра называли белорусским Миклухо-Маклаем и Жюлем Верном в одном лице. Настоящие путешественники порой удивлялись точности деталей в описании той или иной страны в его произведениях. В своём творчестве он опирался на традиции творчества Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида, при помощи чего создал новый, социальный тип приключенческого романа и приключенческой повести. В повестях «Полесские робинзоны» и «ТВТ» он отобразил советскую действительность, ему удалось ярко и правдоподобно описать молодых героев. В 1934 году на экраны вышел фильм «Полесские робинзоны», снятый по сценарию Янки Мавра. Его сказка «Путешествие по звёздам», «Повесть будущих дней» и повесть «Фантамобиль профессора Циляковского» заложили основы научно-фантастического жанра в белорусской литературе .

Библиография

Романы

Повести

  • Человек идёт ( 1924 )
  • В стране райской птицы ( 1926 )
  • Сын воды ( 1927 )
  • Полесские робинзоны ( 1930 )
  • Повесть будущих дней ( 1932 )
  • Вокруг мира ( 1947 )
  • ТВТ, или Повесть о том, как пионеры возмутились против гнёта вещей ( 1934 , 1949 )
  • Путь из тьмы ( 1920 , 1956 1958 )
  • Фантомобиль профессора Циляковского ( 1955 )

Сказки

  • Вандраванне па зорках ( 1927 )
  • Пекло ( 1929 )
  • Путешествие в ад ( 1958 )

Пьесы

Рассказы

  • Звери на корабле ( 1927 )
  • Лаццарони ( 1927 )
  • Необыкновенная приманка ( 1927 )
  • Слёзы Туби ( 1927 )
  • У цясніне ( 1927 )
  • Полымя смерці ( 1928 )
  • Помста кошкі ( 1928 )
  • Сымонка-рызыкант ( 1929 )
  • Школа ў паходзе ( 1929 )
  • Чужаземец ( 1932 )
  • Мая ёлка ( 1937 )
  • Бярозавы конь ( 1939 )
  • Каршун ( 1939 )
  • Новае жыццё ( 1939 )
  • Падарожжа ад школы да дому ( 1939 )
  • Справа пятага «Б» ( 1939 )
  • Семья ( 1939 )
  • Чэснае піянерскае ( 1939 )
  • Начальнік артылерыі ( 1940 )
  • На льдине ( 1941 )
  • Як Соня па доктара хадзіла ( 1941 )
  • Багіра ( 1945 )
  • Васілёк ( 1945 )
  • Дзве праўды ( 1945 )
  • Дом пры дарозе ( 1945 )
  • Шчасце ( 1945 )
  • Деревянная ложка ( 1946 )
  • Завошта? ( 1946 )
  • Максимка ( 1946 )
  • На парозе будучыні ( 1946 )
  • Яно ( 1946 )
  • Невядомы герой ( 1947 )
  • Путешествие вокруг дома ( 1947 )
  • Віцеў экспанат ( 1948 )
  • Гісторыя аднаго шэфства ( 1948 )
  • Пасылка ( 1948 )
  • Записка ( 1950 )
  • Васька Жукаў ( 1952 )
  • Синьора Эмилия ( 1952 )
  • Шапка ( 1952 )
  • Апошні вылет ( 1954 )

Статьи

  • Каляровыя душы ( 1930 )
  • Урала-Кузбас ( 1931 )
  • Падарожжа па Малой Беларускай чугунцы ( 1938 )
  • Нашы дзеці ( 1946 )
  • Некалькі слоў пра мараль ( 1947 )
  • Раскажы пра сваіх сяброў ( 1947 )
  • Як я пазнаёміўся з Якубам Коласам ( 1952 )

Эссе

Сборники

  • Слёзы Тубі ( 1930 )

Киноинсценировки

Награды, почётные звания и премии

Память

Я. Мавр в семейном окружении: Фёдор , Арсений, Наталья, жена Стефанида Александровна, Александра

Я. Мавру посвящены документальные фильмы:

    • «Острова капитана Мавра» (1983, режиссёр В. Сукманов, «Летопись»)
    • «След детства» (2004, режиссёр А. Суханова, РУП «Белорусский видеоцентр») .
    • «Янка Маўр. Капітан дзіцячых мараў» ( рус. «Янка Мавр. Капитан детских мечт» ) (2013, режиссёр А. Левчик, РУП «Белорусский видеоцентр») .

Семья

  • первая жена — Варвара Фёдоровна (ум. 1919 г.); вторая жена — Стефанида Александровна.
  • сын — Фёдор Иванович Фёдоров (19 июня 1911, деревня Турец, Минская губерния — 13 октября 1994, Минск), академик Национальной академии наук Белоруссии.
  • сын — Арсений Иванович Фёдоров (23 января 1917 — 13 октября 2001), кандидат технических наук.
  • дочь — Александра Ивановна (Копылова) (1 мая 1919 — 3 мая 2005).
  • дочь — Наталья Ивановна (Мицкевич) (27 июля 1924 — 22 февраля 2012, Минск) — кандидат технических наук (1953); замужем (с 1946 года) за сыном Якуба Коласа , Михасём Мицкевичем .

Примечания

  1. Мавр Янка — статья из Большой советской энциклопедии .
  2. . НББ . Дата обращения: 20 июля 2013. Архивировано из 9 ноября 2013 года.
  3. . БелТА . Дата обращения: 20 июля 2013. 30 июня 2013 года.
  4. Гнилозуб В. (белор.) // Белорусская Нива : газета. — 10 мая 2013. — № 84 . 4 октября 2013 года.
  5. , с. 748.
  6. З жыццяпісу Якуба Коласа: Дакументы і матэрыялы / Уклад., уступ. артыкул і імян. паказ. Г. В. Кісялёва. — Мн. , 1982. — С. 131—132.
  7. . Национальный пресс-центр Республики Беларусь (2013). 6 сентября 2013 года.
  8. , с. 749.
  9. // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. А. А. Суркова . — М. : Сов. энциклопедия , 1967. — Т. 4. — С. 487.
  10. , с. 750.
  11. , с. 752.
  12. , с. 758—760.
  13. Ліст да А. Тонкеля ад 5 сакавіка 1955 г. // Гос. лит. архив, ф. 290, оп. 1, ед. 3.
  14. Маршак С. Я. О большой литературе для маленьких. — М. , 1934. — С. 38.
  15. , с. 765.
  16. Шидловская С. // Вечерний Минск : газета. — 2014. — 30 января ( № 4 ). — С. 11 . 19 февраля 2014 года.
  17. , с. 764.
  18. , с. 766.
  19. (белор.) . Центр. науч. биб. НАН РБ (2013). Дата обращения: 22 июля 2013. 20 октября 2013 года.
  20. (белор.) . НББ (13 мая 2013). Дата обращения: 22 июля 2013. Архивировано из 29 июля 2014 года.
  21. Маўр Янка // Беларускія пісьменнікі (1917—1990) : Даведнік / Склад. А. К. Гардзіцкі; нав. рэд. А. Л. Верабей. — Мн. : Мастацкая літаратура, 1994. — С. 374—375.
  22. Рублевская Л. И. // Сов. Белоруссия : газета. — 2008. — 7 июня. 4 октября 2013 года.
  23. Гнилозуб В. В. (белор.) // Белорусская нива : газета. — 2013. — 13 мая ( вып. 85 ). 5 октября 2013 года.
  24. Рублевская Л. И. // Советская Белоруссия : газета. — 2010. — 5 июля. 5 августа 2013 года.
  25. (белор.) // Звязда : газета. — 2013. — 18 мая ( № 89 ). — С. 6 . 4 марта 2016 года.
  26. Макаренко Т. (белор.) . Ред.-изд. учреждение «Культура и искусство». Министерство культуры РБ. Дата обращения: 10 августа 2013. 5 октября 2013 года.
  27. Гурэвіч Э. С. (белор.) // Літаратурная Беларусь : газета. — 2013. — 31 мая ( вып. 81 , № 5 ). — С. 1 . 4 октября 2013 года.
  28. , с. 747.
  29. Селіванава В. Некалькі заўваг пра дзіцячую літаратуру // Полымя. — 1933. — № 5 . — С. 155 .
  30. Селіванава В. Дзіцячая літаратура патрабуе сур’ёзнай увагі // Звязда. — 1933. — № 99 .
  31. Крытыка-бібліяграфічны бюлетэнь. — Мн. , 1934. — Т. 5. — С. 21.
  32. , с. 760.
  33. , с. 761—762.
  34. , с. 763.
  35. Горевой М. . Культура . БелаПАН (13 мая 2008). Дата обращения: 13 марта 2013.
  36. (белор.) . Книжные выставки НББ . НББ (16 мая 2013). Дата обращения: 23 июля 2013. Архивировано из 29 июля 2014 года.
  37. . Мавр Янка . Беларусьфильм. Дата обращения: 22 мая 2014. Архивировано из 16 июля 2014 года.
  38. (белор.) . Аб выніках адкрытага рэспубліканскага конкурсу кінапраектаў . Министерство культуры РБ. Дата обращения: 12 октября 2013. Архивировано из 14 октября 2013 года.
  39. . Белтелерадиокомпания . Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано из 10 июля 2012 года.

Комментарии

  1. Повесть о первобытных людях; изначально задумывалась как своеобразное учебное пособие, рассказывающее о доисторических временах.
  2. Младший сын Якуба Коласа .
  3. Имя «Тадор», «Тодар» имеет в белорусском языке то же значение, что и « Фёдор ».

Литература

Книги

  • Барсток М. М. Віднейшы беларускі дзіцячы пісьменнік Янка Маўр. — Мн. , 1958.
  • Гурэвіч Э. С. // Гісторыя беларускай літаратуры XX стагоддзя : У 4 т. — Мн. : Бел.навука, 1999. — Т. 2: 1921—1941. — С. 747—770.
  • Гурэвіч Э. С. Янка Маўр : Нарыс жыцця і творчасці. — 2-е выд., дапрац. — Мн. : Беларуская навука, 2004. — 148 с.
  • Миронов А. Дед Мавр. — Мн. : Мастацкая літаратура, 1979. — 168 с.
  • Мавр Янка — статья из Большой советской энциклопедии .
  • Маўр Янка // Беларускія пісьменнікі : Біябібліяграфічны слоўнік. У 6 т. / Пад рэд. А. І. Мальдзіса . — Мн. : БелЭн, 1994. — Т. 4, Лазарук-Перкін.
  • Янка Маўр. Наш вечны рабінзон: штрыхі да партрэт / уклад. Міцкевіч М. — Мн. : Мастацкая літаратура, 2018. — 127 с. — (Жыццё знакамітых людзей Беларусі).

Статьи

  • Грушэцкі А. Л. Дзяцей ён выхоўваў у любові да кніг. Пра педагога… Янку Маўра // Настаўніцкая газета : газета. — Мн. : Міністэрства адукацыі РБ, 2015-06-26. — Вып. 7680 , № 75 . — С. 16 .
  • Гурэвіч Э. С. (белор.) // Літаратурная Беларусь : газета. — 2013-05-31. — Вып. 81 , № 5 . — С. 1 .
  • Дроздова З. // Нёман : журнал. — 2013. — № 5 . — С. 208—224 .
  • Рублевская Л. И. // Советская Белоруссия : газета. — 2008-06-07. 20 июля 2013 года.
  • Дзіцячым пісьменнікам трэба нарадзіцца // Полымя. — 2008. — № 5. — С. 161—164.
  • Яфімава М. Б. Добры і мудры настаўнік: творчасць Янкі Маўра // Роднае слова. — 1993. — № 5. — С. 7.
  • Яфімава М. Б. Цэлы свет — дзецям : [аб творчасці, наватраскіх пошукаў Я. Маўра] / М. Б. Яфімава. — Мінск: БДУ, 1983. — С. 136

Ссылки

Внешние видеофайлы
Источник —

Same as Янка Мавр