Interested Article - Корнелия (мать Гракхов)

Корне́лия ( лат. Cornelia Scipionis ; II век до н. э.) — римская матрона , дочь Публия Корнелия Сципиона Африканского , жена Тиберия Семпрония Гракха . Стала матерью двенадцати детей, в том числе двух братьев Гракхов Тиберия и Гая . Корнелия рано овдовела, но тем не менее дала сыновьям прекрасное воспитание; именно благодаря ей, по мнению античных авторов, братья Гракхи вошли в число самых выдающихся политиков в истории Рима. Корнелия упоминается в связи со смертью её зятя Публия Корнелия Сципиона Эмилиана (некоторые источники приписывают ей организацию убийства) и в связи с трибунатом Гая Семпрония. Она пережила обоих сыновей и до самой смерти оставалась одной из самых уважаемых женщин Рима.

В западной культуре Корнелия стала воплощением женских добродетелей — преданности мужу, любви к сыновьям. Она является героиней ряда произведений литературы, скульптуры и живописи. Сохранились фрагменты двух писем, которые в античную эпоху приписывались ей. В историографии нет единого мнения о том, действительно ли Корнелия является автором этих текстов.

Биография

Происхождение

Сципион Африканский

Корнелия принадлежала к древнему патрицианскому роду этрусского происхождения. Она была дочерью Публия Корнелия Сципиона Африканского от брака с Эмилией Терцией . Таким образом, она приходилась внучкой Луцию Эмилию Павлу , погибшему при Каннах , и племянницей Луцию Эмилию Павлу Македонскому . Старшая сестра Корнелии была замужем за своим кузеном Публием Корнелием Сципионом Назикой Коркулом . У неё было также двое братьев, Публий (он не сделал карьеру из-за плохого здоровья) и Луций , поднявшийся до претуры в 174 году до н. э.

Ранние годы и брак

Время женитьбы Сципиона на Эмилии Терции неизвестно. О времени рождения обеих Корнелий уверенно можно сказать только, что это было после возвращения их отца из Африки по окончании Второй Пунической войны — то есть после 201 года до н. э. Корнелия Младшая была последним ребёнком .

Античные авторы сообщают, что мать Гракхов родилась «со сросшимся женским органом» и что это было сочтено плохим предзнаменованием. Корнелия получила хорошее образование; у неё был греческий учитель . По достижении необходимого возраста она стала женой нобиля из плебейского рода Тиберия Семпрония Гракха . Анналисты полагали, что этот брак был заключён в 180-е годы до н. э., во время сципионовских процессов, когда ещё был жив Сципион Африканский. Но уже Тит Ливий сомневался в правдоподобности таких датировок . Исследователи, опираясь на свидетельства Полибия и Плутарха , уверены, что этот брак был заключён существенно позже — между 165 и 162 годами до н. э. . Тиберию Семпронию тогда было уже более 50 лет, и Корнелия могла быть на 30 с лишним лет его моложе .

Сообщение Сенеки , будто обе Корнелии получили приданое из государственной казны, не соответствует действительности; возможно, Сенека спутал этих матрон с их двоюродной тёткой, дочерью Гнея Корнелия Сципиона Кальва . Отец оставил каждой по 50 талантов . Первую половину приданого их мужья получили сразу после свадьбы от Эмилии Терции, а вторую половину — после её смерти в 162 году до н. э. от её наследника Сципиона Эмилиана .

Плутарх рассказывает такую историю о взаимоотношениях супругов:

Однажды, как сообщают, Тиберий нашёл у себя на постели пару змей, и прорицатели, поразмыслив над этим знамением, объявили, что нельзя ни убивать, ни отпускать обеих сразу: если убить самца, умрет Тиберий, если самку — Корнелия. Любя жену и считая, вдобавок, что справедливее первым умереть старшему (Корнелия была ещё молода), Тиберий самца убил, а самку выпустил на волю. Вскоре после этого он умер.

Плутарх. Тиберий и Гай Гракхи, 1

Этот эпизод есть и в ряде других источников . Валерий Максим делает такой вывод: «Вот я и не знаю, стоит ли назвать Корнелию счастливой благодаря такому мужу или же несчастной из-за утраты такого мужа» . Исследователи согласны с тем, что, судя по имеющимся данным, Тиберий Семпроний любил жену .

Несмотря на большую разницу в возрасте с мужем, Корнелия родила двенадцать детей, так что эта семья стала примером многодетности для Плиния Старшего . Рождались попеременно сыновья и дочери. До взрослых лет дожили только трое: Тиберий , Гай и одна дочь . Тиберий родился в 163 или 162 году до н. э. и, судя по преномену , был самым старшим из сыновей; по-видимому, из всех детей он был или первым, или вторым . Гай был младше Тиберия на девять лет и родился незадолго до смерти отца, в 154 или 153 году до н. э. Фридрих Мюнцер полагает, что Семпрония родилась вскоре после 164 года до н. э. и могла быть самой старшей из двенадцати детей или, по крайней мере, из шести дочерей в этой семье .

Вдовство

Корнелия и сыновья

После смерти мужа Корнелия не вступала больше в брак, хотя была ещё молода. Плутарх рассказывает, что ей предлагал свою руку египетский царь Птолемей (предположительно Птолемей VI Филометор ), и учёные считают это сообщение вполне правдоподобным . Но Корнелия отказала и царю, решив посвятить себя воспитанию сыновей . Она дала Тиберию и Гаю первоклассное образование, в котором основной упор делался на риторику и философию ; учителей для юных Семпрониев выписывали из Греции . Согласно Орозию , после смерти мужа Корнелия уехала на виллу близ , на побережье Кампании ; тем не менее она и позже подолгу жила в Риме .

Дочь Корнелии Семпрония стала женой своего родственника Сципиона Эмилиана (предположительно этот брак был заключён между 150 и 148 годами до н. э. и оказался неудачным — в первую очередь из-за отсутствия детей) . Старший сын Корнелии в 133 году до н. э. стал народным трибуном , выдвинул проект аграрной реформы и вскоре был убит своими врагами, которых возглавлял родной племянник Корнелии Публий Корнелий Сципион Назика Серапион . Муж Семпронии Сципион Эмилиан одобрил это убийство. В последующие годы он возглавил консервативную «партию», тогда как Гай Гракх боролся за продолжение реформ. В 129 году до н. э., когда произошло новое обострение внутриполитической борьбы, Сципион Эмилиан внезапно умер. В Риме говорили, что это убийство, совершённое из мести, и что на шее умершего остались следы удушения , а в качестве возможных убийц называли — вместе и по отдельности — Гая Папирия Карбона , Марка Фульвия Флакка , Гая Гракха, Семпронию и Корнелию. Аппиан даже уверенно утверждает, что убийство было организовано Корнелией через её дочь . Лучший друг умершего Гай Лелий Мудрый настаивал на естественной причине смерти, и расследование так и не было проведено .

Смерть Гая Семпрония Гракха

В 123 году до н. э. народным трибуном стал младший сын Корнелии. Одна из первых его законодательных инициатив предполагала запрет на продолжение политической деятельности для людей, смещённых с должности по воле народа. Это могло быть попыткой отомстить Марку Октавию — одному из противников Тиберия Гракха. Известно, что Корнелия уговорила сына простить Октавия; после этого законопроект был отозван . Гай Семпроний добился своего переизбрания на следующий год, а в 121 году до н. э. погиб вслед за братом.

Остаётся открытым вопрос о том, повлияла ли Корнелия на политические воззрения своих сыновей — в том числе Гая, использовавшего имя матери в интересах пропаганды. Во всяком случае, она способствовала пробуждению в них честолюбия . В частности, Корнелия не раз жаловалась в присутствии сыновей, что римляне называют её не «матерью Гракхов», а «тёщей Сципиона» (но Плутарх, рассказывая об этом, ссылается на «некоторых» противников партии реформ ). В источниках встречаются сообщения о том, что Корнелия не только сочувствовала деятельности своих сыновей, но даже принимала в ней активное участие; историки считают это явной ложью, восходящей к врагам Гракхов. К таким эпизодам, вымышленным оптиматами , антиковеды относят предполагаемую организацию Корнелией убийства зятя и тот факт, что накануне решающего столкновения Гая с врагами она якобы «тайно набирала иноземцев-наёмников, подсылая их в Рим под видом жнецов» .

Гибель сыновей она восприняла с полным самообладанием. После убийства Гая у неё осталась только дочь — бездетная вдова Семпрония. Остаток своих дней Корнелия провела на вилле близ Мизен, причём не изменила образа жизни: она была окружена интеллектуалами, обменивалась подарками с царями, постоянно принимала гостей, которым много рассказывала «о жизни и правилах её отца», а также о сыновьях. Корнелия «без печали и слёз» говорила о гибели Тиберия и Гая и абсолютно бесстрастно отвечала на любые вопросы о них. Поэтому, по словам Плутарха, некоторые наблюдатели даже задавались вопросом, не сошла ли она с ума от горя . Смерть Корнелии исследователи датируют концом II века до н. э.: более точные датировки невозможны .

«Письма Корнелии»

Письма Корнелии к младшему сыну упоминаются у Плутарха . После смерти Корнелии имели хождение два письма, которые должны были быть написаны незадолго до первого избрания Гая Семпрония народным трибуном. В них содержались призывы к адресату отомстить за брата и продолжить его реформы. Известно, что эти письма читал Марк Туллий Цицерон ; их текст опубликовал Корнелий Непот . В XIX веке антиковеды много дискутировали о подлинности этих писем . Единого мнения в этом вопросе до сих пор нет. Исследователи подчёркивают, что эти письма в любом случае играли важную пропагандистскую роль во внутриполитической борьбе на закате Римской республики .

Образ Корнелии в культуре

Античность

Основание статуи Корнелии, найденное в Риме

По словам Плутарха, Корнелия пользовалась в Риме всеобщим уважением «из-за её детей нисколько не меньше, чем из-за её отца». В портике Метелла поставили её бронзовую статую с надписью «Корнелия, мать Гракхов» . Подножие этой статуи было найдено в 1878 году . Корнелия фигурирует во множестве античных текстов: только на латыни о ней писали пятнадцать авторов . Источники характеризуют Корнелию как высокообразованную женщину и прекрасную мать, образцовую римлянку. Во многом именно ей сыновья были обязаны своими выдающимися дарованиями . Об этом пишут Марк Туллий Цицерон , Квинтилиан , Тацит , Плутарх .

Корнелию называют в числе образцовых матерей, которые не доверили своих детей наставникам-рабам, а сами занялись их воспитанием и в результате сделали их «первыми гражданами Римского государства». Другие матроны в этом списке — мать Гая Юлия Цезаря Аврелия и мать Августа Аттия . Валерий Максим рассказывает характерную историю: когда какая-то матрона хвалилась перед Корнелией своими нарядами и драгоценностями, та показала ей своих сыновей, только что вернувшихся из школы, и сказала: «Вот моё главное украшение» . Историки видят здесь явную параллель с плутарховой биографией Фокиона (там жена главного героя в разговоре с «гостьей из Ионии » называет своим украшением супруга) . Кроме того, это высказывание Корнелии могло быть напоминанием о совершенно конкретной материальной потере: драгоценности её матери перешли к Сципиону Эмилиану, а тот их подарил своей родной матери .

Элиан в своих « Пёстрых рассказах » назвал Корнелию в числе тех женщин, которые заслуживают особых почестей за их преданность мужьям — наряду с Порцией , Алкестидой , Лаодамией , Пенелопой . Для Марциала Гракх и Корнелия были примером супружеской любви , Ювенал называет Корнелию обладательницей всех мыслимых добродетелей . Иногда она упоминается в негативном контексте (это сюжеты о гибели Сципиона Эмилиана, о подстёгивании честолюбия сыновей), но, по-видимому, такая информация исходит от врагов Гракхов и является вымыслом .

Средние века и Новое время

Корнелия и сыновья

Для христианских авторов Корнелия была так же, как и в предыдущую эпоху, образцом добродетели. В частности, один из учителей церкви Иероним Стридонский назвал её, наряду с Лукрецией и Порцией, в числе тех женщин, которые в нравственном отношении не уступали своим мужьям. Иероним отметил то достоинство, с которым Корнелия переносила обрушившиеся на неё удары судьбы .

Итальянский поэт Данте Алигьери в своей « Божественной комедии » поместил Корнелию в Лимб — первый круг ада, где пребывают добродетельные язычники. В рай они не попали только потому, что родились до пришествия Христа. Там находятся многие другие герои римской истории, в их числе Гай Юлий Цезарь, Луций Юний Брут , Лукреция, Марция («Ад», IV, 128).

Немецкая писательница Шарлотта фон Кальб приблизительно в 1785 году написала роман «Корнелия», впервые изданный в 1851 году. В нём один из персонажей рассказывает историю о «лучшем украшении», представленную в беллетризованном виде. Корнелия приходит в гости к некоей Октавии и проявляет слишком мало интереса к драгоценностям этой матроны. Та спрашивает: «Неужели ты, Корнелия, можешь показать свои украшения, могущие сравниться с моими?» А Корнелия отвечает, показывая на своих сыновей: «Смотри! Это Гай и Тиберий, внуки Сципиона, мои сыновья! Это мои украшения, честь и слава великого Рима!»

В XIX веке название «Корнелия» носили многие европейские журналы, издававшиеся для женщин и родителей. Самый известный из них — «Журнал для домашнего воспитания» Карла Пильца. В конце XIX века Корнелия стала заглавной героиней ряда исторических драм, ни одна из которых особой известности не снискала . Она действует в романе советского писателя Милия Езерского «Братья Гракхи». В 2010 году вышел роман Элизабет Хайландер «Корнелия, мать братьев Гракхов» .

Жозеф-Бенуа Сюве . «Корнелия, мать Гракхов»
Корнелия с сыновьями на картине Элизабет Джейн Гарднер

В изобразительном искусстве

В 1878 году в Риме в районе Портика Октавии было найдено основание статуи с надписью CORNELIA AFRICANI F/Gracchorum (CIL VI 31610). Предположительно это было основание той самой статуи, которую описал Плиний и упомянул Плутарх: она изображала Корнелию сидящей, одетой в простое платье и сандалии с ремнями, и была первым в истории Рима изваянием женщины, не являвшейся жрицей .

В XVII веке последователи Тициана нередко создавали идеализированные портреты знатных дам в образе Корнелии. Джошуа Рейнольдс в 1775 году написал портрет леди Августы Анны Кокберн с тремя сыновьями, используя сюжет о «лучших украшениях». На графическом рисунке Чарльза Уилкина (1791 год) Корнелия, по мнению критиков, больше похожа на «мстительную Медею », чем на добродетельную римскую матрону .

Мать Гракхов стала популярным персонажем в живописи во время Великой Французской революции : её сыновья в ту эпоху считались образцовыми носителями передовых идей. Чаще всего использовался сюжет с «лучшими украшениями». Ему посвятили свои полотна (1794 год), Жозеф-Бенуа Сюве (1795), (1776), Жан-Франсуа Пейрон (1781), Иоганн Август Наль (около 1820 года). Три картины на эту тему написала около 1785 года Ангелика Кауфман , причём на одной из них, кроме братьев Гракхов, изображена ещё и Семпрония. Полотна этой художницы, созданные во время путешествия по абсолютистскому Королевству Обеих Сицилий , могут быть интерпретированы в антиреволюционном стиле: на них Корнелия, дочь и жена выдающихся политиков, символизирует положительную роль сильной личности в истории .

Во второй половине XIX века образ Корнелии продолжали использовать в самом разном контексте живописцы и скульпторы. Так, мать Гракхов стала героиней салонной живописи Элизабет Джейн Гарднер (1872 год), персонажем бронзовой группы Матюрена Моро (около 1865 года) и фресок Германа Вислиценуса (около 1870 года). Изображение Корнелии украшает одно из окон в Гарвардском зале, созданном, чтобы почтить память героев Гражданской войны в США . Памятник Корнелии есть в городе Колумбус ( Огайо ) .

В кинематографе

Корнелия является одним из эпизодических персонажей франко-итальянского фильма «Сципион Африканский» (1971 год, режиссёр ). Там она действует как маленькая девочка, товарищ по играм Сципиона Эмилиана . Корнелия появляется и в сериале « Древний Рим: Расцвет и падение империи » (эпизод «Революция»), где её играет Джеральдин Джеймс .

В астрономии

В честь Корнелии назван астероид (425) Корнелия , открытый 26 декабря 1896 года французским астрономом Огюстом Шарлуа в обсерватории Ниццы .

Примечания

  1. , s. 1429—1430.
  2. , с. 359.
  3. , VII, 69.
  4. , I, 67.
  5. , s. 329.
  6. , XXXVIII, 57, 3.
  7. , XXXII, 13.
  8. , Тиберий и Гай Гракхи, 1.
  9. , s. 1592.
  10. , s. 1409.
  11. , XXXII, 13, 1.
  12. , s. 1592—1593.
  13. , IV, 6, 1.
  14. , О дивинации, I, 36; II, 62.
  15. , VII, 122.
  16. , s. 331.
  17. , VII, 13, 57.
  18. , р. 18.
  19. , s. 1445.
  20. , s. 330.
  21. , с. 402.
  22. , Брут, 104.
  23. , V, 12, 9.
  24. , s. 1595.
  25. , II, 4, 5.
  26. , Тиберий и Гай Гракхи, 31.
  27. , XIII, 20.
  28. , с. 148.
  29. , XXXIV, 25, 2.
  30. , с. 52.
  31. , с. 90.
  32. , Тиберий и Гай Гракхи, 8.
  33. , s. 1593—1594.
  34. , Тиберий и Гай Гракхи, 34.
  35. , Тиберий и Гай Гракхи, 40.
  36. , s. 1594—1595.
  37. , XXXIV, 31.
  38. , Тиберий и Гай Гракхи, 25.
  39. , s. 1593.
  40. , Брут, 104; 211.
  41. , I, 1, 6.
  42. , Диалог об ораторах, 28.
  43. , с. 452.
  44. , IV, 4.
  45. , Фокион, 19.
  46. , XIV, 45, 1.
  47. , XI, 104, 13—20.
  48. , VI, 166—169.
  49. , s. 331—332.
  50. , s. 332.
  51. , s. 333.
  52. , s. 335.
  53. , s. 334.
  54. , s. 333—334.
  55. , s. 335—336.
  56. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Источники и литература

Источники

  1. Аппиан Александрийский . . — М. : Ладомир, 2002. — 880 с. — ISBN 5-86218-174-1 .
  2. Валерий Максим . Достопамятные деяния и изречения. — СПб. : Издательство СПбГУ, 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6 .
  3. Марк Валерий Марциал . Эпиграммы . — СПб. : Алетейя, 1994. — 448 с. — ISBN 5-88596-009-7 .
  4. Гай Веллей Патеркул . Римская история // . — М. : Ладомир, 1996. — С. 11—98. — ISBN 5-86218-125-3 .
  5. Диодор Сицилийский . . Сайт «Симпосий». Дата обращения: 23 февраля 2018.
  6. Клавдий Элиан . . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 23 февраля 2018.
  7. Публий Корнелий Тацит . Диалог об ораторах // Сочинения. — СПб. : Наука, 1993. — С. 356—384. — ISBN 5-02-028170-0 .
  8. Тит Ливий . История Рима от основания города. — М. : Наука, 1994. — Т. 3. — 768 с. — ISBN 5-02-008995-8 .
  9. Плиний Старший . . Дата обращения: 4 мая 2016.
  10. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — СПб. : Наука, 1994. — Т. 3. — 672 с. — ISBN 5-306-00240-4 .
  11. Полибий . Всеобщая история. — М. , 2004. — Т. 1. — 768 с. — ISBN 5-17-024958-6 .
  12. Марк Туллий Цицерон . // Три трактата об ораторском искусстве. — М. : Ладомир, 1994. — С. 253—328. — ISBN 5-86218-097-4 .
  13. Марк Туллий Цицерон. . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 23 февраля 2018.
  14. Марк Фабий Квинтилиан . . Дата обращения: 23 февраля 2018.
  15. Гай Юлий Солин . . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 23 февраля 2018.
  16. Децим Юний Ювенал . . Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 23 февраля 2018.

Литература

  1. Альбрехт М. История римской литературы. — М. : Греко-латинский кабинет, 2002. — Т. 1. — 704 с. — ISBN 5-87245-092-3 .
  2. Бобровникова Т. Сципион Африканский. — М. : Молодая гвардия, 2009. — 384 с. — ISBN 978-5-235-03238-5 .
  3. Гиленсон Б. История античной литературы. — М. : Флинта, 2001. — Т. 2. — С. 384. — ISBN 5-89349-314-1 .
  4. Егоров А. Юлий Цезарь. Политическая биография. — СПб. : Нестор-История, 2014. — 548 с. — ISBN 978-5-4469-0389-4 .
  5. Ковалёв С. История Рима. — М. : Полигон, 2002. — 864 с. — ISBN 5-89173-171-1 .
  6. Трухина Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. — М. : Издательство МГУ, 1986. — 184 с.
  7. Historische Gestalten der Antike. Rezeption in Literatur, Kunst und Musik. — Stuttgart: Metzler, 2013. — 1183 с. — ISBN 978-3-476-02468-8 .
  8. Münzer F. Cornelii Scipiones // RE. — 1900. — Bd. VII. — Kol. 1426—1427.
  9. Münzer F. Cornelius 407 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1900. — Bd. IV, 1. — S. 1592—1595.
  10. Münzer F. Sempronius 53 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1923. — Bd. II, 2. — S. 1403—1409.
  11. Münzer F. Sempronius 99 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1923. — Bd. II, 2. — S. 1445.
  12. Sumner G. Orators in Cicero's Brutus: prosopography and chronology. — Toronto: University of Toronto Press, 1973. — 197 с. — ISBN 9780802052810 .

Ссылки

Источник —

Same as Корнелия (мать Гракхов)