Interested Article - Индуистская архитектура

Индуистская архитектура — храмовое зодчество, монастыри, мавзолеи , другие культовые сооружения, а также городское планирование, строительство рынков, домов и так далее в соответствии с канонами индуизма . Традиционные правила по строительству и проектировке содержатся в особом классе индуистской литературы Васту-шастрах (« » и другие), с ними связаны Шилпа-шастры , посвященные сопутствующим строительству вопросам (скульптура, живопись) . Она уходит своими корнями во времена Индской цивилизации , однако ключевые элементы индуистского искусства и архитектуры зарождаются только в ведийский период . Древнейшие культовые сооружения в Индии строились из кирпича и дерева. Предположительно, камень стал основным строительным материалом гораздо позднее. Храмы ознаменовали переход от ведийской религии , которую характеризовали огненные жертвоприношения , к религии бхакти — любви и преданности личностному Богу . Появляются грандиозные культовые постройки со сложной планировочной структурой. Со временем в разных регионах Индии формируются различные стили храмовой архитектуры. Особенно большая разница прослеживается между североиндийским (нагара) и южноиндийским (дравидийским) стилями, сформировавшимися в первых веках н. э.

Храмы (мандиры)

Храмы (мандиры) строятся в строгом соответствии с религиозными предписаниями и украшаются изысканными каменными скульптурами и барельефами. Индуистский храм небольших размеров, как правило, состоит из центрального святилища, называемого гарбхагриха , в котором располагается главное божество храма. Святилище венчает башнеобразная шикхара . К гарбхагрихе примыкает зал для собраний верующих ( мандапа ), прихожая и портик. Помимо основного здания храм может включать дополнительные мандапы — павильоны для паломников, служащие для танцевальных представлений дэвадаси , свадебных ритуалов, размещения статуй богов и т. д. Есть примеры особых танцевальных павильонов (ната мандиров), как в храме Cолнца в Конараке . Частью храма является и бассейн (кунда) для омовений .

Часть гопурам храма Шри Мариамман (Сингапур) .

Гопуры

По сути самостоятельным архитектурным сооружением является такой визуально доминирующий элемент южноиндийских храмовых комплексов, как гопурам — надвратная башня, достигающая часто колоссальной высоты и украшенная лепниной и статуями божеств .

Монастыри (матхи)

Индуистские монастыри- матхи и обители отшельников ( ашрамы ) являют собою архитектурные комплексы из храмов, монашеских келий и вспомогательных помещений . В некоторых течениях индуизма местами паломничества стали бхаджана-кутиры — обители святых аскетов.

Гробницы (самадхи)

Самадхи (гробница) — мавзолей и иное мемориальное сооружение с прахом святого или великого человека в ндуизме . Нередко в память о человеке воздвигается более одной самадхи, так как прах может быть разделен на части, а, например, в пушпа-самадхи закладываются цветы с церемонии прощания.

Ратхи

Ратха — традиционное индийское монументальное , монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества .

Тораны (арки)

(англ.) — отдельно стоящая орнаментированная арка в индуистской, буддистской и джайнской архитектуре. Устанавливаются перед храмами, монастырями и другими объектами, иногда в качестве самостоятельного сооружения .

Стамбхи (колонны)

Стамбха — элемент индуистской и джайнистской архитектуры, наследующий практику ведической эпохи по установлению жертвенных столбов (юп), в виде монументальной каменной колонны, увенчанной лотосовидной капителью . Индийский трактат по архитектуре «Манасара» содержит описание различных стамбх, имевших и различное предназначение, основные типы: «Брахма-канта» — четырёхугольная колонна, «Вишну-канта» — восьмиугольная, «Рудра-канта» — имеющая 16 сторон либо круглая, «Шива-канта» — пятиугольная и «Сканда-канта» — шестиугольная . Примером служит посвящённая Вишну стамбха «Столп побед» (Vijay Stambha) в форте Читторгарх ( Раджастхан ).

На входе в храмы можно видеть « (англ.) » — колонны-флагштоки, часто, с изображением лингама наверху.

Чатри

Чатри — характерный декоративный элемент индийской архитектуры, особенно индуистской архитектуры Северо-Западной Индии, представляют собой круглые, квадратные или многогранные небольшие беседки с четырьмя или более опорными столбами под куполом. Чатри стоят на земле или крыше.

Гхаты

Гхат — каменный ступенчатый спуск к водоёму, служащий для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты располагаются на берегах всех священных рек и озёр Индии .

Гошалы

Гошала — загон для коров в виде особого сооружения с вратами (обычно недалеко от храма) с целью заботы о старых и больных священных животных .

Галерея

См. также

Примечания

  1. , с. 25—27.
  2. , pp. xviii—xx.
  3. .
  4. , pp. 27—41.
  5. .
  6. , p. 74.
  7. . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 20 января 2008. 19 августа 2020 года.
  8. , pp. 4—9.
  9. , p. 116.
  10. , с. 302.
  11. , p. 153.
  12. . doi : . Дата обращения: 8 августа 2018. 13 января 2022 года.
  13. .
  14. , p. 533.
  15. , с. 527.
  16. , с. 156.
  17. . Times Of India (17 августа 2011). Дата обращения: 6 февраля 2013. Архивировано из 10 ноября 2013 года.

Литература

  • Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д. Стамбха // Малая архитектурная энциклопедия. — СПб. : «Дмитрий Буланин», 2005. — 704 с. — ISBN 5-86007-425-5 .
  • Вертоградова В. В. Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1975. — С. 293—314. — 430 с.
  • Виноградова Н. А., Прокофьев О. С. // Искусство Древнего мира / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева . — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М. : Искусство ; Академия художеств СССР , Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1956. — Т. 1. — С. 417—436. — 865 с.
  • Дубянский А. М. Храм индуистский // / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. 442—445. — 576 с. — 10 100 экз. ISBN 5-250-02557-9 .
  • Жуковский В. И. , Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. — Красноярск: КрасГУ , 2005. — 402 с. — 500 экз. ISBN 5-7638-0575-5 .
  • . — М. : Стройиздат , 1964. — 244 с.
  • Котин И. Ю. Гхаты // / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М. : Республика , 1996. — С. [156] (стб. 1). — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9 .
  • Прокофьев О. С. // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского.. — Всеобщая история искусств: В 6 т.. — М. : Искусство ; Академия художеств СССР , Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. — Т. 2. — С. 173—241. — 508 с.
  • Тюляев С. И. Архитектура Индии. — М. : Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. — 100 с. — 4000 экз.
  • Acharya P. K. (англ.) . — Oxford University Press (Republished by Motilal Banarsidass), 2010. — ISBN 978-81-7536-534-6 .
  • Acharya P. K. Indian Architecture according to the Manasara Shilpa Shastra. — London, 1927. — ISBN 0300062176 .
  • Dhar, P. D. The Torana in Indian and Southeast Asian Architecture (англ.) . — New Delhi: D K Printworld, 2010. — ISBN 978-8124605349 .
  • Glushkova I. . — Routledge, 2014. — ISBN 978-1-317-67595-2 .
  • Harle J. C. The Art and Architecture of the Indian Subcontinent. — 2nd ed. — Yale University Press Pelican History of Art, 1994. — ISBN 0300062176 .
  • Juneja M. . — Orient Blackswan, 2001. — ISBN 978-8178242286 .
  • Michell G. . — 2nd Ed. — Chicago/London: University of Chicago Press, 1988. — 192 p. — ISBN 0-226-53230-5 .
  • Sears T. . — Yale University Press, 2014. — ISBN 978-0-300-19844-7 .
  • Shukla D. N. Vastu-Sastra: Hindu Science of Architecture. — Munshiram Manoharial Publishers, 1993. — ISBN 978-81-215-0611-3 .
  • Sinha A. (1998). "Design of Settlements in the Vaastu Shastras". Journal of Cultural Geography (англ.) . Taylor & Francis. 17 (2): 27—41. doi : .
  • Thapar B. Introduction to Indian Architecture. — Singapore: Periplus Editions, 2004. — ISBN 0-7946-0011-5 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.) .
Источник —

Same as Индуистская архитектура