Interested Article - Пидмонт-блюз

Пидмонт-блюз ( англ. Piedmont blues ), также «Восточный блюз», «Юго-Восточный Блюз» — разновидность кантри-блюза США. Пидмонтский блюз, отличительной особенностью которого является влияние регтайма , заметно отличается от других разновидностей блюза , таких как например дельта-блюз , и чикагский блюз .

Происхождение пидмонт-блюза

Плато Пидмонт на карте США

.

Пидмонт-блюз получил своё название от плато Пидмонт на юге США. Границы плато не совпадают с регионом, где зародился и получил развитие пидмонт-блюз: принято считать, что эта область простирается от Данвилла , штат Виргиния до Атланты , штат Джорджия . Протяжённость региона примерно 520 километров с северо-востока на юго-запад; ширина его колеблется от 110 до 160 километров. . Термин «piedmont blues» ввёл в оборот американский фольклорист и исследователь блюза Брюс Бастин, чтобы описать «музыку прибрежной равнины, простирающейся от предгорий Аппалачей до Атлантики , и от Виргинии вниз через Северную и Южную Каролину, Джорджию до Флориды ». . Как и дельта-блюз, пидмонт-блюз возник в среде в основном чернокожего населения местности, занятого работой в этом случае на табачных плантациях. «Блюз играли в амбарах для обработки табака по ночам, пока на кострах обжаривались табачные листья до тех пор, пока они не приобретали нужный оттенок и текстуру, а также на складах табака во время аукционного сезона»

Исследователи сходятся в том, что блюзовый стиль Пидмонта, в котором собственно блюз смешивался с другими видами народной музыки, возник в связи с тем, что сегрегация чернокожего населения на этой территории была менее выражена чем на Юге США.

В холмах, посреди маленьких ферм, мельниц, лагерей шахтёров и железнодорожников, в сельской части Восточного побережья Пидмонта, между побережьем Тайдуотер и Аппалачами в Виргинии, обеих Каролинах и Джорджии, чёрная и белая экономическая и культурная модели значительно перекрывают друг друга - больше, чем в соседних районах или на Глубоком Юге. Пидмонт-блюз отражает это, сочетая следы госпел , скрипичных мелодий, блюза, кантри и регтайма в своём переливающемся, роскошном звуке

Профессор Университета Мэриленда Барри Ли Пирсон называет пидмонтский блюз результатом общей культурной истории и музыкальных моделей среди чёрных и белых сообществ региона, увековечением более ранних традиций струнных оркестров общих для обоих сообществ, и более широкого социального взаимодействия между чёрными и белыми музыкантами, которое сильно отличается от глубоко изолированного региона Дельты.

Высказывается предположение, что сильное влияние регтайма на пидмонтский блюз объяснялось более урбанизированным характером местности Пидмонта, близостью музыкантов к крупным городам, где регтайм в 1920-е годы был уже популярен. Кроме того, отмечается, что возможно если на Западе региона не было бы горного массива Аппалачи, то миграция афроамериканцев с Глубокого Юга была бы более значительной, что могло привести к более традиционному звучанию блюза, чем звучание пидмонт-блюза

Указывается что «[в начале XX века] табачная и текстильная промышленность Северной Каролины процветали, а городское население начало расти. Фабрики и склады предоставляли помещения рабочим, готовым тратить зарплату из своего кармана на музыкальные развлечения после долгих часов работы. Рабочие, фермеры и другие люди, которые собрались вместе в таких центрах, как Дарем , Северная Каролина, были как чёрными, так и белыми, и музыка, которая развивалась там (а также в окружающей сельской местности), имеет свои корни в обеих культурах». Несмотря на более ярко выраженный «городской» характер пидмонт-блюза в сравнении с иными формами традиционного блюза, он так или иначе, относится к кантри-блюзу: его играли на домашних вечеринках по выходным, деревенских играх, уборке кукурузы, рубке дров и других общественных мероприятиях

Корни пидмонт-блюза, как и любого другого, лежат в рабочих песнях, спиричуэлс , проповедях, полевых криках и балладах, распространённых среди чернокожего населения США. В Пидмонте на блюз сильно повлияли традиции «белой» музыки — традиции струнных оркестров и использование гитары. Образцом для гитарного стиля послужила фортепианная музыка в стиле регтайм 1890-х и 1890-х годов. Шоу менестрелей , медицинские шоу и труппы, играющие водевили служили средством взаимодействия между чёрными и белыми исполнителями… Распространение блюза через пластинки, а позже и через радио, ещё больше смешало различные жанры в рамках пидмонт-блюза.

Стилистика пидмонт-блюза настолько разнообразна, что некоторые исследователи, изучавшие тему, пришли к выводу, что они не обнаружили пидмонтский блюз, а нашли индивидуальных исполнителей, чья стилистика, хоть и находится в каких-то общих рамках, отличается друг от друга

Расцвет пидмонт-блюза пришёлся на 1920—1940 годы. Так как пидмонт-блюз был популярен не только среди чернокожего населения США, но и среди белых, он неплохо продавался, соответственно — записывался. Так например, обработка блюза Bottle Up and Go в пидмонт-стиле, выпущенная в исполнении Блайнд Бой Фуллера в 1940 году под названием Step It Up and Go , разошлась немыслимым по тем временам тиражом в полмиллиона экземпляров.

Отличительные особенности пидмонт-блюза

Музыка

Блайнд Вилли МакТелл во время записи

В отличие от дельта-блюза, в большей степени развивавшегося как сольное творчество, пидмонт-блюз, объединяя ряд музыкальных жанров (блюз, регтайм, кантри, блюграсс ), чаще чем дельта-блюз исполнялся группой-комбо. Отсюда и большее количество инструментов, которые могли были быть задействованы в выступлении. Основным инструментом являлась акустическая гитара, нередко 12-струнная, при этом иногда использовался медиатор (на большом пальце). Вместе с тем, исполнители пидмонт-блюза играли и на других инструментах, таких как скрипка , банджо и губная гармоника . Также для пидмонт-блюза характерной является разнообразная перкуссия .

Наиболее характерным приёмом игры на гитаре в пидмонтском блюзе является пальцевый метод, при котором большой палец чередует басовую линию в ритмическом порядке ( walking bass ) с игрой остальными пальцами на высоких струнах. Характерной особенностью гитарной техники является одновременный щипок верхней струны большим пальцем и одной из нижних струн указательным пальцем. По звучанию такой стиль сравним с регтаймом на фортепиано, а игра музыканта чем-то напоминает технику игры на банджо . Очевидно что такая манера игры на гитаре возникла путём соединения гармонии традиционной блюзовой гитары, обрамляющей вокальную партию, с техникой игры на таких инструментах, как банджо и салонная гитара (гитара меньшего размера, популярная в США до 1950-х годов). Если сравнивать пидмонт-блюз с дельта-блюзом, то немногие исполнители последнего играли в таком стиле, в особенности это касается воспроизведения мелодии на всех высоких струнах. . Слайд-техника, часто используемая в иных видах блюза, в пидмонт-блюзе является редкой.

Поскольку на пидмонт-блюз повлияло гораздо большее количество жанров чем на любой другой блюз, его исполнение было менее каноничным и более разнообразным. Сильно синкопированный гитарный стиль тесно связан с более ранней, чем пидмонтский блюз, традицией струнных оркестров, объединяющей песни в стиле рэгтайм, блюз и кантри. . Для пидмонт-блюза также характерна традиционная 12-тактовая форма , но гармония пидмонт-блюза могла быть вариативной: так например могли присутствовать неравномерность, странные смены аккордов, гемиолы , музыкальные фразы длиной в пять тактов вместо четырёх .

Темп исполнения, характерный для пидмонт-блюза, более быстрый, нежели для других форм блюза, и часто носит танцевальный характер. Указывается даже что: «пытаясь определить, настоящий ли это пидмонт-блюз, стало хорошим показателем просто спросить друг друга: способны ли вы танцевать под это? Если ответ отрицательный, скорее всего, это не пидмонт-блюз. Помимо особого стиля игры, в пидмонт-блюзе чаще всего есть темп, под который вы можете танцевать. Этим он обязан своему предшественнику, регтайму, и своему соседу, блюграсс, эти оба стиля выработались для музыкального сопровождения танцев».

Лирика

Лирика пидмонт-блюза как правило не слишком тяжелая или пессимистическая, а в большей степени личная и эмоциональная . «Пидмонт, с его упругим темпом и шаффлом, которые мы не слышим в блюзе Глубокого Юга, находится на светлом краю блюзового спектра» . , известнейшая исполнительница пидмонт-блюза, будучи в преклонном возрасте сказала, что «Мне нравится пидмонт-блюз, потому что он более весёлый, более счастливый [в сравнении с дельта-блюзом]…Я думаю, он воздействует на твоё состояние больше чем пища…Я нахожу в нём много счастья»

Сравнивая вокальное исполнение дельта-блюза и пидмонт-блюза, Пинк Андерсон , блюзмен из Каролины сказал, что «Певец из залитой ослепляющей солнцем Дельты Миссисипи как будто выплёскивает свой гнев и свою боль, в то время как певец из Каролины как будто поёт, меланхолично пожимая плечами»

Последующее влияние

Пидмонт-блюз не так известен, как иные стили блюза, отчасти потому что ему не хватает легенды. «В Пидмонте не продают души , не переезжают на Север, чтобы стать электрическим и породить рок-н-ролл и ритм-энд-блюз ». Вместе с тем, влияние пидмонт-блюза на музыку огромно: от самой ранней кантри -музыки до первых альбомов Боба Дилана до репертуара Grateful Dead . . Также пидмонт-блюз повлиял на творчество The Allman Brothers Band .

Известные исполнители

Бадди Мосс (играет на гитаре) в каторжном лагере

Блайнд Блэйк (1896—1934), слепой от рождения блюзмен. Утверждается что возможно именно он был разработчиком типичной для пидмонт-блюза пальцевой игры — эквивалента фортепиано в регтайме, и что мало кто мог повторить его игру. «Любой, кто слышит его игру, не может быть не поражён его искренностью и нежностью» . Также в конце 1920-х — начале 1930-х он был самым записываемым блюзменом в Paramount Records и более того, стал первым сессионным блюзменом на студии, участвуя в записи многих блюзовых хитов того времени . Он пел блюзы прекрасным тенором среднего тона, но всё же более признан как инструменталист. Большая часть его песен была пронизана двусмысленностью, однако мрачные мотивы насилия также оставили свой след в его творчестве. Из обширного перечня его работ выделяются West Coast Blues , Early Morning Blues , Too Tight Blues , Skeedle Loo Doo Blues , That Will Never Happen No More , Southern Rag , Diddie Wa Diddie , Police Dog Blues , Playing Policy Blues и Righteous Blues .

Блайнд Бой Фуллер (1907—1941), также слепой (полностью ослепший к 1928 году) музыкант. Игравший на стальной гитаре National (в том числе и сравнительно редким для пидмонт-блюза талантливым исполнением в слайд-технике), отличался обширным репертуаром, включавшим в себя как блюзы, так и поп-музыку того времени. Голос у Блайнд Бой Фуллера был прямым, грубым, уверенным и членораздельным, «с честностью в которой не хватало сентиментальности». Лирика певца зачастую крайне откровенна, в его репертуаре значительное место занимал хокум-блюз, за что музыкант неоднократно критиковался. . Тематика песен была разнообразной: «от ломбарда до тюрьмы; от постели до кладбища; от любви до разочарования; от развлечений к болезни и смерти» Музыкант часто критиковался как «производный» музыкант, а не как композитор. Вместе с тем, его талант интерпретации традиционных и современных песен привлекал к нему большую аудиторию . Блайнд Бой Фуллер в период с 1935 по 1940 год много записывался и оставил после себя около 150 песен, из которых надо отметить кавер Step It Up and Go и Red River Blues .

Блайнд Вилли Мактелл (1898—1957), ослепший полностью в подростковом возрасте музыкант. Искусный слайд-гитарист, что было необычно для пидмонт-блюзменов, c мягким выразительным, непринуждённым, несколько гнусавым тенором, называется также одним из лучших певцов в блюзе. Прилежный и высококвалифицированный музыкант, чьи навыки выходили за рамки блюза, Вилли Мактелл был одинаково искусен в регтайме, спиричуэлс, кантри и поп-музыке. Он много гастролировал по Югу США. С началом карьеры в звукозаписи использовал почти исключительно 12-струнную гитару, демонстрируя на ней живую и элегантную слайд-технику. Музыкант много записывался (под разными псевдонимами), начиная с середины 1920-х и заканчивая серединой 1950-х. Творческое наследие музыканта составляет около 120 песен, из которых выделяются Statesboro Blues , Broke Down Engine Blues , Lord, Send Me an Angel.

(1913—2006), певица и гитаристка смешанного, афроамериканско-ирландско-индейского происхождения. До своего замужества в 1936 году она играла в основном для домашних (что было характерно для женщин, исполнявших пидмонт-блюз в целом), после замужества оставила публичные выступления полностью. В 1956 году вновь занялась музыкой и после этого записывалась и выступала вживую даже после своего 90-летия. Этта Бейкер играла на гитаре (предпочитая 12-струнную) и банджо в своих выступлениях концентрировалась в большей степени на исполнении инструментальных композиций, нежели на пении, стремясь к чистоте игры. Синкопированный гитарный стиль Этты Бейкер, исполненный двумя или тремя пальцами, напоминает , преподобного Гэри Дэвиса и Блайнд Бой Фуллера . One Dime Blues , Broken-Hearted Blues , версия Railroad Bill могут служить примерами творчества Этты Бейкер

Также известными представителями пидмонт-блюза являются например Пинк Андерсон (имя музыканта — первая часть названия группы Pink Floyd ), , Гэри Дэвис , Миссисипи Джон Хёрт , Брауни МакГи, группа

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 июня 2022. 9 ноября 2021 года.
  2. . Дата обращения: 30 июня 2022. 28 июня 2022 года.
  3. . Дата обращения: 30 июня 2022. 9 июня 2022 года.
  4. . Дата обращения: 30 июня 2022. 6 мая 2021 года.
  5. . Дата обращения: 30 июня 2022. 31 июля 2021 года.
  6. . Дата обращения: 30 июня 2022. 8 мая 2022 года.
  7. . Дата обращения: 30 июня 2022. 23 февраля 2022 года.
  8. . Дата обращения: 30 июня 2022. 9 ноября 2021 года.
  9. . Дата обращения: 30 июня 2022. 26 ноября 2021 года.
  10. . Дата обращения: 30 июня 2022. 29 июня 2022 года.
  11. . Дата обращения: 30 июня 2022. 2 декабря 2021 года.
  12. . Дата обращения: 30 июня 2022. 17 февраля 2022 года.
  13. . Дата обращения: 30 июня 2022. 24 июня 2021 года.
  14. . Дата обращения: 30 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  15. . Дата обращения: 30 июня 2022. 8 июля 2022 года.
  16. . Дата обращения: 30 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  17. . Дата обращения: 30 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  18. . Дата обращения: 30 июня 2022. 30 июня 2022 года.
  19. . Дата обращения: 30 июня 2022. 13 мая 2021 года.
  20. . Дата обращения: 30 июня 2022. 7 марта 2021 года.
Источник —

Same as Пидмонт-блюз