Interested Article - Рёскин, Джон

Джон Рёскин (также Ра́скин , англ. John Ruskin ; 8 февраля 1819 , Лондон 20 января 1900 , Брентвуд ) — английский писатель , художник , теоретик искусства, литературный критик и поэт ; член Арундельского общества . Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX веков .

Биография

Джон Рёскин

Родился в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. Дед, Джон Томас Рёскин, был коммерсантом, торговал ситцем. В семье царила атмосфера религиозного благочестия , оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя . Ещё в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Поступил в Оксфордский университет , и впоследствии сам читал там курс искусствоведения . Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами , а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий» .

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» ( англ. Lectures of Art , 1870 ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» ( англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» ( англ. The Art of England ), «Современные художники» ( англ. Modern Painters, 1843 1860 ), а также «Природа готики» ( англ. The Nature of Gothic , 1853 ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .

Рёскин — теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» ( англ. Pre-Raphaelitism , 1851 ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Джон Рёскин

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище — землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, — ценности силы, твердости и вдохновения .

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Джон Рёскин

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса — особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания « Fors Clavigera » («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название .

Личный кризис

Джон Рёскин

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле . Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения . Этой истории посвящены канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» ( англ. The Passion of John Ruskin ) и британский фильм « Эффи ».

В конце 1850-х 1860-е годы, в период острого религиозного кризиса, Рёскин пережил страстную влюбленность в девочку, а затем девушку из крайне религиозной протестантской семьи Розу Ла Туш (1848—1875). Он познакомился с ней в 1858 году, через восемь лет сделал предложение и получил окончательный отказ по настоянию её родителей в 1872. Через три года Роза умерла по неизвестной причине. История этой любви не раз упоминается в « Лолите » Набокова.

В 1870-х на этой почве у Рёскина обострилась наследственная неврологическая патология (синдром CADASIL ), в 1885 году он уединился в своем имении Брентвуд в Озерном крае, которое уже не покидал до самой смерти.

Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса , Оскара Уайльда , Марселя Пруста , Махатму Ганди , а в России — на Льва Толстого . В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси , Флориде , Небраске и Британской Колумбии .

Избранные полотна

  • «Каскады безумия. Шамони» (1849) Бирмингем , Галерея искусств
  • «Гнейсовые скалы в Гленфинлас» (1853) Оксфорд,
  • «Ирис Фиорентина» (1871) Оксфорд, музей Ашмолеон

Избранная библиография

  • «Поэзия архитектуры» ( The Poetry of Architecture , 1838 )
  • The King of the Golden River ( 1841 )
  • «Современные художники» ( Modern Painters , 1843 )
  • «Современные художники 2» ( Modern Painters II , 1846 )
  • The Seven Lamps of Architecture («Семь светочей архитектуры») ( 1849 )
  • Pre-Raphaelitism ( 1851 )
  • The Stones of Venice I ( 1851 )
  • The Stones of Venice II and III ( 1853 )
  • Architecture and Painting ( 1854 )
  • Modern Painters III ( 1856 )
  • The Harbours of England ( 1856 )
  • Political Economy of Art ( 1857 )
  • The Two Paths ( 1859 )
  • The Elements of Perspective ( 1859 )
  • Modern Painters IV ( 1860 )
  • Unto This Last ( 1862 )
  • Munera Pulveris (Essays on Political Economy) ( 1862 )
  • Cestus of Aglaia ( 1864 )
  • Sesame and Lilies ( 1865 )
  • The Ethics of the Dust ( 1866 )
  • The Crown of Wild Olive ( 1867 )
  • Time and Tide ( 1867 )
  • The Flamboyant Architecture of the Somme ( 1869 )
  • The Queen of the Air ( 1869 )
  • Verona and its Rivers ( 1870 )
  • Aratra Pentelici ( 1872 )
  • The Eagle’s Nest ( 1872 )
  • «The Poets Day By Day» ( 1873 )
  • Love’s Meinie ( 1873 )
  • Ariadne Florentina ( 1873 )
  • Val d’Arno ( 1874 )
  • The Ethics of the Dust 1875
  • Mornings in Florence ( 1877 )
  • «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» ( Fiction, Fair and Foul , 1880 )
  • Deucalion ( 1883 )
  • St Mark’s Rest ( 1884 )
  • Storm-Clouds of the Nineteenth Century ( 1884 )
  • Bible of Amiens ( 1885 )
  • Proserpina ( 1886 )
  • Praeterita ( 1889 )

См. также

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. John Ruskin // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  3. — 2006.
  4. (нидерл.)
  5. Рыбакин А. И. Словарь английских фамилий. — М. : Астрель, 2000. — 576 с. — ISBN 5-271-00590-9 .
  6. от 19 октября 2015 на Wayback Machine Произношение на британском варианте английского языка ]
  7. . Дата обращения: 17 мая 2010. 22 мая 2010 года.
  8. Рескин Джон. Лекции об искусстве / Пер. с англ. П. Когана . — М.: БГС-пресс, 2006.
  9. . Дата обращения: 28 сентября 2007. Архивировано из 27 июня 2007 года.
  10. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. от 11 марта 2007 на Wayback Machine .

Литература

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Рёскин, Джон