Interested Article - Антиохийская школа

Антиохийская школа ( греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας ) — ветвь ранней патристики с центром в Антиохии . Основана в конце III века , наибольшего расцвета достигла в IV веке . Антиохийская школа, в противовес Александрийской школе , настаивала на буквальном (историческом и географическом) толковании Библии и буквализме , мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания .

В то время как александрийцы разрабатывали синтез христианства с учением Платона , антиохийцы следовали Аристотелю . Они не только не отвергали научного знания, но и (по свидетельству Епифания ) «с утра до вечера сидели над занятиями, стараясь излагать представление о Боге при помощи геометрических фигур». Евсевий Эмесский , у которого учился основатель школы как учебного заведения Диодор Тарсийский , был изгнан паствой за глубокое знание математики . В борьбе против манихейства и аполлинаризма антиохийские богословы подчёркивали человеческую сторону Христа, а александрийцы — божественную.

Крупнейшие представители — Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский , Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский . Учениками антиохийской школы были знаменитые ересиархи Несторий и Феодор Мопсуестийский . Антиохийская богословская школа оказывала огромное влияние не только на Сирию и Ливан , но и на всю Палестину со святым градом Иерусалимом , на Великих каппадокийцев и на всё христианское богословие .

Однако осуждение несторианства с подачи Кирилла Александрийского ознаменовало собой закат антиохийского богословия в самой Антиохии. Новые школы этого направления возникли сначала в ливанском монастыре святого Марона , затем в Эдессе , и, наконец, в Нисибине . В то же время ученики св. Иоанна Златоуста ( Иоанн Кассиан , патриарх Прокл ) распространили это направление мыслей по всему греко-римскому миру .

Антиохийская школа в «ЭСБЕ»

В начале XX века « Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона » так описывал её на своих страницах :

Антиохийская школа — в церковных спорах V стол. играла весьма видную роль. Эта богословская школа, основанная в Антиохии в начале IV века, получившая громкую известность, имела приверженцев не только в среде своих учеников, но и среди многих знаменитых учителей церкви, вышедших не из этой школы. Хотя основанием своим А. школа была обязана усердному изучению писания, начало которому было положено под влиянием Оригена александрийской школой, но с течением времени она по всем пунктам стала в резкую оппозицию с направлением последней. В противоположность идеалистическому и умозрительному, но часто фантастическому и окольному пути, которому следовали при изучении писания александрийцы, антиохийцы стояли за непосредственное и трезвое исследование самого текста и, не сходя с положительной почвы памятника, придерживались буквального его смысла и отбрасывали все произвольные аллегорические толкования. Из их рядов вышли лучшие историки церкви и ученейшие экзегеты V стол. В философии они примыкали скорее к Аристотелю, чем к Платону; в богословии они на первый план выдвигали необходимость твердого нравственного мировоззрения. В великом споре того времени об отношении божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступили ярыми противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели человека, связанного с Божественным Словом (логос) в одно нераздельное единство, Человека, которого Божественное Слово избрало своим орудием и храмом, но который нравственно развивался путём чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях, наконец, и смерти. И если некоторые александрийцы пришли к монофизитизму, то антиохийцы, как в этом упрекали Нестория, допускали в Едином Христе два лица. Основателями школы называли двух ученых пресвитеров Антиохии: Дорофея и Лукиана († 311 г.), Главами её в IV и V стол. были Феодор, епископ Гераклейский (368 г.), Евсевий, еписк. Эмеский († 360), Кирилл, еписк. Иерусалимский († 386), Ефрем, диакон Эдесский († 378), Диодор, еписк. Тарсийский († после 394) и ученики последнего — благочестивый Иоанн, еп. Константинопольский, прозванный за своё красноречие Златоустом (Хризостом † 407 г.) и учёный Феодор, епископ Мопсуестийский († 429). Последними же именитыми представителями этой школы в V столетии были: Ива, еписк. Эдесский, и знаменитый историк церкви блаженный Феодорит, еп. Кирский († 527). Об учении и судьбе последних трех ср. Доброклонский, «Сочинение Факунда, еписк. Гермианского, в защиту трех глав» (Москва, 1880); Гергенретгер, «Die Ant. Schule etc.» (Вюрцб., 1866); Кин (Kihn), «Die Bedeutung der Ant. Schule auf exegetischem Gebiet» (Вейссенб., 1867); Добротворский, «Несторианство и монофизитизм в связи с верованиями и судьбами Востока» («Духовный вестник», 1863); Глубовский, «Блаженный Феодорит, еп. Кирский» (Москва, 1890).

Примечания

  1. «Математикой» в Римской империи и раннем Средневековье называли в том числе занятия астрологией и астрономией ( проф. Н.С. Суворов. . "АЗБУКА ВЕРЫ" . Дата обращения: 27 мая 2017. 7 июля 2017 года. )
  2. Дата обращения: 5 февраля 2014. 20 октября 2013 года.
  3. 22 февраля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 19 марта 2019. 24 апреля 2018 года.
  5. Дата обращения: 5 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Литература

  • Дулуман Е. К. Антиохийская и Александрийская богословские школы и их влияние на христологические споры IV—VI веков. — Московская духовная академия, 1950 г.
  • Антиохийская школа в истории христианской мысли = The Antiochene school in the history of christian thought : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 031800 — «Религиоведение». — Москва : Изд-во Московского ун-та, 2012. — 223 с. — ISBN 978-5-211-05653-4
  • Сидоров А. И. Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. — М. : Сибирская Благозвонница, 2013. — 732 с. — ISBN 978-5-91362-654-7
  • Сагарда А. И. , Сидоров А. И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Ученые записки РПУ им. ап. Иоанна Богослова. Вып. 3 : Патрология / А. И. Сидоров, А. Дьяконов, А. И. Сагарда. — М. : РПУ, 1998. — 285 с. — С. 139—192
Источник —

Same as Антиохийская школа