Interested Article - Ван Фучжи

Ван Фучжи ( кит. упр. 王夫之 , пиньинь Wáng Fūzhī ) по прозванию Эрнун ( кит. 而农 ), также имел много прозвищ и псевдонимов, (1619—18.02.1692) — философ- неоконфуцианец , в творчестве которого были сильны материалистические тенденции.

Ван Фучжи происходил из семьи мелкого помещика, в 14 лет получил низшую учёную степень сюцай . В период завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооружённой борьбе с захватчиками в родном уезде Хэнчжоу (на территории современной провинции Хунань ), затем на Юго-Западе в рядах сторонников династии Мин. После её падения изменил фамилию и с 1650-х годов скрывался от преследования маньчжурских властей в глухих районах провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Из более чем сотни работ Ван Фучжи сохранилось 70.

Главные сочинения: «Чжан-цзы чжэн мэн чжу» («Комментарии к сочинению Чжан Цзая „Наставление непросвещённым“»), "Чжоу «Чжоу И нэй чжуань» («Основной комментарий к „ Чжоу И “»), «Чжоу И вай чжуань» («Дополнительный комментарий к „ Чжоу И “»), «Сы шу сюнь» («Подробное истолкование „ Четверокнижия “»), «Хуан шу» («Жёлтая книга»), «Э мэн» («Зловещий сон»), «Ду Тунцзянь лунь» («Читая „Всеобщее зерцало“»).

В основе натурфилософских построений Ван Фучжи лежит развитое им учение Чжан Цзая о «Великой пустоте» ( Тай сюй ). Ван Фучжи отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о «небесных принципах» ( тянь ли ) как самодовлеющих высших законах, противостоящих «человеческим желаниям». В то же время он порицал вредное для общества чрезмерное стремление к удовлетворению индивидуальных желаний, которые следует приводить в соответствие с «небесными принципами».

Исходным пунктом социальной философии Ван Фучжи было положение о невозможности возвращения к прошлому вследствие постоянных изменений в условиях существования общества: древние установления неприменимы сегодня, а то, что хорошо для управления Поднебесной сегодня, может оказаться непригодным завтра. Отвергая учения Дун Чжуншу и Шао Юна о цикличности исторического процесса, Ван Фучжи предложил свою концепцию трёхэтапной истории Поднебесной. На первом этапе, предшествующем правлению легендарной династии Ся, человеческие сообщества сначала мало отличались от стад животных, а затем были объединены в государство «варваров», в котором применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На втором этапе — от династии Ся до династии Сун — периоды раздробленности страны сменялись непрочным «временным единством». И лишь с династии Сун начинается третий этап — единого государства, основанного на сочетании принципа «гуманности» ( жэнь 仁) и строгих законов ( фа 法).

Признавая право каждого народа на самостоятельное существование, Ван Фучжи вместе с тем подчёркивал культурно-этическое превосходство китайцев над «варварскими» соседними народами. Ван Фучжи крайне критически относился к школе Лу Цзююаня — Ван Янмина , усматривая пороки её «учения о сердце» в пагубном влиянии буддизма .

Примечания

  1. Wang Fuzhi // — 1998.
  2. Fuzhi Wang //
  3. (англ.)

Источники

  • «Китайская философия. Энциклопедический словарь» — Москва, «Мысль», 1994. ISBN 5-244-00757-2
  • Буров В. Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976.
  • Стрелечек Я. Работа китайского ученого о философе XVII века Ван Чуань-шане // Вопросы философии. 1958. № 5.
  • Jacques Gernet «Philosophie et sagesse chez Wang Fuzhi (1619—1692)», in: Gernet L’intelligence de la Chine. Le social et le mental (1994: Paris, Gallimard) ISBN 2-07-073569-9
  • Jacques Gernet, La raison des choses : Essai sur la philosophie de Wang Fuzhi (1619—1692), Paris, Gallimard, 2005, ISBN 2-07-077112-1
  • Jacques Gernet, " Modernité de Wang Fuzhi (1619—1692) ", dans Anne Cheng (dir.), La Pensée en Chine aujourd’hui, Gallimard, " Folio Essais ", 2007
Источник —

Same as Ван Фучжи