Interested Article - Пеплум (жанр)

Пышные декорации «Нетерпимости» (1916)

Пе́плум (от др.-греч. πέπλος, πέπλον — платье, одежда, лат. peplum ; англ. sword & sandal «меч и сандалия» , нем. Sandalenfilm ) — жанр исторического кино , для которого характерны следующие признаки:

Несмотря на историчность сюжета, в фильмах могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности; не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий.

История

Истоки

Предвестниками жанра считаются итальянская « Кабирия » (1914), сюжет которой разворачивается на фоне Второй Пунической войны , и американская « Нетерпимость » (1916), где часть событий помещена в Вавилонское царство .

После «Кабирии» в Италии было налажено поточное производство фильмов, в которых вымышленные античные герои (как правило, Мацист и Урсус) боролись с врагами из самых разных исторических эпох — варварами , монголо-татарами , вампирами . В Голливуде производство фильмов на библейские сюжеты возглавил известный своими консервативно-христианскими убеждениями Сесил Блаунт Демилль .

Расцвет в 1950-е — 1960-е

Чарлтон Хестон в роли Моисея в фильме « Десять заповедей »

На рубеже 1950-х и 1960-х годов пеплум переживает новое рождение — как в Италии, так и в США. Римская студия « Чинечитта » была прозвана «Голливудом на Тибре». За 7 лет на итальянской студии на заокеанские деньги было снято свыше 60 эксплуатационных фильмов , где античных героев изображали американские культуристы , и в первую очередь Стив Ривз , ставший после « Подвигов Геракла » самым высокооплачиваемым актёром Европы. «За считанные годы Геракл разгромил заговор обитателей Атлантиды против человечества, совершил путешествие к центру Земли , сверг тиранию в Вавилоне и победил Молоха » .

Несколько большее внимание к исторической достоверности свойственно голливудским фильмам на античную тематику, которые претендовали на внимание серьёзной кинокритики и выдвигались на соискание премии « Оскар ». Среди таковых выделяются такие всемирно известные киноленты, как « Камо грядеши » (1951) Мервина Лероя , « Плащаница » (1953) Генри Костера , « Деметрий и гладиаторы » (1954) Дэлмера Дэйвза , (англ.) (1954) Виктора Сэвилла , « Десять заповедей » (1956) Сесила Б. Демилля , « Александр Великий » (1956) Роберта Россена , « Варавва » (1961) Ричарда Флейшера и др.

Виктор Мэтьюр и Хеди Ламарр в фильме « Самсон и Далила » (1949)

Долгое время рекорд по количеству наград принадлежал новозаветной эпопее « Бен-Гур » (1959), снятой по одноимённому историческому роману американского писателя Лью Уоллеса , с Чарлтоном Хестоном в главной роли. Хестон вообще стал «лицом» крупнобюджетного пеплума, регулярно появляясь в харизматичных ролях героев древнего мира и средних веков. Среди других исполнителей героических ролей в пеплумах можно отметить американского актёра с итальянскими корнями Виктора Мэтьюра и британского актёра Ричарда Бёртона .

Несколько голливудских пеплумов было отобрано для проката в СССР ; особенным успехом пользовались « Спартак » (1960) Стэнли Кубрика и « 300 спартанцев » (1962) Рудольфа Мате . В приключенческой ленте Дона Чэффи « Ясон и аргонавты » (1963) были использованы беспрецедентные по сложности анимационные спецэффекты , созданные Рэем Харрихаузеном .

Упадок в конце XX века

Вышедшая на экраны в 1963 году « Клеопатра » с Элизабет Тейлор ознаменовала собой начало заката эпохи классических пеплумов . Чудовищно дорогой фильм, хотя и получил четыре « Оскара », был прохладно встречен и критиками, и зрителями, главным образом из-за затянутости своего сюжета . Последним классическим пеплумом принято считать фильм 1964 года « Падение Римской империи » режиссёра Энтони Манна с Софи Лорен и Омаром Шарифом .

Из социалистических стран на производстве пеплумов в конце 1960-х годов специализировалась Румыния . Наиболее известный образец такой кинопродукции — « Даки » (1967). Однако на Западе к середине 1960-х годов пеплумы уже стали объектом пародий. Годар высмеял вульгаризацию и примитивизацию античности дельцами от кино в фильме 1963 года « Презрение » . Начиная с фильма Тинто Брасса « Калигула » (1979) в декорациях пеплумов начинают сниматься эротические и даже порнографические ленты.

Возрождение в 2000-е — 2010-е

Троянский конь из нео-пеплума « Троя » (2004)

В 2000 году вручение «Оскаров» обернулось триумфом « Гладиатора » — фильма, который по основным характеристикам подходит под определение пеплума. После выхода в 2004 году крупнобюджетных картин о Троянской войне Троя »), Александре Македонском Александр ») и падении Римской империи Король Артур ») заговорили о возвращении моды на этот подзабытый жанр.

В 2000-х годах Голливуд обратился к блокбастерам в жанре фэнтези , созданным на базе компьютерных технологий с использованием тем и героев античной мифологии 300 спартанцев », « Битва титанов », « Война богов: Бессмертные »). По основным параметрам такая продукция не ближе к классическому пеплуму, чем спагетти-вестерны — к вестерну традиционному .

Европейские кинематографисты в этот период сосредотачиваются на менее масштабных и дорогостоящих экранизациях исторических романов, среди которых следует отметить « Последний легион » Дага Лефлера (2007), снятый по мотивам одноимённого романа Валерио Массимо Манфреди , и « Орёл Девятого легиона » (2011) Кевина Макдональда , поставленный по одноимённому произведению Розмэри Сатклиф . Не заслужившие столь широкого признания, как американские блокбастеры, и довольно прохладно встреченные критиками, эти постановки, тем не менее, успешно распространялись на DVD , равно как и снятый по оригинальному сюжету « Центурион » Нила Маршалла (2010).

Своего пика новая мода на пеплумы достигла в 2014 году, когда вышло сразу четыре крупнобюджетных фильма в этом жанре (« Исход: Цари и боги », « Помпеи », « Геракл: Начало легенды », « Геракл »), но почти все они провалились в прокате, и мода пошла на спад.

Представители жанра

Классические

Неопеплум

Галерея

Примечания

  1. Сергей Кудрявцев . от 4 марта 2014 на Wayback Machine
  2. Михаил Трофименков .
  3. Lloyd, Ann. Great Classics of the Silver Screen. ISBN 978-0-88365-631-0 . P. 52.
  4. Studlar, Gaylyn. Titanic: Anatomy of a Blockbuster. ISBN 978-0-8135-2669-0 . Rutgers University Press, 1999. P. 31.
Источник —

Same as Пеплум (жанр)