Interested Article - Елеуса

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век).

Елеу́са ( греч. Ελεούσα милостивая , милующая от έλεος сострадание , сочувствие ), Элеуса , Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи . Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλούσα сладко любящая ), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье .

Традиционные иконы

Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская , Донская , Феодоровская , Псково-Печерская , Ярославская , Почаевская , Жировицкая , , , Взыскание погибших , Дегтярёвская икона и др.

К сокращённому, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относятся Корсунская икона и икона Пресвятой Богородицы « Игоревская », перед которой в последние минуты жизни молился великий князь Киевский Игорь Ольгович .

Другие изображения

Икона «Серафимово Умиление»

В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.

Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип « Взыграние Младенца », особенностью которого является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или .

Кроме того, эпитеты «Елеуса» или «Умиление» изредка могут присваиваться разнородным изображениям, отличным от описанных выше иконографических схем.

Икона «Умиление» из Дивеева

В частности, одной из главных святынь Дивеевского монастыря является икона «Умиление» — на ней Богородица изображена без младенца . Икона была главной святыней Троицкого собора монастыря , перед ней молился и скончался Серафим Саровский , отчего её также называют «Серафимово Умиление» . Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, помазывал больных . По его завету после его кончины образ был передан саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину . После закрытия монастыря игумения со сестры увезла образ в Муром . После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову , а в 1991 году — патриарху Алексию II . С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха , а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 29 сентября 2015. 30 сентября 2015 года.
  2. . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (10 августа 2005). Дата обращения: 10 сентября 2009. 6 марта 2006 года.
  3. Дата обращения: 29 сентября 2015. 1 октября 2015 года.
  4. . Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь (10 августа 2009). Дата обращения: 11 сентября 2009. (недоступная ссылка)

Литература

  • Языкова И. К.

Ссылки

  • Алексей Арцыбушев.
Источник —

Same as Елеуса