Interested Article - Чумацкий тракт в Мариуполе

«Чумацкий тракт в Мариуполе» — картина русского художника Архипа Куинджи (1841/1842—1910), написанная в 1875 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи ( инв. 876). Размер картины — 106 × 213 см .

Описание

Сюжет картины географически связан с Мариуполем , где родился и вырос художник . Его действие разворачивается в южных степях, по которым молодой Куинджи проходил на его пути в Феодосию . Чумаками в то время называли торговцев или возчиков, которые отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за рыбой и солью и развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. «...Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце», — писал об этой картине Всеволод Гаршин .

История

Картина «Чумацкий тракт в Мариуполе» была показана в 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») . Вместе с другими реалистическими картинами художника начала 1870-х, такими как « Осенняя распутица » (1872) и « Забытая деревня » (1874), картина «Чумацкий тракт в Мариуполе» была с одобрением воспринята демократическими изданиями. Это было завершение периода сближения Куинджи с передвижниками, и в 1875 году он стал полноправным членом Товарищества .

Павел Третьяков приобрёл картину «Чумацкий тракт в Мариуполе» прямо с выставки 1875 года. В 1878 году за это полотно, вместе с картинами « На острове Валааме » (1873, ГТГ ), « Украинская ночь » (1876, ГТГ ) и «Степь» (1875, ЯХМ ), Куинджи было присвоено звание классного художника 1-й степени

Отзывы

Искусствовед писал в своей статье, посвящённой 150-летию со дня рождения Архипа Куинджи, сравнивая эту картину с « Забытой деревней » :

Сходные интонации живут и в картине «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, ГТГ ), где Куинджи изобразил тянущуюся по выгоревшей от палящего летнего солнца и мокрой от бесконечных осенних дождей бурой степи вереницу чумацких фур, которые волокут идущие по колено в глинистой жиже размокшей дороги волы. Выразительны детали картины: фигуры застывших под мокрыми рогожами чумаков, воющая у края дороги собака. Но было бы неверным видеть, подобно некоторым критикам, в этих «пасмурных» работах Куинджи лишь «протест, посланный в пространство».

А писатель Михаил Неведомский , автор биографии Куинджи, писал про картину «Чумацкий тракт в Мариуполе» :

Но наклонность к импрессионизму, к обобщенному трактованию сказывается здесь уже очень решительно. Не отдельные повозки или фигуры чумаков, а весь обоз, общее движение этой темной живой ленты, извивающейся по широкой степи, занимает художника. Все детали тонут, подчиненные общему впечатлению степных ненастных сумерек...

См. также

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 328—329. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
  2. (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 18 января 2014 года.
  3. (HTML). www.artprojekt.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 7 марта 2016 года.
  4. Ольга Порфирьевна Воронова. (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 31 июля 2012 года.
  5. М. П. Неведомский. (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 5 мая 2012 года.
  6. Виталий Манин . (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 5 мая 2012 года.
  7. Владимир Петров. (HTML). www.kuinje.ru. Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 6 августа 2012 года.
Источник —

Same as Чумацкий тракт в Мариуполе