Interested Article - Цезура

Цезу́ра ( лат. caesura «рубка, срубание»; др.-греч. τομή «рассечение, отсечение, отрубание»):

  1. ритмическая пауза в стихе, разделяющая стих на некоторое количество частей;
  2. граница смысловых частей картины, обозначенная композицией или контрастом цветов, светотеней.

В зарубежной и отечественной научной литературе имеется немало работ, посвященных частным вопросам рассмотрения цезуры в лингвистическом значении данного термина: цезуре в шестистопных стихах , цезуре в гекзаметре , цезуре в двусложных размерах , графическим маркерам цезуры , цезурной рифме , цезурному ударению и др.; общая полиаспектная классификация цезур (на примере русского силлабо-тонического стиха) представлена типологией В. П. Москвина .

Цезура в метре

Необходимость пауз в метрической поэзии возникает из ритмической симметрии размера. Например, в силлабо-метрических размерах (которые были песенными, с нефиксированным «плавающим» ритмом) наличие паузы некритично для восприятия стиха. В метрических размерах (которые были речитативными , с фиксированным постоянным ритмом) цезура, без которой слух не охватывает длинной моноритмичной строки, необходима.

Цезура в героическом гекзаметре

На раннем этапе, когда гекзаметр являлся преимущественно сакральным стихом, он произносился симметрично, без пауз, и был собственно дактилическим (то есть первые пять стоп были дактилями и не подменялись спондеями ). Позже, с развитием индивидуального творчества, гекзаметр стал в полной мере квантитативным, с произвольным слоговым составом, но общей фиксированной долготой.

Таким образом, гекзаметр представляет собой стих, состоящий из последовательности трёхморных (трёхдольных) фрагментов, начало и окончание которых маркируется паузами. Как правило, гекзаметр делится на два или три таких фрагмента. Употребление паузы в метрическом стихе требует осторожности; она не должна находиться в таком месте, где рассекла бы стих на два тождественных полустишия. Отсюда в поэтической практике возникло два правила:

  1. если первое полустишие начинается с сильного места, второе полустишие должно обязательно начинаться со слабого, и наоборот;
  2. на тех околопаузных местах, где словораздел мог бы показаться окончанием стиха, на словораздел налагался запрет (т. н. зевгма ).

Для метрического стиха, состоящего из стоп одинаковой структуры, это в первую очередь значит: пауза не должна проходить между стопами, но должна стопу рассекать. То есть, первое полустишие должно заканчиваться начальной, сильной частью рассечённой стопы; второе — начинаться неначальной, слабой. Такая пауза, которая рассекает стопу, получила название цезуры . В гекзаметре устоялись следующие цезуры:

1) пятиполовинная ( τομή πενθημῐμερής , caesura semiquinaria; встречается чаще всего):

Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη...
(Homerus, Odyss. I, 125)
Áurea príma satá [e]st || aetás, quae víndice núllo…
(Ovidius, Metam. I, 89)

2) трохеическая ( τομή κᾰτά τρίτον τροχαῖον , caesura post tertium trochaeum):

Οἰωνοῖσί τε πᾶσι· || Διὸς δ᾽ ἐτελείετο βουλη...
(Homerus, Il. I, 5)
Pándite núnc Helicóna || deáe, cantúsque movéte…
(Vergilis, Aen. VII, 64)

3) буколическая ( τομή τετραποδία βουκολική , caesura bucolica; называется буколической, так как чаще всего встречается в буколиках Феокрита и Вергилия):

Díc mihi, Dámoetá, cuiúm pecus? || Án Melibóei?
(Vergilius, Ecl. III, 1)

4) трехполовинная ( τομή τριθημῐμερής , caesura semitrinaria; обычно сочетается с семиполовинной):

Quídquid id ést, || timeó Danaós ¦¦ et dóna feréntes
(Vergilius, Aen. II, 49)

5) семиполовинная ( τομή ἑφθημῐμερής , caesura semiseptenaria; обычно сочетается с трехполовинной):

Διογενὲς || Λαερτιάδη, || πολυμήχαν᾽ Ὀδυσσεῦ...
(Homerus)
Quídquid id ést, ¦¦ timeó Danaós || et dóna feréntes
(Vergilius, Aen. II, 49)

Буколическая цезура (3) отличается от прочих тем, что не рассекает стопу. Такая пауза также называется диереза . Диереза, которая требует после себя сильной доли (и соответственно, по указанным причинам, не может использоваться в середине стиха) используется относительно редко и, как правило, не в начале но в окончании (после первой цезуры).

Наиболее употребительная из всех цезур — пятиполовинная. Синтагматическое деление стиха (и соответственно пунктуация) приходится, как правило, на неё; при этом в греческом гекзаметре апостроф цезуру не нарушает:

Ὣς εἰπὠν ἡγεῖϑ᾽, || ἡ δ᾽ ἕσπετο Παλλὰς Ἀϑήνη...
(Homerus, Odyss. I, 125)
Árma virúmque canó, || Troiáe qui prímus ab óris…
(Vergilius, Aen. I, 1)

Цезура в ямбических и трохеических стихах

В ямбических и трохеических стихах необходимость цезуры обусловлена схожими причинами — длинный моноритмичный стих требовал ритмической паузы. Условия постановки паузы оставались такими же — цезура не должна рассекать стих на два идентичных фрагмента, так как напр. ямбический триметр U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— | U—́ ¦ U— не должен превращаться в две ямбические триподии U— | U— | U— // U— | U— | U— . Отсюда в ямбических и трохеических стихах устоялись типы цезур, аналогичные гекзаметру. Примеры цезур в ямбических стихах:

трех- и семиполовинная цезуры в ямбическом сенаре:

Fabúlla: || númquid ílla, || Páule, péierát?
(Mart. Ep. VI 12, 2)

пятиполовинная цезура в ямбическом триметре:

volés sonare: || tú pudica, tú proba
(Hor. Ep. XVII, 41)

Цезура в силлабо-метрике

В асинартических (составных) и логаэдических стихах , то есть в стихах с переменным ритмом, цезуры возникают автоматически при смене ритма. Напр. в асинартете ( биметре , стихе с двояким ритмом) цезура возникает между отрезками разного ритма, напр. в Архилоховом стихе:

Núnc decet áut viridí nitidúm caput || ímpedire mýrto’
(Hor. Carm. I 4, 19)

цезура отделяет дактиличечский акаталектический тетраметр (—UU | —UU | —UU | —UU) от трохеической триподии (—U | —U | —U) . В Большом асклепиадовом стихе:

Tú ne quáesierís, || scíre nefás, || quém mihi, quém tibí
(Hor. Carm. I 11, 1)

цезуры разделяют каталектический ферекратей второй (—X—UU—) хориямб (—UU—) и ферекратей первый (—UU—UX) . В логаэдах цезура часто употребляется для создания характерного ритмического рисунка, напр. в Малом сапфическом стихе :

Integér vitáe || scelerísque púrus
(Hor. Carm. I 12, 1)

Цезура делит дактиль (—U | —U | — ¦¦ UU | —U | —X) , придавая дополнительную динамику послецезурной части стиха.

Примечания

  1. Preuss E. De senarii graeci caesuris. Dissertatio philologica. — Regiomonti, 1859.
  2. Bassett S. E. // The American journal of philology. — 1919. — № 4 . — С. 343–372 .
  3. Бейли Дж. // Бейли Дж. Избранные статьи по русскому литературному стиху. М., 2004.. — С. 220–251 .
  4. Howard H. // The works of Henry Howard earl of Surrey and of sir Thomas Wyatt the elder: In 2 vol. Vol. 1. London, 1815.. — С. CXXXVII — CCLXXXVI .
  5. Bartsch K. // Germania. Vierteljahrsschrift für deutsche alterthumskunde. — 1867. — С. 129–194 .
  6. Корчагин К. М. Цезура в русском стихе XVIII — первой четверти XX века: дис. … канд. филол. наук. — М. , 2012.
  7. Москвин В. П. // Материалы метаязыкового семинара Института лингвистических исследований Российской академии наук. Вып. 3. 2017-2019 годы / Отв. ред. С. С. Волков, Н. В. Карева, Е. М. Матвеев. СПб.: ИЛИ РАН, 2020. — С. 174 – 241 . 24 ноября 2020 года.

Литература

Источник —

Same as Цезура