Interested Article - Изменённое состояние сознания

Изменённые состояния сознания ( ИСС ) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение Арнольда Людвига ) . Согласно А. Ревонсуо , главным характерным признаком изменённых состояний сознания являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий , причём эти искажения складываются в глобальное изменение репрезентаций .

Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей . Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии . ИСС представляют собой одну из главных потребностей человека (сон). Им отводится заметное место в различных религиях. Важную роль в исследованиях ИСС в конце XX столетия сыграли научные эксперименты с использованием различных галлюциногенов (включая ЛСД ), а также методики холотропного дыхания .

Изучение изменённых состояний сознания является междисциплинарной областью направлений, занимающихся : общая и социальная психология , психология личности , когнитивная психология , аналитическая психология , трансперсональная психология , клиническая психология , нейропсихология , психиатрия , антропология и др.

История исследований ИСС

ИСС как подкатегория состояний сознания

Изменённые состояния сознания являются частным случаем такого общего социального, культурно-исторического и, в частности, психофизиологического феномена, как ; по определению Чарльза Тарта , состояния сознания — это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования . Другим подвидом состояний сознания являются так называемые (включающие три широких, — бодрствование , сновидение и глубокий сон ). Также выделяются состояния — гипноз , транс , активное сознание .

Согласно Уильяму Джеймсу , состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» .

Согласно В. Н. Мясищеву , психические состояния , в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными . Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности личности и характера , а также соматический статус человека .

Систематические исследования ИСС

Систематические научные исследования ИСС начались с работ немецкого психолога Арнольда Людвига , который первым разработал модель ИСС, основанную на модульной структуре состояний сознания . Согласно его определению, которое стало классическим, ИСС представляют собой «любые психические состояния, индуцированные физиологическими, психологическими или фармакологическими событиями или агентами различной природы, которые распознаются самим субъектом или внешними наблюдателями и представлены существенными отклонениями в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм в состоянии активного бодрствования» . Основываясь на исследованиях Арнольда Людвига, французский антрополог Эрика Бургиньон определяет ИСС как «состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера» .

В современной психологии разрабатывается целый ряд моделей, описывающих ИСС :

  • дискретные Чарльз Тарт ,
  • континуальные или непрерывные ( англ. ),
  • дискретно-континуальные или смежные — ( нем. Adolph Dittrich ).

Согласно Чарльзу Тарту, ИСС — это новая по отношению к базисному состоянию (например обычному бодрствованию ) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий .

В соответствии со взглядами Колина Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных) состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков и ИСС непрерывно переходят одно в другое .

В своей теории смежных состояний сознания, Адольф Диттрих, с опорой на работы Вильгельма Вундта , схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого — бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели Вильгельма Вундта , внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и, вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой .

ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии , в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:

В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности .

Согласно А. В. Россохину , под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний» .

Согласно , ИСС — это способы организации душевной жизни человека ; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определённой цели . Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС — моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки , эмоциональные отношения, знания , ожидания в отношении данных состояний .

Известный отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания ). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад и вновь пройти пройденное). ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем чтобы пройти путь заново .

Согласно кросс-культурным исследованиям , «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах. Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом — типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными» .

Критерии возникновения ИСС

Согласно исследованиям , В. Ф. Петренко и А. В. Россохина , к критериям возникновения ИСС относятся :

  1. Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
  2. Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта , сопровождающее переход к новым формам категоризации .
  3. Изменения процессов самосознания , рефлексии и внутреннего диалога .
  4. Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
  5. Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях, на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).

Согласно исследованиям Арнольда Людвига , к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов, или черт:

  1. Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
  2. Изменение в субъективном ощущении течения времени ( дисторсия времени ).
  3. Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности ( диссоциативные нарушения ).
  4. Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность ; 4) трудность в выражении эмоций ( шизотимия ).
  5. Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающее в себя явления деперсонализации и дереализации.
  6. Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации , а также временные обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.
  7. Изменение системы значений и ценностей.
  8. Трудности в вербализации переживаний ИСС ( ).
  9. Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).
  10. Снижение порога внушаемости, включающее невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.

Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторые из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить :

  • наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
  • ненаркотические факторы:
    • долговременные :
      • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
      • структура личности субъекта;
      • физиологические особенности человека, создающие определённую предрасположенность к воздействию наркотика;
    • непосредственные :
      • настроение человека;
      • ожидания;
      • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
    • ситуативные :
      • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
      • физические условия и их влияние;
      • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
      • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

  • ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения.
  • ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
  • ИСС как продукт когнитивного процесса и, в частности, как одна из форм проявления креативности.

Дополнительно рассматривается гипотеза об ИСС как продукте нарушения динамики «образующих» сознания, в частности при условиях, вызывающих явные противоречия между чувственной тканью и содержанием предметного образа. А. Н. Леонтьев приводил пример такого явного нарушения в экспериментах Стрэттона, Джорджа Малкольма , где испытуемые носили инвертоскоп , который искажал чувственную ткань образа, что сопровождалось утратой чувства реальности .

Функции ИСС

Арнольд Людвиг в отношении отдельного человека, испытывающего ИСС, выделил, по критерию их полезности для человека и общества, в котором он живёт, 2 основных группы функций ИСС :

  • адаптивные функции ИСС:
    • психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;
    • получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;
    • социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.
  • дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

Типологии ИСС

Согласно разработкам Л. И. Спивака и Д. Л. Спивака , изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

  1. искусственно вызываемые : индуцированные психоактивными веществами (например психоделиками галлюциногенные грибы , дурман , марихуана , кактусы пейотль и Сан-Педро , можжевёловый дым, алкоголь , химические препараты) или процедурами (например сенсорной депривацией , холотропным дыханием );
  2. психотехнически обусловленные : религиозные обряды , аутогенная тренировка по Шульцу , осознанные сновидения , гипнотический транс , медитативные состояния ;
  3. спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки , спортивной игре , оргазме ), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах ), или в необычных и (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии ).

Согласно , ИСС можно подразделить на « высшие » и «низшие», по аналогии с подразделением психических функций у Л. С. Выготского :

  • «высшие» — культурно-исторически обусловленные формы ИСС (культура может обуславливать, а порой и жёстко задавать определённый набор ИСС, их структуру, содержание, функции, специфические характеристики, способы вхождения в конкретное ИСС, признаки, по которым человек может идентифицировать данное состояние, способы саморегуляции этого состояния);
  • «низшие» — «натуральные» состояния , представляющие собой нецеленаправленные, случайные изменения состояния сознания, наступающие в результате дезорганизации «обычного» состояния сознания и характеризующиеся хаосом, отсутствием структуры психической жизни (в частности установок, ожиданий и целей деятельности), что может быть связано с полным отсутствием опыта — как культурного, так и индивидуального.

Согласно феноменологической социологии Ж.-П. Валла , можно выделить следующие типы отношений человеческих сообществ к ИСС:

  • ИСС как нечто привычное и доступное для всех.
  • ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.
  • ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.
  • ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений ( мессианство ).
  • ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.
  • ИСС — это плохо, это безумие.

«Высшие» (культурно-исторически обусловленные) формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению .

Классификация ИСС

Четыре базисных шкалы независимых друг от друга изменений, происходящих с сознанием человека:

  • изменение эмоциональных состояний;
  • изменение восприятия мира;
  • изменение волевого самоконтроля;
  • изменение самоосознания и самоотождествлённости личности.

Последняя шкала наиболее изучена С. Гроффом. Он выделяет 5 типов переживаний:

  1. переживание эмбриона и плода;
  2. архаическое переживание сложных мифологических эпизодов;
  3. соматические эффекты;
  4. сознание Универсального Разума;
  5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота .

Методики исследования ИСС

В начале 1980-х годов научным коллективом под руководством Адольфа Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально — на немецком языке, затем на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить три самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой и был назван «океаническое чувство» .

Исследователи ИСС

См. также

Примечания

  1. Ludwig A. Altered states of consciousness // Archives of general psychiatry . — N 15, 1966. P. 225—234. См. также: Людвиг А. от 4 октября 2013 на Wayback Machine // Изменённые состояния сознания / под ред. Ч. Тарта. — М., 2003.
  2. Ревонсуо, Антти . // / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — С. 257. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6 .
  3. Спивак Л. И. // Физиология человека. — 1988. — Т. 14 , вып. 1 . — С. 138—147 . 10 ноября 2012 года. — из первоисточника 11-10-2012.
  4. См. Hobson J. A. States of consciousness: Normal and abnormal variation // The Cambridge handbook of consciousness / Eds. P. D. Zelazo, M. Moscovitch, E. Thompson. — New York: Cambridge University Press , 2007. Pp. 435—444.
  5. А. П. Забияко. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин . — Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 272. — 1248 с. — 800 экз. ISBN 978-5-88373-089-3 .
  6. Tart C. States of consciousness and state-specific sciences // Science . — Vol. 176, 1972. Pp. 1203—1210.
  7. Бахтияров О. Г. Активное сознание . — М.:Постум, 2010. — 272с.:ил.—(Серия «Психотехнология и психонетика»). — c. 42.
  8. Джеймс У. Воля к вере / Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.
  9. Мясищев В. Н. проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.
  10. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading . — N.Y., 1969.
  11. Ludwig A.W. Altered states of consciousness // Altered states of consciousness: A book of reading . — N.Y., 1969. — P. 9.
  12. Бургиньон Э. Изменённые состояния сознания . В кн.: Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология . — М., 2001. — С. 410.
  13. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе . — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 25.
  14. Martindale K. Cognition and consciousness . — Homewood: Dorsey Press, 1981
  15. Dittrich A. Studies on altered states of consciousness in normals . — N.Y., 1981
  16. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе . — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 26.
  17. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания (ИСС) // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — Вып. 1. М.: Смысл, 2002.
  18. Гордеева О. В. Изменённые состояния сознания и культура: основные проблемы и направления исследования в современной психологии / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер, 2009.
  19. Петровский В. А. «Идея» Гегеля, «оператор сознания» Лефевра и самопричинность «Я» // Рефлексивное управление : Тезисы международного симпозиума 17-19 октября 2000 г.
  20. Бургиньон Э. В. Изменённые состояния сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер , 2009.
  21. Кучеренко В. В., Петренко В. Ф., Россохин А. В. Изменённые состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии . — 1998. — № 3. — С. 70—78.
  22. О.В. Гардеева. // Вестник Московского университета : Теоретические и экспериментальные исследования. — 2015. — № 1 . — С. 12—17 . 16 июля 2015 года.
  23. Гордеева О. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическая основа изучения изменённых состояний сознания / Изменённые состояния и культура. Хрестоматия. О. В. Гордеева — автор-составитель. — СПб.: Питер , 2009.
  24. Мордвинцева Л. П. Изменённые состояния сознания: современные исследования. Научно-аналитический обзор. — М., 1995. — С. 27-28.
  25. А.Г. Сафронов. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности. — Харьков: Ритм Плюс, 2008. — С. 51—77. — ISBN 978-966-2079-18-0 .
  26. Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // , 1998, vol. 31, Suppl. 2, № 7. — P. 84.

Литература

  • Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Уильям Джеймс.
  • Изменённые состояния и культура: хрестоматия / авт.-сост. О. В. Гордеева. — СПб.: Питер , 2009. — 336 с. — ISBN 978-5-388-00318-8 .
  • Козлов В. В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 544 с. — ISBN 5-89939-040-9 .
  • Мордвинцева Л. П. Изменённые состояния сознания: современные исследования: научно-аналитический обзор. — М., 1995.
  • Антти Ревонсуо . Изменённые состояния сознания // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2013. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6 .
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. — М.: Когито-Центр, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5 .
  • Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб.: Издательский дом Ювента; Филологический ф-т СПбГУ, 2000.
  • Спивак Д. Л. . — СПб.: Гарт-Курсив, Фонд «Ленинградская галерея», 1996.
  • Спивак Д. Л. . — Л.: Наука , 1986.
  • Тарт Ч. Изменённые состояния сознания. — М.: Эксмо , 2003.
  • Dittrich A. Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (ASCs) in Humans // , 1998, vol. 31, Suppl. 2, № 7. — P. 80-84.
  • // Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives / Edited by Etzel Cardeña and Michael Winkelman. — Praeger, 2011. — 401 p. — ISBN 978-0-313-38308-3 .
  • // Altering Consciousness: Multidisciplinary Perspectives / Edited by Etzel Cardeña and Michael Winkelman. — Praeger, 2011. — 399 p. — ISBN 978-0-313-38308-3 .

Ссылки

  • от 30 апреля 2008 на Wayback Machine — Мультидисциплинарная Ассоциация Психоделических Исследований
  • от 12 декабря 2010 на Wayback Machine — сайт об академических исследованиях ИСС с поддержкой русского языка
Источник —

Same as Изменённое состояние сознания