Interested Article - Блей, Пол

Хаймен Пол Блей ( англ. Hyman Paul Bley ; 10 ноября 1932 года , Монреаль , Канада 3 января 2016 года ) был джазовым пианистом , известным своим вкладом в движение свободного джаза 1960-х годов, своими нововведениями в стиль игры , а также своими ранними выступлениями на синтезаторах и . Его музыка была описана Беном Рэтлиффом из New York Times как «глубоко оригинальная и эстетически агрессивная». Богатое творческое наследие Блея включает в себя записи с 1950-х годов до его сольных фортепианных записей 2000-х годов.

Детство и юность

Блей родился в Монреале , Квебек , 10 ноября 1932 года. Его приемными родителями были Бетти Маркович, иммигрантка из Румынии , и Джозеф Блей, владелец фабрики вышивки, который назвал приемного сына Хайманом. Подростком он сменил имя на «Пол», думая, что девушкам это будет нравиться больше. Намного позже, в 1993 году, родственник из нью-йоркской ветви семьи Блей посетил джаз-клуб в Нью-Йорке , когда там играл Блей, и сообщил ему, что его приемный отец на самом деле был и его биологическим отцом.

В пять лет Блей начал учиться игре на скрипке . В семь лет, после того, как его мать развелась с отцом, он решил переключиться на фортепиано . Блей оказался очень талантлив, к одиннадцати годам он уже получил малый диплом в Монреале. В тринадцать лет он сформировал группу, которая играла летом на курорте Сент-Агат-де-Мон в Квебеке. Подростком Пол уже играл с гастролирующими американскими группами, включая Tramp Band Ала Коуэнса ( англ. Al Cowans ). В 1949 году, когда Блей пошел в последний класс средней школы, Оскар Питерсон попросил Блея выполнить за него его контракт в зале Alberta Lounge в Монреале. В следующем году Блей уехал из Монреаля в Нью-Йорк и поступил в Джульярдскую школу музыки . Блей прожил в Соединенных Штатах всю свою сознательную жизнь, но никогда не отказывался от канадского гражданства.

1950-е

В 1951 году, во время летних каникул в Джульярдской школе, Блей вернулся в Монреаль, где принял участие в организации . В 1953 году Блей пригласил бибоп - саксофониста и композитора Чарли Паркера в Montreal Jazz Workshop, где он играл и записывался вместе с ним, сделав пластинку Charlie Parker Montreal 1953. Когда Блей вернулся в Нью-Йорк, он нанял , и , чтобы они отыграли вместе с ним расширенный концерт в Copa City на Лонг-Айленде .

С начала 1950-х до 1960-х Блей сделал серию записей трио с Элом Левиттом и . В 1954 году записи этого трио вошли в альбом «Пол Блей», завоевавший большой успех. В 1953 году агентство Shaw Agency пригласило Блея и его трио в тур с Лестером Янгом , на афишах было написано «Лестер Янг и трио Пола Блея». В то время Пол Блей еще выступал с тенор-саксофонистом Беном Вебстером , а также дирижировал оркестром басиста Чарльза Мингуса для альбома «Charles Mingus and His Orchestra». В 1953 году Мингус спродюсировал альбом «Знакомство с Полом Блейем» ( англ. "Introducing Paul Bley" ) для своего лейбла Debut Records, Мингус играл на басу, а на барабанах играл Арт Блейки . Позже, в 1960 году, Блей снова записался с группой Чарльза Мингуса.

В 1954 году Блею позвонил Чет Бейкер и пригласил его сыграть с квинтетом Бейкера в Jazz City в Голливуде , Калифорния , в марте. Затем последовал тур с певицей .

Журнал Down Beat Magazine взял интервью у Блея для своего номера от 13 июля 1955 года. Загадочное название статьи гласило: «Пол Блей: джаз вот-вот будет готов к новой революции» ( англ. "PAUL BLEY, Jazz Is Just About Ready For Another Revolution" ). В статье, перепечатанной потом в выпуске к 50-летию Down Beat, Блей сказал: «Я хотел бы писать более длинные формы, я хотел бы писать музыку без аккордового центра».

Трио Блея с и в 1956 году гастролировало по США и Мексике . Кульминацией тура стало приглашение отыграть концерт в канун 1956 года в доме Люсиль Болл и Деси Арнаса в Палм-Спрингс . Вечером Блей потерял сознание на сцене, у него обнаружилась кровоточащая язва желудка . Люси немедленно отвезла его в больницу Палм-Спрингс, где оплатила все медицинские услуги.

В том же году Пол Блей женился на джазовой пианистке и композиторе Ловелле Мэй Борг, после этого она сменила имя и стала .

В 1957 году Блей остался в Лос-Анджелесе , где играл в клубе Hillcrest. К 1958 году его первоначальная группа с гитаристом превратилась в квинтет , в который Блей нанял молодых музыкантов-авангардистов: трубача Дона Черри , альт-саксофониста Орнетта Коулмана , басиста Чарли Хейдена и барабанщика .

1960-е годы

В начале 1960-х Блей играл в трио с и Стивом Суоллоу . В его репертуар входили произведения самого Блея, Джиффре, а также Карлы Блей. Музыка коллектива привносила новые веяния в камерый джаз и свободный джаз. Европейское турне «The Giuffre 3» в 1961 году шокировало публику, ожидавшую бибопа , а получившую свободный джаз. Впрочем, многие композиции из сыгранных в турне стали классикой свободного джаза.

В то же время Блей гастролировал и записывался с тенор-саксофонистом Сонни Роллинзом , кульминацией записей стал альбом «Sonny Meets Hawk!» лейбла RCA Victor с еще одним тенор-саксофонистом Коулменом Хокинсом . назвал соло Блея в All The Things You Are с этого альбома «выстрелом, который слышали во всем мире».

В 1964 году Блей сыграл важную роль в формировании ( англ. Jazz Composers Guild ) — организации, объединившей тогда многих свободных джазовых музыкантов Нью-Йорка: Билла Диксона , , Сесила Тэйлора и других. Гильдия организовывала еженедельные концерты и создала форум для «Октябрьской революции» 1964 года. Очень известная композиция Turning Point, выпущенная лейблом Improvising Artists в 1975 году, была записана в 1964 году, когда Блей пригласил Джона Гилмора , и для выступления в Вашингтонском университете .

В конце 1960-х Блей стал пионером в использовании синтезаторов и , дав первое концертное выступление на синтезаторе в 26 декабря 1969 года. Это выступление «Bley-Peacock Synthesizer Show» вместе с певицей и композитором имело большой успех. За ним последовали их совместные записи Dual Unity и Improvisie, подписанные как «Annette & Paul Bley». Запись Improvisie была французским выпуском двух расширенных импровизационных треков с Блейем на синтезаторах, вокалом и клавишными Пикок и перкуссией голландского барабанщика , который также участвовал в записи Dual Unity.

1970-е годы

В 1972 году продюсер выпустил первую сольную фортепианную запись Блея «Open, to Love» на лейбле ECM. Блей также выпустил альбом трио Paul Bley & Scorpio для лейбла Milestone Records в 1972 году, на котором он играет на двух электропианино и синтезаторе Arp. В 1974 году Блей и видеохудожник — его вторая жена — основали продюсерскую компанию , также известную как IAI Records & Video. Лейбл выпустил акустические записи многих знаменитых импровизаторов двадцатого века, а также альбом электрического квартета Jaco — дебютную запись Пэта Метени на электрогитаре и Джако Пасториуса на электрическом басу, с Блейем на электрическом пианино и на барабанах . Еще записи и видео IAI включают выступления Джимми Джиффре, Ли Коница , Дэйва Холланда , , , Лестера Боуи , Стива Лейси , , , , , Джона Гилмора, Гари Пикока, две сольные фортепианные записи Sun Ra и другие. Блей и Кэрол Госс указаны в статье журнала Billboard как авторы первого коммерческого «музыкального видео». Госс делала живые видеозаписи с артистами IAI Records, проецируя изображения с аналоговых видеосинтезаторов во время их выступлений. Кроме того, ее видеоарт часто сопровождается сольной фортепианной музыкой Пола Блея, а также записями его «электрической» группы, некоторые из которых не изданы на аудионосителях.

1980-е годы

В 1981 году Блей был снят в канадском документальном фильме Рона Манна «Представь звук» ( англ. Imagine the Sound ), в котором он обсуждает эволюцию фри-джаза и свою музыку в этом контексте. В 1980-х Блей начал записываться для нескольких лейблов в разных форматах, включая сольные фортепианные альбомы: Tears для Owl Records, Tango Palace для Soulnote, Paul Bley Solo для Justin Time Records, Blues for Red для Red Records; дуэт Diane с Четом Бейкером для лейбла Steeplechase; The Montreal Tapes с Чарли Хейденом и для Verve, Fragments с Джоном Серманом , и Полом Мотианом для ECM и еще три новых записи с Джимми Джиффре и Стивом Суоллоу для Owl Records, а также другие записи.

1990-е годы

Блей продолжал гастролировать по Европе, Японии, Южной Америке и США, много записываясь сольно и с широким спектром ансамблей. За несколько лет он записал более восьми альбомов. Примечательно, что Блей снова записал и свою игру на синтезаторе, запись называлась Synthesis. В 1993 году на Международном джазовом фестивале в Монреале была проведена серия концертов в честь Пола Блея.

В 1990-х Блей также устроился на полставки преподавателем Музыкальной консерватории Новой Англии, где он был преподавателем и . Он часто встречался и общался со студентами в кафе, поскольку считал, что они уже умеют играть, но нуждаются в руководстве в жизни.

Американская телекомпания Bravo и французская Arte в 1998 году совместно создали часовой фильм-биографию Поля Блея.

В 1999 Блей опубликовал автобиографию под названием «Остановливая время: Пол Блей и трансформация джаза» ( англ. Stopping Time: Paul Bley and the Transformation of Jazz ).

2000-е годы

В 2001 году Национальный архив Канады приобрел архивы Блея. В 2003 году была опубликована книга Time Will Tell, основанная на интервью Блея, взятом музыковедом Норманом Миханом. Это было глубокое обсуждение импровизации. В 2008 году Блей стал членом Ордена Канады . В 2009 году была опубликована книга «Пол Блей: Логика случая», написанная на итальянском языке джазовым пианистом Арриго Каппеллетти и переведенная на английский джазовым пианистом Грегом Бёурком. Помимо сольных туров по США и Европе, Блей выпустил несколько сольных фортепианных записей, включая Basics, Nothing to Declare, About Time, Solo in Mondsee и Play Blue - Oslo Concert. Последние публичные выступления Пола Блея состоялись в 2010 году, когда он сыграл сольный фортепианный концерт на джазовом фестивале в Париже , за которым последовал дуэт с Чарли Хэйденом в Нью-Йорке. Пол Блей умер естественной смертью 3 января 2016 года дома в Стюарте, Флорида , в возрасте 83 лет.

Примечания

  1. Paul Bley // Encyclopædia Britannica (англ.)
  2. Paul Bley // — 2005.
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #122715128 // (нем.) — 2012—2016.
  4. Spellman, A. B. . — Limelight Editions, 1985. — P. . — ISBN 0879100427 .
  5. . AllMusic . Дата обращения: 5 января 2016. 19 октября 2020 года.
  6. . The Canadian Encyclopedia (7 сентября 2008). Дата обращения: 5 января 2016. 14 мая 2021 года.
  7. . Дата обращения: 8 января 2021. 28 октября 2020 года.
Источник —

Same as Блей, Пол