Interested Article - Беличенко, Сергей Андреевич

Серге́й Андре́евич Беличе́нко (род. 16 марта 1947 , Новосибирск ) — российский джазовый барабанщик, продюсер, публицист, общественный деятель, один из первопроходцев сибирского джаза, участник многих ансамблей и фестивалей, основатель радиостанции Ermatell и лейбла Ermatell Records.

Биография

Окончил музыкальную школу по классу скрипки , ударные инструменты осваивал самостоятельно . В 1971 году стал выпускником Новосибирского медицинского института , после чего работал в НИИ туберкулёза . Музыкальную деятельность Сергей Андреевич начал в 1962 году, но известность пришла к нему во второй половине 1960-х : с 1965 по 1968 годы он играл в ансамбле Владимира Виттиха , ныне — самарского учёного и музыканта. В тот же период Беличенко организовал несколько фестивалей, которые состоялись в 1965 (первый джазовый фестиваль за Уралом ), 1966 , 1968 , 1970 и 1971 годах . С 1971 по 1973 годы музыкант выступает в составе созданного им ансамбля «Джамин» (название расшифровывается как «джазовые миниатюры»), а в 1975 основывает , также известное как «Творческое джазовое объединение Новосибирска», вновь ставшее первой подобной формацией на азиатской территории страны. Также 1970-е годы ознаменовались созданием «Нового сибирского джазового ансамбля» и «Музыкального импровизационного трио» совместно с Владимиром Толкачёвым . При этом Беличенко продолжал вести медицинскую деятельность: статьи публиковались в медицинских изданиях, а сам он в 1979 1980 годах работал старшим судовым врачом в Дальневосточном морском пароходстве . Однако вскоре после окончания службы и основания фтизиоиммунологической лаборатории медицинская карьера была окончательно вытеснена музыкальной.

В 1980-х годах Беличенко создал один из своих наиболее известных ансамблей — «Снежные дети». В 1989 году ансамбль принял участие в фестивале «Современный советский джаз», состоявшемся в Цюрихе . На одну сцену с ансамблем Беличенко вышли такие исполнители, как Сергей Курёхин , трио Вячеслава Ганелина , Азиза Мустафа-заде , Три"О" и другие.

В 1992 году он открыл первую в Сибири частную радиостанцию «Ermatell» (впоследствии аналогичное название получила звукозаписывающая компания), а через два года начал выпуск серии компакт-дисков «Джаз из Сибири». Вскоре был реанимирован проект «Снежные дети», после чего Беличенко создал несколько новых ансамблей — New Generation (с Романом Столяром , Владимиром Тимофеевым , и ), Jazz Old Trio (с ) и Jazz Brothers. В 1996 году музыкант начал вести курс истории мирового джаза на кафедре Истории мировых культур Новосибирского государственного университета , а также стал заведующим отделом джаза Новосибирской государственной филармонии .

В 2004 году Сергей Беличенко защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование новосибирской джазовой школы», а вскоре создал Сибирский институт джаза. В последние годы Беличенко издал несколько книг, посвящённых джазовой культуре. Для одной из них, «Синкопы на Оби», материал собирался более 25 лет. Трёхтомная «Дискография нового джаза», составленная совместно с журналистом Валерием Котельниковым, не издана, но её рукопись хранится в Королевской библиотеке в Лондоне .

В 2015 году вместе с Романом Столяром вошёл в состав «Квартета им. Курёхина».

Женат, отец троих детей. Член Союза литераторов и Союза журналистов России .

Цитаты о джазе

Много лет назад Теодор Адорно , который интересовался джазом как социологическим феноменом, говорил: «Чем глубже общественное распространение джаза, тем сильнее он зависит от банального». Слава богу, из маргинального дела джаз стал профессией. Автоматически у него появились такие земные проблемы, как нехватка денег, слабый маркетинг и высокие издержки. Всё это лишний раз доказывает, что как музыкальный товар джаз ничем не уступает рок-музыке или даже попсе . Но, в отличие от последней, джаз — не просто однообразно модулированный сигнал, а настоящие гимны думающих музыкантов. Публика перестала с нами носиться, потому что больше не считает нас горсткой революционеров-утопистов. Для понимающих людей мы — вполне состоявшиеся носители всемирно признанной идеологии. И меня это вполне устраивает. Из интервью Антона Веселова с Сергеем Беличенко

На многих концертах в городах, где джаз играют давно или впервые, люди после выступления подходят и говорят - «Мы даже не представляли, что джаз может быть таким!». Естественно, потому что эта музыка у старшего поколения ассоциировалась с советскими эстрадными оркестрами, Армстронгом , Эллингтоном , Фицджеральд , Луи Примой и, в лучшем случае, - с Брубеком , Маллиганом , Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи . Более молодые, отравленные поп-культурой, всё же имеют понятия о работах Хэнкокка , Кориа , МакЛафлина , Понти и Джорджа Дюка . Всё остальное, что было до и после - в туманной дали... Здесь уместно вспомнить, что в советское время все каналы СМИ были забиты классической и академической музыкой. У большевиков хватило ума сохранить музыкальное наследие веков и не огульно потчевать население народно-патриотическими творениями или «Валенками». Как ни плоха была советская эстрадная музыка в целом, власть делала ставку на хороших артистов, и откат от «пролетарской культуры» был продиктован заботой об уровне. Халтурщиков, которыми был забит весь СССР, всё же отсепарировали. Сегодня, увы, музыкальная попса вытеснила с ТВ, экрана, эстрады натуральную музыку. Сергей Беличенко. Сегодня он играет джаз .

Это непростое искусство, сложная музыка, любить которую нелегко.. Из интервью Елены Сафроновой с Сергеем Беличенко

Дискография

  • Таллин-67 /в анс. В.Виттиха /1 грп Д-20843-44;
  • Осенние ритмы — 83, грп 2 ,/ в анс. А.Вапирова./ С60-21537-38.
  • Тбилиси-86 грп 2, Мелодия С60-25339-40 ;
  • Homo Liber — Siberian Four. Leo LR 114
  • Valentina Ponomareva — Fortune Teller. Leo LR −136;
  • Sergey Kuryokhin — Popular Mekhanick 17, Leo LR 158;
  • Тбилиси-86 гпл. Мелодия2 С60-25339-40
  • Анатолий Вапиров — Линии судьбы. Мелодия С60-25565-66;
  • Владимир Чекасин — Nomen Nescio. Мелодия С60-26197-98;
  • Сибирский джаз, 1 С60-2771-72; Мелодия
  • Сибирский джаз, 3 Мелодия
  • Джаз Алма-Ата-88. С60-28673-74.
  • Новокузнецк-92 CD
  • Новое поколение — Двуликий Янус (Ermatell 001)
  • Новое поколение — Журнал джазовой иммунологии (Ermatell 009)
  • Новое поколение/ Маркелловы голоса — Страсть в душе священника (Ermatell 050)
  • Снежные дети — Рождественская рапсодия (с Чекасиным) (Ermatell 02)
  • Снежные дети — Комментарии к Гомеру (Ermatell 004)
  • Снежные дети — Цюрих 88 (Leo)
  • Владимир Чекасин — Второй сибирский концерт (Ermatell 003)
  • Владимир Чекасин — Этюды городского фольклора (Ermatell 005)
  • Анатолий Вапиров — Забытый ритуал (Solyd 309/310)
  • — Джазовое Старое Трио (Ermatell 007)
  • — Шаг за шагом (Ermatell 006)
  • Сибирский джаз — Антология I, в трио с Д. Ериловым (Ermatell 008)
  • Давид Голощёкин — Нежно и только нежно (Ermatell 011)
  • Давид Голощёкин — Опять вместе (Ermatell 033)
  • — Странник из Вермонта (Ermatell 012)
  • Аркадий Шилклопер — Заговор медных (Ermatell 020/Богема 8456)
  • Sergey Kuryokhin — Devine Madness (Leo 814)
  • — Dokument (Leo 803)
  • Азиза Мустафа-заде — Цюрих 88 (Leo)
  • Игорь Бутман — Свинг первой ночи (Ermatell 022)
  • Игорь Бутман — Однажды в летний уикэнд (Ermatell 026)
  • Владимир Тимофеев — Натали (Ermatell 024)
  • Звезды Нью-Йорка — Адская смесь (Ermatell 033)
  • Даниил Крамер — Вальс для прелестной жены (Ermatell 038)
  • — Фантазии на И. С. Баха (Helycon 9564)
  • Валерий Пономарёв / Бенни Голсон — Миссия в Сибири (Ermatell 035)
  • Модерн Джаз Септет — Дни Дэфолта (Dialog Music DM-80061 J27)
  • / Роман Столяр — Триалог (Ермателль 057)
  • — Нотариально заверенный блюз (Ермателль 051)
  • New Generation — Dances (Ayler 067)
  • Gold Years of The Soviet New Jazz, volume III. CD Leo GY 409/412
  • Anna Buturlina — Love Words (Ermatell)
  • Мировой сибирский джаз ансамбль — Концерт в Доме учёных (Ерматель)
  • Георгий Гаранян — Коты будут довольны (Ермателль)
  • Безграничный Джаз-ансамбль XXI века — Разбирая архивы (Джазософия)

Библиография

  • Сергей Беличенко, Валерий Котельников. Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2005. — С. 400. — ISBN 5-94087-392-8 .
  • Сергей Беличенко. Институциональные особенности отечественной джазовой культуры (1922-2007). — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2007. — С. 412.
  • Сергей Беличенко . Джаз для любознательных. Том 1. Преджас. Классический джаз (1845-1900-1945). Популярная история серьезного музыкального искусства. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. — С. 292.
  • Сергей Беличенко . Джаз для любознательных. Том 2. Модерн джаз (1945-1965). Популярная история серьезного музыкального искусства. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2012. — С. 260. — ISBN 978-5-379-01966-2.
  • Сергей Беличенко . Мегаджаз 1975–2020 гг. — Новосибирск: Музыкальная автономная некоммерческая организация “Сибирский институт джаза”, 2022. — С. 472. — ISBN 978-5-7584-0601-4 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 14 февраля 2009 года. . Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  2. . Дата обращения: 24 ноября 2010. 22 августа 2011 года.
  3. Дата обращения: 24 ноября 2010. Архивировано из 19 июня 2010 года.
  4. Дата обращения: 24 ноября 2010. 7 октября 2008 года.
  5. . Дата обращения: 24 ноября 2010. 3 января 2011 года.
Источник —

Same as Беличенко, Сергей Андреевич